П.К. 3.3
методическая разработка

Мальцева Любовь Евгеньевна

Предварительный просмотр:

План работы

МО учителей физической культуры

на 2019-2020 учебный год.

Тема работы МО: Планирование и организация методической работы учителей физической культуры на 2019-2020 год.

Цель: Совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Задачи на 2018-2019 учебный год:

1. Откорректировать и утвердить деятельность методического объединения учителей физической культуры.

2. Рассмотреть и утвердить рабочие программы и календарно-тематическое планирование.

3. Развитие профессионального потенциала учителей.

4. Продолжать работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания.

5. Совершенствовать организацию системной подготовки к сдаче норм ГТО.

6. Повышать результативность работы по самообразованию.

7. Повышать качество знаний учащихся по предмету физическая культура через использование современных методов обучения, воспитания.

Ожидаемые результаты работы: - рост качества знаний учащихся; формирование основ к физической, патриотической и духовной культуры личности; - создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Заседание № 1.

Тема: Анализ работы методического объединения за 2018- 2019 учебный

год. Утверждение плана работы на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Дата

Тема

Ответственный

1.

28 августа

Анализ работы методического объединения за 2018-2019 учебный год.

Руководитель МО

2.

28 августа

Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2019-2020 учебный год.

Учителя МО

3.

28 августа

Рассмотрение и анализ рабочих программ и календарно-тематического планирования по физической культуре на 2019-2020 учебный год.

Учителя МО

4.

28 августа

Рассмотрение и согласование программно-методического обеспечения федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

Учителя МО

5.

28 августа

Представление планов по самообразованию.

Учителя МО

5

28 августа

Знакомство с молодыми специалистами.

Руководитель МО

6.

28 августа

Обсудить готовность спортивного зала, беговой дорожки, кабинетов по физическому воспитанию к началу учебного года. Закрепление спортивного зала за учителями физической культуры.

Учителя МО

6

28 августа

Обсуждение программы ВФСК «ГТО»

Учителя ФК

Межсекционная работа.

№ п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Сентябрь

Составления календаря спортивно-массовых мероприятий.

Учителя МО

2.

Сентябрь

Проведение внутришкольной спартакиады по видам: легкоатлетический кросс, легкоатлетическая эстафета, метание малых мячей, прыжки в длину с места, бег 60 и 100 м, футболу.

Н.И.Попов

3.

Сентябрь-Октябрь

Подготовка к городским соревнованиям «Президентские спортивные игры и состязания»

Учителя ФК

4.

Сентябрь-Октябрь

Подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре.

Учителя МО

5.

Сентябрь

Проведение «входных» контрольных срезов, спортивных нормативов, комплексов ГТО.

Учителя МО

6.

Октябрь

Знакомство с нормативными документами.

Руководитель МО

Заседание № 2 .

Тема: Профессиональное развитие учителей физической культуры.

№ п/п

Дата

Тема

Ответственный

1

ноябрь

Итоги работы за 1 четверть

Учителя МО

2.

ноябрь

Анализ школьного этапа предметной олимпиады по физкультуре.

Учителя МО

3.

ноябрь

Анализ результатов тестирование физической подготовленности обучающихся.

Руководитель МО

4.

ноябрь

Работа с одаренным детьми.

Руководитель МО

5.

ноябрь

Подготовка учителей к аттестации (обобщение педагогического опыта, самообразование).

Н.И.Попов

6.

ноябрь

Проблемы и трудности в работе молодых специалистов.

Руководитель МО

7.

ноябрь

Современные информационно-педагогические технологии как фактор повышения компетентности учителя физической культуры.

Руководитель МО

Межсекционная работа.

№ п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Ноябрь

Подготовка и участие школьников к городской олимпиаде по физической культуре.

Учителя МО

2.

Ноябрь

Знакомство с нормативно-информационными документами.

Руководитель МО

3.

Ноябрь-декабрь

Подготовка сборной команды к городской спартакиаде по видам: легкоатлетический кросс, легкоатлетическая эстафета, метание малых мячей и метание гранаты, прыжки в длину с места, бег 60 и 100 м, футболу.

Учителя ФК

4.

Ноябрь-декабрь

Взаимопомощь в организации работы молодых специалистов.

Учителя МО

5.

Ноябрь-декабрь

Организация работы с выпускниками по сдаче норм «ГТО».

Учителя ФК

Заседание № 3.

Тема: Формирование ценности образования. Использование современных педагогических технологий.

№ п/п

Дата

Тема

Ответственный

1.

Январь

Подведение итогов 1 полугодия

Руководитель МО

Учителя МО

2.

Январь

Анализ результатов олимпиады по физической культуры.

Учителя МО

3.

Январь

Обсуждение плана работы на второе полугодие.

Руководитель МО

4.

Январь

Участие в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.

Н.И.Попов

5.

Январь

Планирование мероприятий в рамках предметной недели по физической культуре.

Учителя МО

6.

Январь

Обсуждение подготовки к городским соревнованиям «Президентские состязания». Подведение итогов сдачи норм ГТО выпускниками школы.

Учителя МО

Межсекционная работа.

№ п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Январь

Методический день на тему «Педагогические ситуации, методы их решения».

Учителя МО

2.

Февраль

Проведение недели физкультуры и спорта.

Учителя МО

3.

Февраль

Степ-аэробика как одно из оптимальных условий физического совершенствования школьников.

Учителя МО

4.

Январь-март

Взаимопомощь в организации работы молодых специалистов.

Учителя МО

Заседание № 4

Тема: Воспитательные задачи уроков и внеклассных мероприятий разного типа как основа формирования ценности образования.

№ п/п

Дата

Тема

Ответственный

1.

Март

Подведение итогов работы за 3 четверть.

Учителя МО

2.

Март

«Проектно-исследовательская деятельность, как средство активизации познавательных интересов учащихся». 

Руководитель МО

3.

Апрель

Подготовка сборной команды к эстафете, посвященной 9 мая.

Учителя ФК

4.

Май

Творческий отчет учителей по темам самообразования.

Учителя ФК

Межсекционная работа.

№ п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Апрель

Проведение недели физической культуры.

Учителя МО

2.

Апрель

Проведение тестирование нормативов по физической подготовке.

Учителя ФК

3.

Апрель-май

Подготовка к параду, посвященному Дню Победы.

Н.И.Попов, Н.Ю.Абдалова

4.

Апрель-май

Подготовка команды и участие в городской эстафете, посвященной Дню Победы.

Учителя ФК

5.

Апрель

Контроль ЗУН учащихся.

Учителя МО

6.

Апрель

Знакомство с нормативно-информационными документами

Руководитель МО

Заседание № 5

Тема: Анализ работы учителей физической культуры за прошедший учебный год. Подведение итогов работы и планирование работы МО на 2020-2021 учебный год.

п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Май

Подведение итогов за год.

Руководитель МО

2.

Май-июнь

Самоанализ работы учителей ФК и учителей МО за год.

Учителя МО

3.

Июнь

Определение основных направлений в работе МО на 2020-2021 учебный год.

Руководитель МО

Межсекционная работа.

№ п/п

Дата

Мероприятия

Ответственный

1.

Май

Проведение эстафеты, посвящённой 9 мая.

Учителя ФК

2.

Май

Проведение контрольных нормативов по физической подготовке.

Учителя ФК

Руководитель МО: Попов Николай Иванович



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра физического воспитания

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении танцевального конкурса «Стартинейджер»

IV подгруппа

Челябинск, 2019

  1. Цели и задачи:
  • Популяризация массовых форм организации молодежного досуга.
  • Развитие у подростков способности социальной адаптации и самоопределению в меняющихся условиях жизни.
  • Формирование у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни и творческого развития.
  • Ориентация подростков на жизненную важность и ценность таких качеств как: преданность и взаимовыручка, упорство и воля к победе, общительность, жизнерадостность и оптимизм.

2. Возраст: Студенты колледжа.

3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1, 9, 10, 11 декабря 2019 года, в 14:00.

4. Организация соревнований:

Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.

5. Жюри, критерии оценивания и подведение итогов

  • Жюри конкурса представляет собой независимую группу экспертов, главной задачей которой является независимая оценка творчества команд.
  • Количественный состав жюри должен быть нечётным.
  • Все члены жюри проходят инструктаж по форме проведения и оценки конкурса.
  • Командой-победительницей считается команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов.

Критерии оценок Жюри:

  • Артистизм;
  • Синхронность, слаженность, согласованность команды;
  • Оригинальность;
  • Внешний вид, соответствующий стилистике команды;
  • Соблюдение регламента;
  • Работа с группой поддержки.

6. Подведение итогов и награждение команд

  • По итогам конкурса определяются команды, набравшие наибольшее количество баллов.
  • Представление к награждению осуществляет Жюри конкурса, которое присуждает командам номинации.

Жюри вправе:

  • присуждать не все номинации,
  • присуждать какую-либо номинацию нескольким участникам,
  • по необходимости добавлять какую-либо новую номинацию.



Предварительный просмотр:

Сценарий танцевального конкурса «Новогодний стартин»

(звучат фанфары)

Ведущий 1 (выходит на сцену):

Здравствуйте, друзья! Наконец-то у нас праздник,

Наконец-то карнавал. И, поверьте, не напрасно

Его каждый ожидал! Будут конкурсы, приколы,

Награждения, призы. Дискотека очень скоро

Скажет нам: «Не тормози!»

Ведущий 2 Вы устали от учебы?

Так вперед! На маскарад!

Но в начале: с Новым годом

Поздравляем всех ребят!

- Всем гостям, пришедшим сюда, мы говорим: «С Новым годом! С Новым счастьем!»

А начать наш сегодняшний праздник я предлагаю фейерверком настроения, который будет взрываться, как только прозвучат слова

«С НОВЫМ ГОДОМ друзья»

Вы согласны? Но для начала мы вам распределим ваши действия, репетируем!

11, 12, 13 гр. – «Хлопушка» - вы будете хлопать в ладоши.

14, 17 гр. - «Топотушка», вы будете громко топать ногами.

18, 19, 20 гр. «Орушка», вы будете кричать Ура.ура.у-ра- ра, ура, ура, УРА!!

25, 26 гр. «Гирлядушка» – вы будете кричать слова Елка! Елка, Елочка! Елочка гори!

(аплодисменты)

Ведущий 1: Говорят, что в Новый год что не пожелается,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

Ведущий 2: Сегодня, для вас вечер будет самым незабываемым. Сегодня можно хлопать в ладоши, топать, свистеть, прыгать, а самое главное танцевать!

Ведущий 1: Мерцает блеск искусственного света! Мы под басы, раскрутим всю планету!

И покорим вершины хит-парада! Давайте же ребята, Танцы до упада!

Свет гаснет Танцевальный блок 2-3 песни

Включить свет

Ведущий 1: Танцевали от души, вы сегодня хороши.

 (звучат фанфары)

Ведущий 1: -Я предлагаю познакомиться с главными участниками нашей программы. Встречайте дружными аплодисментами. На танцпол приглашаем первую команду. "ЕЛОЧКИ", (песня про елки)

Ведущий 2: Настало время представить себя во всей красе команде "СНЕЖИНКИ",

песня про снежинки

Ведущий 1: Взрывом апплодисментов встречаем команду "ШАРИКИ"

песня про шарики

А где же группа поддержка? Покажите себя. Как будете встречать свою команду?

- Мы ждем вашего приветствия!

приглашаются все команды, заходят в актовый зал, выполняя движение, в зале называют приветствие и т.д.

Ведущий1: Сегодня мы собрались здесь на Новогодний стартинейджер.

- А кто из вас знает, что означает слово стартинейджер?

- Слово стартинейджер происходит от слияния двух английских слов: «стар» - звезда и «тинейджер» - подросток. Значит, в нашем празднике участвует сегодня звездная молодежь, поэтому за победу в каждом конкурсе вы будете получать звезды.

АТРИБУТЫ: ЗВЕЗДЫ, У ЖЮРИ

Ведущий2:  Та команда, которая получит больше звезд, станет победителем.

