Выстуления на ШМО и РМО
методическая разработка

Дзреян Татьяна Хугасовна
  1. Доклад  на заседании РМО учителей физики по теме: "Проблема использования современной методологии познания для развития физического образования"(2013г.)
  2. Информация  на заседании РМО учителей физики  на тему: "Информационно - образовательноая среда "Сферы"как инструмент реализации требований ФГОС ООО на примере УМК "Сферы. Физика (7 - 9)" (2011г.)
  3. Доклад на заседании РМО учителей физики по теме: "Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах  в современных условиях" (2012г.)
  4. Доклад  на заседании РМО учителей физики по теме: "Активизация познавательной деятельности на уроках физики" (2014)

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей физики

Доклад

по теме:

«ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила:

Дзреян Т.Х.,

учитель физики

 МБОУ СОШ № 2

2013г.

Для развития методики обучения физике и модернизации практики  обучения е, по нашему мнению, одним из ведущих ресурсов в настоящее время является методология познавательной деятельности. Эффективно познавать и преобразовывать мир можно только на фундаменте методологии.

Выделим основные теоретические идеи методологии, востребованные в процессах обучения физике.

  • В первом приближении методологию определяют как учение о методах научного познания. Шире, методология как вид интеллектуальной (познавательной и иной) деятельности, как область знания ставит и решает следующие наиболее принципиальные задачи: выяснение природы, механизмов, процедур получения знаний; различение и согласование основных интеллектуальных познавательных деятельностей — мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, внешней предметной деятельности; выяснение содержания и процессов метода научного познания; функционирование знаний от возникновения до исчезновения. Все эти задачи в большей или меньшей степени актуальны для обучения физике. Проблема только одна - их точное, эффективное задание.
  • Для методологии деятельность первична, отсюда первичны метод познания, процедуры исследования, а знания (системы знаний) как образования деятельности - вторичны.
  • Методология однозначно определяет в качестве фундаментальной коллективную познавательную деятельность. Отсюда для процессов обучения, в частности, весьма важна организация совместных теоретических и экспериментальных физических исследований в рамках учебной деятельности школьников. Именно в этом процессе присваиваются нормы современного мышления и мировоззрения.

Очевидно, главным и конечным продуктом освоения методологии познания в обучении является нормирование результатов учебной деятельности (знаний, мышления, мировоззрения) и освоение этих новых норм. В массовом физическом образовании успех зависит не только от качества задания норм (учебник, диагностики и др.), но и от процедур учебной деятельности на уроке и дома.

Приведем практические методические решения, предполагаемые  положениями методологии познавательной деятельности.

1. Совершенствование теории и практики обучения физике, несомненно, связано с выработкой и заданием в разных формах новых норм учебной деятельности. Хотя старение учебных систем знаний как закономерность зафиксирована давно, но осознанно проектирование новых систем учебных знаний нового поколения начато сравнительно недавно. «Опыт рода», прежде всего, формулируется и транслируется в знаниях. Это не только знания о природе и знания о процедурах научной деятельности, в частности знания о методе. Это и сама познавательная деятельность, в том числе творческая. Сейчас внимание к процедурам деятельности, к их освоению растет, не случайно в системе физических знаний усиливается внимание к методу познания.

В учебниках физики все чаще прямо задается норма научного познания, которая известна под названием «принцип цикличности». Он представлен следующей логикой организации познавательной деятельности: «факты, проблема - гипотеза, модель — следствия — эксперимент, практика»

  1. Для организации современной по структуре и содержанию учебной деятельности физике необходимо резко отделить знания о реальности от знаний о средствах описания. В обучении физике к реальности относят физические объекты и физические явления, а к средствам описания - разные по функциям знания: физические величины, принципы, законы, модели, теории и др.
  2. В обучении физике должен быть найден баланс учебной деятельности с объектами науки (знаниями) и объектами природы,

Познавательная деятельность, представленная и в знаниях, и в процедурах, эффективнее всего организуется при выполнении теоретических и экспериментальных исследований. Их должно быть много, именно они задают метод познания через деятельность.

4. Учебная деятельность при решении физических задач должна организовывать - по известной схеме «анализ текста и анализ физического явления - идея или план решения - решение - анализ решения», что хорошо согласуется с логикой метода научного познания. Необходим более широкий взгляд на саму задачу и процедуры работы с ней.

Положения методики деятельности с задачей.

Стратегически должно быть изменено отношение к школьной учебной задаче. Во-первых, это образование мышления и деятельности, во-вторых, по функции - это средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения (усвоение нормы), в-третьих, это объект изучения и исследования. Учебная деятельность по решению задач - это увлекательная (совместная, напряженная, эмоциональная, всегда результативная) деятельность по достижению победы над самим собой, над материалом задачи. Не так важно, какие справочники вы используете, в какой консультации нуждаетесь, как быстро решаете. Главное - усвоить методы научного мышления и деятельности.

В целом, для освоения содержания и духа физики важно ориентироваться на задачи формирования следующих основных умений:

  • различать физический объект и его модель; постулаты и законы; приводить примеры границ применимости изученных знаний; иллюстрировать примерами объяснительную и предсказательную функции теории; объяснять развитие физического знания по схеме «факты - модель — следствия — эксперимент»;

осваивать конкретные методы и методики научного исследования: макроскопическое и микроскопическое описание объектов, статистические и динамические закономерности; понимать особенности экспериментального метода познания, т. е. связь теории и опыта и др.;

  • отделять объекты и явления природы (электромагнитное поле и волны, электрический ток, дисперсия и интерференция) от идеализированных объектов науки (гармонические колебания и волны, световой луч, точечный заряд), понимать проблему выбора средств описания;
  • выделять простейшие механические (и иные) системы в окружающем нас мире, качественно и количественно описывать их движение, выяснять причины движения; рассчитывать и измерять микроскопические и макроскопические характеристики физических систем;
  • различать смысл фундаментальных понятий: вещество и поле, пространство и система отсчета, движение и взаимодействие, действие и сила, инертность и масса, объект и его модель;
  • иллюстрировать связи науки и техники; использовать методы измерения физических величин, рассчитывать погрешности измерения физических величин, владеть экспериментальным методом изучения физических законов и др.

