ПК 3.4
методическая разработка

Видергольд Сергей Анатольевич

Участвовать в исследовательской проектной деятельности в области физического воспитания.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областные соревнования по бегу памяти Заслуженного тренера России Василия Петрова и тренера Минеинакия Газиева Первенство СШОР №1 по метанию копья, толканию ядра и метание диска среди юношей и девушек 1998-1999, 2000-2001, 2002-2003, 2004-2005, 2006-2007 г.р.

Слайд 2

Полумарафон «Самопреодоление» Первенство СШОР №1 по прыжкам с шестом и в высоту

Слайд 3

Открытый Кубок города Челябинска по спортивной ходьбе "Памяти А.Л.Боярчука "

Слайд 4

Традиционная легкоатлетическая эстафета Всероссийские соревнования по трейлу (18 км, 39 км, 71 км, 110 км)



Предварительный просмотр:


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования: бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одну из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последние двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега начала развиваться  быстрыми темпами . Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время её роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнования команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя – тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий - укрепить волю. И всё это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоению разрядов и званий в соответствии с требованиями. Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр.

Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной мощности. Средняя скорость сильнейших «средневиков» мира в настоящее время достигало чрезвычайно высоких показателей. В беге на 800 метров она составляет – 12,8-13.0 сек, на каждые 100 м дистанции.

На основании актуальности проблемы исследования сформулирована тема реферата: «Тактика бега на средние дистанции».

Цель исследования: проанализировать особенности тактики бега на средние дистанции.

Задачи исследования:

1) изучить характеристику бега на средние дистанции;

2) раскрыть механизмы энергообеспечения бега на средние дистанции;

3) рассмотреть технику бега на средние дистанции;

4) изучить особенности бега на средние дистанции.

Методы исследования:

1) анализ литературы;

2) обобщение и систематизация материала.

3) сравнение.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

  1. Характеристика бега на средние дистанции

Бег на средние дистанции — это бег, который является одним из популярных видов легкой атлетики, так как не такой продолжительный, как бег на длинные дистанции, и не настолько быстрый, как спринт.

Главная характеристика бега, независимо от продолжительности дистанции, – отсутствие двойной опоры и наличие периода полёта. Проще говоря, ни на одну секунду обе ноги спортсмена не должны оказываться на земле.

Существует несколько разновидностей этой спортивной дисциплины. В их числе бег на средние и длинные дистанции, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Первый вариант сочетает и высокие скорости, и тактику, от которой зависит конечный результат, и оздоровительные функции.

Бег на средние дистанции (800 и 1500 м) относится к зоне работы субмаксимальной мощности. Одним из показателей, характеризующих эту работу, является кислородный долг, нарастающий во время соревновательного бега и достигающий к концу дистанции значительной величины. Таким образом, ведущим функциональным показателем является кардио-респираторная система. Функция органов дыхания при беге заключается в доставке организму необходимого для выполнения данной работы количества кислорода. Минутный объём дыхания может быть увеличен путём повышения частоты дыхания или возрастания объёма вдоха, причем в начале бега возрастает глубина дыхания, а затем частота дыхательных движений. Говоря о дыхании, необходимо указать на нецелесообразность проведения гипервентиляции, как во время бега, так и на старте перед ним. Бегуну на средние дистанции желательно избегать резких изменений естественного режима дыхания в процессе деятельности.

В конце дистанции сдвиги дыхания приближаются к максимальным величинам. Частота и глубина дыхания возрастают, легочная вентиляция при этом может увеличиться до 150 л/мин и более. Кислородный долг после бега на 800 м достигает 55-68% от кислородного запроса, 1500 м - 45% и больше, а при очень быстром пробегании последних 300 м дистанции может увеличиваться до 52-55%. Дыхательный коэффициент при беге на средние дистанции равен единице или близок к ней.

Что касается сердечно-сосудистой системы, то при беге на средние дистанции значительно большим становится кислородный запрос, что обусловливает необходимость максимального напряжения и координированности в деятельности системы кровообращения. Возможности сердечно-сосудистой системы полностью используются лишь во второй половине дистанции. Так, в момент окончания бега может наблюдаться увеличение ЧСС до 200 в 1 мин и более. Причем у хорошо тренированных спортсменов при предельном напряжении ЧСС возрастает в большей мере, чем у менее тренированных. Восстановление ЧСС до исходного уровня после бега может продолжаться 1,5-2 часа и дольше.

