Тема одаренных детей в художественной литературе и кино
статья

Колосова Елена Павловна

Материал для выступления на заседании школьного методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_odarennyh_detey_v_hudozhestvennoy_literature_i_kino.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема одаренных детей в художественной литературе и кино

        Тема одаренных детей в художественной литературе и кино раскрывается в основном в освещении  проблем взаимодействия одаренного ребенка с окружающей его действительностью. Поскольку это действительно наиболее важный  и трудный аспект его социализации.

        Джоан Роулинг предложила в своих книгах детей с особым типом одаренности  посылать учиться в особую закрытую школу, где бы они не чувствовали себя чужими, развивали свои способности вместе с детьми со схожими одаренностями. Эта мысль, безусловно, не нова. Она  обсуждается, например,  в фильме режиссера Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра» (1978). В этом фильме учащиеся специализированной физико-математической школы имени академика Ландау при академии наук СССР сильно отличаются от средних школьников. Для них, как в Хогвартсе, созданы все условия для успешного обучения и развития. Им позволяют экспериментировать, нести прекрасную околонаучную чушь для того, чтобы раскрепостить их мышление.

В фильме очень тонко показана ранимость талантливых подростков, высказывается идея обязательного либерального отношения к ним со стороны преподавателей. Ученики в поисках научной истины взрывают свою  научную лабораторию. В качестве наказания директор школы Андрей Андреевич просит виновников на доске сделать выкладки их научных исследований, в результате которых элитной школе был нанесен немалый материальный урон. Кстати, этот урон, по словам директора, должны покрывать педагоги - наставники, плохо научившие детей производить расчеты.

Наверное, в этом фильме 1978 года впервые в нашей стране с большого экрана была высказана  идея о том, что система передачи готовых знаний изжила себя. Там мы можем наблюдать классический урок по современным ФГОСам, когда один из преподавателей вначале урока ставит перед обучающимися проблему, делит их на две группы: изобретателей и технических экспертов, садится на задней парте и спокойно наблюдает за тем, как кипит мысль юных исследователей о возможности или невозможности создания вечного двигателя. Кстати, целью этого урока было формулирование научного обоснования невозможности изобретения вечного двигателя.         

        В отличие от Хогвартса, обучающиеся физико-математической школы живут со своими родителями, и мы видим, как непросто складываются у них взаимоотношения со своими близкими. Родителям зачастую не о чем с ними разговаривать, а иногда они  просто не хотят этого делать в силу своей занятости. Талантливые дети могут найти общий язык зачастую только со своими преподавателями, которые в основном профессора и доктора наук. Дискуссии, на которые провоцируют обучающиеся своих учителей, требуют высочайшего уровня подготовки.

        К сожалению, современные фильмы не так глубоко раскрывают психологические проблемы современных талантливых подростков. Если они и появляются на экранах, то это, как правило, талантливые айтишники, которые уже зарабатывают деньги, создают свои фирмы, помогают главным героям решить нестандартную задачу. Обратимся вновь к советскому кино, где этой проблеме уделяли большее внимание. В 1954 г. режисер Татьяна Лукашевич сняла фильм «Аттестат зрелости», в котором она рассказала о том, как талантливый одиннадцатиклассник Валентин Листовский противопоставил себя обществу только потому, что все вокруг говорили о его необычайной одаренности. Возгордившись, он подводит коллектив, становится высокомерным снобом, оскорбляет своих лучших друзей, за что получает, впрочем, заслуженное наказание. Главная мысль фильма в том, что виноват не только главный герой – одаренный ребенок. Виновато общество, которое окружало его. Виноват отец, который создал для него тепличные условия развития, и который не интересуется внутренним миром своего ребенка. Для него, как и для большинства современных родителей, важен результат обучения, а не то, чем дышит его ребенок каждый день. Виноват коллектив, который возвел на высокий пьедестал  Валентина Листовского и предъявлял к нему повышенные требования, с которыми он не справился.

        Фильм очень глубоко раскрывает проблему существования в обществе одаренного ребенка, который не может вписаться в существующую систему. Одаренные люди, по словам директора школы, в которой учится главный герой, в большинстве своем ведут себя несколько необычно. Мудрому педагогу нужно уметь прощать их личные недостатки, не забывая при этом, что одаренные или неодаренные люди, прежде всего, должны быть настоящими людьми. В этом фильме, с моей точки зрения,  мы можем увидеть типичные ошибки педагогов, которые они допускают в работе с одаренными детьми. Так молодая учительница истории Антонина Николаевна вступает в жесткую полемику с одаренным подростком из-за своего некорректного высказывания по поводу произношения фамилий своих учеников. Она требует от героя фильма хрестоматийных ответов на стандартные вопросы, которые скучны для него. Хотя явно для него нужно бы найти индивидуальный подход в обучении. Интересно, что когда она, в конце концов, ставит ему единицу по своему предмету, Валентин Листовский говорит: «Докатился до единицы. Впрочем, нет ничего удивительного, ведь в последнее время я учусь у вас». К счастью, в советской школе не все педагоги были такими невнимательными. Учитель математики, например,   для Листовского придумывает задачи повышенной сложности. Директор школы, преподаватель русского языка Борис Иванович не только грамотно преподает ему свой предмет, но и вызывает на разговор отца Валентина Листовского, чтобы поговорить с ним о том, как он воспитывает своего сына. Замечательный,  глубокий фильм, который я советую посмотреть современным молодым учителям. К счастью, главный герой фильма «Аттестат зрелости» находит свое место в обществе. «Коллектив – это великая сила! Коллектив – это земля, если оторвешься от него, то погибнешь как Антей» - заявляет Валентин Листовский в конце фильма. Это ли не счастливый конец!

