Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах.
статья

Петрова Ольга Георгиевна

 

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах.

Под малокомплектной школой мы понимаем малочисленную школу (практически всегда, это сельская школа), где детей в одном классе – возрастной группе меньше, чем по существующему «сельскому» нормативу, и где в один класс – комплект объединяются дети, как минимум, двух возрастных групп. Таким образом, основной характеристикой малокомплектной школы является совмещенное обучение и воспитание учащихся разного возраста, то есть основу класса малокомплектной школы составляет разновозрастной коллектив.

Разновозрастное обучение - совместная учебная деятельность обучающихся разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей обучающихся, образовательных задач.  

Коллективные учебные занятия – занятия, предполагающие разновременное начало и окончание обучающимися какого-либо вида учебной работы, отсутствие линейной последовательности дидактических задач в отношении всех обучающихся, у каждого они свои. В одно и то же время обучающиеся изучают разные фрагменты общего курса.  

Индивидуальный учебный план -  учебный план, обеспечивающий освоение основной образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания, форм и сроков освоения с учетом особенностей и образовательных потребностей  конкретного обучающегося.

Нелинейная модель школьного расписания в общеобразовательном учреждении -  способ изменения условий образовательного процесса через изменение школьного расписания, предполагающая возможность обучения детей по индивидуальным учебным планам.

Специфика образовательного процесса в условиях

сельской малочисленной  малокомплектной школы

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения особенно актуальной становится организация образовательного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе с учетом педагогической эффективности и экономической целесообразности.

В настоящее время в малочисленных малокомплектных школах Российской Федерации  успешно реализуются, как минимум, три наиболее распространенные модели организации образовательного процесса.

1. Совмещенное обучение в разновозрастном классе (модель Л.В. Байбородовой)

2.  Неклассно-урочная система обучения (основана на коллективном способе обучения В.К. Дьяченко)

3.  Модель дистанционного обучения

Модель Л.В. Байбородовой

Модель Людмилы Васильевны Байбародовой  является наиболее распространенной моделью организации образовательного процесса в малокомплектных школах РФ. В основе модели лежит совместное обучение детей в разновозрастных группах (РВГ). Эта модель эффективна при количестве детей в разновозрастной группе от 5 до 15 человек.

Разновозрастная группа учащихся (РВГ) – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. Обучение в разновозрастных группах при правильном педагогическом обеспечении создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС, то есть проявления и развития индивидуальности каждого ребенка, самореализации детей и формирования у них социально значимых качеств. По ряду показателей обучение в разновозрастных группах является более эффективным в сравнении с обычной классно-урочной системой. Потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение детей разного возраста, то есть происходит удовлетворение важнейшей потребности подростка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу для разновозрастного обучения. В данном случае речь идет не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жесткие временные и организационные рамки учебного процесса, может быть сменный состав учащихся, объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности.

Прежде всего, сопровождая образовательную деятельность детей в РВГ необходимо изучить ситуацию в школе и выявить возможности для организации таких занятий, ответив на следующие вопросы:

  • Какие классы и по каким предметам объединить?
  • Сколько классов целесообразно объединить?
  • Как часто могут проводиться такие занятия? и др.

Ответы на эти и многие другие вопросы под руководством администрации находят сами участники педагогического процесса (учителя, дети, родители), однако выбор вариантов и принятие решения должны быть обоснованными. Для этого необходимо в первую очередь руководствоваться интересами детей, их подготовленностью к совместной работе, необходимостью создания комфортной для ребенка среды, где он мог бы себя проявить и реализовать.

Делая обоснованный выбор варианта построения системы занятий в РВГ, необходимо иметь в виду различные подходы к решению этой проблемы и многообразие условий деятельности сельских школ.

Это порождает необходимость представить классификацию занятий в РВГ, которую можно осуществить по разным признакам. 