Значительно изменяется в процессе бега и артериальное давление. Так, максимальное давление достигает 25,3 кПа и более, а минимальное иногда снижается до 2-2,5 кПа (190 и 15-20 мм рт. ст). Сразу после бега как результат повышенного тонуса мышцы сердца и уменьшения венозного притока при выключении «мышечного насоса» может отмечаться уменьшение размеров сердца на 1-1,5 см.

Повышение кислородного запроса во время бега на средние дистанции приводит к мобилизации функциональных возможностей организма, относящихся к транспорту кислорода, и оказывает стимулирующее влияние на кроветворную функцию. Изменения, возникающие в составе крови, в существенной мере определяются процессами, происходящими в работающих мышцах. Так, активизация анаэробного энергообразования в процессе работы субмаксимальной мощности вызывает резкое повышение концентрации недоокисленных продуктов обмена в крови в результате их диффузии из мышц. Последнее является одним из моментов, создающих такие условия, при которых по истечении определенного срока продолжение работы в том же темпе становится невозможным. В частности, во время бега на 800 м значительно возрастает содержание в крови молочной кислоты, достигая 22 ммоль/л (200 мг%) и более, а на 1500 м - 19 ммоль/л (170 мг%) и выше. Почти параллельно с изменением уровня молочной кислоты в крови изменяется и уровень концентрации пировиноградной кислоты. Поступление в кровь этих веществ сказывается на её реакции: последняя сдвигается в кислую сторону - развивается метаболический ацидоз. Постоянство активной реакции крови - кислотно-основное состояние - регулируется химическим действием буферных систем крови и физиологическими факторами.

Одновременно с увеличением в крови недоокисленных продуктов значительно может возрастать содержание сахара, но у недостаточно тренированных бегунов наблюдается и его уменьшение. При этом содержание жира, свободных жирных кислот и кетоновых тел во время бега, как правило, не изменяется.

При беге на средние дистанции достоверные изменения обнаружены и в морфологическом составе крови. В частности, возрастают число эритроцитов и процент содержания гемоглобина за счёт увеличения массы циркулирующей крови, поступающей из депо в сосудистое русло, а также из-за активизации функций органов кроветворения. При этом следует учитывать, что кровь, находящаяся в депо, содержит больше эритроцитов и гемоглобина, чем кровь, циркулирующая в сосудах.

Также одним из важнейших факторов, обусловливающих спортивный результат в беге на средние дистанции, является энергетический потенциал бегуна. Этим объясняется то большое внимание, которое уделяется специалистами различным аспектам проблемы повышения энергетических возможностей и их реализации в процессе соревновательной деятельности. В связи с этим следует подробно остановиться на системе энергообеспечения мышечной работы, в том числе и бега.

Как известно, сокращение мышц сопровождается расщеплением АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты), содержание которой в клетках тела относительно невелико. Мышечная деятельность в зависимости от её интенсивности и продолжительности может не влиять на уровень АТФ в мышцах или приводить к незначительному, а при определенных условиях и к существенному его снижению. Кроме того, уровень АТФ, значительно снизившийся в начале работы, потом может повыситься и стабилизироваться, но останется ниже исходного. Таким образом, в процессе мышечной деятельности происходит непрерывный ресинтез АТФ. В зависимости от интенсивности и продолжительности работы он либо обеспечивает поддержание баланса АТФ, либо восполняет часть расходуемой АТФ.

1.2. Механизмы энергообеспечения бега на средние дистанции

Бег на 800 метров – это самая короткая из средних дистанций в программе крупнейших легкоатлетических соревнований. Спортсмены в беге на 800 метров начинают бег с раздельных стартовых позиций и с высокого старта. Там, где заканчивается первый вираж (115 метров), бегуны должны выйти на общую дорожку и всю оставшуюся часть дистанции пройти вдоль неё. Обычно на крупных соревнованиях (Чемпионат Мира, Европы и Олимпийские игры) соревнования в беге на 800 метров проводятся в три круга (реже в два круга), согласно правилам и в зависимости от количества участников.

Для дистанции 800 метров характерны все тактические приёмы, обычные для средних легкоатлетических дистанций.

Как правило, при прохождении дистанции первые 400 метров бегуны преодолевают быстрее, чем последние и начинают решающее ускорение после 600–650 метров. Спортсмены высокого класса, чтобы достичь высокого результата должны быть способны преодолевать первые 400 метров быстрее 50 секунд.

Механизмы энергообразования при выполнении бега средние дистанции существенно различаются в зависимости от ее интенсивности и продолжительности. Данную тренировочную нагрузку – бег на средние дистанции, в течение 2 минут можно отнести к зоне субмаксимальной мощности.

Выполняемая работа преимущественно анаэробного характера – 70%, и только 30% – вклад аэробного механизма энергообеспечения. До 30 секунд идет анаэробный алактатный путь – креатинфосфокиназная система энергообеспечения. На 1–2 минутах достигает своего максимума анаэробный лактатный механизм – гликолиз, который и является ведущей системой энергообеспечения данной нагрузки. Аэробный путь ресинтеза АТФ при данной нагрузке задействован незначительно.

Основная энергетическая система, обеспечивающая работу – анаэробно–гликолитическая. В основе этого пути энергообеспечения лежит процесс гликолиза. Гликолиз – это сложный ферментативный процесс последовательных превращений углеводов (гликогена мышц и глюкозы) протекающий в саркоплазме мышечного волокна без потребления кислорода и сопровождающийся накоплением молочной кислоты. Следовательно, энергетические субстраты гликолиза, необходимые для образования АТФ – гликоген мышц и частично глюкоза, поступающая в мышцы с кровью. Конечный продукт гликолиза – молочная кислота, которая накапливается в мышцах с большой скоростью, поступает в кровь и вызывает выраженное снижение рН. Процесс гликолиза можно разделить на три стадии:

  1. Подготовительная стадия. Происходит активация углеводов и образование субстрата биологического окисления;

2) Биологическое окисление и образование первичных макроэргических соединений;

3) Восстановление пирувата с образованием лактата [7].

В процессе интенсивной мышечной деятельности наряду с  креатинфосфокиназной реакцией значительную роль в обеспечении скорости анаэробного рестнтеза АТФ в мышцах играет также и анаэробный гликолиз (гликогенолиз). Гликолиз – это сложный ферментативный процесс последовательных превращений глюкозы, протекающий в тканях человека и животных без потребления кислорода. Конечным продуктом гликолиза (гликогенолиза) является молочная кислота. В процессе гликолиза образуется АТФ.

Энергетическими «фондами» гликолиза являются внутримышечные запасы гликогена, а также глюкоза, поступающая в кровь при распаде гликогена печени. Расщепление глюкозы и гликогена осуществляется под влиянием пусковых ферментов – гексокиназы, расщепляющей глюкозу, и фосфорилазы, которая осуществляет «запуск» начальных стадий гликогенолиза.

Процесс гликолиза, протекающий в гиалоплазме (цитозоле) клетки, можно условно разделить на три этапа.

Первый этап – подготовительный, на котором происходит активация глюкозы и образование из нее субстратов биологического окисления.

Подготовительный этап гликолиза начинается с фосфорилирования глюкозы, т.е. переноса остатка фосфорной кислоты от молекулы АТФ на глюкозу с образованием глюкозо-6-фосфата. Реакция катализируется ферментом гексокиназой. Далее глюкозо-6-фосфат изомеризуется во фруктозо-6-фосфат, который повторно активируется АТФ под действием фермента фосфофркктокиназы с образованием фруктозо-1,6-бифосфата. Данная реакция является наиболее медленно текущей реакцией гликолиза, которая фактически и определяет скорость гликолиза в целом. Под влиянием альдолазы фруктозо-1,6-бифосфат расщепляется на две фосфотриозы – глицеральдегид-3-фосфат и диоксиацетонфосфат. Поскольку последний способен превращаться в глицеральдегид-3-фосфат, можно считать, что подготовительный этап гликолиза завершается образованием двух молекул глицеральдегида-3-фосфата – субстратов биологического окисления.

Второй этап. На втором этапе гликолиза глицеральдегид-3-фосфат подвергается биологическому окислению с помощью специфической дегидрогеназы и кофермента НАД, в результате чего образуется высркрэнергетическое (макроэргическое) соединение 1,3 – бифосфоглицериновая кислота (1,3Б Ф ГК), которая передает свою высокоэнергетическую фосфатную группу на АДФ и образуется АТФ (субстратное фосфорилирование). Второй компонент реакции-3-фосфоглицериновая кислота за счет внутримолекулярного переноса фосфатной группы, превращается в 2 – фосфоглицериновую кислоту. Последняя в результате отщепления двух молекул воды переходит в фосфоенолпировиноградную кислоту – соединение, содержащее высокоэнергетическую фосфатную связь. Далее происходит разрыв макроэргической связи и перенос высокоэнергетического фосфатного остатка от ФЕПВК на НАД с образованием АТФ (субстратное фосфорилироване).