5. Для успешного освоения формирования норм методологической культуры в обучении физике необходима постоянная обратная связь, нужен режим педагогического эксперимента или творческого поиска.

Такая работа позволяет уточнять требования, совершенствовать методику изучения вопросов, в итоге – получить долговременный образовательный эффект.

Выводы:

  •   Во-первых, в методике обучения физике усилиями старшего поколения методистов (В. Г. Разумовский, В. В. Мултановский, А. А. Пинский, И. И. Нурминский, В. Н. Мощанский, А. В. Усова и др.) накоплены идеи и конкретные методические решения по освоению методологии физического познания.
  • Во-вторых, на сегодняшнем этапе реформирования образования есть все предпосылки развернуть широкое формирование элементов методологической культуры при изучении физики в массовой школе.
  • В-третьих, освоение методологии познавательной деятельности учителями, студентами и школьниками существенно повысит интеллектуальную привлекательность физики, будет способствовать не только личностному развитию субъектов образования, но и активизирует все стороны развития физического образования.


Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей физики

Информация

на тему:

 «Информационно-образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований

 ФГОС ООО на примере УМК

 «Сферы. Физика(7 - 9)»

Подготовила

Дзреян Т. Х.,

учитель физики

МОУ СОШ №2.

2011г.

14 декабря в г. Ростов-на-Дону состоялся обзорный семинар по теме «Информационно-образовательная среда «Сферы» как инструмент реализации требований  ФГОС ООО на примере УМК «Сферы. Физика(7 - 9)».

Перед участниками выступили одна из авторов УМК «Сферы» по физике Белага Виктория Владимировна и координатор проекта «Сферы» по физике Жумаев Владислав Викторович. Они ознакомили слушателей с составом   учебно-методического комплекта «Сферы» по физике.

Отличительные особенности УМК «Сферы»

  • Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.
  • Наличие полного пакета пособий на бумажных и на электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней школьного образования.
  • Единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников
  • Наличие «навигационной» системы, позволяющей применить единую технологию обучения.
  • Подача материала с использованием современных информационных технологий.

Основой УМК «Сферы» является учебник. Авторы:      Белага Виктория Владимировна, Ломаченков Иван Алексеевич, Панебратцев Юрий Анатолиевич

 Именно в нем наиболее полно использованы и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к процессу обучения. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.

Каждая тема открывается «Визитной карточкой», которая содержит информацию об уникальных и явлениях в сфере данной темы, а заканчивается рубриками «Подведем итоги», «Информация к размышлению».

phys_7_uch_2phys_7_uchphys_7_uch_1

 Помимо учебника в  состав УМК входит тетрадь-практикум,                    тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, задачник, электронное пособие.

Тетрадь практикум.

В ней собраны лабораторные работы, необходимые для успешного усвоения курса физики в соответствии с программой. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях.

Порядок лабораторных работ отвечает структуре учебника. Последовательное выполнение лабораторных работ, предложенных в тетради-практикуме, позволит связать теоретический материал, изучаемый на уроках физики, с практическим использованием этих знаний.

F:\Дзреян Т.Х\phys_7_tetr_prak.jpg                                 F:\Дзреян Т.Х\phys_7_t-p_1.jpg

Тетрадь-тренажер.

Главная особенность тетради заключается в ее фиксированном по темам курса формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе физики умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях.

Использование тетради-тренажера ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, выставление оценки в ней не является обязательным.

F:\Дзреян Т.Х\phys_7_tetr_tren.jpg              F:\Дзреян Т.Х\phys_7_t-t_1.jpg

Тетрадь-экзаменатор.

Пособие предназначено для проверки результатов обучения по курсу физики 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В пособие включены проверочные работы в форме тестовых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ, задания в форме вопросов и задач. Значительное внимание уделяется проверке умений работать с различными источниками информации. В конце пособия приведён перечень творческих работ и список дополнительной литературы.

F:\Дзреян Т.Х\phys_7_tetr_ekz.jpg                F:\Дзреян Т.Х\phys_7_t-e_2.jpg

Задачник.

Задачник является составной частью учебно-методического комплекта «Физика» для 7 класса линии УМК «Сферы». В нем содержатся задачи по всем темам учебника 7 класса. Порядок задач соответствует структуре учебника. Задачи имеют три уровня сложности. Использование задачника позволит отработать навыки решения задач.

 F:\Дзреян Т.Х\phys_7_zdch.jpg              F:\Дзреян Т.Х\phys_7_zd_1.jpg 

Электронное пособие.

Электронное пособие «Физика. 7 класс» является составной частью учебно-методического комплекта «Физика» для 7 класса серии «Сферы». Электронное приложение содержит медиаресурсы различных категорий: тексты (рубрики Биографии, Справочник, Это интересно), визуальные образы (рубрики Рисунки, Анимации, Модели, Фотографии, Слайд-шоу, Видео), тестовые задания (рубрика Тесты), интерактивные лабораторные работы (рубрика Практикум), расчетные задачи (рубрика Задачи).

                        F:\Дзреян Т.Х\phys_7_e-p_1.jpg

 

Программы общеобразовательных учреждений для    7-9 классов.

 УМК "Физика. 7 класс".

Данное пособие сопровождает учебно-методический комплект "Физика" линии "Сферы". В нём содержатся программы, разработанные группой авторов на основе образовательного стандарта, а также материалы, освещающие основные концептуальные подходы к разработке и использованию в учебном процессе учебно-методических комплектов, создаваемых на основе современных тенденций в развитии новых технологий обучения.

Поурочное тематическое планирование. УМК "Физика. 7 класс".