А вот присуждать эти звезды будет жюри. Оценивать команды сегодня будут:

(представление членов жюри)

Ведущий1: - Объявляется первый конкурс: «Танцы народные, классические»

Исполнить танец на предложенную мелодию. Танцы: барыня, вальс, цыганочка, ламбада, рок-н-ролл, танго.

В этом конкурсе жюри оценивает, оригинальность представления, музыкальность, сплоченность команд, поддержка болельщиков.

Команды показывают танцы

- Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

Ведущий2: УВАЖАЕМЫЕ жюри, какая же команда получает первую звезду?

Слово жюри.

Ведущий1: Дорогие участники новогоднего «Стринейджера», я объявляю еще одно условие: та команда, которая получает звезду, зарабатывает право ПЕРВОЙ находиться на сцене следующего конкурса, ТОЛЬКО ПОТОМ МЕНЯТЬСЯ, НЕЗАБЫВАЙТЕ, КАК ТОЛЬКО МЫ СКАЖЕМ - Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

ВСЕ БОЛЕЛЬЩИКИ ПОКАЗЫВАЮТ ФЕЙЕРВЕРК НАСТРОЕНИЯ.

ПРОВЕРЯЕМ...Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

Объявляем конкурс 2. «Воздушный шар».

Ведущий 2: Пары зажимают воздушные шарики между спинами и, не держась за руки, танцуют под быструю мелодию, стараясь не уронить и не лопнуть свои шары. Побеждает пара, удержавшая шар до конца танца или, если таких несколько пар, получившая больше аплодисментов от болельщиков.

После конкурса ведущий говорит: Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

Пока жюри совещается, танцевальный блок

- УВАЖАЕМЫЕ жюри, какая же команда получает звезду?

Ведущий 2. Следующий наш конкурс называется - манекен. Пластическая импровизация в заданном образе до команды «стоп», то есть мы читаем текст, а вы должны ходить по кругу, изображая то, что мы будем рассказывать. Итак, приготовились, начали!

Ведущий 1. Мужчина, в прошлом чемпион трамвайного парка по поднятию тяжестей. Рост ниже среднего, ноги короткие (не длиннее полуметра), грудь впалая, живот арбузоподобный, правое плечо на 30 см ниже левого. Периодически чихает, очень самолюбив.

Ведущий 2. Женщина, рост 180 см, пониженной упитанности, правая нога короче левой, позвоночник искривлен в трех местах, язык не умещается во рту. Одна бровь выше другой, часто плачет, плач легко переходит в смех.

Ведущий 1. Очень высокий мужчина, гигант, позвоночник изогнут знаком вопроса, правую ногу приволакивает, нижняя челюсть далеко выдвинута вперед. Выражен оскал, лопоухий, при ходьбе часто почесывает левую пятку, застенчив.

Ведущий 2. Старушка, по возрасту близкая к веку, занимается спортивной ходьбой, голова и ноги трясутся, подслеповата, но спина прямая, походка прыгающая, подозрительная, часто оглядывается, страдает застарелым кашлем курильщика.

Ведущий 1. Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет, с большой головой и тонкой шеей. Языком пытается достать нос, часто падает в лужи, жизнерадостный смех, даже слишком, страдает хроническим насморком.

После конкурса ведущий 2 говорит: Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

Мы просим жюри подвести итоги, и кто же получит звезду, на этот раз.

На сцену приглашается на сцену под громкие аплодисменты Команда «___________», которые получили звезду в конкурсе МАНЕКЕНЫ, остальные танцуют на площадке.

Конкурс 3.Танец – игра «Французская кадриль».

Ведущий: Я предлагаю окунуться в атмосферу новогоднего бала XIX века. Тогда была очень модна и популярна «Французская кадриль». Пять пар танцующих становились в круг, танцмейстер объявлял ту или иную фигуру кадрили, и пары, зачарованные музыкой, предавались танцу.

Итак, исполняем «Французскую кадриль», но в новогоднем стиле! В танце четыре фигуры.

Ведущий 1. Фигура первая «Гирлянда»

Ведущий 2. Фигура вторая «Снежинка»

Ведущий 1. Фигура третья «Дед Мороз»

Ведущий 2. Фигура четвертая «Мандарин»

Ведущий 1. Следующий конкурс: «Танец за лидером»

Капитан команды встает в центр круга и под музыку выполняет различные танцевальные движения. Команда должна повторить движения за капитаном синхронно.

- Жюри оценивает точность исполнения заданий данного конкурса. Маэстро, музыку!

После конкурса ведущий 2 говорит: Спасибо командам! С новым годом вас друзья!

Мы просим жюри подвести итоги, и кто же получит звезду, на этот раз.

Ведущий 2. - УВАЖАЕМЫЕ жюри, какая же команда получает звезду? Слово жюри.

Ведущий 1. Следующий конкурс «Всё наоборот». Команды исполняют под медленную музыку быстрый танец, а под быструю – медленный танец.

Конкурс «Всё наоборот»

Ведущий 1. Последнее задание «Буквы». Играет музыка и участники команд танцуют. Я называю какую-либо букву, а участники каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (Н, О, Г, Л, К, М).

Конкурс «Буквы»

УВАЖАЕМЫЕ жюри, какая же команда получает звезду за этот конкурс? Слово жюри.

Ведущий 1: Давайте-ка мы подведем итоги, посмотрим, у какой команды оказалось больше звезд. 

Ведущий 2: Друзья, пока жюри совещается, предлагаю следующий конкурс для зрителей. Вы любите сказки? Конкурс "Новогодний театр".

Я выдаю карточки с названием ролей. Когда называю роль, вы выходите на сцену, и выполняете предложенное действие.

СКАЗКА (атрибуты )

Ярко светит солнце. Неожиданно подул ветер. На солнце набежала маленькая тучка. Деревья скованы зимним сном. К дереву подбежалзайчик. Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. Осторожно, нюхая землю, к зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. В это время на землю выпал первый снег. Веселыеснежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. 

Но вот снова выглянуло солнце. Оно засветило ярко-ярко, и снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали, и побежали каждый своей дорогой.

Уважаемые жюри, мы предоставляем вам слово для объявления победителей новогоднего стартинейджера. Слово жюри.

