Доклад на тему: «Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».
учебно-методический материал

Солозобова Ирина Викторовна

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по организации самоподготовки учащихся; применение современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад самоподготовка638.38 КБ

Предварительный просмотр:

 ТОГБОУ «Инжавинская

школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

Доклад на тему:

«Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».

Подготовила: Солозобова И.В.

2018 г.

   Работа воспитателя коррекционной школы довольно обширна и многогранна. Условно ее можно разделить на несколько частей, наиболее ответственной и сложной из них можно считать подготовку детьми домашнего задания. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы. Привитие подобных навыков наиболее важно для ребенка интернатного учреждения в его дальнейшей социализации в обществе.

    Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. Самоподготовка нацелена на решение различных образовательных и воспитательных задач.

 Постоянный контакт учителя и воспитателя позволяют сделать самоподготовки  наиболее эффективными. Мы обсуждаем отдельные вопросы, делимся  взаимной информацией,  что помогает сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда, выработать единые требования к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

 Для себя я выделяю основные этапы в структуре самоподготовки:

а)      организационный этап;

б)      подготовка к самостоятельной работе;

в)      самостоятельная работа детей;

г)       самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

д)      проверка работы воспитателем;

е)      подведение итогов работы.

Организация начала самоподготовки по времени  занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, предлагаю детям подготовить свое рабочее место. Упрощает работу воспитателя заранее подготовленная "Памятка подготовки уроков”.

 Как начинается самоподготовка в нашем классе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать. Поскольку самоподготовка начинается в одно и то же время – это так же положительно сказывается на организованности учащихся.  

   Следующий структурный элемент самоподготовки - постановка цели и мотивация деятельности детей.

           Приведу пример вариантов мотивирующих высказываний воспитателя, которые очень нравятся мне и нравятся детям.

    "Как люди становятся умными? Прочитал 100 или 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным тогда, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по окружающему миру…"

     "Сейчас нам предстоит решать трудную задачу. Тот, кто постарается, не просто получит завтра хорошую отметку. Он укрепит свою волю. Сильная воля очень нужна в жизни каждому человеку: волевой человек может преодолеть многие трудности, страх. И подвиги совершают только волевые люди. А воспитывается сила воли каждый день, по капельке: нужно доводить начатое дело до конца, тратить на него как можно больше своих сил и терпения…"

    Подготовка к самостоятельной работе. На этом этапе, чаще всего, применяю фронтальную форму организации учебной деятельности детей. Тут я имею возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки. Я четко объявляю содержание задания, объясняю более рациональную последовательность его выполнения, комментирую содержание памятки, или обращаю внимание на текст памяток ("Как решать задачу”, "Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, "Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

    Самостоятельная работа младших школьников. Это основной структурный этап самоподготовки. При рекомендации начать с более сложного, каждый выбирает свой предмет.

Различными приемами я поддерживаю стремление детей к собственным усилиям, создаю, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.

 В четвёртом классе на самоподготовку отводится  2 академических часа. За это время, как правило, дети успевают сделать задание по всем предметам.

   Индивидуальные особенности детей определяют различный темп работы, что:

с одной стороны – создает определенные трудности для воспитателя, т.к. нужно постоянно контролировать процесс выполнения заданий на разных этапах;

с другой стороны – позволяет у каждого просмотреть работу.

Для того чтобы процесс контроля осуществлялся быстро,  заранее выполняю домашние задания.

 Дети знают, что через каждые 20 минут будет 5-минутный перерыв. При необходимости дети могут отдохнуть дополнительно. Физкультминутки во время перерывов планирую различными по тематике и функциям (отдыхает не только опорно-двигательный аппарат, но и глаза; дети получают заряд положительных эмоций).

Не у всех детей нашего класса выработаны необходимые навыки самостоятельности ( Косоногов Д., Дятлова Д.). В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т. е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, как я называю, «Муки творчества…». Дети в моей группе уже привыкли к таким требованиям, поэтому мысли спросить, предварительно не подумав, не возникает.

   Учу детей уважительно относиться к интеллектуальному развитию своих сверстников. Рабочий шум вполне допустим в классе и не мешает плодотворной работе учеников. Не требую на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей.

   В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Для отдельных учеников в нашем классе, особенно необходимы одобрение и похвала (Андрианов С., Кирюшатов Д.). Оказывая помощь, поощряю каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.

Ученики, быстро справившиеся с работой и хорошо успевающие по предметам (Горюшин В., Ковшов Д., Луговской С.), могут быть помощниками для воспитателя. Они старательно проверяют домашнее задание более слабых учеников. Такой прием развивает познавательные способности учащихся.

   В группе используются следующие игры, развивающие логическое мышление: шахматы, шашки, морской бой, «Монополия», «Крестики – нолики», «Коридорчики»,  «Точки»,  «Эрудит», «Пазлы»,  кроссворды, шарады, ребусы.

    Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, я даю возможность проверить самому, тем самым приучаю ребёнка быть внимательным, организованным. Этот этап наиболее сложен для отдельных детей в нашем классе (Никифоров С., Сидоров А.), т.к. чрезмерная поспешность, неусидчивость мешают им выполнить работу без ошибок, заметить допущенные ошибки.

В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

    Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь нужно оценить работу каждого учащегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, но они справились, обязательно оценить желание ребят помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера и т.д.

   Таким образом, во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.

   На вооружении воспитателя - разнообразие форм и методов работы. Это позволяет подойти к вопросу организации самоподготовки детей творчески.  Главное, о чем всегда помню -  дети целый день находятся в школе и для них это огромный труд. Поэтому самоподготовка не должна проходить как урок. А чтобы для учеников самоподготовка проходила более легко, постоянно стараюсь искать новые пути и средства её реализации.

   Самым главным итогом учебной деятельности детей нашего класса является положительная динамика уровня их обученности и качества знаний, что можно отнести к достижению не только учителя, но и воспитателей.

Диаграмма   уровня обученности и качества знаний за 3 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...

Методы и приемы,способствующие проведению эффективного урока

Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности уч...

09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"

Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...

Доклад на тему: "Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"

"Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"...

Доклад на тему:«Методы и приемы , способствующие проведению эффективного урока»

Урок – неотъемлемая часть всего учебного процесса. А насколько успешно и познавательно пройдет сам урок, напрямую зависит от учителя. Перед тем, как провести урок, учителю нужно четко распланир...