2,3БФГК + 2 АДФ фосфоглицераткиназа→ 2 АТФ + 2,3 ФГК

2 ФЕПВК + 2 АДф пируваткиназа→ 2 АТФ + 2 ПВК

Заканчивается второй этап образованием двух молекул пировиноградной кислоты.

На заключительном, третьем этапе гликолиза происходит восстановление пировиноградной кислоты и образование молочной кислоты. Реакция протекает при участии фермента лактатдегидрогеназы и кофермента

СН3 – СО – СООН + НАД Н2 ЛДГ→НАДСН2 – СН(ОН) – СООН+ 

Пировиноградная кислота молочная кислота.

Реакция восстановления пирувата завершает внутренний окислительно–восстановительный цикл гликолиза, в котором НАД+ играет роль лишь промежуточного переносчика водорода от глицеральдегид – 3 – фосфата на ПВК, при этом сам он регенерирует и вновь может участвовать в циклическом процессе, получившем название гликолитической оксидоредукции [4].

1.3. Техника и тактика бега на средние дистанции

Чтобы выбрать правильный и удобный наклон тела, нужно еще на старте медленно наклоняться вперед до тех пор, пока не возникнет необходимость опереться на ногу. Это и будет тот наклон корпуса, с которым нужно начинать бег. Избыточный прогиб приведет к перенапряжению поясницы.

Также очень важной при беге на средние дистанции является работа рук. Во время бега плечи должны быть опущены, иначе возникнет перенапряжение всего тела. При верной технике бега руки будут оставаться на месте, а движения будут совершать только предплечья. Пальцы рук при беге лучше всего сложить в кулаки, оставляя их при этом расслабленными.

Также при правильной технике бега не должно быть вертикального покачивания головы. Ногу ставить нужно строго по направлению движения (рис. 1).

Для того чтобы избежать всех перечисленных ошибок, которые способны повлиять на скорость бега, отрабатывать правильные движения лучше сначала в замедленном темпе.

Освоение техники бега на дистанции от 800 до 3000 метров заключается в постепенном изучении отдельных элементов и совмещение их в процессе регулярных тренировок. Изучение техники спортсменом необходимо для меньшего затрачивания энергии в результате беговой деятельности.

К тому же, спортсмен должен уметь перестроить технику при появлении утомления впоследствии наполнения мышц молочной кислотой таким образом, чтобы сохранить интенсивность бега.

В технике бега принято выделять старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

В беге на средние расстояния применяется высокий старт. По сигналу "На старт” занимают положение – толчковая нога впереди, маховая сзади на расстоянии 20-30 см от пятки толчковой. Обе ноги слегка согнуты в коленях, масса тела переносится вперед. Положение рук разноименное (если толчковая нога правая, тогда вперед выносится левая рука), кисти слегка сжаты в кулак.

 

Рис. 1 – Биомеханический анализ бега

По команде "Марш” спортсмены начинают бежать. В этом виде бега отсутствует команда "Внимание”. После старта бегун набирает оптимальную скорость, которая должна экономично расходовать запас сил. Темп выбирается на основании задачи спортсмена пробежать дистанцию за определенное время.

Чтобы набор скорости происходил с меньшей затратой сил рекомендуется выходить на оптимальный темп только к 50-70 метрам дистанции. Обычно стартовая скорость выше дистанционной по причине необходимости занять нужное место среди соперников [7].

Во время бега по дистанции длина шага 180-210 сантиметров или 3-4 шага в секунду. Туловище наклонено на 5 градусов, что помогает двигаться вперед благодаря инерции. Движение рук является важной составляющей техники. Здесь работает простое правило – чем выше интенсивность работы рук, тем выше скорость бега. Руки согнуты в локтевом суставе на 90 градусов (рис. 2).

Рис. 2 – Техника бега на средние дистанции

Важно отметить, что во время бега мышцы шеи и рук должны быть расслаблены. Излишние напряжение верхней части тела приводит к увеличению затрат энергии и потери скорости.

