Главные вкладки

    Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка
    учебно-методический материал

    Сулаева Кристина Сергеевна

    Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

    В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности.

    Под методом обучения следует понимать  способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

    1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности:

    а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

    б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

    в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

    г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

    1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности:

    а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

    б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

    1. Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности:

    а) методы устного контроля и самоконтроля

    б) методы письменного контроля и самоконтроля

    в) методы практического контроля и самоконтроля

    В своей работе я стараюсь использовать все разнообразие представленных методов, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие.

    Словесные методы:

    объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

    рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
    носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
    иллюстративный, информационный);

    работа с печатным словом (с текстом) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

    повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

    -  описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

    -  рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

    проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

    беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

    К наглядным методам относятся: демонстрация, показ презентации, визуального материала.

    К практическим методам относятся:

    Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и проектные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

    Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

    Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

    Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

     Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

    -  частично-поисковые, или эвристические методыиспользуются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

    -   исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

    Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

    Кейс-метод. Ученики исследуют  ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

    - Метод развития критического мышления через чтение и письмо  — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

    Выбор метода зависит от многих условий:

    • цели обучения;
    • уровня подготовленности учащихся;
    • возраста учащихся;
    • времени, отведенного на изучение материала;
    • оснащенности школы;
    • теоретической и практической подготовленности учителя.

    Английский язык – это предмет, предполагающий активную коммуникацию. Следовательно, и результативные формы организации познавательной деятельности чаще всего требуют наличие определенного коллектива.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    1) Фронтальные

    2) Групповые

    3) Индивидуальные

    4) Коллективные

    5) Парные

    6) Классные и внеклассные

    В виде различных работ:

    • игровое экспериментирование
    • драматизации
    • проблемно ориентированный диалог
    • учебная дискуссия
    • формулирование вопросов для получения информации
    • разработка алгоритмов
    • решение проблемных ситуаций
    • ситуации выбора
    • анализ жизненного опыта
    • рефлексивный анализ
    • рецензирование работ
    • обсуждение докладов
    • подготовка презентаций
    • подготовка и представление проектов
    • исследование

    Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах и группах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Так как дети на моих уроках садятся по своему желанию, то и выбор соседа по парте предполагает позитивный эмоциональный настрой. Также возможна работа в парах сменного состава.

    Для наиболее успешного усвоения материала, я применяю следующие средства обучения:

    Простые средства:

    • словесные (учебники, рабочие тетради и т.д.);

    • визуальные (словари, таблицы, карточки и пр.)

    Сложные средства:

    • аудиальные средства ( CD проигрыватель, аудиофайлы на компьютере);

    • аудиовизуальные (звуковой фильм, клип, видеоурок, флипчарты);

    • средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, интерактивная доска, сеть Интернет, специальные обучающие программы).

    При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к предмету. Все перечисленные методы и формы и средства организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебе, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию лингвистического и страноведческого кругозора, а также культуры поведения.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы, формы и средства организации деятельности учащихся

    на уроках английского языка

    В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности.

    Под методом обучения следует понимать  способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

    1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности:

    а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

    б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

    в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

    г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

    1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности:

    а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

    б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

    1. Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности:

    а) методы устного контроля и самоконтроля

    б) методы письменного контроля и самоконтроля

    в) методы практического контроля и самоконтроля

    В своей работе я стараюсь использовать все разнообразие представленных методов, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие.

    Словесные методы:

    объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

    рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
    носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
    иллюстративный, информационный);

    работа с печатным словом (с текстом) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

    повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

    -  описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

    -  рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

    проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

    беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

    К наглядным методам относятся: демонстрация, показ презентации, визуального материала.

    К практическим методам относятся:

    Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и проектные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

    Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

    Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

    Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

     Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

    -  частично-поисковые, или эвристические методыиспользуются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

    -   исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

    Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

    Кейс-метод. Ученики исследуют  ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

    - Метод развития критического мышления через чтение и письмо  — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

    Выбор метода зависит от многих условий:

    • цели обучения;
    • уровня подготовленности учащихся;
    • возраста учащихся;
    • времени, отведенного на изучение материала;
    • оснащенности школы;
    • теоретической и практической подготовленности учителя.

    Английский язык – это предмет, предполагающий активную коммуникацию. Следовательно, и результативные формы организации познавательной деятельности чаще всего требуют наличие определенного коллектива.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    1) Фронтальные

    2) Групповые

    3) Индивидуальные

    4) Коллективные

    5) Парные

    6) Классные и внеклассные

    В виде различных работ:

    • игровое экспериментирование
    • драматизации
    • проблемно ориентированный диалог
    • учебная дискуссия
    • формулирование вопросов для получения информации
    • разработка алгоритмов
    • решение проблемных ситуаций
    • ситуации выбора
    • анализ жизненного опыта
    • рефлексивный анализ
    • рецензирование работ
    • обсуждение докладов
    • подготовка презентаций
    • подготовка и представление проектов
    • исследование

    Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах и группах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Так как дети на моих уроках садятся по своему желанию, то и выбор соседа по парте предполагает позитивный эмоциональный настрой. Также возможна работа в парах сменного состава.

    Для наиболее успешного усвоения материала, я применяю следующие средства обучения:

    Простые средства:

    • словесные (учебники, рабочие тетради и т.д.);

    • визуальные (словари, таблицы, карточки и пр.)

    Сложные средства:

    • аудиальные средства ( CD проигрыватель, аудиофайлы на компьютере);

    • аудиовизуальные (звуковой фильм, клип, видеоурок, флипчарты);

    • средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, интерактивная доска, сеть Интернет, специальные обучающие программы).

    При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к предмету. Все перечисленные методы и формы и средства организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебе, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию лингвистического и страноведческого кругозора, а также культуры поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

    Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

    Методы и приёмы активизации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка

    Эти рекомендации предназначены для учителей, работающих в среднем и старшем звене.Цели урока:представить приемы и методы работы развития творческой активности;формирование творческих способностей учащ...

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...

    Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

    Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....

    Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

    Методы, средства и формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка...

    Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка.

    Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка....

    Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии

    Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...