Материалы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
методическая разработка

Блинова Елена Викторовна

Анализ работы

районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района за 2017/2018 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

районного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района за 2017/2018 учебный год

   Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы  Нижневартовского  района в течение 2017-2018 учебного года работало над темой: «Повышение профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях ФГОС»

 Цели работы  РМО:

непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы, методики преподавания;  расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений  педагогов в области внедрения инновационных педагогических технологий, в условиях введения ФГОС ООО, повышающих качество образования.

Задачи РМО: 

1). Усилить личностно-ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.

 2). Информировать преподавателей о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики.

 3). Способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителя.

4). Способствовать формированию педагогического самосознания учителя как педагога-организатора учебно-воспитательного процесса, строящего  педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества.

5). Развитие творческого потенциала педагогов и обучающихся.

6). Способствовать совершенствованию профессионально-педагогической подготовки педагогов.

   Вся работа районного методического объединения была направлена на реализацию поставленных задач. На заседаниях рассматривались теоретические и решались практические вопросы. Деятельность РМО строилась в соответствии с планом работы РМО, утвержденным на первом заседании. Заседания РМО проходили в разных формах. Теоретические вопросы готовились как руководителем РМО, так и членами РМО,  активно выступали и делились опытом работы Артемьева Н.М., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя  школа»,  Бортюк Л.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1».

   Педагоги Нижневартовского района  в течение 2017-2018 учебного года повышали свою педагогическую квалификацию через курсы очные и дистанционные, вебинары, изучая и применяя на своих уроках современные педагогические технологии. С целью повышения квалификации педагогов и оказания практической помощи проводилось виртуальное методическое консультирование по следующим вопросам: мотивация обучающихся на уроках; работа с отстающими обучающимися; современные образовательные здоровьесберегающие технологии; подготовка к итоговому сочинению (изложению) в 11 классе; подготовка к ОГЭ по русскому языку подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Для оказания практической помощи в самообразовании учителей в течение учебного года пополнялась электронная база методических и дидактических материалов:

  • Презентации уроков.
  • Передовой педагогический опыт в области внедрения современных педагогических технологий.
  • Создание базы данных по организации факультативов и элективных курсов.

 В течение учебного года было организовано и проведено два заседания районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

    02.11.2017 года состоялось заседание №1 по теме «Повышение качества преподавания русского языка и литературы», где присутствовало 13 педагогов из 11 образовательных учреждений района, в ходе которого рассматривались следующие вопросы:

1.Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы за    2016-2017 учебный год. Утверждение плана работы районного методического объединения на 2017-2018 учебный год. (Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»)

2.Результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах и литературе в 11 классах за 2016-2017 учебный год. Типичные ошибки в заданиях с развернутым ответом по русскому языку и литературе. (Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»)

3.Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году. (Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»)

4.Написание итогового сочинения (мастер – класс). (Артемьева Н.М., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя  школа»)

5. Основные проблемы итогового сочинения  и пути их решения (из  опыта работы). (Ростова Л.Д., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корликовская общеобразовательная средняя  школа»; Блинова Е.В., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская ОСШУИОП №1»; Щелокова М.И., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Ларьякская средняя  школа»)

6. Организация проверки  итогового сочинения (изложения). (Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»).

  В ходе заседания Камышева Л.А., руководитель РМО учителей русского языка и литературы, проанализировала работу  районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2016-2017 учебный год. Наряду с положительными результатами в работе были отмечены недостатки: невысокий уровень качества участия обучающихся образовательных учреждений района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников; низкая активность педагогов образовательных учреждений района по вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Также Камышева Л.А. обратила внимание педагогов района на основные принципы ФГОС, одним из которых является принцип преемственности. Далее Камышевой Л.А был предложен план работы РМО на 2017-2018 учебный год, который был обсужден  и утверждён учителями  района.

  Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования», проанализировала   результаты ЕГЭ  выпускников 11 (12) классов по русскому языку в 2016-2017 учебном году,  представила график решаемости заданий контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку 2017г., отметила низкий уровень подготовки выпускников по заданию №22. Далее Кузовлева Н.Н. познакомила коллег со  статистическими данными результатов ЕГЭ по общеобразовательному предмету «Русский язык», дала рекомендации, предложила комплекс мер по повышению качества образования по русскому языку, выделила приоритетные направления в учебно-методической и внеклассной работе  в 2017-2018 учебном году. Также Кузовлева Н.Н. ознакомила педагогов с  перечнем основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году.