Жюри подводит итоги, говорит результаты

Ведущий: Новогодний стартинейджер закончился.

А впереди веселый праздник

Волшебный, яркий Новый год!

Пожалуй, мига нет прекрасней,

Когда год новый настает!

Станцевали все на славу!

Я довольна вами, право.

От души всех поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Ведущий: Всех участников и болельщиков я приглашаю на дискотеку, веселье продолжается!!!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Мальцева Любовь Евгеньевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЭРОБИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 49.02.01.

с оценкой____________________

Физическая культура

«   » _______________ 201__ года

Курс: 2, группа: 29

Руководитель: Ступина Н.В,

преподаватель МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЭРОБИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. История возникновения аэробики

5

1.2. Влияние аэробики на организм человека

7

1.3. Базовые шаги в аэробике

10

1.4. Виды аэробики и их характеристика

14

1.5. Роль аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте

18

Выводы по 1 главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

24

ВВЕДЕНИЕ

В наше время большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Они ходят пешком от автостоянки или от дома до автобусной остановки, от рабочего стола до столовой. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается не только на состоянии здоровья, но и на возможностях человека во всех сферах жизни.

Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чем нуждается человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

Актуальность исследования. В последние десятилетия в мире получила огромную популярность аэробика. Внешне она представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмичных движений, выполняемых под музыку, направленных на развитие силы мышц рук, брюшного пресса, спины, развитие подвижности в суставах и позвоночнике. В этом виде физических упражнений есть ритм и стиль, а музыка подавляет утомление, усиливает удовольствие и создают позитивное настроение. Помимо этого, регулярные занятия аэробикой полезны.

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из основных своих функций – транспорт кислорода.

Комплексы аэробики могут использоваться на занятиях физической культурой как в подготовительной части занятия, так и в основной, в зависимости от постановки задач на занятии. Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально – прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве. Оздоровительная аэробика привлекает широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание занятий в зависимости от их интересов и подготовленности.

Но людей необходимо заинтересовать и именно в занятиях аэробикой, присутствует масса элементов, с помощью которых можно привлечь к занятиям.

На основе вышесказанного, мы сформулировали тему исследования: «Использование аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте».

Затем мы сформулировали цель и задачи исследования.

Цель исследования: Теоретически обосновать роль аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения аэробики.
  2. Охарактеризовать основные виды аэробики.
  3. Изучить технику движений аэробики (базовые шаги).
  4. Определить роль аэробики на уроках физической культуры.

Методы исследования:

теоретические – анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЭРОБИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  1. История возникновения аэробики

Слово «аэробика» произошло от греческого корня «аэро», имеющего значение «воздух» и «биос» – жизнь. Предшественницей всех существующих ныне видов ритмических упражнений является греческая орхестрика, гимнастика танцевального направления.

Специалисты отмечают, что современные разновидности двигательной активности берут начало от четырех «Д». Под этим подразумеваются начальные буквы фамилий четырех основоположников музыкального ритмического направления в гимнастике: Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз.

Жорж Демени – французский физиолог. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Именно непрерывность, переход от одного упражнения к другому без остановок совершил в XX веке маленькое чудо – из обычной оздоровительной гимнастики сделал гимнастику аэробную. Этот метод является одной из характеристик современной аэробики.

Франсуа Дельсарт – является родоначальником направления выразительного движения. Он пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями и мимикой. Система Франсуа Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики.

Известное влияние на развитие танца оказала Айседора Дункан – известная американская танцовщица, создательница так называемого свободного танца, который она противопоставляла классическому балету, гармоническая гимнастика Л. Алексеевой и другие.

Жак Далькроз – профессор Женевской консерватории. Ему принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Основа метода – органическое совпадение музыки и движения.

Впервые термин аэробика был введен в 70-х годах прошлого столетия доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области физической культуры. Так он назвал свою оздоровительную систему физических упражнений для людей всех возрастов. В начале в свою аэробику К.Купер включил только традиционные, типично аэробные, так называемые циклические упражнения, т.е. когда вся деятельность состоит из повторяющихся «циклов» движения. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, гребля, велосипед. Затем список был расширен и в нем нашли свое место спортивные игры, прыжки со скакалкой, верховая езда, теннис и, наконец танцевальная аэробика.

Аэробика в различных странах называлась по-разному. В нашей стране часто можно было слышать – ритмическая гимнастика. Во Франции её называли тонизирующей гимнастикой, в Чехословакии джаз-гимнастикой, в Германии поп-гимнастикой.

На протяжении двух десятилетий аэробика удерживает высокий рейтинг среди видов оздоровительной физической культуры. Благодаря разнообразию и постоянному обновлению программ происходит развитие силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, с помощью музыкального сопровождения повышается эмоциональный фон занятий.

Выполнение аэробных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует на активную работу. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире

1.2. Влияние аэробики на организм человека

Аэробика – это комплекс упражнений, в которых дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-двигательного аппарата. Главное в этих упражнениях правильное дыхание, именно на его координацию и облегчение направлены разнообразные движения.

«Аэробика – это хорошее самочувствие, отличное расположение духа» [8, с.3].

Основная физиологическая направленность аэробики – развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

Во время занятий аэробикой увеличивается вентиляция легких, постепенно вырабатывается навык правильного дыхания во время движения. При выполнении упражнений, физических нагрузках вентиляция легких увеличивается во много раз, в зависимости от вида движений, их интенсивности. С увеличением легочной вентиляции ткани организма лучше снабжаются кислородом, в них более продуктивно протекают окислительно-восстановительные процессы. При мышечной активности потребность в кислороде возрастает, повышается насыщенность кислородом легких. За счет аэробных упражнений лишние жиры в клетках сгорают.

Поддержать себя в форме, не позволить лишним жирам накапливаться в проблемных зонах с помощью аэробики вполне возможно. Однако лишь строжайшая диета и правильный режим дня, частые и интенсивные тренировки помогут вам похудеть. Данный вид физических упражнений в большей степени направлен на поддержание хорошего самочувствия человека, его жизненного тонуса.