1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем предметам проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трех или четырех классов;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам, например, по технологии, физической культуре, изобразительному искусству, музыке в основной школе;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала;

г) занятия организуются периодически, т.е. 2–3 раза в четверть;

д) занятия организуются редко, 2–3 раза в год как нетрадиционная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчета, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимая важность и эффективность этого.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

а) почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определенном классе. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Возможен еще один вариант организации однотемных занятий – межпредметная интеграция.

б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой.

в) содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть анализ текста, практикум, конференция, экскурсия, занятия дополнительного чтения литературы по предмету, занятия с элементами занимательности, итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачеты, контрольные работы).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже на разнотемных разновозрастных занятиях (РВЗ) найти и организовать варианты совместной деятельности учащихся (взаимопроверка домашнего задания, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т.д.), чтобы использовать образовательный потенциал общения учащихся разного возраста.

г) содержание разное и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможна организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.);

б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов;

г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года занимаются в одном составе; примером постоянной группы может быть «класс-комплект»;

б) занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определенной теме;

в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3–4 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся из других классов (особенно по музыке, изобразительному искусству, технологии и др.).

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач совместной учебной деятельности, отбор содержания и форм взаимодействия учащихся разного возраста.

        На различных этапах занятия могут быть использованы специальные способы взаимодействия детей разного возраста.

При проверке домашнего задания:

- учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы и задачи для младших учеников, а затем принимают участие в опросе по ним;

- старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших; старшие в случае затруднений помогают при ответах младшим; младшие учащиеся привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу (главным образом описательного характера);

- младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее ими изученного.

При изучении нового материала:

- старшие помогают изучить новый материал младшим (это целесообразно делать при изучении текстового материала, сведений об ученых, при проведении заочных экскурсий, постановке эксперимента);

- младшие помогают старшим вспомнить ранее изученный материал;

- самостоятельная совместная работа с учебными приборами при выполнении эксперимента и проведении опытов;

- совместное составление таблиц в ходе изучения материала;

- подбор фактов, примеров для доказательства теоретических положений;

- постановка вопросов после изучения материала учебника или другого источника.

При закреплении изученного материала:

- решение комплексных учебных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах;

- формулировка вопросов группами в адрес друг друга;

- составление и отгадывание кроссвордов и ребусов;

- коллективное обсуждение прочитанной на уроке дополнительной литературы по предмету;

- проведение викторины;

- просмотр, обсуждение и комментирование фрагментов фильмов, видеороликов;

- индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке или дома.

При контроле знаний:

- проведение зачетов у младших старшими учащимися;

- проведение соревнований, конкурсов между разновозрастными командами (микрогруппами);

- разработка, проведение диктантов, самостоятельных и контрольных работ с младшими, их оценка и анализ;

- взаимооценка, самооценка и самоконтроль.

Современные образовательные технологии: проектное обучение, дебаты, технология развития критического мышления, портфолио, педагогические мастерские и другие органично вписываются в систему обучения в РВГ, позволяют разнообразить совместную деятельность детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход в групповой работе.

Большие возможности для развития сотрудничества и совместного творчества детей разного возраста у проектного обучения (метода проектов), которое позволяет каждому ребенку проявить себя при решении общей практической задачи и в то же время пережить ответственность перед группой, приобрести опыт обсуждения и принятия самостоятельных решений, делового взаимодействия на всех этапах проектной деятельности. Поиск проблемы, совместное целеполагание, «мозговой штурм», сопровождающий весь процесс работы над проектом, интенсивные обсуждения и дискуссии, защита проекта являются эффективными средствами развития учащихся и взаимодействия между ними. Разные по уровню сложности виды работ при проектной деятельности позволяют каждому ученику, старшему и младшему, найти сферу приложения своих сил.

Многие приемы технологии развития критического мышления, педагогических мастерских, дебатов предполагают активную работу в микрогруппах (парах), которая строится на интенсивном взаимодействии в процессе анализа и обмена информацией, и позволяют организовать совместную деятельность детей разного возраста.

Для повышения эффективности образовательной деятельности учащихся важно также обеспечить координацию и согласованность в деятельности педагогов, организующих обучение в РВГ, что предполагает:

- совместное определение целевых и ценностных установок при обучении детей в разновозрастных группах;

- отбор и согласованность в использовании педагогических средств (форм, методов, технологий);

- выбор соответствующего места и времени проведения учебного или внеучебного занятия, не ущемляющего интересы и замыслы других учителей;

- обеспечение смены, изменение, развитие ролевых организаторских, коммуникативных ролей учащихся в образовательном процессе при изучении различных дисциплин;

- использование педагогических средств, позволяющих привлечь к организации учебно-воспитательного процесса родителей, специалистов, жителей села;

- определение общих подходов, критериев и показателей оценки эффективности занятий в РВГ;

- согласование способов анализа, самоанализа и стимулирования рефлексии детьми и учителями при подведении итогов образовательной деятельности учащихся в разновозрастных группах.

Большое значение имеет подготовка к системе обучения в РВГ не только учащихся, но и их родителей, которым важно показать все достоинства таких занятий, убедить их в целесообразности и полезности совместного обучения нескольких классов, чтобы обеспечить поддержку родителей в решении этой проблемы.

Совершенно очевидно, что к психолого-педагогическому и организационно-педагогическому сопровождению образовательной деятельности учащихся в РВГ необходимо готовить педагогов, психологов и администрацию школ, используя все возможные формы методической работы в школе, районе, регионе и организуя специальные курсы повышения квалификации.

Неклассно-урочная система обучения

Основой неклассно-урочной системы организации образовательного процесса в малокомплектной школе является коллективный способ обучения, описанный В.К. Дьяченко. 

Сущностью коллективного способа обучения является особый тип учебного процесса, который строится на сотрудничестве. Обучение строится с использованием всех четырех организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной (работа в парах сменного состава), где основной формой является коллективная.  Коллективный учебный процесс строится на разномаршрутности, сознательном разделении и разнообразии тем, заданий, позиций. Каждый ученик систематически выполняет три функции субъекта учебного процесса: учится, обучает  и управляет учебным процессом.

        Характеристики неклассно-урочной системы обучения:

  1. Разновозрастные учебные группы
  2. Содержание является целостной программой в рамках нескольких лет обучения:1 -  4, 5 – 9, 1 – 9
  3. Основная организационная форма учебного процесса  - коллективные занятия (КСО)
  4. Управление учебным процессом осуществляет учительская кооперация
  5. Наличие кабинетов для самостоятельной работы, для парной работы, для работы с учителем
  6. Нелинейное расписание (расписание в форме «ленты» занятий)

Данная модель образовательного процесса позволяет реализовывать учебные программы в условиях обучения разновозрастных групп детей, где каждому в определенный промежуток времени отводится своя роль. Вариативность ролей в учебно-познавательной деятельности обусловлена замыслом и содержанием учебной деятельности, а также уровнем подготовленности каждого обучающегося. В основе различных ситуаций взаимодействия лежит делегирование педагогом части своих функций обучающимся.  

        Взаимообучение осуществляется по определенным технологиям: методика Ривина, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопередачи тем и др., в основе которых лежит взаимодействие учащихся в парах сменного состава. Суть такого общения заключается в том, что школьники по очереди обучают друг друга.

Регулирование данного процесса осуществляет учительская кооперация, представляющая собой группу педагогов, выполняющих определенные роли (диспетчер, предметник, ассистент, технолог) в течение учебного дня. Диспетчер отвечает за организацию учебных занятий в школе в соответствии с расписанием (лентой). На учителе-предметнике лежит ответственность за содержание учебного материала и методику его овладения учащимися. Учитель-ассистент контролирует ход и результаты самостоятельной работы обучающихся, при необходимости оказывает детям методическую помощь. Учитель-технолог отвечает за правильность выполнения технологий взаимообучения учащихся.

        Подробно методика организации занятий в рамках неклассно-урочной системы, а также дидактические материалы по некоторым темам отдельных учебных дисциплин представлены в учебном пособии «Организация образовательного процесса в неклассно-урочной системе обучения».     