        В 80-е годы прошлого века о молодежи снимали очень жесткое кино. Обратимся к фильму Андрея Эшпая «Шут» ( 1988). Главный герой – Валентин Успенский слушает Моцарта, изучает японский язык. Его кумиры Диоген, Василий Блаженный, Панург, Дюк Эллингтон. У Валентина обостренное чувство справедливости, острое чувство фальши. И, конечно, как у большинства талантливых подростков, отношения с коллективом у него не складываются. От природы он талантливый психолог. Он придумывает свою систему воздействия на людей «Шутэ», которая нужна ему для того, чтобы исправить их, сделать их лучше. Когда он демонстрирует возможности своего воздействия на чужих людей своей подруге, становится действительно страшно. Какой монстр может вырасти из талантливого подростка, родители и учителя которого озабочены только его успеваемостью по школьным предметам! С успеваемостью, как раз, у него все хорошо, а вот жизнь его катится под откос. Он становится настоящим монстром.

        Учитель математики Игорь Александрович находит подход к одаренному ученику. Он начинает ему помогать, но не в учебе (контрольные все написаны на отлично), а в обретении душевного равновесия. Он разоблачает его, обращает на его поведение внимание директора школы, его родителей. Он борется за него.

Фильм раскрывает очень сложные грани в подростковой психологии. Талантливые, интеллектуальные монстры,  и как же к ним относится – вот очень интересный вопрос перед современными педагогами, работающими с одаренными детьми. На мой взгляд, они появляются, потому что мы забываем о душе подростка, больше внимания обращаем на его  интеллектуальное развитие, так как нам всем для аттестации нужно победители и призеры олимпиад. Многое, конечно, зависит и от семьи, в которой ребенок часто живет в атмосфере равнодушия и фальши. Впрочем, даже не очень талантливые дети всегда ее чувствуют.

        Свой анализ фильмов об одаренных детях хочу закончить своим любимым кинофильмом «Когда я стану великаном» режиссера Инны Туманян, где в образе талантливого советского школьника – хулигана в 1978 г. дебютировал Михаил Ефремов. Не буду увлекаться пересказом фильма, как я это делала выше, замечу только одно, что общий язык с Петей Копейкиным в фильме находят чудаковатая учительница английского языка Джульетта Ашотовна и мудрый проверяющий с хорошим чувством юмораСергей Константинович. С последним персонажем фильма, кстати, у Пети происходит замечательный диалог:

- Говорят, ты стихи пишешь?

- Пишу.

- Хорошие?

- Хорошие. А зачем плохие писать?

Основная проблема в этом фильме та же, что и в предыдущих. Гроза и ужас общеобразовательной школы Петя Копейкин – борец с показушностью, за справедливость, не может найти общего языка с обществом, в котором он живет. Он, как и другие персонажи, вступает в конфликт с обществом. Его считают ужасным ребенком, прорабатывают на классных часах и родительских собраниях. А что нужно Копейкину - уроки, где обучение происходило бы с увлечением, где нет место скуке, взрослые, которые готовы делиться с ним своими знаниями и опытом, которые честны с ним и прежде всего с самими собою.

        Тему одаренных детей в художественной литературе и кино,  можно продолжить. Дискуссия по этому поводу будет открыта всегда. Однако вывод напрашивается следующий: трудно быть талантливым подростком, трудно быть его учителем, очень трудно быть его родителем. От нас взрослых зависит, расцветет ли этот красивейший цветок, или его стебель покроется острыми шипами, от которых мы все будем вместе страдать, когда он вырастет. Наша задача научить талантливого подростка жить в обществе, а также вырастить такое общество, в котором талантливому подростку будет интересно и комфортно жить.

Е.П.Колосова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Одаренные дети"

Выступление по теме: "Одаренный ребенок в школе"...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством в старшей и подготовительной группах.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством....

Методика ознакомления детей с художественной литературой

В работе рассказывается о методах и приемах ознакомления детей с художественной литературой...

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности и виды одаренности"

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности  и виды одаренности"А также:Принципы и методы выявления одаренных детейФакторы, влияющие на развитие одаренностиРабота с одаренными ...