Программа "Эколята"
рабочая программа

Хазанова Екатерина Андреевна

Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekolyata.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята»

        Статус программы: Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология».

        Направленность: естественнонаучная

        Цель программы: Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в  системе «человек –природа».

        Контингент обучающихся: зачисляются дети МБОУ Школы №14г. без конкурса. Программа рассчитана на детей с 7 лет. Численность группы – 15 человек, специальных навыков и подготовки не требуется.

        Продолжительность реализации программы:1 год.

        Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа, в год - 72 часа.

        Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.

        Краткое содержание: Программа состоит из 6 разделов.

        Раздел 1. Что такое экология?

        Раздел 2. Мир вокруг нас.

        Раздел 3. Царство растений.

        Раздел 4.Царство животных.

        Раздел 5. Красная книга.

        Раздел 6. Экология здоровья человека.

        В 1 разделе учащиеся знакомятся с понятиями "природа" и "экология", получают сведения о законах экологии, связи человека и природы. Формируется понимание основных правил наблюдения за природой. Знакомятся на практике с видами и способами наблюдений.

        В 2 разделе учащиеся знакомятся с понятиями "живой" и "неживой" природы, получают сведения о правилах поведения в природе, правилах экологического поведения в городе. Формируется понятие о круговороте воды в природе на практике.

        В 3 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами растений, с их строением, особенностями и способами приспособления к окружающей среде. На практике формируется понятие о том, как растут растения, как живут растения. Перед учащимися раскрывается жизнь  растений через интересные факты о них.

        В 4 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами животных, формируется понимание о животных как о живых организмах. Учащиеся узнают о способах приспособлениях животных к окружающей среде, о том, как живые организмы создали наш мир. На практике формируется понимание удивительности мира животных.

        В 5 разделе учащиеся знакомятся с Красной книгой мира и Красной книгой Сахалинской области, с некоторыми видами краснокнижных растений и животных, их краткой характеристикой. Формируется понятие, почему некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу. Так же, учащиеся знакомятся с Черной книгой мира, с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Черную книгу, их краткой характеристикой. Формируется понятие, почему некоторые виды растений и животных исчезли с лица земли безвозвратно и понимание того, что послужило основной причиной исчезновения.

        В 6 разделе учащиеся знакомятся с определениями "наше здоровье" и "вредные привычки". Формируется понимание того, что наше здоровье в наших руках. На практике определяются ступеньки правил здорового образа жизни, разработка пирамиды здорового питания, определяются полезные продукты питания.

        Основная цель: идеи программы заключается в том, чтобы дети самостоятельно научились обращать внимание на внешние элементы окружающей среды, которые влияют на их здоровье, сформировать желание бережного отношения к природе, понимания взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

        Ожидаемый результат: К концу первого года обучения учащиеся должны иметь представление о науке экологии, царстве растений и животных, о природе, как о доме, в котором мы живем и о правилах поведения в природе. Смогут применять свои знания на уроках и в жизни.


Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУ ДО

ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска

________________ Горкун Ю.В.

«___» ________________ 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эколята»

Направленность: естественно-научная

Уровень программы: начальный

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1год (72часа)

                                                                                     Составитель:

                                                педагог дополнительного образования

                                                                            Хазанова Екатерина Андреевна

Южно-Сахалинск

2019


Пояснительная записка

        Направленность программы: естественнонаучная

        Классификация программы (по авторству, по форме организации, по уровню, по времени реализации):

- по форме организации – интегрированная;

- по уровню – начальный;

- по авторству – модифицированная;

- по времени реализации – долгосрочная.

        Актуальность программы:

        Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.

        Нормативная база: 

1. Конвенция прав ребенка;

2. Конституция РФ;

3.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

4. Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями);

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.);

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41) (далее - СанПиН);

9. Закон Сахалинской области от 18.03.2014 г. №9-З «Об образовании в Сахалинской области»;

10. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года (2013 г.);

11. Устав МБУ ДО Центр детско-юношеского туризма г. Южно-Сахалинска;

12. План мероприятий ЦДЮТ на 2019/2020 учебный год;

13. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

14. Инструкции по технике безопасности.

        Отличительные особенности программы. 

        Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

        Начальная ступень общего образования включает в себя предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, но зачастую теряется самое главное: отдельные, конкретные детали, создающие полную и яркую картину мира, понимание смысла обучения. Нет расширенных, более углубленных экологических разделов, не отражен региональный компонент. Дети часто не знают о тех растениях, рыбах, птицах, зверях, погодных явлениях, природных явлениях, которые их окружают. В дополнительном образовании есть возможность построить занятия на региональных особенностях. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира, появляется понимание своего места в нём. Главной отличительной особенностью программы является её практическая ориентированность, которая выражается в большом количестве практических форм работы, ориентирование на применение знаний в жизни, на практике.

        Адресат программы (год обучения, количество обучающихся в 1 группе, возраст, состав: переменный или постоянный).

        Наполняемость групп в объединении – от 15 чел. Занятия проводятся на базеМБОУ Школы №14г. Постоянный состав. Зачисляются дети без конкурса. Предварительной подготовки и специальных навыков не требуется.

        Объем программы:  72 часа

        Формы обучения: 

-теоретическое занятие;

-беседа;

-лекция;

- групповые и индивидуальные практические занятия;

- подвижные экологические игры;

-настольные экологические игры;

-эко-спектакли;

-наблюдения;

-викторины;

-просмотр мультфильмов и видеофильмов;

-экологические кроссворды, загадки, сказки;

-экологическая эстафета;

-экотренинг;

-тестирование.

        Основные виды учебной деятельности учащихся:

-творческие работы в виде рисунков;

-творческие работы в виде создания экологических памяток;

-наблюдения-рассказы;

-творческие работы в виде поделок из природного материала;

-творческие работы в виде создания брошюрок;

-творческие работы в виде поделок из отбросного материала;

-сочинение экологических сказок;

-творческие работы из пластилина, лепка;

-творческие работы из цветной бумаги;

-сообщения учащихся;

-разработка демонстрационного материала;

-разработка информационных карточек.

        Педагогический контроль:

        Педагогический контроль осуществляется по мере освоения программы в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года на зачётном занятии в форме тестирования.

        Начальный уровень – педагогическое наблюдение, собеседование.

        Итоговая аттестация для обучающихся - тестирование.

        Срок освоения программы :1 год

        Режим занятий.

        Занятия проводятся по 2  часа, 2  раза в неделю,  с перерывом 10 минут. Общее количество часов, отведенных на реализацию всей программы за год 72 часа.

        Цель программы:

        Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в  системе «человек –природа».

        Задачи: 

        развивающие:

-развивать умение учиться, воспринимать и передавать информацию, анализировать её, излагать собственную точку зрения;

-развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося

-развивать умения сопоставлять факты, делать выводы и видеть причинно-следственные связи.

        воспитательные:

-формировать интерес детей к изучению природы;

-формировать простейшие навыки и умения в исследовании объектов и явлений природы;

-воспитывать любовь к окружающему миру и малой Родине, умение видеть в привычной среде необычное и удивительное;

-способствовать укреплению культуры общения, товарищества, взаимопомощи в детском объединении.

        обучающие:

-расширять и углублять уже имеющиеся знания об окружающем мире;

-знакомить детей с базовыми понятиями экологической науки;

-знакомить детей с правилами охраны природы и базовыми знаниями экологической культуры.

        Планируемые результаты:

        Метапредметные результаты:

-развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-определять свое отношение к природной среде.

        Личностные результаты (личностные качества и компетенции): 

-сформировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

-дать возможность для формирования установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

        Обучающиеся должны знать:

-что изучает наука экология;

-понятия "живой" и "неживой" природы;

-основные виды приспособлений растений;

-основные виды приспособлений животных;

-3 вида краснокнижных растений;

-3 вида краснокнижных животных;

-основные правила ЗОЖ.

        Обучающиеся должны уметь:

-видеть и наблюдать особенности окружающей среды;

-практически применять знания, полученные на занятиях;

-выражать своё отношение к поступкам человека, связанных с использованием природных ресурсов.

        Условия реализации программы: 

        Занятия проходят в кабинете № 5, СОШ №14. Кабинет школы оборудован интерактивной доской. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Работа объединения ведётся во внеурочное время. Строгих условий набора, обучающихся в объединение «Эколята» нет. В группы записываются все желающие по заявлению родителей.

        В зависимости от темы практической работы группа учащихся или каждый ученик обеспечивается оборудованием, необходимым для проведения занятия, а также дидактическими и информационными материалами.

        При составлении программы были учтены возрастные и психологические особенности детей по восприятию, усвоению материала и физическим возможностям. Занятия основаны на любознательности, интересе, познавательной потребности младших школьников. В ходе реализации программы обеспечиваются полнота, согласованность и взаимодействие её компонентов, последовательность действий для достижения цели. При необходимости программа может быть откорректирована в частных аспектах (формулировка и содержание тем, формы практических занятий, количество учебных часов). Предусмотрена возможность варьирования компонентов содержания и методик обучения.