Модель дистанционного  обучения

В условиях малокомплектной школы может быть использована модель дистанционного обучения. Данная модель наиболее актуальна при нехватке педагогов (например, учителей иностранного языка) в сельских школах.

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяет малокомплектным школам организовать учебный процесс с использованием технологий дистанционного обучения, независимо от того, где находится учащийся, мало или много учащихся в школе. Особенностью дистанционной формы обучения является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Информационные технологии предоставляют возможность использования потенциала нескольких образовательных организаций для  формирования эффективной модели организации обучения учащихся малокомплектной школы.

Дистанционное обучение может быть организовано по месту жительства обучающегося на базе образовательного учреждения или на дому в различных организационных моделях:

- дистанционный урок в режиме реального времени с одним или несколькими учащимися;

- в смешанном очно-дистанционном режиме (индивидуально или в малых группах), когда к очному уроку с одним или несколькими учащимися подключается в дистанционном режиме один (несколько) учеников;

- совместное проведение дистанционных занятий, когда на одном уроке обучаются ученики из разных школ.

Работа разновозрастной группы учащихся малокомплектной школы может проходить в компьютерном классе желательно под руководством педагога-куратора. Каждый учащийся (или группа учащихся) должен быть обеспечен компьютером, подключенным к сети Интернет, и иметь доступ к материалам курсов в системе дистанционного обучения. При этом учащиеся из разных образовательных учреждений могут быть объединены в «виртуальные» классы, и обучаются по единому расписанию у дистанционного педагога. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.

Вся содержательная часть обучения может происходить в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам под руководством учителя, школьники:

- знакомятся с теоретическим материалом;

- участвуют в учебных обсуждениях - высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы;

- выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;

- делятся своим практическим опытом;

- участвуют в проектной, исследовательской работе.

Использование технологий дистанционного обучения дает широкие возможности для управления самостоятельной учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнерство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля за самостоятельной учебной деятельностью (он-лайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме, создание электронного портфолио).

Можно использовать следующие варианты модели дистанционных занятий:

Вариант 1

При систематическом изучении курса со слабой обратной связью формами дистанционного взаимодействия «учитель — ученики» являются:

  • при он-лайн взаимодействии — видео-трансляция лекций, аудио-конференция, консультации;
  • при оф-лайн взаимодействии — видеозаписи лекций, текстовые ресурсы, мультимедиа ресурсы и их сочетание.

Вариант 2

При изучении курса с возможностью обратной связи с учениками формы взаимодействия расширяются:

  • при он-лайн взаимодействии — организуются дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.;
  • при оф-лайн взаимодействии — автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.

Вариант 3

При изучении курса с возможностью организации совместной деятельности учащихся в учебной среде («ученик — ученик», «ученик - ученики») формы взаимодействия включают сетевые инструменты:

  • текстовый чат, обсуждения в форуме, ведение блогов (саморефлексия), совместное заполнение таблиц, составление схем, заполнение ленты времени, совместная работа над проектом (распределение ролей, формулировка задач, координация работы).

Для организации обучения учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий в малокомплектной школе необходимо разработать и утвердить регламент работы.

        Для успешной реализации дистанционного обучения необходимо учитывать следующие приоритеты:

- упорядочивание нормативно-правовой базы школы;

- определение схем оплаты труда педагогов-кураторов, сетевых преподавателей и других участников образовательного процесса;

- обеспечение подготовки педагогов-кураторов для процесса формирования индивидуальных учебных планов;

- оснащение педагогов инструментом, обеспечивающим процесс работы  учащихся;

- определение четких процедур обучения учащихся;

- четкое описание действий обучающихся;

- определение процедур оценивания учащихся;

- построение схемы активного взаимодействия между школой и родителями учащегося.