Занятия аэробикой снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний. У человека, занимающегося аэробными упражнениями, сердце работает слаженно и эффективно, обеспечивая кислородом все органы и ткани организма. Мощность сокращения его сердечной мышцы намного больше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, более развиты сосуды сердца, а в результате лучше питается сердечная мышца.

Немаловажное значение имеет влияние тренировочного процесса на мышечную массу. При умеренных нагрузках мышечный аппарат укрепляется, улучшается его кровоснабжение. Поскольку во время упражнений активизируются все мышцы тела, то открывается большое количество капилляров, увеличивается их сечение, ускоряется кровоток. Улучшается венозное кровообращение, что положительно влияет на деятельность органов брюшной полости, особенно печени.

Аэробика оказывает позитивное воздействие на костную систему. Костная ткань постоянно обновляется. Регулярные физические упражнения могут способствовать увеличению плотности костей. Разработка отдельных суставов увеличивает их подвижность, а разнообразные упражнения вырабатывают ловкость и координацию движений.

У тренирующегося человека ускоряются все обменные процессы организма, в том числе и гормональные.

Активные занятия аэробикой – залог надежной работы эндокринной системы, а значит, бодрости и здоровья духа и тела.

С помощью аэробных упражнений можно легко избавиться от утомления, которое наступает после умственной деятельности. Физические упражнения, как средство активного отдыха, восстанавливают тонус нервной системы.

Аэробная работа положительно влияет на иммунную систему, совершенствует адаптационные возможности, повышая тем самым устойчивость организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную и секреторную функцию.

Л. С. Агафонова (1990) отмечает, что благодаря своей специфике аэробика существенно воздействует на физическое развитие и подготовленность занимающихся. В процессе систематических занятий улучшаются показатели дыхательных функций, выносливости, скоростных качеств, динамической силы, скоростной и силовой выносливости.

Ю. В. Давыдов (1996) выявил, что занятия аэробикой благотворно влияют на исследуемых, не вызывая истощения адаптивных ресурсов, а стимулируя их развитие и совершенствование. У занимающихся аэробикой энергообеспечение мышечной деятельности проходит энергетически более «экономным» путем благодаря высокой активности аэробных сторон метаболизма в отличие от студентов, занимающихся по общепринятой программе. В результате занятий аэробикой происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. Параллельно решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. А это является основой хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, следовательно, отличного настроения и оптимистичного настроя, которые вместе с отсутствием заболеваний и недомоганий создают ощущения здоровья.

Таким образом, систематические занятия позволяют приобрести хорошее самочувствие, улучшить здоровье, оказывают эстетическое воздействие на учащихся. Именно благодаря этому аэробика интенсивно развивается и приобретает всё большую популярность у людей разных возрастных категорий и разного уровня физической подготовленности.

  1. Базовые шаги в аэробике

Термин «шаг» в аэробике – это совокупность движений, выполняемых на определённое количество счётов, в основном на 4 счёта. Нога, с которой выполняется первое движение в «шаге», называется ведущая (лидирующая), другая – опорная. Все шаги в аэробике подразделяются на: базовые, основные и модифицированные.

Базовые шаги аэробной части занятия: march (ходьба), jog (бег), skip (подскок), knee up (подъём колена вверх), kick (мах), jumping jack (прыжок ноги врозь-ноги вместе), lunge (выпад).

Разновидности аэробных шагов часто имеют несколько вариантов названий. Ниже приведены существующие варианты терминов на английском и их терминологическое название на русском языках. К ним относятся:

1. Подъём колена (Knee lift, Knee up). Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. Не допускается сопутствующий движению поднимаемой ноги поворот таза. При подъеме колена может быть использован любой вариант движения, стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, шагах, беге, подскоках.

2. МАХ (Kick поворотом, на) выполняется из положения стоя на одной ноге. Прямая маховая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы, но без сопутствующего маху поворота таза. Амплитуда маха определяется уровнем подготовленности занимающегося, не допускается «хлестообразное» движение и не контролируемое опускание ноги после маха (падение). Low kick – разновидность маха голенью. Выполняется на 2 счета. 1 – сгибая колено, поднять правую ногу вперед-вниз. В момент разгибания в коленном суставе правой ноги, сделать мах голенью. 2 – вернуться в исходное положение.

3. Прыжок ноги врозь-ноги вместе (Jumping jack, Hampelmann) выполняется из исходного положения ноги вместе. Движение состоит из двух основных частей. Первая – отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение приседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу. Вторая часть движения – небольшим подскоком соединить ноги и возвратиться в исходное положение.

4. Выпад (Lunge) может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону, назад). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение выпада вперед. Угол в коленном суставе должен быть больше 90, голень опорной ноги располагается близко к вертикальному положению, а проекция колена не выходит за пределы опоры стопой.

5. Шаг (March) – на прямой ноге, другую ногу сгибая, поднять точно вперед, без сопутствующего движению поворота таза. Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок оттянут. Marching – ходьба на месте, Walking – ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.

6. Бег (Jog) – переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. Joging – вариант бега, типа «трусцой».

