Познавательные приемы УУД на уроках истории и обществознания
презентация к уроку

Ткаченко Оксана Николаевна

Данная презентация "Познавательные приемы УУД на уроках истории и обществознания" нацелена на развитие и активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. В ней представлены следующие приемы: Удивительные факты, составь предложеие, Денотатный граф, Фишбоун, Смысловой ряд и т.д. Главная цель всех приемов - научить учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, делать осознанный выбор. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_priemy_uud.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ УУД ТКАЧЕНКО О.Н.

Слайд 2

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Слайд 3

ПРИЁМ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ используя познавательные УУД в школе, можно эффективно преподнести материал по теме « ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КРЫМА».

Слайд 4

ТЕМА: «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ КРЫМА» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ЦЕЛЬ: ПОКАЗАТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ РОЛЬ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ В ИСТОРИИ И В СОВРЕМЕННОСТИ РОССИИ. Познавательные УУД: - расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; - развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности; исследовательского опыта.

Слайд 5

Крым — чудесный край. Вокруг — высокие скалистые горы; на склонах сосны , до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз. Крымский полуостров представляет собой кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка . За один день можно проехать её вдоль и поперёк . Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности. 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России . В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым . Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь .

Слайд 6

Задание на дом по выбору: Составить устное сочинение «Заочное путешествие в историческое прошлое Крыма ». Нарисовать рисунок на тему «Природа Крыма». Сочинить стихотворение или синквейн о Крыме. Создать проектную работу по теме «Крым и Севастополь: их значение для России».

Слайд 7

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД Он предполагает наблюдение, сопоставление картин, рисунков, фотографий, выполнения предложенных заданий, решение трудных ситуаций. Он направляет мысль обучающегося к сравнению, классификации, обобщению. Таким образом, индуктивный метод он требует от детей размышлений и выдвижения аргументов и способствует формированию и совершенствованию познавательных УУД.

Слайд 8

Урок “Внутренняя политика самодержавия в 1894 – 1904гг.” Цели урока : дать характеристику политической системе Российской империи; сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать. Индуктором послужит отрывок из произведения М . Горького “Детство”: “Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство”. Ученикам предлагается обсудить данный отрывок из произведения М . Горького , насколько данное высказывание соответствовало настроениям российского общества в отношении самодержавия . На следующем этапе “творческое задание” обучающимся предлагается, используя раздаточный материалы, определите понятия “самодержец”. Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя “хозяином земли русской”? В чём заключались его права и обязанности?

Слайд 9

1. гендер А) человек, принадлежащий к определённому государству на законных основаниях. 2.национальность Б) принадлежность человека к определенной нации, народу. 3. гражданин В) обеспеченная государством возможность делать всё, что соответствует вашим потребностям и не противоречит желанию других людей. 4. здоровый образ жизни Г) социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе. 5. права человека Д) образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. 2. Задания на соотношения понятий и определений. Например, в 5 классе на контрольной работе по теме « Человек в обществе» предлагается такой вид задания. Ответ: 1 Г 2 Б 3 А 4 Д 5 В Свобода – это (отметьте правильное): независимость в мыслях и суждениях возможность делать всё, что хочется возможность высказывать своё мнение ответственное отношение к своим действиям и поступкам право делать всё, что дозволено законом и опора на собственные силы отсутствие каких-либо запретов Ответ: ____________________________________ Что из приведенного ниже является проявлением глобальных про­блем? Истощение плодородного слоя почвы Истощение запасов пресной воды Спад производства Увеличение задолженности развивающихся стран развитым Кризис финансовой системы Проблемы войны и мира Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:______________________

Слайд 10

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 9 класс - « Правонарушения и юридическая ответственность» - задание: составить из приведённых слов обществоведческое определение и назвать понятие. Это, антиобщественное, правонарушение, деяние, виновно, совершённое, противоправное. – Правонарушение – это виновно совершённое антиобщественное противоправное деяние . Задание можно усложнить включением в его содержание слова, не относящиеся к определению . 2. составить 2 предложения с данным определением используя обществоведческие знания (ОГЭ).