Данное пособие сопровождает учебно-методический комплект «Физика» для 7 класса линии «Сферы». В нем содержатся поурочное тематическое планирование, разработанное группой авторов на основе образовательного стандарта, а также материалы, освещающие основные концептуальные подходы к разработке и использованию в учебном процессе учебно-методических комплектов, создаваемых на основе современных тенденций в развитии новых технологий обучения.

Рабочая программа. УМК "Физика. 7 - 9 класс".

Рабочая программа по физике для 7–9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования.



Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей физики

Доклад

по теме:

«Проблемы преподавания физики    в основной и старшей школах

в современных условиях».

Подготовила:

Дзреян Т.Х.,  

учитель физики

МБОУ СОШ №2.

2012г.

Проблемы преподавания физики в основной и старшей школах

в современных условиях.

Доклад  посвящен некоторым методическим проблемам реформирования образования. Проанализирована реальная ситуация, сложившаяся в практике преподавания физики в школах. Высказаны некоторые предложения по поводу проведения ЕГЭ, затронуты вопросы отношения школ и ВУЗов. Даны краткие характеристики основных учебников, используемых в общеобразовательных заведениях. На основании результатов анкетирования методистов по физике сформулированы определенные выводы и предложения по указанной проблеме.

Содержание 

Реформирование содержания образования

Проблема содержания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня - особенно. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Обилие физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания. И мы глубоко уверены, что физике надо учить как следует. Но что же происходит на самом деле? В школах продолжается работа по реформированию всего содержания образования и естественнонаучного, в частности. Окончательный этап реформирования планируется завершить в 2017-2020 учебном году?

Сложившаяся реальная ситуация в практике преподавания физики в школе

Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Особенно острая ситуация сложилась на стыке перехода от основной школы к старшей школе при изучении раздела механики в 9 - 10 классах. Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов, выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно. Несмотря на кажущееся обилие вариативных программ и учебников, преподавание должно быть ограничено не более чем 2 – 3 современными учебниками (точнее, УМК – учебно-методическими комплектами), ориентированными на определенный профиль обучения по физике. В конце концов, должно быть четко определено: что ученики должны знать и уметь, чему мы должны их научить. Ряд школ, где сохранились учебники 80-90 годов, до сих пор продолжают работать по старым программам, то есть частично или полностью использовать ранее опубликованные учебно-методические пособия. Вся изданная в то время учебная и методическая литература (книги для учителя, факультативные курсы и др.) имела гриф Министерства просвещения. Содержание многих из этих книг, а так же логика построения и изложения материала в них, на наш взгляд, не плоха. В ряде случаев устарели рисунки и фотографический материал, не достаточно отражены достижения современной фундаментальной науки. Но это не значит, что учителю физики надо отказываться от использования данных учебных пособий в своей практической деятельности в современных условиях. С задачниками по физике дело обстоит лучше. Их содержание подходит практически для любого требуемого уровня. Вопрос об использовании прочей учебной литературы, должен решаться индивидуально методическими службами и органами управления образования. Исходя из всего сказанного выше, на данном этапе реформирования целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений (если последняя сохранилась в школе). При этом следует учитывать профиль и количество часов отводимых на преподавание физики. Курс физики и других дисциплин естественнонаучного цикла в рамках модели современной школы еще в 90-х годах и по настоящее время стал заменяться сначала прикладными, а затем и вообще «суррогатными» предметами, такими, как: МХК и прочими и это в Отделении физики РАН уже давно вызывает серьезные опасения. Все это поставило учителя физики в ситуацию, когда на него ложится основная ответственность за качество обучения при явном недостатке времени на изучение предмета и отсутствиинеобходимых в новых условиях методических пособий. Проверка знаний учащихся в ряде школ в процессе перехода на новое содержание образования по физике, показала чрезвычайно низкий уровень знаний и умений учащихся,что является тревожным сигналом..

Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике

Накопленный опыт проведения ЕГЭ в позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы и предложить способы необходимого совершенствования его структуры.

I.Школы смущает: 1) наличие одного - двух олимпиадных вопросов в категории С,т.к. около 90% учащихся, изучавших физику добросовестно по школьной программе (2 – 4 ч в неделю), но не углубленно, зачастую не понимают даже подход к решению таких задач; 2) неоднозначность ответов на вопросы философского характера, поскольку даже специальные инструкции для эксперта, проверяющего работу, не помогают объективности выставления оценки.

II. «Олимпиадные» ВУЗы (МФТИ, МГУ, МИФИ, СПбГУ, НГУ) не удовлетворены недостаточным числом олимпиадных вопросов (их должно быть 5 – 6) и наличием слишком простых.

III.Технические университеты (МГТУ, МЭИ(ТУ), МАИ, ЛЭТИ и др.) не приемлют смесь излишне простых вопросов категории А и олимпиадных вопросов категоии С, уровень которых излишен для учащихся с хорошей пятеркой в общеобразовательной школе; особенно неприемлем общий временной контроль для простых (тестовых) вопросов и традиционных задач (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц); затрата значительного времени для ответов на простые вопросы – фактически эквивалентна резкому снижению уровня требований к знаниям, что и объясняет негативное отношение к подобной системе вступительного экзамена по физике со стороны приемных комиссий технических университетов. Очевидно, требуется структурная и содержательная корректировка ЕГЭ для признания его в качестве единого вступительного экзамена ВУЗами всей страны:

  1. «олимпиадные» ВУЗы должны проводить дополнительно к ЕГЭ (или вместо него) собственный экзамен, при прочих равных условиях учитывая или нет результаты ЕГЭ;
  2. максимальный уровень требований в ЕГЭ должен соответствовать хорошей школьной пятерке. Именно на этот уровень ориентированы традиционные технические университеты. Соответственно, ЕГЭ не должен содержать слишком сложные вопросы олимпиадного уровня;
  3. необходимо отделить организационно две принципиально различные системы контроля: тестирование с выбором ответа (с помощью качественных и простых количественных вопросов) и умение решать традиционные физические задачи (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц).