Финиширование осуществляется на последнем круге за 200-400 метров. Сопровождается увеличением наклона туловища и частоты шагов. Финишное ускорение называют – спурт. За 1 метр до финиша применяются приемы, активно применяемые в спринте – выпад грудью или плечом.

Обучение бегу на средние дистанции

На первых этапах обучения средним дистанциям используются методы рассказа и показа. Независимо от того занимаетесь Вы индивидуально или пытаетесь кого-то научить первой задачей обучения является создать представление о дисциплине. Можно посмотреть видеоматериалы, изображения, учебные пособия.

После того, как образовалось представление о дисциплине можно приступить к изучению основных элементов техники через подводящие упражнения. Применяется имитация движений головы, рук и ног на месте и в движении. Необходимо обращать внимание на постановку стопы, которая по технике должна быть слегка повернута внутрь.

Первые этапы изучения техники особенно важны, потому что неправильное запоминание элементов может привести к сохранению ошибок в процессе конечного освоения дисциплины.

После изучения основных технических элементов необходимо научиться бегу по прямой с постоянной и переменной скоростью. Для этого применяются упражнения в ходьбе с акцентированным выносом бедра с усложнениями (руки за голову или как при беге). После чего упражнения повторяются в медленном беге на коротких отрезках с постепенным увеличением скорости и расстояния.

В процессе тренировки применяется интервальный бег, который помогает научиться изменять темп бега по ходу дистанции. Например, преодоление отрезков по 100-150 метров в чередовании медленного и быстрого темпа.

К жестким методам тренировки относится бег на буксире, когда более слабого спортсмена привязывают к опытному бегуну при помощи веревке. Задачей обучающегося является выдержать темп более сильного спортсмена максимально долгое время.

Следующим этапом обучения является освоение техники бега по повороту. Для этого используют постепенное увеличение радиуса поворота, вбегание и выбегание с виража. Упражнения необходимо начинать с небольших расстояний постепенно увеличивая их.

На предзаключительном этапе обучения изучается техника старта и стартового разгона. Также уделяется внимание способности поддерживать темп на первом повороте.

Заключительный этап подразумевает совершенствование техники бега при многократных повторениях и участии в соревнованиях различного уровня. При этом оттачивание мастерства является первоочередной задачей спортсмена, а лишь потом финишная позиция.

В беге на средние дистанции тактика сложная. Все многообразие тактических задач можно свести к двум основным – победить в соревнованиях или показать высокий для себя результат. Для начинающих бегунов основной считается вторая тактическая задача.

В соревнованиях любого масштаба часто встречаются равные по силам и спортивным результатам бегуны. Поэтому, чтобы добиться успеха, надо знать тактические приемы соперников и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика бега прежде всего зависит от цели, поставленной перед соревнованием. Обычно различают три цели [7]:

  1. показ намеченного результата;
  2. выигрыш соревнования;
  3. выигрыш соревнования с высоким результатом.

В последние годы становится все больше и больше приверженцев тактики бега на выигрыш. При выборе этого варианта необходимо выдержать высокий темп бега, предложенный соперниками, и сохранить силы для решающего рывка на финише. При таком беге спортсмен обычно выбирает место сразу за лидером (отставая на полшага) и внимательно следит за всеми конкурентами, готовясь в любой момент предпринять маневр: усилить темп, выйти из окружения и т. п. Особенно важно следить за тем, чтобы справа всегда было свободное место, необходимое для маневра: даже опытные спортсмены часто попадают в «коробочку» (оказываются у бровки) и лишаются этой возможности. В результате бегун вынужден ждать, пока лидирующая группа растянется и в ней появятся «окна».

В зависимости от объективных обстоятельств тактические планы и графики бега могут быть различными и определяться несколькими факторами: спортивной формой бегуна, его самочувствием, составом забега, тактикой, применяемой основными соперниками, уровнем их подготовленности.

Большое значение при этом имеют состояние беговой дорожки, климатические условия, формула проведения соревнований (количество забегов, четвертьфиналов, полуфиналов и финалов) и порядок выхода в следующую стадию соревнований.

Важнейший фактор достижения высокого результата – это рациональное распределение сил по дистанции, которое формируется в процессе многолетней соревновательной подготовки спортсмена.