7. Подскоки (Skip, rick kick). Основное движение выполняется в ритме «И -РАЗ» или «РАЗ-ДВА». Basik Step – базовый  шаг. Выполняется на 4 счета: 1 – шаг правой ногой вперед, 2 – приставить левую, 3 – шаг правой назад, 4 – приставить левую. Squat – полуприсед, выполняется в положении ноги вместе или врозь. Часто это движение сочетается с наклоном туловища вперед. Step-Touch – приставной шаг. Выполняется на 2 счета: 1 – шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела распределяется на обе ноги. 2 – приставить другую ногу на носок. Часто этот шаг сочетается с полуприседанием, которое может быть выполнено на один из счетов (1 или 2) или на каждый счет. Touch-Step – выполняется на 2 счета в последовательности, обратной приставному шагу: 1 – коснуться носком пола возле опорной ноги. 2 – с той же ноги шаг в сторону в стойку ноги врозь. Scoop-вариант приставного шага, выполняемый со скачком: 1-шаг на правую ногу (в любом направлении). 2 – прыжком приставить другую ногу. Double Step Touch – два приставных шага в сторону. Push Touch, Toe Tap – выполняется  на 2 счета: 1 – одна нога без переноса веса тела выставляется в любом направлении, носок касается пола – «теп» (Tap-легкий стук). 2 – вернуться в исходное положение Side to Side, Plie Touch, Side Tip, Open Step – разновидность ходьбы в стойке ноги врозь или перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь. Humstring Leg Curl – сгибание голени назад. Движение выполняется шагом в сторону на 2 счета. 1 – передать тяжесть тела на правую ногу, с небольшим приседанием, пятка на полу, другая нога прямая в сторону на носок, 2 – левую ногу согнуть назад (отвести бедро в сторону-назад и согнуть голень по направлению к ягодичной мышце), 3 – 4 движение повторить в другую сторону. Heel Dig, Heel Touch – выставление ноги на пятку. Выполняется на 2 счета. В исходном положении обе ноги полусогнуты. 1 – одна нога выставляется вперед или по диагонали вперед на пятку (разгибая колено). 2 – вернуться в исходное положение. Mambo – вариация танцевального шага мамбо выполняется на 4 счета: 1 – небольшой шаг левой ногой вперед в полуприсед (тяжесть тела на ногу полностью не передавать), другая нога полусогнута сзади на носке, 2 – передавая тяжесть тела на правую ногу, полуприсед на ней. На 3 – 4 выполняются шаги, аналогичные счетам 1 – 2, но перемещаясь левой ногой назад. Используется и другая разновидность шага мамбо-«квадрат»: 1 – шаг одной (правой) ногой на месте. 2 – небольшой шаг другой ногой (левой) вперед. 3 – передавая тяжесть тела на правую ногу встать на нее. 4 – вернуться в исходное положение. Pivot Turn – поворот вокруг опорной ноги (Pivot-точка вращения). Выполняется на 4 счета. Одна нога все время остается на месте, другая движется вокруг нее. 1 – шаг правой ногой вперед, тяжесть тела на обе ноги. Продолжая движение, передать тяжесть тела на правую ногу и выполнить поворот налево кругом. 2 – не разгибая опорную ногу, передать тяжесть тела на левую. 3 – 4, повторить движение 1 – 2 и вернуться в основное направление. Этот шаг хорошо сочетается с движением мамбо. Rivers – разноименный поворот на 180 или 360 градусов. Pendulum – прыжком смена положения ног. Прыжки выполняются на 4 счета. 1 – прыжок на одной ноге, другую поднять в сторону-вниз. 2 – прыжок на две ноги. 3 – 4 – повторить движение в другую сторону. Более подготовленные занимающиеся могут выполнять прыжки без промежуточного перехода на две ноги. Движение маятник можно выполнять и в направлении вперед-назад. Chass, Gallop – галоп. Чаще всего выполняется в сторону. Выполняется на счет «Раз»-«и»-«два». «И» – скользящий шаг правой ногой в сторону. 1 – приставляя левую ногу к правой, выполнить прыжок вверх. 2 – приземляясь, перекатиться на всю стопу и слегка согнуть колени. Two Step – переменный шаг. Выполняется на счет «Раз»-«и»-«два». 1 – шаг правой ногой вперед. «И» – приставить левую ногу к правой. 2 – шаг правой ногой вперед, левая сзади на носке. Затем движение повторить с другой ноги. V-Step – разновидность ходьбы в стойку ноги врозь, затем – вместе. Направление шагов напоминает написание английской буквы «V». Выполняется с передвижением вперед или назад на 4 счета: 1 – с пятки шаг правой ногой вперед – в сторону, колено согнуто. 2 – то же с другой ноги в положение полуприсед ноги врозь, носки ног прямо или слегка повернуты наружу. 3 – 4 – вернуться в исходное положение. Polka – полька – переменный шаг, выполняемый легкими прыжками. «И» – подскок на левой ноге, правую ногу поднять вперед. При каждом последующем повторении цикла движений на этот счет происходит смена ноги 1 – скользящий шаг правой ногой. «И» – приставить левую ногу сзади. 2 – шаг правой ногой вперед. Повторить весь цикл движений с другой ноги. Scottisch – сочетание шагов с подскоком на одной ноге. Выполняется на 4 счета. 1 – 3 – три шага вперед (правой, левой, правой). 4 – подскок на правой ноге, левую согнуть вперед. Движение можно выполнять и на шагах назад. Slide – скольжение. Шаги в любом направлении, выполняемые со скольжением стопой по полу. Cha-cha-cha – часть основного танцевального шага «ча-ча-ча». Тройной шаг – вариант шагов с дополнительным движением между основными счетами музыки на счет «И». Может выполняться на месте и с продвижением в сторону. Часто используется для «смены ноги» 1 – шаг правой. «И» – шаг левой. 3 – шаг правой. Twist Jump – прыжки на двух ногах со скручиванием бедер. Grape Wine – скрестный шаг в сторону. Выполняется на 4 счета: 1 – шаг правой в сторону. 2 – шаг левой вправо сзади (скрестно). 3 – шаг правой в сторону. 4 – приставить левую ногу к правой. Cross – «крест» вариант скрестного шага с перемещением вперед. Выполняется из стойки на 4 счета: 1 – шаг правой вперед. 2 – скрестный шаг левой перед правой. 3 – шаг правой назад. 4 – шагом левой назад принять исходное положение. Scissors – «ножницы», «лыжи», смена положения ног прыжком.

В аэробике действует «принцип трех П»: последовательность-периодичность-постепенность. Поэтому шаги необходимо разучивать с самых простых и очевидных, а уже потом на их основе добавлять более сложные элементы. Кроме того, через простые шаги удобно понимать структуру построения сложных шагов.

1.4. Виды аэробики и их характеристика

Базовая (классическая) аэробика – это наиболее разработанная, устоявшаяся, строго регламентируемая система. В базовой аэробике строго исключаются глубокие резкие приседания, наклоны с прямыми ногами, экстремальные растяжки, круговые движения головой, прогибы в поясничном отделе позвоночника и т.д. Базовая аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту. Обычно эти упражнения выполняются в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах.