Слайд 11

ПРИЁМ ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ Денотатный граф [ от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу ] Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное). подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным ), характерно чередование существительных и глаголов. представляется комментарий к глаголам ,существительным, иногда связанными с ними прилагательными. ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным. ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

Слайд 12

ПРИМЕР: ДЕНОТАТНЫЕ ГРАФЫ РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ означает характеризуется предполагает Верхи не могут править по старому Резкое обострение, бедствие, голод, кризис Значительное повышение активности масс

Слайд 14

ПРИЕМ «ФИШБОУН» Переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме . Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора, этот метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями.

Слайд 15

СХЕМА ФИШБОУН НА УРОКЕ ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ "ПОРАЖЕНИЕ РОССИИ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ".

Слайд 16

ПРИЕМ ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности 6 класс Верные – неверные высказывания? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу. 1 ) Отличительной чертой человека является способность мыслить. 2) Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. 3) Органы социального обеспечения призваны оказывать социальную помощь политическим партиям и их лидерам. 4) Первой стадией развития общества стало общество земледельцев. 5) В ХХI веке большая часть населения живет в сельской местности.

Слайд 17

ПРИМЕР (5 КЛАСС): вельмож хоронили в гробницах (да); обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет); фараон мог приказать побить вельможу палками (да); вельможа , подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да); вельможа пахал землю у себя на участке (нет); вельможа не работал (нет). вельможа носил много украшений (да ).

Слайд 18

Прием «Смысловой ряд» На уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл .). Учащимся (возможна работа в группах) предлагается общее понятие к определённому ряду терминов. Война , драка, ссора, революция, спор (конфликт). Закон , норма, порядок действий, этикет (правило). Принуждение , жестокость, угроза, давление (насилие). Договор , взаимодействие, совместное решение (соглашение). Телевидение , радио, газеты, интернет (СМИ). Монотеизм , политеизм, язычество (религия).

Слайд 19

ПРИЕМ « ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ » ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ (развернутый ответ) ТОНКИЕ ВОПРОСЫ (однозначный ответ) Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? Пример . ТЕМА УРОКА: "Церковный раскол " Тонкий вопрос. Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники? Толстый вопрос. Какие причины церковного раскола Вы можете назвать?

Слайд 20

ПРИЕМ МУДРЫЕ СОВЫ Прием «Мудрые совы» позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработку содержащейся в ней информации, т.е . решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся , обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся.

Слайд 22

Творческие вопросы Творческие вопросы (прогноз ): - «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» -« Что бы изменилось в …., если бы ….?» - «Как вы думаете, как будет ….?». Тема : 6 класс «Человек среди людей» Предположите, что было бы, если бы не было общения. При ответах вспомните случаи с детьми- маугли , о которых мы уже говорили ранее. Что бы изменилось в жизни людей, если бы не было государства?

Слайд 23

Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех иных или фактов. ПРИМЕРЫ: -Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи? (7 класс) -Чем экономический рост отличается от экономического развития?(11 кл .) -Чем отличается устав от учредительного договора? (11 кл .)

Слайд 24

Результатом формирования познавательных УУД - умения ученика : осуществлять поиск необходимой информации , которая нужна для решения задач; - обосновывать этапы решения учебной задачи; - производить анализ и преобразование информации; - проводить основные мыслительные операции ( анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); - устанавливать причинно-следственные связи ; -создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; -осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Слайд 25

Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием - познавательные задачи, которые открывают ученикам дополнительный учебный материал, способствуют его...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

пед. технологии. Комплексное интеллектуально-познавательное развитие на уроках истории и обществознания

«Воспитывает ребенкакаждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,с которым формирующаяся личность соприкасается».В.А. Сухомлинский. Развитие современного мирового ...