Технология "Коучинг"
методическая разработка

Паршина Алена Васильевна

  КОУЧИНГ зародился в 80-х годах прошлого века в Америке  и получил широкое распространение.

  Коучинг завоевал популярность сначала в Америке, а затем в Европе и Азии.

  Коучинг оформился в самостоятельную науку, получил признание высокого   искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kouching.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

Выступление

Коучинг – инновационная технология

                                                        Дата проведения: 18 апреля  2019 года

                                             Время проведения: 10.00-14.00

                                            Место проведения: МБУДО «МЦДОД»

                                            Ответственный: А.В. Паршина

                                            Участники: педагоги и методисты                      

1 СЛАЙД

Коучинг – новая ТЕХНОЛОГИЯ,  созданная на стыке психологии, менеджмента, философии  и логики, используемая  для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека и его мотивации к саморазвитию. 

2 СЛАЙД

                 Он  распространён  во  всех  экономически  развитых  странах  и  особенно  широко  использован  в  сфере  управления  человеческими  ресурсами. 

3 СЛАЙД

            КОУЧИНГ зародился в 80-х годах прошлого века в Америке  и получил широкое распространение.

  коучинг завоевал популярность сначала в Америке, а затем в Европе и Азии.

  коучинг оформился в самостоятельную науку, получил признание высокого   искусства.

         4 СЛАЙД

Многие из принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике.  Принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для детей, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.

          5 СЛАЙД

Главная задача коучинга в образовании, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние  и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития.

6 СЛАЙД

Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности.

Следовательно, помимо  «знаниевой», формируется также личностно — деятельностная образовательная парадигма. Вполне очевидно, что меняется позиция педагога, который не только передает знания и накопленный опыт, но и способствует достижению целей обучающегося. Для этого педагогу  важно создать особое творческое пространство, которое поможет открыть в ребёнке его таланты, активизировать его ресурсы и направить их в нужное русло.

 Педагог — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих обучащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей.

7 СЛАЙД

Коучинг развивает у обучающихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.

Таким образом, основными задачами современного ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования является не только передача обучающимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации.

Коучинг – это инструмент, который позволяет педагогу наиболее эффективно взаимодействовать на обучающихся

8 СЛАЙД

Коучинг-технология

Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч- сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени. Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE

Почему важно задавать открытые вопросы?

Это важно, потому что открытые вопросы позволяют больше узнать информации об обучающимся: чего он хочет, каким образом он хочет этого добиться, когда и зачем? Что делает вопрос открытым, "сильным"? Открытые вопросы делает «сильным» то, что они провоцируют совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность.

11 СЛАЙД

Глубинное слушание – это способность чувствовать и слышать то, что находится «за» словами другого человека и быть в процессе общения в некой глубинной подлинной связи. Глубинное слушание - это слушание из собственной внутренней тишины.

12 СЛАЙД

Школирование - шкала является простой и одновременно эффективной технологий,  которая помогает  сверять уровень приближенности к цели, к желаемому результату;  простраивать шаги по  достижению цели;

      Шкалы всегда имеют название и могут быть самыми различными, но их принято подразделять на два типа:

1. Шкала достижений (результата), например, шкала готовности проекта, создание модели,  и др. В шкале достижений результатом является объективный результат, например, книга выпущена. В таких шкалах можно двигаться сверху вниз.

2.   Шкала состояний, например, шкала ясности; уверенности; мотивации к успеху. В шкалах состояний движение осуществляется снизу вверх от 1 до 10.

        Шкалу рисуют в вертикальной или горизонтальной ориентации, если работа с использованием шкалы происходит в кабинете в процессе непосредственного взаимодействия коуча и обучающегося, можно разместить ее  на полу и ходить по ней, отслеживая при этом ощущения в теле.

Алгоритм работы со шкалой включает следующие этапы:

1.  Предложите ребёнку  выбрать шкале название.

2. Попросите его описать, что для него означает 10. По каким критериям он поймет, что находится на 10? При описании желательно максимально придерживаться формата конечного результата (описан в ...). Поинтересуйтесь у ребёнка: "Представь, что ты сейчас на 10, опишите ваши ощущения. Что вы видите, слышите, чувствуете?"

3. Поинтересуйтесь у обучающегося, относительно этой 10 на каком уровне от 1 до 10 он находится сейчас? И как он понимает, что находится на этой отметке (например, 4, 5 и пр.)? Классическим вариантом использования шкалы является движение снизу вверх.

13 СЛАЙД

Принципы творческой стратегии   Уолта Диснея

Основополагающим принципом творческой стратегии  Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления (можно даже сказать – позиций восприятия) – это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». Дело в том, что у обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга.

Следующим важным принципом является то, что все позиции представляют собой единый механизм, целью которого является разработка наилучшего способа реализации любого проекта.

  1. Подготавливаем в пространстве четыре места.
  2. Входим в позицию «Мечтатель». Представляем в своём воображении самую лучшую, идеальную возможность реализации нашего проекта. Представляем самый лучший образ самих себя, а также то, как мы реализуем наш проект. Наибольших результатов можно достичь посредством визуализации, когда всё, что мы воображаем, представляется в форме красочного цветного кино.
  3. Входим в позицию «Наблюдатель». Здесь нашей задачей является налаживание эффективного взаимодействия всех позиций и осуществление корректной связи между ними. Необходимо оценить продуктивность работы «Мечтателя», дать соответствующие рекомендации и после этого мысленно передать репрезентацию плана реализации проекта от «Мечтателя» к «реалисту».
  4. Входим в позицию «Реалист». Берём на себя роль человека дела, который получает огромное удовольствие от деятельности. Рассматриваем план реализации проекта и отбираем из него только то, за что мы стопроцентно сможем поручиться. Нужно подумать о том, при помощи каких реальных действий возможно реализовать проект.
  5. Входим в позицию «Критик». Настраиваемся позитивно. На этом этапе требуется проанализировать наш план, спрогнозировать возможные препятствия и ошибки и предупредить их. Сделать это нужно ещё до реализации плана. Очень важно также сформулировать для «Мечтателя» необходимые вопросы и задачи, подумав о возможных проблемах. Что может произойти в процессе реализации? Может ли наш проект как-то и на что-то отрицательно повлиять? Требующиеся задачи по доработке плана следует указать именно в позитивной форме.

  1. Входить поочерёдно во все позиции требуется до тех пор, пока разработанным планом реализации не будут окончательно удовлетворены все «участники».
  2. Подстраиваемся к будущему. На данной стадии у нас есть полная «картинка» плана реализации нашего проекта и всех действий, необходимых для достижения требуемого результата. На основе этого мы продумываем свои первые практические шаги и приступаем к их осуществлению.

Креативная стратегия Уолта Диснея является очень эффективной на практике. Попробуйте применить стратегию творчества Уолта Диснея на практике, и вы сами сможете убедиться в том, насколько она мощна и результативна!

Организация занятий с элементами коучинга в творческом объединении

- То есть у ребёнка есть проблема или вопрос, который он хочет решить и педагог-коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам ребёнок, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы.

-Педагог-коуч должен уметь слушать и задавать дальнейшие вопросы.

- При изучении новой темы педагог задаёт  интересные вопросы, ответ на которые хотел бы знать каждый обучающийся, и вот уже дети смотивированны,  внимание к новой теме повышается.

-Именно мотивация, формирующаяся на занятиях, и осознанное усилие по применению полученных знаний и навыков, обладают особой важностью.

14  СЛАЙД

Организация воспитательной работы с помощью коучинга

В этой работе мне хотелось рассказать о методе воспитания детей с помощью коучинга. Предлагаю рассмотреть пример – так будет проще понять сам метод и его использование. Ребенок что-то делает не так, например, отвлекается на занятии. Стандартное поведение педагога: «Роберт, не отвлекайся, слушай внимательно!». При этом ребенок не думает, а просто выполняет приказ, отданный педагогом. С точки зрения развития личности – это минус.

Технология коучинга: Педагог говорит: «Роберт, как ты думаешь, что будет, если все ребята будут вести себя также,   как ты?» Тогда ребенок начинает думать. Педагог продолжает задавать наводящие вопросы: «Услышат ли они меня?», "Узнают ли что-то новое и интересное, или многое пропустят?" И тогда ребенок  думая, исследуя, сам приходит к нужному для педагога решению. Когда он пришел к нему сам – это совсем по-другому влияет на него. Это не навязанное сверху без объяснений решение, это его собственное, самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее.

Может быть это слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на воспитание и формирование ребенка, но если этот метод применять регулярно, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить. Ребёнок начинает жить осознанно, приучается думать о своих поступках, своём поведении, нести за них ответственность.

15 СЛАЙД

-Также, в целях самовоспитания навыков целеполагания и планирования,  проводиться  различные коуч-игры «Цветик –семицветик»

            Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки  целеполагания и планирования. С помощью коучинга мы можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи.

16 СЛАЙД

В заключение хочется сказать,  коучинг технология  требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать  других,  задавать правильные  вопросы,  которые  зачастую,  гораздо  важнее  умения  отдавать прямые и четкие указания.

Для этого педагог должен владеть умением формулировать и задавать вопросы:  

 -  отражающие  активное слушание и понимание взгляда ребёнка;  

 -  провоцирующие  совершение  открытий,  озарение,  пробуждающие  целеустремлённость и активность  

 -  открытые  вопросы,  порождающие  большую  ясность,  новые  возможности  или знания;

 -   продвигающие  ребенка  по  направлению  к желаемому,  а  не  требующие  от  него находить доказательства или оглядываться назад.  

17 СЛАЙД

Благодаря применению коуч-техник   на занятиях  растет и развивается личность каждого обучающегося. Применение этой технологии на занятие способствует следующему:  

 - На занятие  складываются отношение равных: педагог – партнер, «тренер талантов»

 -   Выслушиваются  различные точки зрения;

 -  Растет вера в то, что все получится;

 -  Работа на занятие  вызывает удовольствие и энтузиазм.  

Поэтому главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.