Система оценивания образовательных достижений обучающихся
учебно-методический материал

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Структура системы оценки:

- критерии достижения – планируемые результаты;

- оценка предметных, метапредметных, личностных результатов

- оценка способности решать учебно-практические задачи;

- сочетание внутренней и внешней оценки;

- комплексный подход:

           - использование стандартизированных работ (устных, письменных);

           - нестандартизированных работ: проектов, практических работ, презентаций, самоанализа, самооценки и др.;

- уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

- балльно-рейтинговая система учета успеваемости;

- накопительная система оценки индивидуальных достижений;

Методы и формы оценивания:

            Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях).

Критериальный подход к оценке предполагает:

1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме (она описывает процесс или результат действий ученика, соответствующий поставленной цели).

2. Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.).

3. Составление проверочных заданий (КИМы, тесты и др.).

Технология осуществления критериального подхода: деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Например, тема «Тип Моллюски», 7 класс. Единицы содержания: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Для каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях.

            Показатели оценивания самостоятельных и практических работ

Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в

которых обозначены:

• содержание работы, её цели,

• показана последовательность выполнения работы,

• приведены формы фиксации результатов,

• даны памятки (планы, характеристики, образы построения графиков, диаграмм),

• ссылки на учебники и дополнительную литературу.

Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает выполнить задание ещё раз.

Нормы оценивания практических работ

Оценка

 Нормы оценок

 

 «5»

 Правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении.

 

 «4»

 Погрешности в оформлении, несущественные недочёты по содержанию.

 

 «3»

 Погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

 

«2»

 Полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, не понимание сути задания

 

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования увеличена доля самостоятельной работы школьников в общей нагрузке: в начальной школе 20/80, в основной (6-9 классы) 40/60, в старшей 80/20.

Показатели оценивания самостоятельных работ

 Показатели

 «5»

«4»

  «3»

 «2»

 

 1

 Точность употребления научных терминов

 >

 <

 нет

 

 2

 Полнота и правильность ответа

 >

 <

 нет

 

 3

 Системность, логичность построения ответа

 >

 <

 нет

 

 4

 Самостоятельность ответа, самостоятельные выводы

 >

 <

 нет

 

 5

 Своевременное обращение к карте, другим источникам информации, рациональное их использование

 >

 <

 нет

 

 6

 Нахождение, сравнение, сопоставления фактов из повседневной жизни

 >

 <

 нет

 

Оценка отражает с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений, которые носят относительно завершённый характер. В большей степени оцениваются умения, лежащие в основе учебной деятельности ученика. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

Уровни понимания с точки зрения практической деятельности:

- Понять, но практически не уметь осуществить или объяснить (например, дать определение фотосинтеза, но не определять его практического значения в природе);

- Понять и самостоятельно выполнять (например, найти на рисунке объекты, названные в честь исследователей);

- Понять и уметь найти способ объяснения явления или факта (например, роль сплошной перегородки в сердце млекопитающих и птиц).

Формы контроля и оценивания проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Проект предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

• Объекта изучения;

• Форм и видов текущих и итоговых отчётов;

• Тему и форму представления проектов.

Достижения учащихся в процессе работы над проектом оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинарах, отчёты о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио. Обучающиеся достигают реального, конкретного результата, что позволяет пережить школьникам ситуацию успеха, самореализации. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. В ходе выполнения проекта происходит формирование личностных компетенций. Работа над проектом даёт возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

Деятельностный подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

Цель процесса формирования биологической компетентности – воспитать средствами биологии деятельного, самостоятельного, конкурентоспособного, готового к непрерывному образованию ученика, которому неведомы скука, принуждение и лень, пассивность и страх ожидания «плохой» оценки. Ученик должен быть мотивирован на достижение высоких результатов при сдаче ЕГЭ и ГИА, на победы в олимпиадах разного уровня, в конкурсах учебно-исследовательских проектов и других интеллектуальных соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

Кредитно-рейтинговые и многобалльные системы оценивания образовательных достижений обучающихся.

Статья о кредитно-рейтинговых и многобалльных системах оценивания образовательных достижений обучающихся, на примере обучающихся СПО....

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Система оценки образовательных результатов по биологии...

Система оценивания образовательных достижений: "Технология современного опроса обучающихся Plickers"

Технология современного опроса обучающихся Plickers или Пликерс-опрос...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Учитель проводит внутриклассное оценивание на основе контрольных работ, итоговых показателей класса и использует формулу для расчета планируемых результатов обучения.По результатам оцен...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся

Система оценивания образовательных достижений...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....