 Артемьева Н.М., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ваховская общеобразовательная средняя  школа», на высоком методическом уровне провела мастер-класс «Написание итогового сочинения», в ходе которого Ниной Михайловной были продемонстрированы оригинальные формы и методы работы,  создана атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Активное участие  в мастер-классе приняли следующие педагоги:

  1. Кириченко  Т.Д., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»
  2. Камышева Л.А., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
  3. Резниченко Е.С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
  4. Блинова Е.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
  5. Нялина Е.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
  6. Балашова Ш.Н.. учитель МБОУ «Ватинскя ОСШ»
  7. Фёдорова И.В., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»
  8. Шмидт Л.В., учитель МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»
  9. Половникова В.И., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»
  10. Смольникова В.И., учитель МБОУ «Новоаганская  очно-заочная школа»
  11. Ростова Л.Д., учитель МБОУ «Корликовская ОСШ»
  12. Щёлокова М.И., учитель МБОУ «Ларьякскя ОСШ».
  13. Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»

  Ростова Л.Д., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корликовская общеобразовательная средняя  школа», поделилась с коллегами опытом работы, предложила алгоритм работы над итоговым сочинением. По данному вопросу  также слушали Щелокову М.И., учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Ларьякская общеобразовательная средняя  школа», которая выделила отрицательные стороны  ученических работ: часто выпускники выступают не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания. Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму и др. Щелокова М.И. предложила пути решения данной проблемы, порекомендовала методическую литературу, предложила коллегам пользоваться  при подготовке к экзамену следующими сайтами: сайт ФИПИ, решу ЕГЭ, Яндекс, ЕГЭ порта.

   Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1», рассказала об организации проверки  итогового сочинения (изложения). Камышева Л.А. обратила внимание на приложение 7 к письму Рособрнадзора от  12.10.2017  №   10-718.

  16.03.2018 года состоялось заседание №2 по теме «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС ООО», где присутствовало 12 педагогов из 10 образовательных учреждений района, в ходе которого рассматривались следующие вопросы:

1. Результаты муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 2017-2018 учебном году. (Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования»).

2. Способы формирования и оценки УУД на уроке русского языка и литературы. (Теплова Галина Романовна, учитель МБОУ «Варьёганская ОСШ»).

3. Нестандартный урок русского языка в условиях реализации ФГОС ООО (Половникова Валентина Ивановна, учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»).

4. Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ООО. (Резниченко Е.С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

5. Особенности работы с детьми с ОВЗ (с умственной отсталостью) на уроках русского языка. (Блинова Е.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

6. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов (Шмидт Лариса Владимировна, учитель МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»).

7. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС ООО (Юрьева Мария Антоновна, учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»).

8. Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках  развития речи по ФГОС OОО (Кошелева Октябрина Викторовна, учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»).

9. Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС OОО (Бортюк Л.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»).

10. Мониторинговая деятельность как  основа подготовки к единому государственному экзамену (Борисова С.Г., учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская  ОСШУИОП № 2»).

11. Круглый стол по теме «Подготовка обучающихся к государственной аттестации (обмен опытом)» (Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»).

В ходе заседания Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования», познакомила с результатами муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 2017-2018 учебном году: муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников русский язык - 21 участник, победители:7 класс –Любшина Яна, обучающаяся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», 8 класс - Васина Евгения, обучающаяся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2», 9 класс – Дьяконова Диана, обучающаяся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2», 10 класс-Кузин Алексей, обучающийся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2»,  низкий уровень знаний показали обучающиеся 11 кл., отсутствует как победитель, так и призёр; литература - 27 участников, победители: 9 класс -  Самойлова Анна, обучающаяся МБОУ «Излучинская  ОСШУИОП №2», 10 класс – Ионкина Василиса, обучающаяся МБОУ «Излучинская  ОСШУИОП №2», 11 класс –Дедюхин Герман, обучающийся МБОУ «Излучинская  ОСШУИОП №2». В региональном этапе призовых мест нет.

Теплова Г.Р., учитель МБОУ «Покурская ОСШ»,  рассказала  о способах формирования и оценки УУД  на  уроках русского языка и литературы, поделилась с коллегами опытом работы.

Половникова Валентина Ивановна, учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ», рассказала о творческих принципах нестандартных уроков, отметила, что нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.  Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

  Резниченко Е.С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», рассказала о проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО, обратила внимание  на классификацию проектов по доминирующей деятельности учащихся, подробно рассказала об этапах работы над проектом, поделилась опытом работы.