Урок в малочисленной школе

Сценарий урока в малочисленной  школе предусматривают:                                                                                           1)  чередование работы учителя и самостоятельной (групповой, в парах или индивидуальной) работы учащихся;        

2)  совместная работа учеников объединенных классов в парах или  группах, при этом пары или группы  могут быть составлены из ребят как одного, так и разных классов;                                                                      

 3)  использование методов взаимного обучения и контроля;                      

4)  построение уроков на однородном учебном материале.                                                                                                  

Задачи учителя:

1) организовать познавательной деятельности учащихся;

2)  учить школьников самостоятельно формулировать учебные задачи и способы действий с учебным материалом

3) учить школьников самостоятельно анализировать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, находить и исправлять ошибки;

4) организовать тьюторское сопровождение учебной деятельности младших школьников старшими;

5) быть консультантом, помощником учащихся;

6) создать условия для осознанного участия школьников в собственном образовании.

Типы уроков

 - урок изучения нового;

- урок совершенствования и практического применения способов действий с учебным материалом;

- урок обобщения и систематизации  знаний и способов действий с учебным материалом;

- урок развивающего контроля, рефлексии и коррекции.

Примерная структура некоторых типов урока

Урок изучения нового. Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т. д. Рекомендуем два варианта урока изучения нового  в объединенных классах.

Первый вариант

Этапы урока

Примерная структура урока

5 класс

6 класс

1.

Работа учителя: организационный момент (подготовка школьников к самостоятельной работе с новым  учебным  материалом, стимулирование познавательного интереса; совместное формулирование учебных  задач урока;  преобразование содержания обучения в личностно значимое)

2.

Самостоятельная работа учащихся: исследование условия учебной задачи,   выявление проблемы и поиск способов ее решения.

3.

Самостоятельная работа учащихся: «открытие» нового знания и усвоение учащимися нового учебного материала и способов действий.

4.

Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний и способов учебных действий.

Первичное закрепление знаний и учебных действий с учебным материалом, индивидуальная работа.

5.

Первичное закрепление знаний и учебных действий с учебным материалом, индивидуальная работа. Взаимопроверка, самоконтроль

Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль

6.

Подведение итогов урока (рефлексия), сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Второй вариант

Этапы урока

Примерная структура урока

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Работа учителя: организационный момент (подготовка школьников к самостоятельной работе с новым  учебным  материалом, стимулирование познавательного интереса; совместное формулирование учебных  задач урока;  преобразование содержания обучения в личностно значимое)

2.

Самостоятельная работа учащихся: исследование условия учебной задачи,   выявление проблемы и поиск способов ее решения.

3.

Работа учителя: индивидуальная (групповая) работа по развитию умения конструировать способы действия для решения новой учебной задачи.  

Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний и способов учебных действий.

4.

Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний и способов учебных действий

Работа учителя: индивидуальная (групповая) работа по развитию умения конструировать способы действия с изучаемым объектом

Самостоятельная работа апробирование школьниками изучаемых способов действия  с учебным материалом.

5.

Самостоятельная работа учащихся:  корректировка способов действия с учебным материалом; взаимопроверка, самоконтроль.

Самостоятельная работа учащихся: корректировка способов действия с учебным материалом; взаимопроверка, самоконтроль.

Работа учителя: корректировка способов действия с учебным материалом, индивидуальная работа.

6.

Подведение итогов урока (рефлексия): устанавливается соответствие между поставленными задачами урока и результатами;  сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Задания для самостоятельной работы можно дифференцировать по уровню сложности.

Урок совершенствования и практического применения способов действий с учебным материалом. Цель этого типа урока -  вторичное осмысление уже известного  учебного материала, выработка умений по применению способов учебных действий при решении практических задач и проблемных ситуаций. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном следующие:

 а) систематизировать способы действий с новым учебным материалом;

б) совершенствовать ранее усвоенные  способы действий с учебным материалом;

в) применять учебный материал  и способы действий с ним  при решении практических задач;

г) контролировать  ход изучения учебного материала и совершенствовать способы действий с учебным материалом.

Примерная структура урока для 7-9 классов

Этапы урока

7 класс

8 класс

9 класс

1

Работа учителя: организационный момент (подготовка школьников к самостоятельной работе с изученным  учебным  материалом, стимулирование познавательного интереса; совместное формулирование учебных  задач урока;  преобразование содержания обучения в личностно значимое)

2

Повторение изученного материала, работа учащихся в парах.

