ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА. ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ.
статья

Огальцова Римма Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО                учитель истории и обществознания

2017-2018 учебный год                Огальцова Р.Н.                

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ  ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА. ВОСПИТАНИЕ УСПЕХОМ.

Ни для кого не секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования.


          Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников.


        Личностно-ориентированное обучение истории возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества  и уважения.
Используя активные формы обучения, большое внимание уделяю организации учебного процесса. Задания выполняются индивидуально, в парах и малых группах. Эффективными при обучении были три вида размещения учащихся в классе для выполнения заданий: по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Наиболее благоприятные условия для группового общения и для контакта с учителем создает расположение ребят в классе «подковой».
Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:


• могли связать новый материал с предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.


          Подбор упражнений для занятий позволяет детям с ОВЗ активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

           

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся с ОВЗ чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса для моих детей. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.


          Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе исторического школьного образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.


          О реализации цели и задач образовательно-воспитательного процесса можно судить не только по уже обозначенным концептуальным и методическим аспектам, но и по конкретному содержанию типов заданий, получаемых учениками обычно на уроках.


          Сбор и упорядочение содержательной информации заданий ведет к созданию определенного «исторического фундамента» по данной теме.
Упорядочение и сортировка содержательной информации заданий способствует созданию схемы, графика, диаграммы, ранжированного списка, таблицы и тому подобного.


          Работа с историческими документами (или с документально-методическими комплексами): исследовательская работа, которая проводится как в группах, так и индивидуально. Результатом деятельности служит план исследования, сообщения о проведении исследования, представление результатов исследования и рефлексия отдельных этапов работы или ее итогов. Как наиболее эффективные (особенно для старшеклассников) можно выделить такие методы исследования как моделирование (конструирование) и прогнозирование.


          Творческие задания. Использую подход к эвристическому обучению А.В. Хуторского. Он выделяет среди основных эвристических качеств учащихся когнитивные (необходимые в процессе познания учеником внешнего мира), креативные (обеспечивающие условия создания учеником с ОВЗ творческого продукта деятельности) и методологические  качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях - в познании и творчестве. Руководствуясь данной классификацией, предлагаю ученикам следующие виды заданий.


         
Задания когнитивного характера:


• решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
• исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
• отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
• «проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;
• метапредметные формы обучения, включая одновременную работу с разными способами исследования одного и того же объекта - гуманитарными и социологическими.

         

          Задания креативного характера:


• предложение учащимся по-своему выполнить то, что
 учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию. В преподавании пропедевтического курса истории в 3 и 5 классах продуктивно использовалась система работы Ю.Л. Троицкого;

• создание словесного продукта в различных жанрах: изобретение букв;

• составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

• сочинение оды, очерка, роли;
• составление кроссворда, игры, викторины, родословной
 сценария спектакля, своего задания для других учеников;

• создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);

• изготовление макетов замка, орудий труда и т.д., костюмов;

• проведение урока в роли учителя, разработка своих памяток, инструкций.


           
Задания оргдеятельностного характера:


 • разработка целей своих занятий по истории на четверть, год; разработка плана творческой работы; выработка самооценки, рецензии, анализа своей работы;

• составление и проведение викторины, игры, кроссворда, урока для младших школьников.

           В результате использования перечисленных типов заданий рождаются творческие уроки. Для облегчения восприятия приводятся только отдельные примеры каждого вида заданий, при этом необходимо отметить, что автор имеет систему использования активных форм обучения:  

• урок-дискуссия («Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси», 8кл.);

• урок постановки проблем и их решения («Декабристы на Сенатской площади - акт гражданского неповиновения? Восстание? Революция?», 9 кл.);

• урок «наоборот» (ученик в роли учителя) предполагает активное привлечение старшеклассников;

• урок защиты творческих работ, проектов;
• урок творческого обобщения;
• урок конструирования понятий (работа с «историческими кубиками» Ю.Л. Троицкого, 5 кл.);
• урок-консультация (эффективен накануне контрольных уроков);
• урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки;
• урок-выставка («Восточные славяне в древности», 8 кл.);
• урок-конференция;
• урок-театрализованная игра - («Колесо истории», 6-9 кл.);
• урок-путешествие («Путешествие в древнюю Грецию», 5 кл);
• урок-экскурсия  (посещение музеев, выставок, памятных исторических мест);
• урок-спектакль («Герои древней Эллады»- 5 кл.),
- и многие другие.

           Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе непрерывного исторического образования, так как адаптировать эти формы к различным возрастным категориям не представляет особых трудностей.

           Что движет учеником в процессе исторического  познания?


           Думаю, что в 5,6,7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всем быть успешным, стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.


          В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает, что имеет внешнее и внутреннее проявления: отсутствует «лес» рук, учитель не страдает от огромного количества вопросов. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Любой ценой подросток желает получить высокую отметку (подсказки, обман учителя), которая является средством самоутверждения в коллективе. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

           В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

        
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
• создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.

           Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:


• максимального использования личностного опыта ученика;
• опоры на групповой опыт;
• использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
• реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;
• занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники знаний.


          Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.


           В соответствии с приведенной классификацией автор выделил в своей практике следующие модели учебных занятий.


       

         

          На основе игровой деятельности: 


• Игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей) «Путешествие на Олимпийские игры», 6кл.; «Ярмарка в Шампани», 7кл.
• Игры-соревнования (наличие фиксированных правил,  отсутствие сюжета и ролей,   первый   план   субъектно-объектных   отношений) КВН   (по   различной тематике) и др.

          В процесс обучения истории включаю игры, активизирующие мыслительные процессы. Применение различных игр обеспечивает большую плотность общения, коллегиальность, контактность, аргументированность (для некоторых игр), большую рефлективность (ученик оценивает самого себя и свою роль в решении общей задачи), мотивированность (желание победить). В игре может  самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.


          Использую игры на различных этапах урока:


• при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания: «Руки- ноги», «Волна», «Пишущая машинка», «Спасибо, садись», «Молчать - говорить», «Колобок», «Приветствие», «Давай познакомимся!»;
• при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», «Живая картина», «Реставрация», «Зашифруй текст», «Древо познания», «Новый учитель»;
• при закреплении - «Исторический снежный ком», «Рассказ наоборот», «Интервью с историческими героями», «Ассоциации», «Крестословица», «Историческая азбука», «Пирамида», «От первой до последней буквы», «Исторические акулы пера» и др.;
• при повторении и обобщении исторического материала - «Отгадай термин», «Переводчик», «Интеллектуальный турнир», «Рекламный плакат», «Интервью с историческими героями», «Одень куклу», «Восстанови карту», «Кроссворд», «Что хотите говорите», «Старт-финиш»;
• при проверке и систематизации знаний - «Чудо-фраза», «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Черная метка», «Контакт», «Спрятанное слово», «Умный листок», «Помню - знаю», Парные карточки», «Волшебники», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ», «Части текста», «Дружный пересказ», «Я - как Юлий Цезарь».


          Налажен творческий контакт с преподавателями географии, литературы, изобразительного искусства и музыки. Требования современного общества в формировании исторического мировоззрения школьников предполагает междисциплинарный подход.


          Для определения эффективности системы использую различные методики:


• тестирование;
• анкетирование;
• система диагностических контрольных срезов;
• рейтинг;
• самооценка.

           Текущий контроль осуществляю следующим образом:


• обучающий зачет (совместный анализ ответов; учитель-ученик);
• викторина;
• письменные и устные зачеты;
• опрос при помощи системы карточек;
• проверка текстов ошибками.


          Контролирующий материал составлен по общепринятым педагогическим нормам, рекомендованным министерством, но адаптированным к особенностям школы, и контингенту учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка.

Использование творческих заданий на уроке иностранного языка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Опыт работы педагога по использованию творческих задания при изчении темы "Информация вокруг нас"...

Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"

Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и  на практике....

Презентация по теме самообразования « Использование творческих заданий на уроках истории для повышения самостоятельности учащихся »

В презентации расматриваются методические аспекты использования некоторых разновидностей творческих заданий на уроках истории для формирования универсальных учебных действий....

Использование творческих заданий как средство повышения учебной мотивации обучающихся 7 классов на уроках информатики

Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов....

Использование творческих заданий при обучении письменной речи на английском языке в общеобразовательной школе

Данная работа рассматривает понятие письменной речи и творческих заданий для обучения письменной речи. Целью данной работы является проанализировать серию творческих заданий для обучения ан...

Задорожнюк С.Б. "Использование творческих заданий для духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках Английского языка"

Сегодня духовно-нравственные воспитание нуждается в теоретическом осмыслении. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориент...