СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал

Казанцева Лилия Радиковна

материалы для педагогов кому интересно самообразовываться и саморазвиваться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы Бурейского района

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовила:

Лилия Радиковна Казанцева

методист МАУ ДОД ЦВР

 

 

 

Уважаемые коллеги! Сегодня хочется посвятить своё выступление теме «Самообразование педагога как необходимое условие его профессиональной деятельности».

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.

       В условиях модернизации системы образования возрастает роль методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.                                                      

             Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности тренера в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.  

Рассмотрим само понятие «самообразования».

                 САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

      Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, которая направлена на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: т.е. на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Если процесс образования:  

  • осуществляется добровольно,  
  • осуществляется сознательно,  
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком,        
  • необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.  

Отсюда вытекают принципы самообразования, которые указаны на слайде:

  • Добровольность
  • Сознательность
  • Целенаправленность и целеустремленность
  • Научность
  • Сочетание теории с практикой
  • Систематичность
  • Управляемость и контролируемость самим человеком

Формы самообразования тренеров-преподавателей

           Все формы самообразования можно условно поделить на две группы. В индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем.

Это мы рассматривали формы самообразования, а сейчас рассмотрим какие есть формы организации самообразования.

Формы организации самообразования

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами

2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов тренировочного процесса;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет - ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Что же мотивирует педагога к самообразованию?

Мотивы,         побуждающие         педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, внеурочному мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.  
  • Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.        
  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.  Поэтому педагог должен идти в ногу со временем.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, желают определить ребенка в класс или на секцию к "лучшему" педагогу, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе обучающихся и определении нагрузки.  
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогом!  
  • Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

 

Основные направления, в которых тренеру-преподавателю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (вид спорта);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • охрана здоровья.

Креативный педагог может дополнить этот список собственными направлениями и работать по ним.

Технология организации самообразовательной деятельности

  • 1 этап – установочный

Он предусматривает выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы); формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

  • 2 этап – обучающий

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

  • 3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

  • 4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать творческие отчеты о ходе самообразования на методических заседаниях или на районных МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

  • 5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Составляющие процесса самообразования педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать, внедрять, посещать, совершенствовать, интересоваться и т.д.

Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.        
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.        
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.        
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  •  Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.        
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.  

Для четкого распределения этапов самообразования педагогу необходим план самообразования, где четкого распределены пункты работы

План самообразования педагога

  • Составить перечень литературы, которую планируется изучить;
  • Выбрать форму самообразования;
  • Определить сроки завершения работы;
  • И представить предполагаемые результаты своей работы (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Результат самообразования

     В личном плане самообразования тренера-преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. повышение качества учебно-тренировочного занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, предпрофессиональные программы; разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Результаты самообразования тренера-преподавателя отслеживаются на определённых этапах. 

Слайд 14

Заключение

      Современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Тренер - преподаватель постоянно должен саморазвиваться, как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно- тренировочной деятельности, а также приносит положительные результаты на соревнованиях различного уровня.

Я предложила вам пройти тест «Оценка способности педагога к саморазвитию и самообразованию» и выявить уровень своей способности по данным критериям. Обработка результатов и результаты тестирования прилагаются. Так что можно проверить себя.  И в заключении хочется добавить, чтоб наши педагоги вели активную работу по самообразованию. Выявили для себя тему самообразования с которой им будет интересно работать и развиваться в этой области.

И конечно же желаю дальнейших успехов в тренерской деятельности и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

     Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.         Самообразование начинается ...

"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"

quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает  учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...

Методическая разработка по программе "Педагогическое мастерство тренера- преподавателя"

Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных ...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...