3

Работа учителя с классом по развитию  умений школьников конструировать и применять  новые способы действия с изученным учебным материалом.

Самостоятельная работа по апробированию школьниками изучаемых способов действия  с учебным материалом и  применению общего способа действия для решения частных задач.        

4

Самостоятельная работа учащихся.  Взаимопроверка.

Работа учителя с учащимися по развитию  умений корректировать способы действия с учебным материалом.

5

Работа учителя с классом по развитию  умений школьников корректировать способы действия с учебным материалом.

Совместная работа учащихся. Взаимопроверка.

6

Подведение итогов урока (рефлексия), сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов действий с учебным материалом.  Урок этого типа  решает две основные дидактические задачи : установить уровень овладения учащимися способов действий с изучаемым (изученным) учебным материалом, имеющих решающее значение  при изучении предмета в целом и  методов познавательной деятельности.

Процесс  обобщения  и систематизации знаний и способов действий с учебным материалом предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий и их систем, от них - к овладению основными теориями и ведущими идеями предмета. Основные структурные элементы этого типа урока:

- постановка учебной цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;

- воспроизведение и коррекция опорных знаний и способов действий с учебным материалом;

- обобщение и систематизация понятий, построение  системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний;

- подведение итогов урока (рефлексия).

Урок развивающего контроля, рефлексии и коррекции позволяет учителю и учащимся оценить достигнутые  результатов учения, уровня способности учащихся систематизировать научные понятия изучаемого курса, опыта учебно-познавательной деятельности школьников; способности учащихся  корректировать  в процессе обучения  способы действий с учебным материалом. На уроке этого типа ученики самостоятельно сопоставляют выполненные  ими  варианты  нормативных требований учебной деятельности с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев;  проводят рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Урок развивающего контроля предполагает организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

- написание учащимися варианта контрольной работы;

- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

На каждую контрольную работу отводится два урока: на первом уроке ученики выполняют контрольную работу и  проверяют ее по образцу в соответствии с установленными критериями; на втором уроке, после проверки работы учителем, школьники осуществляют  необходимую  коррекцию своих знаний и способов действий.

При разработке объединенного урока важно планировать совместную работу ребят в парах, группах, причем как учащихся одного возраста, так и разных возрастов. Такая работа должна занимать большую часть учебного времени урока и её можно планировать на разных этапах урока.

Пример тематического планирования по математике

для объединенных 5-6 классов и 7-9 классов

Все темы выстроены по основным содержательным линиям: Числа и вычисления. Выражения и их преобразования. Уравнения, неравенства. Функции и их графики. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. На каждом следующем году обучения основные темы включают в себя основные понятия перечисленных содержательных  линий, содержание которых углубляется и расширяется от класса к классу.

Темы для разных классов в тематическом планировании согласованы не только по содержанию, но и по времени изучения. Это позволяет изучать и завершать тему в одном темпе, планировать уроки одного типа.

В результате в  поурочном планировании появляется  возможность отрабатывать  одинаковые учебные действия  учащихся с  учебном материалом разного уровня. Например, в 5-6 классах при изучении обыкновенных дробей рекомендуется предусмотреть уроки на сложение, вычитание дробей.  При этом в 5 классе изучается сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе - с разными знаменателями. В 7-9 классах при решении текстовых задач  на движение, работу, стоимость, вычисление элементов и площадей фигур и др. с помощью уравнений ученики  7 класса составляют и  решают линейные уравнения, ученики  8 класса - квадратные, рациональные, ученики  9 класса – рациональные или целые.

Математика, 5-6 классы

5 класс,

5 ч в неделю, всего 170 ч

6 класс

5 ч в неделю, всего 170 ч

п/п

Название темы

К-во  ч.

Название темы

К-во  ч.

1

Натуральные числа

14

Целые числа

14

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

15

Сложение и вычитание целых чисел

15

3

Умножение и деление натуральных чисел

20

Умножение и деление целых чисел

20

4

Геометрические фигуры.

16

Делимость чисел

16

5

Обыкновенные дроби.

16

Обыкновенные дроби

16

6

Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей

30

Сложение и вычитание  обыкновенных дробей

30

7

Умножение и деление десятичных дробей

30

Умножение и деление обыкновенных дробей

30

8

Проценты

16

Отношения и пропорции

16

9

Геометрические фигуры (углы, диаграммы)

7

Геометрические фигуры (координатная плоскость, диаграммы и графики)

7

10

Обобщающее повторение

6

Обобщающее повторение

6

Алгебра 7-9 классы

7 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа

8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)

9 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа)

№п/п

Название темы

ч

Название темы

ч

Название темы

ч

1

Тождественное преобразование выражений

20

Алгебраические дроби

20

Квадратный трехчлен. Квадратичная функция.

20

2

Степень с натуральным показателем

9

Степень с целым показателем

9

Степень с целым и натуральным показателем.  (повторение)

9

3

Одночлены

16

Квадратные корни

16

Квадратные корни. Тождественное преобразование выражений (повторение)

16

4

Линейные уравнения

6

Квадратные уравнения

6

Целые уравнения

6

5

Многочлены.

13

Дробно – рациональные уравнения

13

Дробно – рациональные уравнения (повторение).

13

6

Формулы сокращенного умножения

13

Повторение: квадратные уравнения

13

Прогрессии.

13

7

Линейная функция.

8

Функции у=k/x.

Функции у=x

8

 Решение неравенств второй степени.

8

8

Системы линейных уравнений

14

Неравенства. Системы неравенств.

14

Системы уравнений второй степени

14

9

Повторение

3

Повторение

3

Повторение

3

Геометрия. 7-9 классы

7 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Название темы

Кол-во  часов

Название темы

Кол-во  часов

Название темы

Кол-во  часов

1.

Начальные геометрические сведения

7

Решение задач

7

Решение задач

7

2.

Треугольники

16

Четырехугольники

16

Решение треугольников.

16

3.

Параллельные прямые

14

Площадь. Теорема Пифагора.

14

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

14

4.

Метрические соотношения между сторонами и углами треугольника

12

Подобные треугольники

12

Векторы

12

5.

Геометрические построения

10

Окружность.

10

Движения.

10

6.

Повторение

9

Повторение.

9

Повторение.

9

Сгруппировать учебный материал, составить тематическое планирование – это только первый этап работы над подготовкой к обучению в объединенном классе. Необходимо выбрать наиболее эффективные формы и методы работы

Методические рекомендации по организации управления

  1. Управление образовательным процессом

Обучающиеся имеют право на получение образования по индивидуальным учебным планам не только в рамках вариативной части образовательной программы, но и её инварианта, т.е. в пределах ФГОС. Этот вопрос регламентируют нормативные акты школы. Возможность организовать обучение по индивидуальным учебным планам реализуется благодаря компетенции школ  разрабатывать и утверждать образовательные программы (основные и дополнительные), устанавливать форму, периодичность и порядок промежуточной аттестации (ст.12 часть 5 и ст. 28, часть3. П.6 и 10 «Закона об образовании в РФ»).

Для организации обучения по индивидуальным учебным планам и индивидуальным образовательным маршрутам требуется использование рабочих программ учебных предметов, модифицированных специальным образом.  Содержание не изменяется, но по – другому упорядочивается, даётся не в одной последовательности, а разветвлено. Закон не предусматривает необходимости экспертизы образовательных программ какими-то другими специалистами и организациями.

Авторы рабочих программ могут создать свой вариант раскрытия содержания примерной образовательной программы, пути формирования системы знаний. Допускается корректировка и расширение перечня дидактических единиц.