Танцевальная аэробика. Аэробика танцевальной направленности – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. В зависимости от используемого стиля танца различают следующие виды аэробики танцевальной направленности: фанкаэробика, также именуемая кардиофанк (современный танец в стиле «фанк»); сити-джем-аэробика (негритянский стиль» сити-джем»); хип-хоп-аэробика (современный танец в стиле «хип-хоп»); латина-аэробика, также именуемая салса-аэробика (на основе латиноамериканских танцев); афро-джаз-аэробика (аэробика с элементами африканских танцев); джаз-аэробика (аэробика на основе джазового танца).

Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевального направления является использование соответствующей музыки. Занятия танцевальной направленности проводятся в режиме средней и высокой интенсивности, оказывая положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. К числу недостатков данного направления можно отнести более слабую, чем на занятиях других направлений, а также отсутствие силовой части (за исключением занятий джаз-аэробики).

Латина-аэробика. Данное направление возникло как результат значительно возросшего интереса занимающихся к латиноамериканским танцам. Зажигательная музыка и изящная пластика движений способствуют популяризации этих занятий во многих странах. С одной стороны, латина-аэробика обнаруживает некоторые общие черты с народными танцами (сальса, меренга, самба, мамбо и др.), из которых первоначально заимствовались многие движения, впоследствии адаптированные к занятиям оздоровительной направленности, с другой стороны – имеет свои характерные особенности.

Движения на занятиях латина-аэробики строятся на принципе мультипликации. В занятиях отсутствует силовая часть. Еще одной характерной особенностью данного направления является активное использование поворотов, хореографии рук и хлестообразных движений ногами. На занятиях латина-аэробики сформировался ряд «шагов», ставших типичными для этого вида оздоровительных занятий, некоторые из них (March, Cha-cha-cha, Mambo, Pivot и др.) используются в других видах аэробики.

Степ-аэробика также является самостоятельным направлением. Она изначально служила для лечения и профилактики артрита и остеопороза. Это лучший вариант восстановления колена после травмирования.

Степ-аэробика интересна и разнообразна, несколько лет назад она была официально признана самостоятельным видом спорта, по которому проводятся соревнования. Отличительные особенности этого вида спорта таковы: гармонично развитое тело, прекрасная осанка, красивые, выразительные и точные движения. Главной тренируемой частью тела будут ноги, которые станут стройными и сильными.

Тай-бо-аэробика. Повышает настроение, возвращает тонус мышцам, укрепляя их. Регулирует работу сердечно-сосудистой системы. Улучшает самочувствие.

Треккинг-аэробика. Улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Резист-бол. Развивает координацию движений. Корректирует фигуру, повышает гибкость. Способствует укреплению мышц спины и исправлению осанки. Этот вид аэробики подходит как для взрослых, так и для детей.

Фитбол-аэробика – аэробика преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Fit – оздоровление, ball – мяч. Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений на различные группы мышц.

Уникальная возможность проведения аэробной части занятия, в положении сидя позволяет существенно расширить контингент занимающихся.

Для занятий фитболом требуется особое музыкальное сопровождение, в котором темп музыки зависит от степени упругости мяча и варьируется для разных уровней подготовленности занимающихся.

Силовая аэробика – это комплекс упражнений, оказывающий весомую нагрузку на мышцы. Это направление отделилось от спортивной аэробики. Разница в том, что при силовых тренировках упражнения выполняются с легким отягощением. Как правило, это быстрые шаги под ритмичную музыку, с использованием гантелей, памп и бодибаров (утяжеленных палок).

Достоинством силовой аэробики является тот факт, что такие упражнения значительно ускоряют процессы обмена веществ. Что способствует быстрой потери калорий и подкожного жира. Современный ученый Зефирова Е.В. убеждена, что безопасность аэробной тренировки подразумевает правильный подбор упражнений, составление комплексов и соответствующую технику исполнения [4].

Спортивная аэробика – это, прежде всего, вид спорта. Спортсмены выполняют интенсивный и непрерывный комплекс упражнений под музыку. Движения обязательно должны быть циклическими со сложной координацией. Основу спортивной аэробики составляют базовые шаги и их разновидности.

Различают несколько видов спортивной аэробики:

Кик-аэробика – повышает общую выносливость организма, координацию и ловкость. Развивает гибкость и силу мышц.

Бокс-аэробика – в первую очередь снижает стресс и напряжение. Развивает быстроту реакции и координацию.

Памп-аэробика – укрепляет и корректирует мышцы.

В настоящее время все большую популярность приобретают индийские танцы и танец живота.

Аква-аэробика – это лучший вариант для укрепления мышц людям, которые испытывают определенные сложности в тренажерном зале в виду их неповоротливости и большой массы тела. Вода – превосходная среда для занятий. Она создает необходимое сопротивление и при этом не травмирует суставы и мышцы. Хотя в воде двигаться сложнее, но при этом получить вывих или перелом практически невозможно. Аква-аэробика полезна для людей всех возрастов.

Еще одним популярным видом тренировок является йога-аэробика. Не сложно догадаться, что упражнения позаимствованы из йоги. Но в аэробике используются исключительно асаны, направленные на улучшение работы внутренних органов.

Фитнес-аэробика – вид спорта, официально зарегистрированный во Всероссийском Реестре Видов Спорта (ВРВС). Это один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. Своеобразие фитнес-аэробики определяется органичным соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Фитнес-аэробика – достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций.

1.5. Роль аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте

Аэробику можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания школьников. С ее помощью учителями в школе достигается важная цель – формирование всесторонне развитой личности.

«Аэробика – это систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности физических упражнений, укрепляющих здоровье» [5].

«С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами»-такое часто можно услышать от учителя физической культуры. Это и вполне возможно: ведь женский организм имеет свои секреты, которые еще не все педагоги учитывают в своей работе. Почему-то мало принято говорить о красоте тела. До сих пор мы не можем понять до конца простую истину: физическая, телесная красота столь же самоценна, как и красота души, помыслов. Каждая же девушка хочет быть стройной, иметь правильную осанку, изящно двигаться.

Программы физического воспитания в большей степени ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества, подготовленными к высокопроизводительному труду.