Учебно-тематический план занятий

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

-

2

Пед. набл.

2

Что такое экология?

2.1

Экология глазами ребенка

4

1

3

Пед. набл.

2.2

Экология и человек

4

1

3

Пед. набл.

2.3

Учимся видеть и наблюдать

3

1

2

Собесед.

3

Мир вокруг нас

3.1

Природа - наш дом

4

1

3

Пед. набл.

3.2

Мой город

4

1

3

Пед. набл.

3.3

Живая и неживая природа

2

1

1

Пед. набл.

3.4

Круговорот воды в природе

2

1

1

Собесед.

4

Царство растений

4.1

Растения как живые организмы

2

1

1

Пед. набл.

4.2

Разнообразие растительного мира

4

1

3

Пед. набл.

4.3

Особенности растительного мира

3

1

2

Пед. набл.

4.4

Приспособления растений

к окружающей среде

3

1

2

Собесед.

5

Царство животных

5.1

Животные как живые организмы

2

1

1

Пед. набл.

5.2

Разнообразие животного мира

4

1

3

Пед. набл.

5.3

Особенности животного мира

3

1

2

Пед. набл.

5.4

Приспособления животных к окружающей среде

3

1

2

Собесед.

6

Красная книга

6.1

Красная книга мира

4

1

3

Пед. набл.

6.2

Красная книга Сахалина

4

1

3

Пед. набл.

6.3

Черная книга мира

4

1

3

Собесед.

7

Экология здоровья человека

7.1

Наше здоровье

3

1

2

Пед. набл.

7.2

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

3

1

2

Пед. набл.

7.3

Здоровое питание

3

1

2

Собесед.

8

Зачётное занятие

2

1

1

Тестиров.

ИТОГО:

72

22

52

Содержание учебно-тематического плана

1.Вводное занятие

Практика. Знакомство, сбор сведений о группе, анкетирование членов объединения, обсуждение плана и расписания занятий. Беседа о дисциплине во время занятий в помещении и на улице. Срез знаний учащихся. Игры на знакомство.

2.Что такое экология?

2.1Экология глазами ребенка

Теория. Знакомство с понятием "природа", "экология". Законы экологии. Экология как наука.

Практика. Творческие работы  в виде рисунков на тему : "Экология и Я". Экологические сказки. Экологические загадки. Экологические игры.

2.2Экология и человек.

Теория. Связь человека и природы.

Практика. Постановка эко-спектакля на тему: "Я-эколог". Творческие работы в виде создания экологической памятки. Экологические работы в виде рисунков на тему: "Экологические знаки".

2.3Учимся видеть и наблюдать

Теория. Основные правила наблюдения.

Практика. Наблюдения за сменой времен года(признаки изменения в природе с приходом осени).  Наблюдения-рассказы за домашними животными и растениями.

3. Мир вокруг нас

3.1Природа - наш дом

Теория. Правила поведения в природе.

Практика. Творческие работы в виде поделок из природного материала. Творческие работы в виде создания брошюрок на тему: "Правила поведения в природе".Творческие работы в виде рисунков на тему: "Природа -наш дом".Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу».

3.2Мой город

Теория. Правила экологического поведения в городе.

Практика. Творческие работы в виде поделок из отбросных материалов. Изготовление экологической сумочки. Творческие работы в виде рисунков на тему : "Мой город будущего".

3.3Живая и неживая природа

Теория. Понятия "живой" и "неживой" природы.

Практика. Экологическая викторина. Изготовление поделок из природного материала.

3.4 Круговорот воды в природе

Теория. Круговорот воды в природе

Практика. Создание экологической сказки на примере путешествия Капельки. Творческие работы в виде рисунков на тему: "Путешествие Капельки". Творческие работы из пластилина на тему: " Путешествие Капельки".

4. Царство растений

4.1Растения как живые организмы

Теория. Строение растений.

Практика. Практическая работа на тему: Как растут растения. Экологические сказки. Экологические загадки.

4.2Разнообразие растительного мира

Теория. Виды растений.

Практика. Знакомство с растениями нашего класса. Сообщения учеников на тему: Растения моего дома. Практическая работа на тему: Как живут растения. Творческие работы из цветной бумаги. Лепка на тему: Растения.