ФГОС, примерные программы не содержат распределения учебного материала по годам обучения, а нормы образовательного права такой обязательности для рабочих программ не устанавливают. Это позволяет проводить коллективные учебные занятия в разновозрастных группах как целостных структурных единицах, не поделённых на отдельные классы и изучить содержание предметной области без привязывания к конкретному году обучения. При определении того, освоен ли школьником стандарт, решающее значение имеет итоговый результат, показывающий достижение (или недостижение) планируемых результатов.

На уровне образовательного учреждения потребуется принять  такие нормативные акты как: «Должностная инструкция учителя разновозрастного коллектива», «Положение об организации образовательного процесса в разновозрастном учебном коллективе», «Положение о формировании индивидуальных образовательных программ обучающихся», «Положение о контроле образовательного процесса в разновозрастном учебном коллективе», Приказ о введении журналов для разновозрастных учебных групп и др.

  1. Журналы разновозрастного учебного коллектива.

Образовательное учреждение самостоятельно принимает решение об использовании новых форм документов учёта образовательных достижений обучающихся, учёта посещаемости, преподавательской деятельности и др.

Для статистической отчётности и заполнения автоматизированной базы персональных данных участников образовательных отношений численность разновозрастного учебного коллектива не является эквивалентом класса. Обучающиеся подсчитываются, группируются по годам обучения (год обучения считается эквивалентом класса).

  1. Перевод обучающихся.

Перевод обучающихся с одного года обучения на другой осуществляется по мере освоения ими программ соответствующего уровня и успешного прохождения промежуточной аттестации.

1.4. Планирование индивидуальных занятий

Вместо традиционного плана-конспекта учителю необходимо иметь план урока. В котором описаны время, форма взаимодействия, тема, результат взаимодействия, и перечислены обучающиеся.

Форма плана работы учителя на занятии:

  • Дата проведения занятия
  • Планируемое время
  • С кем работает
  • тема
  • Задача взаимодействия
  • Планируемый результат

Таблица учёта выполнения программы учебного предмета:

  • Наименование тем, лабораторных и практических работ, контроля
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Лаб.раб
  • Тема 4
  • Тема 5
  • практикум
  • Обобщение по теме
  • Контрольная работа

Источники учебного материала

  • Первичное изучение
  • закрепление
  • углубление
  • контроль
  • Расчётная дата

№ п/п

  • ФИО ученика
  • Отметки об изученных темах и выполненных заданиях

Индивидуальный учебный маршрут по… (название учебного предмета)

ФИО   ученика__________________________________________________________

  • Наименование темы, планируемая дата и задания по её выполнению
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Дата изучения
  • Первичное изучение
  • закрепление
  • Доп.задание
  • контроль

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: Монография. / Л.В. Байбородова. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 88 с.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко.М.: Просвещение,1991, 192 с.
  3. Ефлова З.Б. Особенности образовательной деятельности современной сельской школы: учебно-методическое пособие. / З.Б. Ефлова.  Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. — 140 с.
  4. Лебединцев В.Б. Организация учебного процесса при разновозрастном обучении / В.Б. Лебединцев // Справочник заместителя директора школы.2010. №12.

Интернет-источники:

1. http://little-school.ru/public/files/ucposob.pdf 

Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе: методические рекомендации / сост. Н.В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с. (в данном пособии представлены дидактические материалы для учителей  начальных классов и учителей-предметников основной школы).

  1. http://setilab.ru/ Сетевые лаборатории: Школа для всех.
  2.  http://www.inter-pedagogika.ru/index.php /  Интер - педагогика.
  3.  http://it-n.ru/ Интер - педагогика. Новости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при освоении раздела «Воздушная оболочка Земли» дополнительной общеобразовательной программы «Экология Ставропольского края»

Формирование новых информационных технологий стимулирует потребность в создании новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности занятий.Конкурсный матери...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха

Под общей редакцией Л.М. Беткер, кандидата психологических наук Авторы-составители педагогический коллектив казѐнного общеобразовательного учреждения «Нижневартовская школа для обучающихся с огр...

Методические рекомендации по организации учебной деятельности в начальной школе для учителя английского языка

Данные методические рекомендации посвящены методике организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими школьниками...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...