  Шмидт Лариса Владимировна, учитель  МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»,  рассказала о том, что форма теста признана в системе образования многих стран мира, а в последнее время активно используется в России, прежде всего как способ контроля знаний на ЕГЭ. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Далее Лариса Владимировна выделила основные виды тестов, отметила, что с их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учёт успеваемости и академических достижений. Использование с 5 класса тестирования как одной из форм технологии оценивания планируемых результатов позволяет школам формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний.

  Юрьева Мария Антоновна, учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова», обратила внимание на то, что ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значительную роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащегося. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. С целью отслеживания результатов уровня сформированности  адекватной самооценки школьников Юрьева М.А. предложила использовать методику Н.Г.Лускановой «Лесенка».

  Кошелева Октябрина Викторовна, учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»,  рассказала о взаимодействии учителя и обучающихся на уроках  развития речи по ФГОС OОО. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определённым знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Учитель и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Современный педагог должен владеть современными педагогическими технологиями, эффективно взаимодействовать с родителями обучающихся, быть способным  к личностному и профессиональному развитию.

  Бортюк Людмила Валерьевна, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»),  рассказала о развитии детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС OОО. Людмила Валерьевна отметила, что работа  с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. Ускорение, углубление, обогащение, проблематизация – основные подходы к обучению одарённых детей с высоким умственным потенциалом. Для успешной работы с одарёнными детьми необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты. Одарённым детям необходимо не только педагогическое, но и психологическое сопровождение.

 Борисова Светлана Геннадьевна, учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская  ОСШУИОП № 2», рассказала о мониторинговой деятельности как основе подготовки к единому государственному экзамену, поделилась  с коллегами опытом работы, отметила, что работа по подготовке к итоговой аттестации будет результативной и даст положительные результаты  ученику и учителю, если она будет систематической, целенаправленной, с полным мониторингом всех достижений и неудач.

   Камышева Л.А., руководитель районного методического объединения, учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1», провела круглый стол по теме «Подготовка обучающихся к государственной аттестации (обмен опытом)», в котором прияли активное участие следующие педагоги:

- Задорожная А.В., учитель  МБОУ «Большетарховская ОСШ»,

- Теплова Г.Р., учителя МБОУ «Покурская ОСШ»,

- Кошелева О. В., учитель МБОУ «Ватинская ОСШ»,

-Фёдорова И.В., учитель МБОУ «Ваховская ОСШ»,

- Шмидт Л. В., учитель  МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»,

- Бортюк Л. В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

- Резниченко Е.С., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

- Блинова Е.В., учитель МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»,

- Борисова С. Г., учитель МБОУ  «Излучинская  ОСШУИОП № 2»,

- Половникова В. И., учитель МБОУ «Охтеурская ОСШ»,

- Юрьева М. А., учитель МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»,

- Смольникова В.И., учитель МБОУ «Новоаганская ОЗШ»,

 -Кузовлева Н.Н., методист муниципального автономного учреждения «Центр развития образования».

  Проведенный анализ позволяет считать работу РМО учителей русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году удовлетворительной. Все заседания, запланированные в начале года, были проведены по плану. Следует отметить, что педагогами Нижневартовского района целенаправленно ведется работа по освоению современных методик и технологий обучения. Педагоги непрерывно совершенствуют уровень педагогического мастерства и компетентности в области русского языка и литературы.  Большое внимание уделяется сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.

      Наряду с положительными результатами в работе есть и недостатки:

  • остается невысоким уровень качества участия обучающихся образовательных учреждений района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
  • следует отметить низкую активность педагогов  образовательных учреждений района по вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.

 В 2018-2019 учебном году  необходимо:

                1)продолжить внедрение  ФГОС второго поколения на уроках русского языка и

                   литературы в 5-11 классах;

                2) продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА и  ЕГЭ,  внедрению  новых

                   технологий, современных форм и методов проведения уроков;

                3)повысить  уровень речевой, орфографической и пунктуационной грамотности

                   учащихся;

                4)продолжить подготовку сильных обучающихся к муниципальному и

                  региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по русскому

                  языку и литературе, принять активное участие  в данной олимпиаде  в 2018-

  1.  учебном году;

                 5) при работе с одаренными детьми  постоянно стимулировать их   познавательную активность и познавательную мотивацию;  развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер.

31.05.2018г.                         Руководитель РМО           Камышева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год

План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературына 2011-2012 учебный год...

план районного методического объединения учителей русского языка и литературы 2015-16

план районного методического объединения учителей русского языка и литературы 2015-16...

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...