Результаты анкетирования методистов по физике в г.Москва

В связи со сложившейся сложной ситуацией учебно-методической лабораторией физики МИОО было проведено анкетирование окружных методистов по физике г. Москвы

Из анализа анкетирования методистов округов Москвы следует три основных вывода:

Во-первых, методисты считают, что новые учебники и методическая литература не в состоянии поднять качество обучения. В любом случае, при переходе на новое содержание образования практически всё зависит от педагогического мастерства учителя.

Во-вторых, наиболее адекватной признана проверка знаний учащихся в традиционной форме – анализ умения решать физические задачи и отвечать на вопросы, связанные с пониманием физических явлений. Возможна и комбинированная форма проверки: «задачи + тест» (основная школа).

В-третьих, необходимо по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ или, добавить количество часов на преподавание физики. Оно должно быть увеличено (до 3-х часов в неделю и более в 9-м классе и до 4-5 ч. в 10 – 11 кл.) для успешного усвоения объема учебного физического материала школьниками.

Обзор УМК и учебников по физике

В настоящий момент сложилась критическая ситуация, когда учителю стало трудно ориентироваться при выборе учебной и методической литературы. Ниже приведён обзор и краткие характеристики учебников, по которым ведётся фактически преподавание в Москве.

Основная школа

В основной школе (7 – 9 классах) существует много учебников (УМК – учебно-методических комплектов), но ведется преподавание в основном по трем.

УМК – «Физика 7-9», авт. Перышкин А. В., Гутник Е. М. 

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В. (под редакцией Гутник Е.М).
  2. 8 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В. (под редакцией Гутник Е.М).
  3. 9 класс. 2 –3 часа в неделю. Учебник, авт. Перышкин А.В., Гутник Е.М.

По данному учебно-методическому комплекту работает большинство школ города Москвы. За основу содержания и построения глав и параграфов этих книг взят материал, в своё время написанный А. В. Перышкиным. Он отличается простотой и доступностью изложения. Каждый раздел и главы курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, лабораторных работ, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять основные законы и их следствия на практике. Кроме этого к учебникам 7-9 класса разработаны учебные материалы для учащихся и методика, включающие в себя тематическое и поурочное планирование по каждому классу, указанному выше.

УМК – «Физика 7-9», авт. Громов С. В., Родина Н. А. 

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А..
  2. 8 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А.
  3. 9 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С.В., Родина Н.А..

Структура распределения учебного материала практически не отличается от предыдущего УМК, но это более облегченный курс физики, распределение учебного материала в 7 – 9 класса не перегружает учащегося интеллектуально и не создает ему других перегрузок. Изучаемые темы соответствуют Стандарту образования по физике. В 7-м классе – строение вещества; движение и взаимодействие тел; давление твердых тел, жидкостей и газов; работа и мощность. В 8-м классе – движение с ускорением; законы Ньютона; энергия и закон сохранения энергии; внутренняя энергия и тепловые явления; колебания и волны. В 9-м классе – электрические, магнитные, оптические и гравитационные явления.

УМК – «Физика 7-9», авт. Гуревич А. Е. 

  1. 7 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.
  2. 8 класс. 2-3 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.
  3. 9 класс. 2-3 часа в неделю. Учебник, авт. Гуревич А.Е.

Данный комплект является продолжением пропедевтического курса «Физика и химия. 5 – 6 класс» (авт.: Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.). Содержание курса направлено на развитие способностей к исследованию, формирование умений проводить наблюдения и выполнять экспериментальные задания. Важной особенностью является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления. В 9-м классе изучается систематический курс механики, объединенный с астрономическим материалом. Данный УМК является «предпрофильным» физическим курсом. Он подготавливает учащихся к получению в дальнейшем более глубоких знаний в за курс старшей школе.

Все три УМК были получены школами г. Москвы, но не в полной мере реализуют те цели и задачи, которые задает физика основной школы, особенно, это касается учебного комплекта под редакцией Гутник Е.М., он требуют дальнейшей доработки материала 9 класса. В 2005/2006 учебном году преподавание физики будет зависеть от учебного плана школы: 2 или 3 часа в неделю. Если на изучение физики отведено 3 часа в неделю (годовых - 102 ч. и более), рекомендуется совместное использование учебников нового и старого поколений, так как полноценное изучение раздела «Механика» является принципиально важным, гарантируя приобретение хороших знаний в старшей школе.

Старшая школа, общеобразовательный уровень

В старшей школе (10 – 11 классах) распространены и используются в основном пять УМК.

УМК - «Физика 10-11» авт. Касьянов В.А. 

  1. 10 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А.
  2. 11 класс. 1-3 часа в неделю. Учебник, авт. Касьянов В.А.

Курс предназначен для учащихся общеобразовательных классов, для которых физика не является профильным предметом и должна изучаться в соответствии с базисным компонентом учебного плана. Основная цель – формирование у школьников представлений о методологии научного познания, роли, месте и взаимосвязи теории и эксперимента в процессе познания, об их соотношении, о структуре Вселенной и о положении человека в окружающем мире. Курс призван сформировать у учащихся мнение об общих принципах физики и основных задачах, которые она решает; осуществить экологическое образование школьников, т.е. сформировать у них представление о научных аспектах охраны окружающей среды; выработать научный поход к анализу вновь открываемых явлений. Данный УМК в плане содержания и методики изложения учебного материала доработан автором в большей степени, чем другие, но требует для изучения 3 и более часов в неделю (10-11 кл.)

В комплект входят:

  • Методическое пособие для учителя.
  • Тетрадь для лабораторных работ к каждому из учебников.

УМК – «Физика 10-11», авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. 

  1. 10 класс. 3-4 часа в неделю. Учебник, авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
  2. 11 класс. 3-4 часа в неделю. Учебник, авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б.

