Мотивация деятельности обучающихся на уроках и создание условий для её реализации
материал

Гареева Гульназ Валиахметовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.71 КБ
Файл motivatsiya_77.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Мотивация деятельности обучающихся на уроках и создание условий для её реализации

 
1. Организационный момент

2. Работа с доской. Чтение, перевод и поиск созвучных слов в русском языке.

Здорово! Великолепно! Замечательно! Молодец!

3. Введение в тему.

Посмотрите, за какие-то 2 минуты вы уже узнали значение шести английских слов. Здорово! Не правда ли? А таких слов-заимствований очень много в русском языке, и что получается: сами не ведая того, мы уже знаем очень много английских слов, просто надо с ними познакомиться и изучить. Ну что, продолжим наше знакомство?

Посмотрите, я использовала один из методов — мотивации- это связь предмета с жизненным опытом.

Соответственно, тема моего мастер-класса: «Мотивация деятельности обучающихся на уроках английского языка и создание условий для её реализации.

4. Вступительное слово.

Когда мне предложили показать мастер-класс, я испугалась: Куда там мне, я боюсь, не справлюсь. Но после меня убедили, что всё не так страшно, что надо когда-нибудь попробовать, и что у вас на следующий год аттестация, а это плюс к нему, мои сомнения развеялись немного, появилась уверенность. Как же, оказывается, важна и нужна мотивация в обучении.

Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на достяжение определенных целей.
5. Раскрытие темы.

Мотив- это то, что побуждает человека к действию.
  Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация –  процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения
Учебная деятельность всегда
полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
 

Внешние мотивы в обучении:

Внутренние мотивы в обучении:
 

Отметки;
Вынужденный долг;
Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
Избегание наказания.

Удовлетворение от самой деятельности;
Стремление к успеху,
Учение как возможность общения;

Искренний интерес.

У каждого человека присутствует и тот, и другой вид мотивов, причем внешняя мотивация, как правило, преобладает. Это тоже неплохо, НО всё же идеальным вариантом было бы, конечно, чтоб присутствовал у ребенка ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС 

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

  Я считаю, наша задача, пусть даже при помощи внешних мотивов ребенка, добиться формирования внутренних мотивов. Это также как и на моем примере, где меня мотивировали поначалу аттестацией, что это нет страшно и т.д., потом же кода я начала готовиться и изучать материал, я поняла как всё это важно и нужно.
  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
 
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский
Как преодолеть равнодушное отношение  к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить  реакцию: «Не хочу!..»
   

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.

 Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

«Нет, и не может быть детей, которые                                                                                                                                   не хотели бы учиться с самого начала                                                                                учения».      В. А. Сухомлинский

Обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Если у детей младшего школьного и в начале среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях, эмоциях, их легко заинтересовать, увлечь играми, стишками, сказками, песнями, то в старших, а точнее уже с 7 класса, это не актуально. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК.

 

Самый мой любимый возраст- это младший школьный, вот, где можно разгуляться фантазии. Учащиеся нашей школы со 2 класса изучают английский язык по УМК «Spotlight» Упражнения в них познавательны, и не только чему-то обучают, но также развивают и воспитывают. Много интерактивных заданий, то есть по ходу их выполнения ученики взаимодействуют с учителем, одноклассниками, родственниками, зарубежными сверстниками.

          Развитию эмоционально-мотивационной сферы учащихся способствует присутствие в учебнике стихов и песен.  Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения; в песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей. В песнях лучше усваиваются грамматические конструкции. Они способствуют совершенствованию навыков произношения, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, способствуют сплочению коллектива, стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.    

И сейчас я предлагаю поработать над песней.                         

Также одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например,: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке. - Конкурс на самого вежливого собеседника. - Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

 А теперь давайте поиграем в съедобное, несъедобное.

Что же касается детей средних и старших классов, песнями и играми не так удивишь. А вот использование компьютерных и Интернет технологий, я считаю, наиболее эффективным способом повышения мотивации детей этого возраста.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.
с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование компьютерных технологий на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию изучения английского языка.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины я систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.

Ну и последнее, что я хотела бы выделить это «Обучение и воспитание успехом»

-Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности.

Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

            Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

 

Может ребёнок достиг многого, но чувствует себя несчастным, а не успешным и сильным. Может он продвинулся совсем чуть-чуть, но для него самого – это победа. А возможно и совсем не продвинулся, но зато и не потерял. И –это предмет его гордости.

 

Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может, по моему разумению, быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».

 

Так как же создать ситуацию успеха на уроке?!

Создание ситуации успеха на уроке:

1 (обязательное условие). Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

3 (ключевой момент). Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив - сильнейший механизм.

4. Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус («За дело! Приступаем!»).

5. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"

"Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения". В.А.Сухомлинский...

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Тема педсовета: "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации".  Выступление учителя математики: "Применение ИКТ на уроках математики как один из способов повышен...

Педагогический совет "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"

Здесь размещены материалы по проведённому мной педагогическому совету о мотивации деятельности учащихся: есть все необходимые диаграммы, бланки опросников и т.д....

"Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее реализации"

        Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проб...

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ...