Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС (презентация)
презентация к уроку

Голубева Эльвира Сериковна

Технология развития критического мышления

на уроках математики

в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС О. А. Болдырева, учитель математики и физики

Слайд 2

Педагогические технологии деятельностного подхода Группа технологий Педагогические технологии СДП Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Проблемное обучение Технология развития критического мышления Педтехнологии развивающего обучения Технология полного усвоения Технология развивающего обучения Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса Групповые технологии, н-р : естественного обучения Педагогика сотрудничества ИКТ Применение ЦОР и ЭОР

Слайд 3

Критическое мышление Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. стадии вызова, смысловой стадии стадии рефлексии.

Слайд 4

Этапы технологии развития критического мышления 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.

Слайд 5

Приёмы ТРКМ:

Слайд 6

Приёмы ТРКМ: 1. Прием «Представление информации в кластерах» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Слайд 7

Приёмы ТРКМ: 2. Прием « Инсерт » Прием « Инсерт » – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное. 1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – - думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?) числовая последовательность А.п .- арифметическая прогрессия, разность d 8,8,8,8,8,8, … - А.п . А.п . возрастающая, если d > 0 А.п . убывающая, если d < 0 Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Слайд 8

Приёмы ТРКМ: 3. Приёмы постановки вопросов: - ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний). Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? - Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?

Слайд 9

Приёмы ТРКМ: 4. Приём «Анализируйте идеи, предположения, тексты». Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части. Предлагаю проанализировать текст по схеме: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.

Слайд 10

Приёмы ТРКМ: 5. Приём “Верю - не верю” Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. Вопрос “+” верю, “-” не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? 5. ……………………………………….

Слайд 11

Приёмы ТРКМ: 6. Прием «Чтение. Суммирование в парах». Используется для работы с текстом. Учащимся раздаются тексты. Текст разбит на смысловые отрывки (Текст №1, текст №2, текст № 3). Учащиеся разбиваются на пары («А» и «В»). Каждой паре предлагается текст, состоящий из двух логических частей. Учащиеся читают первую часть, затем ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В» отвечает. Далее читают вторую часть и меняются ролями. После того как первая и вторая части отработаны, делаются краткие записи в тетради. Часть пар на доске составляет кластер и готовится к презентации своих ответов, выполняя для каждой логической части отдельной кластер. Затем идёт презентация ответов. По одному человеку из пары, готовившей презентацию, защищают свою работу, по очереди. Остальные дополняют их ответы, задают вопросы: простой вопрос, уточняющий вопрос, творческий вопрос, вопрос – интерпретация (объясняющие вопросы), практический вопрос. Затем идёт отработка практических навыков.

Слайд 12

Приёмы ТРКМ: 7. «Ромашка вопросов». Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Слайд 13

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?» Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Слайд 14

Приёмы ТРКМ: 8.Приём «Домашнее задание». Предлагаю обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить теоретический блок, примеры и т.д . В тетради заполнить таблицу: Знаю Узнал Хочу знать Возникли вопросы

Слайд 15

Приёмы ТРКМ: 10. Составление синквейна . Сфера . Круглая, гладкая. Прыгает, катится, смотрит. Сфера Луны над Землей. Шар . Математика . Точная, полезная. Вычисляет, обучает, развивает. Она ц арица всех наук. Учитель .

Слайд 16

Приёмы ТРКМ: 11. «Вставь пропущенное слово » Предлагаю текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока. 12. « Взаимоопрос » Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Слайд 17

Вывод: Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность воспользоваться приоритетным ; не объем информации, а умения получать ее и моделировать ; не потребительство , а созидание и сотрудничество . Поэтому включение элементов технологии развития критического мышления в урок дает возможность личностного роста, так как вся работа на уроке обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС

Критическое мышление и основы обучения:  характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...

Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Всероссийский семинар Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС

Критическое мышление и основы обучения:  характеристика стадий на примере преподавания курса литературы...