Физика 10 класс. Рассчитан на 3, и более часов в неделю, к коллективу первых двух хорошо известных авторов Мякишеву Г.Я., Буховцеву Б.Б. добавился Сотский Н.Н., написавший раздел механики, изучение которого теперь стало необходимо в старшей профильной школе. Физика 11 класс. 3 – 4 часа в неделю. Авторский коллектив прежний: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Этот курс переработан мало, по сравнению со «старым Мякишевым» почти не изменился. Имеет место незначительное перенесение отдельных частей в выпускной класс. Данный комплект является переработанным вариантом традиционных учебников (по ним учился почти весь СССР) для старшей школы тех же авторов.

УМК – «Физика 10-11», авт. Анциферов Л. И.

  1. 10 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Анциферов Л.И.
  2. 11 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Анциферов Л.И.

В основу программы курса положен циклический принцип построения учебного материала, предусматривающий изучение физической теории, ее использование при решении задач, применение теории на практике. Выделены два уровня содержания образования: базовый минимум, обязательный для всех, и учебный материал повышенной трудности, адресуемый школьникам, особо интересующимся физикой. Этот учебник написан известным методистом из г. Курска проф. Анциферовым Л.И. Многолетняя работа в педагогическом ВУЗе и чтение лекций студентам привела к созданию данного школьного курса. Эти учебники трудны для общеобразовательного уровня, требуют переработки и дополнительных методических материалов.

УМК - «Физика 10-11», авт. Громов С. В. 

  1. 10 класс. 3 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С. В.
  2. 11 класс. 2 часа в неделю. Учебник, авт. Громов С. В.

Учебники предназначены для старших классов общеобразовательных школ. Включают теоретическое изложение «школьной физики». При этом значительное внимание уделяется историческим материалам и фактам. Порядок изложения необычен: механика завершается главой СТО, далее следуют электродинамика, МКТ, квантовая физика, физика атомного ядра и элементарных частиц. Такая структура, по мнению автора курса, позволяет формировать в сознании учащихся более строгое представление о современной физической картине мира. Практическая часть представлена описаниями минимального числа стандартных лабораторных работ. Прохождение материала предполагает решение большого количества задач, приведены алгоритмы решения их основных типов. Во всех представленных выше учебниках для старшей школы должен реализоваться так называемый общеобразовательный уровень, но это во многом будет зависеть от педагогического мастерства учителя. Все эти учебники в современной школе вполне могут использоваться в классах естественнонаучного, технического и др. профилей, с сеткой 4-5 ч. в неделю.

УМК - «Физика 10-11», авт. Мансуров А. Н., Мансуров Н. А. 

  1. 10-11 класс. 2 часа (1час) в неделю. Учебник, авт. Мансуров А. Н., Мансуров Н. А.

По данному комплекту работают единичные школы! Но он является первым учебником, для предполагаемого гуманитарного профиля физики. Авторы попытались сформировать представление о физической картине мира, последовательно рассматриваются механическая, электродинамическая и квантово–статистическая картины мира. В содержание курса включены элементы методов познания. Курс содержит фрагментарное описание законов, теорий, процессов и явлений. Математический аппарат почти не используется и заменен словесным описанием физических моделей. Решение задач и проведение лабораторных работ не предусмотрено. Дополнительно к учебнику изданы методические пособия и планирование.

Старшая школа, углубленное изучение физики

УМК «Физика 10-11», под редакцией Пинского А. А. 

  1. Физика 10 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А.
  2. Физика 11 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А.

Программа начинается с курса механики, в котором рассматриваются также динамика вращающегося твердого тела, закон сохранения момента импульса, законы Кеплера, подробно изучается реактивное движение. В курс 10-го класса включены разделы «МКТ и термодинамика» и «Электродинамика» (электростатика, законы постоянного тока, магнитное поле, электромагнитная индукция и электрический ток в различных средах). Курс 11-го класса включает в себя два раздела: «Колебания и волны» (электромагнитные колебания и физические основы электротехники, электромагнитные волны и физические основы радиотехники, световые волны и оптические приборы, а также элементы теории относительности) и «Квантовая физика» (световые кванты, физика атома, физика атомного ядра, элементарные частицы). Предусматривается проведение большого числа лабораторных работ, а также обширный практикум 24 ч (10кл.)+24 ч (11кл.).

УМК - «Физика 10-11», Мякишев Г. Я., Синяков А. З. и др.

  1. Физика-10: Механика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  2. Физика-10: Молекулярная физика. Термодинамика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  3. Физика-10–11: Электродинамика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  4. Физика-11: Колебания и волны. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.
  5. Физика-11: Оптика. Квантовая физика. Учебник. Авторский коллектив Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др.

С учетом новейших достижений мировой науки чрезвычайно удачно представлено изложение основ фундаментальных физических теорий: 10-й кл. – механика и статистическая физика, электродинамика; 11-й кл. – колебания и волны, оптика, квантовая физика. Данные книги предназначены для учащихся школ и классов с углубленным изучением предмета, они располагают вполне доступным математическим аппаратом. Теоретические сведения фундаментальной науки излагаются на современном уровне. Данный курс физики предусматривает решение большого количества задач. Рассматриваются примеры и методы их решения. Качественно и грамотно изложенный учебный материал способствует формированию умения использовать полученные теоретические знания, востребованные для поступления в солидный физический ВУЗ. Следует отметить, что только в этих учебниках реализован углубленный уровень обучения, он прекрасно продуман и методически завершен. Данный курс чрезвычайно полезен тем учащимся, которые собираются участвовать в физических олимпиадах. По сравнению с другими УМК расширенного профиля, данный является лучшим!

5. Выводы и предложения 

Общие выводы и предложения, по представленным материалам в плане перспектив развития направлений физического образования могут выглядеть следующим образом 

  1. Реформы образования и новые учебники не улучшили качество преподавания физики. 
  2. В преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов или по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся. 
  3. Количество учебников (учебно-методических комплектов) во всех классах должно быть сведено к минимуму для основной школы и каждого профиля старшей школы. 
  4. Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением в развитии практической части обучения по физике. 
  5. Крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума. 
  6. Пользование тестовых технологий позитивно работает в основной школе, но не является исчерпывающей формой контроля в старшей школе. 
  7. Преподавание физики на нынешнем переходном этапе должно сочетать использование учебно-методической литературы старого и нового поколений. 
  8. В системе повышения квалификации учителей необходимо предусмотреть входной и итоговый контроль как педагогических знаний и умений учителей, так и самого содержания физики. 
  9. Проведение физических олимпиад является существенным фактором развития интеллекта школьников и пропаганды профессии, связанной с физикой. 



Предварительный просмотр:

Заседание РМО учителей физики

Доклад

по теме:

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Подготовила:

Дзреян Т.Х.,

учитель физики

 МБОУ СОШ № 2

2014г.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.

Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес  детей всё более  гаснет, ничем не поддерживаемый. Этому очень способствует и чрезмерно формализованное  преподавание. Наличие у школьников познавательных интересов способствует активизации мыслительной деятельности, росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности обучения. Активизация  познавательной  деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

Приемы и средства активизации познавательной деятельности на уроках                       физики.

1.Уроки-семинары. Наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью. Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары, которые связаны с вопросами научно-технического прогресса, например «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» «Генераторы тока» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщается тема,  перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию, в конце урока делается обобщение. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию.  Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью.

В 8классе можно провести семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому полю.  Ученикам дается соответствующая  литература, и предоставляются необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре по каждому вопросу выступают два ученика: один сообщает  теоретические сведения, второй демонстрирует эксперименты. После чего предлагают одноклассникам  объяснить увиденные опыты.

2. Другой способ  повышения познавательного интереса к науке это использование произведений искусства в процессе обучения физики. При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Например, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил  восприятия света, смешения цветов поверхности водоемов; преломлением света –миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, можно рассказать о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые). Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физики произведений изобразительного искусства, повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.

3.Активизировать познавательную деятельность учащихся можно и с помощью эксперимента. Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.
Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным. Решение экспериментальных задач можно использовать на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно  включать и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с  использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, определить объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу. Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения.

4.Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Это  позволяет ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.  Например, Куприн в своем рассказе «Тост» выдвинул вдохновенную идею 22 века. Суть этой идеи в том, что инженеры и ученые решили превратить Земной шар в гигантскую электромагнитную катушку, обмотав с севера до юга стальным тросом. На полюсах воздвигли приемники, соединив их с разными точками Земли. Неистощимая сила Земли привела в движение все фабрики и заводы. Возможно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться с явлением открытым Фарадеем электромагнитной индукцией. При изучении  темы о равнодействующей силе  можно разобрать басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там». В 10-м классе при изучении молекулярной физики можно использовать  загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает одиннадцатиклассникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Названные выше произведения можно использовать в разных формах: зачитывать с комментариями короткие отрывки,  рекомендовать прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.

Закрепляя знания о новых физических явлениях, предложить учащимся  проиллюстрировать каждое явление природы каким-либо поэтическим произведением. Использование  отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Во многих художественных произведениях можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются  физические  ошибки, неточности. Тогда  перед  учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. Произведения художественной литературы полезно привлекать и рассказывая об ученых-физиках. В плане эмоционального  воздействия на школьников большую роль играют сведения из истории науки. Чтобы  привлечь внимание учащихся к изучаемой  теме  можно использовать статьи из книг с интересными фактами.

5.Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание  кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся  предлагается  разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой  кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды  хороши  тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Ещё  один  вид кроссворда, это венворд - в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные в венворде слова. Ребусы хороши при объяснении  нового  материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся  предлагается  отгадать  зашифрованное  слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

6. При использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повышается интерес к предмету. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие ,а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Например русская пословица «Кабы знать где упасть, так соломки бы припасть». Вопрос почему куча соломы смягчает удар? Каков житейский смысл пословицы? Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным. Использовать занимательность можно при  закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект нужно соблюдать следующие  требования:

1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Например, ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» с интересом прочтут статью «Жара и холод».

2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать  выяснять причинно-следственные связи  между  явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»

3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Например, при изучении в 10-м классе броуновского движения лучше привести образное описание этого явления, данное немецким физиком Р.В.Полем в книге «Механика, акустика и учение о теплоте».

4. Дополнительный материал, выбираемый учителем для урока,  должен соответствовать увлечениям.

5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся при решении  физических задач

Полноценное изучение физики невозможно без решения физических задач. Проблема, с которой сталкивается традиционная методика решения учебной физической задачи, заключается в том, что ни содержание задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащихся познавательного интереса. Активизировать мыслительную активность учащихся, познавательный интерес к решению физических задач можно использовать разные приемы. Например, содержание задачи связывают с будущей профессиональной деятельностью. Или чтобы увлечь детей решением задач можно начинать урок с увлекательных задач. Например в 10 классе- тема «конденсаторы» предлагаю решить такую задачу: подсчитать  емкость Земли. Зная что электроемкость шарообразного проводника равна в сантиметрах его радиусу С= 710мкФ. После этого показать конденсатор с наперсток, на котором указана емкость 1000мкФ. В чем дело?  Как удается  у очень небольшого тела получить емкость равную емкости Земли?

Используются  разнообразные формулировки  качественных физических задач. Условие этих задач представляются  в виде текста, текста с поясняющим его рисунком, в виде рисунка с вопросом, графика с пояснительным текстом, демонстрируемого опыта и т.д. Так незначительно видоизменив текст типичной задачи, можно повысить интерес учащихся к ее решению, активизировать их деятельность, направив ее на поиск решения проблемы.

При использовании  задач – рисунков, активизируется мыслительная деятельность учащихся тем, что предоставляется  им возможность самим формулировать условия задач. С этой целью указываются на рисунке все необходимые для решения данные и предлагаются учащимся самостоятельно составить текст задачи, поставить вопрос и ответить на него. Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения задач позволяет использование фольклора, в частности, сказок.

8. Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Можно использовать следующие виды самостоятельной работы учащихся:

работа с учебной и справочной литературой;

разнообразные формы работы, связанные с решением задач;

лабораторно-практические работы;

фронтальный эксперимент с элементами исследования;

работа с раздаточным материалом;

работа  с кинематическими схемами;

рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции;

наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них;

выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство.

Задания должны вызывать интерес у школьников, в  процессе выполнения которых они «исследуют» предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин.

9. Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ

Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель физики должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. Можно активно использовать Интернет для подготовки сообщений, докладов, рефератов.

Применяя  информационные  технологии можно индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как  правило, учащиеся, обладающие неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Использование на уроках компьютера, позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, уровень обучаемости слабых  школьников при этом поднимается, развивается самостоятельность учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при  этом  повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Использование компьютера позволяет проводить  моделирование некоторых физических процессов и явлений, например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления, температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую сущность явления.

Применение информационных технологии на  уроках  повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц и т. д.).

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке, можно показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью возможно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т. п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде «Живая физика» можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Возможность демонстрировать опыты, микропроцессы, которые нельзя проделать в школе (видеофильм «Жидкий азот», «Ферромагнетики» и т. д.). ИКТ активизирует мыслительную деятельность учащихся. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными. Опорный конспект  можно представить в движении. Опорную таблицу показать с помощью презентации, что вызывает большой интерес со стороны учеников и тем самым активизирует познавательную активность.

Компьютер предоставляет  возможность учащимся для  индивидуальной исследовательской работы, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе обучения. Появляется возможность провести быструю индивидуальную диагностику.

Использование на уроке возможности мобильного компьютерного класса,  существенно сокращается  время выполнения и проверки лабораторной работы. Ребята вносят результаты измерений в готовые таблицы, производя подсчет сразу в компьютере. В оставшееся время можно поработать над задачами, условия которых находятся в компьютере, и затем произвести проверку и сравнить свое решение с правильным решением, предложенным специальной компьютерной программой.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Литература

1.Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

2.Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.

3.Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики.//Физика в школе – 1979.

4.Карпова. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.//Физика в школе – 1984.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активизация познавательной деятельности на уроках физики» Учитель физики МБОУ СОШ №2 Дзреян Татьяна Хугасовна

Слайд 2

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых.

Слайд 3

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными.

Слайд 4

Приемы и средства активизации познавательной деятельности на уроках физики : Уроки-семинары. Эксперимент Занимательные материалы Решение физических задач Самостоятельная работа Использование ИКТ

Слайд 5

Урок-семинар Достаточно сложная для работы форма проведения урока, но эффективная. Можно выделить несколько типов семинаров: а) повторения и обобщения знаний; б) решение задач; в) по углублению и расширению знаний; г) сочетание повторения, обобщения, с изучением нового; д) межпредметный; е) по применению в технике физических законов и явлений и т.п.

Слайд 6

Эксперимент Призванный утвердить физику как науку опытную, эксперимент выполняет разнообразные учебные функции: первое знакомство с новым явлением; иллюстрация изучаемого материала; измерение количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развитие у учащихся экспериментальных навыков и т.д.

Слайд 7

Занимательные материалы При использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повышается интерес к предмету. Занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения; состязания; конкурсы; рассказ-задача; игры-путешествия; шарады, загадки; курьёзы; шутки; конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.

Слайд 8

Полноценное изучение физики невозможно без решения физических задач. Проблема, с которой сталкивается традиционная методика решения учебной физической задачи, заключается в том, что ни содержание задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащихся познавательного интереса. Решение физических задач

Слайд 9

Самостоятельная работа Можно использовать следующие виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов на конференции; наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и выводы из них; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий в природу и на производство.

Слайд 10

Использование ИКТ Использование компьютера позволяет проводить моделирование некоторых физических процессов и явлений, например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления, температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую сущность явления. Применение информационных технологии на уроках повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц и т. д.). Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состояние и проблемы преподавания физики в основной и старшей школах в современных условиях

Слайд 2

Содержание Реформирование содержания образования Сложившаяся реальная ситуация в практике преподавания физики в школе Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике Результаты анкетирования методистов по физике в г.Москва Обзор УМК и учебников по физике: Основная школа Старшая школа, общеобразовательный уровень Старшая школа, углубленное изучение физики Выводы и предложения

Слайд 3

1.Реформирование содержания образования Обучение физике было актуально всегда, а сегодня особенно! Достижения данной науки используются в современных технологиях и устройствах, как и открытия других фундаментальных наук. Изучение физики формирует еще и мировоззрение, что способствует правильному и адекватному восприятию процессов, происходящих в природе. Без знания физики трудно подготовить не только ученого и инженера, но и современного рабочего! В школах продолжается работа по реформированию всего содержания образования и естественнонаучного, в частности. Предполагается завершить эту работу в 2017 (2020) году. Федеральный стандарт получил новую окраску и предполагает качественные изменения.

Слайд 4

2.Сложившаеся ситуация в практике преподавания физики в школе Проверка знаний учащихся в ряде школ в процессе перехода на новое содержание образования по физике, показала чрезвычайно низкий уровень знаний и умений учащихся, что является тревожным сигналом.. Сокращение числа часов на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики . Следует обратить внимание еще на одно противоречие: это расхождение объемов учебного материала в учебниках с количеством часов , выделенным для изучения этого материала школьным базисным учебным планом. Несмотря на кажущееся обилие вариативных программ и учебников, преподавание должно быть ограничено не более чем 2 – 3 современными учебниками (точнее, УМК), ориентированными на определенный профиль обучения по физике. Ряд школ, где сохранились учебники 80-90 годов, до сих пор продолжают работать по старым программам, то есть частично или полностью использовать ранее опубликованные учебно-методические пособия. Содержание многих из этих книг, а так же логика построения и изложения материала в них, по мнению методистов, не плоха. Целесообразно разумное сочетание учебной литературы нового и старого поколений (если последняя сохранилась в школе).

