Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений
статья

Хайртдинова Светлана Николаевна

выступление на методическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ МО ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Личность педагога

как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Выступление на заседании методического объединения

Подготовила

                                       воспитатель

Хайртдинова С.Н.

2018/2019 учебный год


Личность педагога как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

В практике работы каждого педагога бывали такие ситуации, когда трудно было найти взаимопонимание с воспитанниками. Возникали некие "психологические барьеры", которые мешали общению и отрицательно сказывались на общем ходе воспитательного процесса, самочувствии педагога  и эмоциональном настрое детей. Чувство дискомфорта, тревога, нервозность, сопровождающие  такие ситуации, заставляют нас порой искать новые методы обучения и воспитания. Но всегда ли этот путь приводит к желаемому результату? Зачастую оказывается, что необходимо лишь  пересмотреть коммуникативное обеспечение уже известной методики. Согласитесь, что за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.

В ходе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных операций,  мотивационное обеспечение учебно-познавательного процесса и нормативных взаимоотношений с учащимися, снятие эмоциональной напряженности.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимоотношений между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Нормой таких отношений в нашем учреждении являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные взаимоотношения. О факторах, способствующих их формированию, мне и хотелось бы сегодня поговорить.

Итак, педагогически целесообразные взаимоотношения.  По определению И. Ф. Исаева и В. А. Сластёнина они предполагают такое взаимодействие между педагогом и ребенком, которое подчинено достижению воспитательного результата и основано на добровольном признании воспитанниками авторитета, прав, знаний и опыта педагога, его лидерства.

Известно, что отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности. Приступая к организации такой деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит её успех.

А. С. Макаренко отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто будете требовать", то ребенок будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, несомненно, является важнейшим условием установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Однако требования педагога могут быть не только прямыми, но и косвенными. В косвенных требованиях уже не само их содержание, а вызываемое ими психическое состояние детей становится стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий. Исследования А. Ю. Гордина показывают, что по эмоционально-психологической направленности косвенные требования можно разделить на три группы:

  1. выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие;
  2. демонстрирующие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза;
  3. побуждающие к проявлению активности - совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.

Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем гуманнее его взаимоотношения с воспитанниками.

Однако, педагогическое требование - это не единственный фактор, оказывающий влияние на установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

Важную роль в их создании играет также объективная оценка поведения воспитанников.

Приходилось не раз убеждаться, что ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с воспитанниками. Следовательно, оценивая действия, поступки и поведение детей, педагог должен учитывать мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ребенка.

 Всё это возможно лишь в том случае, если педагог хорошо знает возрастные особенности учащихся. Прежде всего, учителю необходимо помнить, что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляемостью, которая является следствием физиологической перестройки организма. Повышенная утомляемость ведет к увеличению так называемых немотивированных поступков. Поэтому в своей практике я стараюсь равномерно чередовать интеллектуальную нагрузку с физической.

Реакция подростков на воздействие педагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их положению в коллективе. Если ребенок видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем более его малой группой, он больше его не повторит. Если же этого не произойдет, подобный поступок обязательно повторится. В таких ситуациях можно посоветовать педагогу не делать вид, что он знает истинные мотивы тех или иных поступков, а надо искать поддержку в коллективе и малых группах воспитанников.

Таким образом, опора на формирующееся общественное мнение детского коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, является ещё одним значимым фактором установления педагогически целесообразных взаимоотношений с воспитанниками.

Взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе формируются на основе познания педагогом  и воспитанником друг друга. Они решают такие психологические задачи, как определение самочувствия собеседника, степени его искренности, мотивов поступков и т.п.

Делается это ими не ради любопытства. Педагог определяет, какое задание лучше дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы. Ребенок, в свою очередь, должен знать, каковы мотивы тех или иных поступков педагога, какое у него настроение и самочувствие. Именно эмпатия (сопереживание) имеет большое значение в процессе установления взаимопонимания, как фактора успешного формирования педагогически целесообразных взаимоотношений педагога  и воспитанников.

На практике мы видим, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для детей. Точно так же и положение педагога само по себе не гарантирует уважительного отношения к нему со стороны детей. Значит, педагог должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.

Соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми, умение выбрать к ним правильный подход – это слагаемые такого немаловажного фактора педагогически целесообразных взаимоотношений, как педагогический такт. Особенность поведения и действий педагога, владеющего педагогическим тактом, состоит в том, чтобы, предвидя возможные последствия применения тех или иных методов, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Нет сомнения в том, что проявление педагогического такта изо дня в день поднимает авторитет педагога.

 Опыт показывает, что не стоит игнорировать и фактор личного примера. Если педагог говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, рассчитывать на уважение, а, следовательно, и на установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми ему трудно.

На детей оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Тем более, как показывают исследования, роль взрослого как источника информации снижается из года в год. Влияние же его, как личности, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации, в частности: являются ли дети, с которыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склонности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба).

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы педагога, выделим следующие:

1. Принятие каждого ребенка, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.

Таким образом, является очевидным, что такие факторы, как  выдвижение педагогически обоснованных требований; объективная оценка знаний и поведения учащихся; опора на формирующееся общественное мнение детского коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы; взаимопонимание педагогов и воспитанников; педагогический такт и авторитет воспитателя, его личность играют немаловажную роль в процессе установления педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками. Недооценка на практике хотя бы одного из этих факторов порой катастрофически сказывается на формировании истинно товарищеских, гуманных взаимоотношений взрослых и детей.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что овладение технологией установления педагогически целесообразных взаимоотношений, на мой взгляд, может стать для педагога ключом к  повышению продуктивности всей его педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства

Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании....

Коммуникативная компетентность педагога как фактор развития личности учащегося

Доклад на научно – практическую конференцию «Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»....

Презентация «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»

В материале презентации «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» представлено выступление педагога-психолога на педагогическом совете ...

Презентация к педагогическому совету по теме: "Факторы риска профессиональной деформации личности педагога"

Работая  продолжительное время в образовании , имея в течение дня колоссальный  объем времени для общения с детьми и их родителями, с учетом современных педагогических требований со стороны ...

Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"

Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...

Педсовет «Профессиональная культура педагога как фактор эффективности педагогической деятельности»,

laquo;Профессиональная культура педагога как фактор эффективности  педагогической деятельности»...