Немалое значение приобретает сегодня и феномен финишного ускорения. При этом спортсмен для заключительного финишного броска на разных дистанциях использует различные расстояния. В беге на 800 м финиш начинается за 200–250 м, и уже на дальней прямой бегун старается выйти на ударную позицию. В беге на 1500 м начинают бросок за 300–500 м (чем сильнее бегуны, тем раньше они могут начать финиш).

Финишные скорости в современном беге растут из года в год, а сам финишный отрезок увеличивается в зависимости от длины дистанции. Способность к финишному ускорению играет решающую роль в достижении победы, и ее необходимо развивать на протяжении всей спортивной деятельности бегуна. На любой тренировке спортсмен должен преодолевать последний отрезок максимально быстро.

Обычно на каждой дистанции есть участки, на которых любому бегуну становится тяжело из-за нарастающего утомления, вызванного высоким кислородным долгом или другими неблагоприятными сдвигами в организме. На таких участках лидер должен по возможности увеличить темп бега и оторваться от противников или попытаться вымотать соперников рывками, снизив их способность к быстрому финишу.

Участки, на которых чаще всего снижается скорость бега, следующие: при беге на 800 м – 400–600 м, на 1500 м – 600–1000 м.

К повышению темпа в критические моменты дистанции бегуны должны долго готовиться на тренировках.

Увеличить темп бега можно за счет более коротких и частых рывков. Однако это под силу только выдающимся бегунам: при недостаточной подготовке к такой тактической борьбе спортсмен сам может стать ее жертвой. Наиболее подходящее время для спурта – момент окончания ускорения соперника, когда у него не хватает сил для повторного рывка.

Однако в забегах, где скорость невелика, все участники должны быть готовы к длинному финишу: на средних дистанциях – сразу же с начала второй половины, а на длинных – с последней четверти дистанции.

Встречаются и другие варианты, когда на первом отрезке дистанции спортсмены развивают очень высокую скорость, чтобы вырваться из большой группы бегунов, затем темп резко падает и снова увеличивается к финишу.

Сравнивая динамику скоростей забегов на 800 и 1500 м, которые проходили в принципиально разных тактических вариантах, можно отметить, что большинство сильнейших спортсменов за 200–300 м до финиша наращивают скорость бега, а на последнем 100-метровом отрезке бегут максимально быстро за счет увеличения частоты шагов.

Существенным фактором победы Ю. Борзаковского на Олимпиаде стали последние 50 м, которые он пробежал за 5,7 секунды. Устанавливая мировой рекорд, В. Кипкеттер преодолел финишный отрезок за 8,503 м/с при средней скорости бега 7,912 м/с (рис. 3).

Рис. 3 – График скорости бега на 800 м мирового рекордсмена В. Кипкеттера (Дания) и олимпийского чемпиона Ю. Борзаковского (Россия)

Однако необходимо отметить, что решающим моментом в победе Ю. Борзаковского в финальном олимпийском забеге была его способность ускориться на последних 50 м дистанции за счет переключения на более высокую частоту шага, которая составляла 4,1 ш/с, в отличие от В. Кипкеттера, у которого частота шага на финише равнялась 3,9 ш/с.

В беге на 800 и 1500 м следует добиваться прохождения второй половины дистанции с минимальным падением темпа (в пределах 1,5–2 секунд).

1.4. Особенности бега на средние дистанции

Бег на средние дистанции требует отличной общей выносливости организма. Поэтому в ходе тренировочного процесса огромное внимание уделяется развитию именно этого качества. Лучше всего для тренировки выносливости подходит равномерный метод, но начинающим спортсменам отлично подойдет переменный способ занятий, в процессе которых чередуются отрезки быстрого бега и ходьбы.

Более опытным бегунам поможет развить выносливость кросс по пересеченной местности и непрерывный бег в равномерном темпе в течение определенного времени. Продолжительность занятия зависит от уровня физической подготовленности спортсмена и может достигать полутора часов.

Самое важное — подбирать нагрузку строго индивидуально, учитывая физическое состояние бегуна, постоянно следить за его пульсом и артериальным давлением, менять интенсивность тренировки в зависимости от этих показателей.

Для развития скоростных качеств используется бег по различному рельефу местности, способствующий быстрому включению в работу различных групп мышц ног и их максимальному развитию. Также применяется темповый бег на длинные дистанции, в процессе которого необходимо с каждым километром наращивать скорость движения.

Способствуют развитию скоростных качеств и спортивные игры, требующие специальной выносливости и коротких и длинных рывков на предельной скорости. Выносливость во время прохождения основной дистанции, а также умение совершить скоростной финишный рывок позволят спортсмену добиться высоких результатов в беге на средние дистанции.

Выводы по I главе

 Таким образом, подводя итог, можно сказать, что бег на средние дистанции – совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные.

Организм на средних дистанциях, начав как в спринте с анаэробного режима, использующего глюкозу, переходит на кислородное дыхание и начинает расходовать запас гликогена. Условная граница между бегом на средние дистанции и марафонскими – полное расходование гликогена, что создаёт особые проблемы с подготовкой, в частности с питанием.

Исходя из всего вышесказанного, для достижения высоких спортивных показателей при выполнении данной нагрузки, необходимо развивать такие ведущие качества двигательной деятельности, как скоростно-силовые качества и аэробную выносливость.

Для этого требуется обязательное включение в рацион до 70% животного белка, витаминов A и D, кальция и фосфора. Режим питания и рацион спортсменов циклических видов спорта очень индивидуальны.

 Причиной этого является различный характер работы мышц и дыхательных органов. Если при беге на дистанцию до 200 м имеет место работа с максимальным выделением мощности, то на дистанции 1000 м работа организма переходит в аэробный режим. Занимающиеся циклическими видами спорта совершают огромное количество стартов, объем их тренировок велик, поэтому к режиму питания и рациону предъявляются особо повышенные требования. Спортсмены этих видов спорта должны иметь небольшой постоянный вес и при этом обладать значительной выносливостью, то есть в их организме должны содержаться достаточные запасы гликогена аэробный 0, обеспечивают продвижение вперед по прямой линии без каких-либо резких порывистых усилий. Этому в значительной степени способствует приземление на согнутую в колене ногу. Стопа при этом ставится с передней части на основания пальцев с последующим опусканием на всю подошву, включая пятку. Стопы ставятся возможно ближе к прямой линии, без разворота их наружу, что значительно уменьшает боковые колебания.

Чрезвычайно важное значение для эффективного продвижения вперед имеет полное выпрямление ноги во всех суставах во время отталкивания, которое сопровождается махом свободной ноги вперед-вверх. Бедро ноги поднимается на предельную для этого вида бега высоту. Чем длиннее дистанция, тем меньше высота подъема бедра. Голень находится в расслабленном состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе достигнута ее главная цель – подробно изучены биохимические процессы при беге на средние дистанции. Действительно, изменения биохимических процессов в организме при мышечной деятельности зависят от мощности и продолжительности упражнения, а также от тренированности спортсмена.

В беге на средние дистанции применяют высокий старт и две команды. По команде «На старт» спортсмен подходит к стартовой линии, ставит толчковую ногу перед линией, но не наступает на нее. Вторая нога отводится немного назад, на расстояние одной стопы. Обе ноги согнуты в коленях, тяжесть тела переносится на переднюю ногу. Руки согнуты в локтях противоположно ногам. Тело должно быть наклонено под углом 40-45 градусов.

По команде «марш» спортсмен отталкивается и как бы проталкивает себя вперед. При стартовом разгоне необходимо набрать оптимальную скорость бега. Обычно, она достигается на первых 70-80 метрах.

Главные черты правильного бега определяются небольшим наклоном туловища вперед, расслабленным плечевым поясом, ровной головой. Плавные и расслабленные движения обеспечат продвижение спортсмена вперед, без каких либо усилий. Движения рук как у маятника, плечи при этом не должны подниматься вверх. При поворотах тело необходимо слегка наклонить внутрь дорожки, а правая рука начинает работать более активно.

Для легкоатлета на средние дистанции важнейшим физическим качеством является силовая выносливость.

Без сомнения, некоторые бегуны на средние дистанции больше других полагаются на выносливость, и это тот случай, когда способность разбираться в своих реакциях на разные типы тренировки (или наличие тренера, который может это сделать за спортсмена) способна принести большую пользу. Именно по этой причине на развитие полного потенциала на этих дистанциях уходят многие годы. Каждый бегун должен постоянно экспериментировать, чтобы подобрать правильное сочетание составляющих своих тренировок.

В беге на средние дистанции достижения зависят в меньшей степени от техники и в большей – от физических способностей, волевых качеств и степени тренированности. Здесь имеется значительно больше возможностей для улучшения достижений, чем в спринте. Этим отчасти и объясняется, что мировые достижения в беге на средние и длинные дистанции за 60 лет выросли значительно больше, чем в спринте за 70 лет.

В курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной темы и изучить методику преподавания бега на средние дистанции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Биохимия физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие (составители Г.Е. Медведева, Т.В. Соломина). – Челябинск, 2006. – 93 с.
  2. Волков, Н.И., Савельев, И.А. Кислородный запрос и энергетическая стоимость напряженной мышечной деятельности человека / Н.И. Волков, И.А. Савельев // Физиология человека, 2002. – №4. – 93 с.
  3. Гидранович, В.И. Биохимия / В.И. Гидранович, А.В. Гидранович. –М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  4. Ершов, Ю.А. Общая биохимия и спорт / Ю.А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. –368 с.
  5. Львовская, Е.И. Основы общей и спортивной биохимии: учебник / Е.И. Львовская, Т.В. Соломина, Н.М. Григорьева – Челябинск, 2009. – 489 с.
  6. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. 7-е изд. / С.С. Михайлов. М.: Советский спорт, 2013. 348 с.
  7. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. – М.: Дивизион, 2007. – 112 с.
  8. Соломина, Т.В. Биохимия обменных процессов: учеб. пособие / Т.В. Соломина – Челябинск, 2016. – 94 с.
  9. Чиркин, А.А. Биохимия / А.А. Чиркин, Е.О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.
  10. Краткая характеристика бега на средние и длинные дистанции URL:http://studbooks.net/737458/turizm/harakteristika_bega_srednie_dlinnye_distantsii (дата обращения: 15.05.2018).
  11. Специфика подготовки бегунов на средние дистанции [Электронный ресурс] – URL: https://works.doklad.ru/view/oNLlpi9ahv4.html (дата обращения 07.06.2018).
  12.  Совершенствование техники бега на средние дистанции юношей 15-17 лет [Электронный ресурс] – URL: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/33941/pautov_a.s.1.pdf?sequence (дата обращения 23.05.2018).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАССИФИКАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ Все соревнования классифицируются по различным признакам: - по масштабу; - по целям и задачам; - по условиям зачета; - по форме организации.

Слайд 2

ПО МАСШТАБУ Соревнования делятся на три группы: 1-я группа – чемпионаты, кубки, первенства. 2-я группа – соревнования окружных, районных, городских и других административных делений. 3-я группа – соревнования в спортивных школах.

Слайд 3

ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ Соревнования делятся на: - целевые; - отборочные; - контрольные; - зачетно-классификационные; - показательные; - массово-оздоровительные .

Слайд 4

ПО УСЛОВИЯМ ЗАЧЕТА Соревнования делятся на: - личные; - командные; - лично-командные.

Слайд 5

ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ Соревнования делятся на: - открытые; - закрытые; - матчевые встречи.

Слайд 6

Календарь соревнований Разрабатывается на один календарный год. Должны быть включены соревнования по ОФП. Необходимо включать проведение массовых соревнований. Предусматривать проведение соревнований для различных возрастных групп и квалификации. Планировать проведение соревнований на выходные дни. Учитывать сроки проведения соревнований вышестоящими организациями.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Технические действия в волейболе»

Сведения об авторе

Видергольд С.А., студент  39 группы ЧПК№1

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (МБОУ НОШ №95, колледж)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

Учащиеся 11-16 лет

Сроки реализации проекта:

2021-2022 год

Цель проекта:

Освоить и совершенствовать технические действия игры в волейболе.

Задачи проекта:

  • Сформировать понятие об игре Волейбол;
  • Совершенствовать технику пройденных элементов в игровой обстановке; 
  • Воспитывать интерес к игре, взаимопомощи .

Аннотация к проекту:

Проект разработан   в период прохождения производственной практики

Проект «Технические действия игры в волейбол» предназначен для повышения высокого уровня овладения техникой игры, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Выбор темы, определение цели;
  • Определедение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

  • Определить источник информации;
  • Определить итоговый продукт (отчёт, сборник, макет, презентация и т.д.) ;

Исследовательская деятельность:

  • Сформулировать цель;
  • Определить объём и количество теоретического материала для проекта;
  • Сформулировать на основе этого материала задачи.

Продукт проекта/

результаты деятельности

результаты-продукты:

  • повышение уровня овладения технических действий игры в волейболе;
  • формирование чувств коллективизма, ответственности, сопереживания в команде.