4.3Особенности растительного мира

Теория. Интересные факты о растениях.

Практика. Просмотр мультфильмов на тему: Жизнь растений.

4.4Приспособления растений к окружающей среде

Теория. Способы приспособления растений.

Практика. Экологическая викторина. Сообщения учеников на тему: Удивительный мир растений. Изготовление поделок из природного материала.

5. Царство животных

5.1Животные как живые организмы

Теория. Животные как живые организмы.

Практика. Просмотр видеофильма: Как живые организмы создали наш мир. Экологические сказки. Экологические загадки.

5.2Разнообразие животного мира

Теория. Виды животных.

Практика. Творческие работы из цветной бумаги. Практическая работа на тему: Мир животных. Лепка животного мира.

5.3Особенности животного мира

Теория. Интересные факты о животных.

Практика. Просмотр видеофильмов на тему: Животный мир. Экологическая викторина.

5.4Приспособления животных к окружающей среде

Теория. Способы приспособления животных.

Практика. Сообщения учеников на тему: Удивительный мир животных. Экологическая викторина.

6. Красная книга

6.1Красная книга мира

Теория. Некоторые виды краснокнижных растений и животных, их краткая характеристика.

Практика. Сообщения учащихся на тему: Красная книга мира. Практические работы в виде рисунков на тему: Красная книга. Лепка краснокнижных животных. Экологические сказки. Экологические загадки.

6.2 Красная книга Сахалина

Теория. Некоторые виды краснокнижных растений и животных Сахалинской области, их краткая характеристика.

Практика. Сообщения учащихся на тему: Красная книга Сахалина. Практические работы в виде рисунков на тему: Красная книга Сахалина. Лепка краснокнижных животных Сахалина.

6.3Черная книга мира

Теория. Некоторые виды растений и животных, занесенных в Черную книгу, их краткая характеристика.

Практика. Сообщения учащихся на тему: Черная книга. Практические работы в виде рисунков на тему: Черная книга. Лепка на тему: Черная книга.

7. Экология здоровья человека

7.1Наше здоровье

Теория. Что определяет наше здоровье. Вредные привычки.

Практика. Просмотр видеофильмов на тему: Экология и здоровье человека. Практическая работа на тему: Мы и наше здоровье. Разработка демонстрационного материала на тему: Наше здоровье в наших руках. Практическая работа в виде рисунков на тему: Сохраним наше здоровье. Составление физкультминуток.

7.2 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Теория. Основы закаливания, пребывания на солнце.

Практика. Просмотр мультфильма тему: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Экологический кроссворд на тему: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Экологическая эстафета. Экологические загадки. Экологические игры.

7.3Здоровое питание

Теория. Правильное питание-залог здоровья. Пирамида питания.

Практика. Просмотр видеофильма: По ступенькам правил здорового питания. Разработка пирамиды здорового питания. Разработка информационных карточек на тему: Полезные продукты питания. Практическая работа на тему: Я выбираю вкусно и полезно. Подбор материала для оформления уголка здоровья.

8. Зачётное занятие

Теория. Зачетное тестирование.

Практика. Экотренинг. Подведение итогов первого года обучения. Планы юных экологов на лето.

        Оценочные материалы

        В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Эколята» проводится систематическая диагностика.   В соответствии с запланированными формами контроля.

        Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:

        Входящая диагностика: проводится в игровой форме. Определяется уровень базовых знаний.

        Итоговая диагностика: контроль освоения программы. Проводится срез знаний по критериям в форме тестирования.

        Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания.

        Формой фиксации и предъявления результатов является протокол.

        Методические материалы:

        Данная программа «Эколята» разработана с применением современных методических ресурсов и технологий (технология кейсов, игровые технологии, новые информационные технологии), направлена на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами.

        Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы

• Фотоаппараты

• Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);

• Компьютер (ПК или ноутбук, операционная система Windows не ранее 1998 г.), теле- и видеоаппаратура;

• Наглядные пособия (фотографии, схемы, рисунки, коллекции экспонатов, иллюстрации справочников и т.д.);

• Местные краеведческие печатные издания;

• Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи;

• Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.

Основные информационные источники для педагога.

Подбор дидактических игр по разделам программы, разработанные общественной организацией «Бумеранг».

Список литературы

1. Александрова Ю. Н. Юный эколог.  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.

3. Ердаков А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

4. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.

5.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков А.А. // Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

6. Плешаков А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

7.Соловьёв Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.

8. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

9. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

10. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

11. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

12. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.