Слайд 5

Некоторые итоги проведения ЕГЭ по физике Накопленный опыт проведения ЕГЭ позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы и предложить способы необходимого совершенствования его структуры. I . Школы смущает : 1) наличие одного - двух олимпиадных вопросов в категории С , т.к . около 90% учащихся, изучавших физику добросовестно по школьной программе (2 – 4 ч в неделю), но не углубленно, зачастую не понимают даже подход к решению таких задач; 2 ) неоднозначность ответов на вопросы философского характера , поскольку даже специальные инструкции для эксперта, проверяющего работу, не помогают объективности выставления оценки. II . « Олимпиадные» ВУЗы не удовлетворены недостаточным числом олимпиадных вопросов (их должно быть 5 – 6) и наличием слишком простых. III . Технические университеты не приемлют смесь излишне простых вопросов категории А и олимпиадных вопросов категории С, уровень которых излишен для учащихся с хорошей пятеркой в общеобразовательной школе; особенно неприемлем общий временной контроль для простых (тестовых) вопросов и традиционных задач (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц); затрата значительного времени для ответов на простые вопросы – фактически эквивалентна резкому снижению уровня требований к знаниям, что и объясняет негативное отношение к подобной системе вступительного экзамена по физике со стороны приемных комиссий технических университетов.

Слайд 6

Очевидно, требуется структурная и содержательная корректировка ЕГЭ для признания его в качестве единого вступительного экзамена ВУЗами всей страны: « олимпиадные» ВУЗы должны проводить дополнительно к ЕГЭ (или вместо него) собственный экзамен, при прочих равных условиях учитывая или нет результаты ЕГЭ; максимальный уровень требований в ЕГЭ должен соответствовать хорошей школьной пятерке. Именно на этот уровень ориентированы традиционные технические университеты. Соответственно, ЕГЭ не должен содержать слишком сложные вопросы олимпиадного уровня; необходимо отделить организационно две принципиально различные системы контроля: тестирование с выбором ответа (с помощью качественных и простых количественных вопросов) и умение решать традиционные физические задачи (с кратким условием, чертежом, расчетными формулами, подстановкой числовых данных, проверкой единиц).

Слайд 7

Из анализа анкетирования методистов следует три основных вывода: Во-первых , методисты считают, что новые учебники и методическая литература не в состоянии поднять качество обучения. В любом случае, при переходе на новое содержание образования практически всё зависит от педагогического мастерства учителя. Во-вторых , наиболее адекватной признана проверка знаний учащихся в традиционной форме – анализ умения решать физические задачи и отвечать на вопросы, связанные с пониманием физических явлений. Возможна и комбинированная форма проверки: «задачи + тест» (основная школа). В-третьих , необходимо по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ или, добавить количество часов на преподавание физики. Оно должно быть увеличено (до 3-х часов в неделю и более в 9-м классе и до 4-5 ч. в 10 – 11 кл .) для успешного усвоения объема учебного физического материала школьниками.

Слайд 8

Обзор УМК и учебников по физике: В основной школе (7 – 9 классах) существует много учебников (УМК – учебно-методических комплектов), но ведется преподавание в основном по трем: УМК – «Физика 7-9», авт. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Он отличается простотой и доступностью изложения. Каждый раздел и главы курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, лабораторных работ, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять основные законы и их следствия на практике. УМК – «Физика 7-9», авт. Громов С. В., Родина Н. А. это более облегченный курс физики, распределение учебного материала в 7 – 9 класса не перегружает учащегося интеллектуально и не создает ему других перегрузок. Изучаемые темы соответствуют Стандарту образования по физике. УМК – «Физика 7-9», авт. Гуревич А. Е. Содержание курса направлено на развитие способностей к исследованию, формирование умений проводить наблюдения и выполнять экспериментальные задания. Важной особенностью является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления. В 9-м классе изучается систематический курс механики, объединенный с астрономическим материалом.

Слайд 9

В старшей школе (10 – 11 классах) распространены и используются в основном пять УМК: УМК - «Физика 10-11» авт. Касьянов В.А. УМК – «Физика 10-11», авт. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. УМК – «Физика 10-11», авт. Анциферов Л. И. УМК - «Физика 10-11», авт. Громов С. В. УМК - «Физика 10-11», авт. Мансуров А. Н., Мансуров Н. А. Обзор УМК и учебников по физике:

Слайд 10

Старшая школа, углубленное изучение физики : УМК «Физика 10-11», под редакцией Пинского А. А. Физика 10 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А. Физика 11 класс. 6 часов и более в неделю. Учебник, под ред. Пинского А.А. УМК - «Физика 10-11», Мякишев Г. Я., Синяков А. З. и др. Физика-10: Механика. Учебник. Авторский коллектив: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др. Физика-10: Молекулярная физика. Термодинамика. Учебник. Авторский коллектив: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др. Физика-10–11: Электродинамика. Учебник. Авторский коллектив: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др. Физика-11: Колебания и волны. Учебник. Авторский коллектив: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др. Физика-11: Оптика. Квантовая физика. Учебник. Авторский коллектив: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. и др. Обзор УМК и учебников по физике:

Слайд 11

Выводы и предложения Реформы образования и новые учебники не улучшили качество преподавания физики. В преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов или по возможности вернуться к сетке числа часов старых программ, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся. Количество учебников (учебно-методических комплектов) во всех классах должно быть сведено к минимуму для основной школы и каждого профиля старшей школы. Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением в развитии практической части обучения по физике.

Слайд 12

Крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума. Пользование тестовых технологий позитивно работает в основной школе, но не является исчерпывающей формой контроля в старшей школе. Преподавание физики на нынешнем переходном этапе должно сочетать использование учебно-методической литературы старого и нового поколений. В системе повышения квалификации учителей необходимо предусмотреть входной и итоговый контроль как педагогических знаний и умений учителей, так и самого содержания физики. Проведение физических олимпиад является существенным фактором развития интеллекта школьников и пропаганды профессии, связанной с физикой. Выводы и предложения