тезисы "Модель современного учителя как важное условие реализации ФГОС ОО"
статья

Рютина Марина Владимировна

Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные  совершенствовать свое образование в течение всей жизни. Непрерывное образование особенно актуально для профессии учителя.  В рамках введения ФГОС   необходима  подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. От качества его труда зависит будущая взрослая жизнь ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_model_uchitelya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

          Модель  современного  учителя как важное условие реализации ФГОС ОО  

 

Современному обществу нужны высокообразованные, целеустремленные, инициативные, конкурентоспособные личности, способные  совершенствовать свое образование в течение всей жизни. Непрерывное образование особенно актуально для профессии учителя.  В рамках введения ФГОС   необходима  подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. От качества его труда зависит будущая взрослая жизнь ученика. Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться.

    Меняются требования к качеству образования и учитель обязан  каждое новое качество обеспечить обучаемому, обогащая систему ценностей  образования. В связи с этим, становится очевидным, что роль учителя не может стоять на месте и не меняться.

Главное предназначение учителя XXI в. быть партнером ученика в присвоении новых компетенций, организатором образовательного процесса.  Обществу нужен учитель-исследователь, учитель-воспитатель, учитель-консультант, учитель-руководитель проектов, добрый, внимательный, понимающий интересы  современных школьников человек, открытый для любых нововведений,  владеющий современными педагогическими технологиями.

Требования к учителю освещены в тексте стандарта, можно выделить следующие: умение постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания; способность проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы; владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы ХХI в.; способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. Педагоги всех уровней должны быть готовы принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, обязательна профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Учитель старшей школы должен заниматься научными исследованиями, разработать свою собственную методику работы с детьми, уметь осмыслить и описать свой профессиональный опыт. Не говоря уже об эрудированности, гибкости в поведении, открытости в общении, увлеченности и умении увлекать за собой других.

Мой опыт практической работы в образовательной организации позволяет мне предположить, что из перечисленных выше требований, среднестатистическому учителю, привыкшему работать в знаниевой парадигме, приходится кардинально менять  свой стиль взаимодействия с обучающимися, осваивать технологии интерактивного обучения, способствующие вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний, значительно обновлять собственный профессиональный уровень.

 Главным элементом, определяющим личность современного учителя, является профессионализм и педагогическое мастерство. Учителю необходимо  владение приоритетными педагогическими технологиями, а именно: технологией сотрудничества и развивающего обучения, технологиями гуманизации и демократизации отношений, информационными  технологиями. Необходимо помнить о проблемных, поисковых, творческих подходах  в работе, способных активизировать мыслительно-аналитическую деятельность учащихся. Важными компонентами педагогической техники современного учителя являются следующие умения: умение управлять собой, владение своим эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, правильно поставленная речь; умение взаимодействовать с личностью, организаторские, коммуникативные, оценочные способности. В части личностных качеств современного учителя можно выделить: активность мышления, общительность, грамотная речь, яркое воображение, настойчивость в сочетании с тактичностью, целеустремленность, энергичность, креативность, эмоциональность, ответственность, трудолюбие, правдивость, склонность к импровизации. Чтобы соответствовать этой модели, учителю придется преодолеть ряд трудностей, главные из которых: отказаться от устаревших стереотипов организации процесса присвоения знаний обучающимися, принять концепцию новых стандартов, досконально изучить их требования и уметь их реализовывать в образовательном процессе.

Сам педагог должен раз и навсегда решить для себя хочет ли он шагать в ногу со временем, хочет ли быть успешным профессионалом, ведь только у успешного учителя все ученики успешны. Если ответ будет положительным, тогда необходим план личностного роста, в котором нужно поэтапно определить пути достижения поставленной цели. Нужно научиться быть активным человеком, умеющим справляться с любой поставленной задачей, овладеть профессиональной компетентностью. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. 

Перед учителем поставлена сложная, но вполне разрешимая задача – соответствовать времени. Чтобы это произошло, нужно всегда помнить, что учитель – человек особенный, чтобы быть  способным учить других,  необходимо  учиться самому.  Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен работать согласно новым требованиям.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В рамках реализации внеурочной деятельности я разработала программу для 5 класса    «В мире неизведанных слов», которая даёт возможность более углубленного изучения русского языка, а та...

"Рефлексия как важный этап урока в условиях реализации ФГОС"

Использование различных приёмов рефлексии на уроках изобразительного искусства....

Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....