У девушек-старшеклассниц доминирующим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упражнениями на уроках, является не столько контрольные упражнения, тесты, сколько желание обрести и сохранить красивую фигуру, правильную осанку, быть привлекательными, женственными. Обрести эти качества позволяют уроки аэробики.

На уроках 10-11 классов используются такие современные направления, как степ-аэробика, кик-аэробика, йога и другие. В ход урока включаются упражнения дыхательной и корригирующей гимнастики, тренинги на расслабление и снятие стресса, упражнения по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры. Совместно с учениками составляются комплексы, основанные на антропометрических измерениях, в зависимости от типа фигуры, работая на уроках несколько минут по индивидуальной программе. В конце каждого раздела обучающиеся могут сами составить комплексы на основе пройденного материала и сами провести их на уроке.

Физические упражнения объединяются в комплексы для вводной части занятий, основной и заключительной. Вводная часть занятий – строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, танцевальные шаги, упражнения по хореографии. Продолжительность разминки 20-25% от общего времени. В основной части дозировка определяется в зависимости от системы упражнений и от уровня подготовленности занимающихся. Продолжительность основной части 65-70% от общего времени. Заключительная часть занятий – это комплекс восстановительных упражнений – стретчинг (растяжка), упражнения релаксации, а также успокаивающие, отвлекающие и дыхательные упражнения, ходьба, медленные танцевальные упражнения с плавным движением рук. Время выполнения – 5-19% от общего времени.

Простота упражнений, умеренный темп их выполнения, паузы для отдыха и восстановления, возможность дифференцировать нагрузку делают занятия доступными для старшеклассников различной физической подготовленности. На уроках учитель обучает учеников самоконтролю, соблюдению правил техники безопасности при выполнении физических упражнений, проводит тестирование уровня физической подготовленности.

Включение в программу уроков популярных гимнастических систем предполагает отход от жёсткой регламентации занятий, повышает их эмоциональную насыщенность. Благодаря своей яркости – музыкальному сопровождению, танцевальным ритмам и разнообразию – такие занятия являются более привлекательными для школьников, нежели основная базовая программа физического воспитания общеобразовательной школы. Двигательная активность, достигаемая при помощи таких занятий, достаточно надежное и доступное средство для нормального функционирования организма, укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Занятия способствуют развитию силы, выносливости, координации – качествам, без обладания которыми трудно овладеть предусмотренными учебной программой двигательными умениями, справляться с нормативами. Такие уроки создают возможность для реализации на практике принципа оздоровительной направленности и способствуют гармоничному развитию учащихся.

Таким образом, аэробика полезна для физического развития, она практически не имеет недостатков. Необходимо использовать такие занятия с использованием аэробики в школах. Это улучшает посещаемость и повышает уровень здоровья у обучающихся, так как аэробика носит оздоровительный характер.

Выводы по 1 главе

Таким образом, из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы. Аэробика – это хорошее самочувствие, отличное настроение. Это движение под музыку, стимулирующее работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и при желании возможность скорректировать фигуру.  «Хорошее, правильно подобранное, музыкальное сопровождение может способствовать повышению эффективности занятий аэробикой» [6, с.9].

Аэробика – это вид двигательной активности, который привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание занятий в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. 

Аэробика – это комплекс упражнений на выносливость, которые  продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой.

Каждый может выбрать тот или иной вид аэробики, который больше по душе и который более необходим. Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород».

Используя разнообразные программы аэробики  можно получить максимум пользы за минимум времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сказать, что аэробика – это комплекс несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемой современной музыкой. Хочется еще раз подчеркнуть, что главной особенностью таких упражнений является музыка, подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц, создают радостный настрой. Огромный эмоциональный заряд от занятий бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно. Аэробика способствует обновлению организма и его функциональному совершенствованию.

Аэробика – является одной из самых популярных фитнес-программ на протяжении уже пары десятков лет. Различные виды занятий классической аэробикой позволяют приобрести хорошее самочувствие, способствуют улучшению здоровья, повышению работоспособности и улучшению общего состояния организма. Иными словами – занятия аэробикой повышают качество жизни. Именно благодаря этому классическая аэробика интенсивно развивается и приобретает все большую популярность у людей разных возрастных категорий и разного уровня физической подготовки.

Аэробика – это красота и здоровье, семья и отдых, друзья и общение. Занятия аэробикой приносят удовольствие, поднимают настроение. Лучшая профилактика многих заболеваний – регулярные аэробные тренировки.

Главная задача аэробики – оздоровление организма. Именно поэтому она рекомендуется всем, кто хочет поддержать свое тело в отличной форме, быть бодрым, жизнерадостным и здоровым.

Всего за несколько лет люди поменяли свое представление о занятии спортом. Теперь это не изнурительное дело, необходимое для поддержания здоровья, а стиль жизни активных красивых людей.

Аэробика продолжает совершенствоваться, развиваться, привлекая своей видной пользой, красотой и изяществом новых поклонников здорового духа. Ведь еще Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виру, А.А. Аэробные упражнения [Текст]: учебное пособие / А.А. Виру, Г.А. Юримяэ, Г.А. Смирнова.- Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 144 с.

2. Горцев, Г. Спорт для тебя: [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/270/2690255.pdf. (Дата обращения: 16.05.2019).

3. Данилова, О.А. Аэробика в школе: [Электронный ресурс] // Учитель физической культуры. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/04/aerobika-v-shkole. (Дата обращения: 04.04.2019).

4. Зефирова, Е.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика [Текст] / учебно-методическое пособие / Е.В. Зефирова, В.В. Платонова.-Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2006. – 25с.

5. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия: [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/155/1549136.pdf. (Дата обращения: 16.05.2019).

6. Лисицкая, Т. С. Аэробика на все вкусы [Текст]: / Т.С. Лисицкая.-Москва: Просвещение ВЛАДОС, 1994. – 93 с.

7. Любавская, Н.А. Уроки классической аэробики в школе: [Электронный ресурс] // Учитель физической культуры. 2014. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai. (Дата обращения: 04.04.2019).

8. Марочкина, Н.В. Оздоровительные технологии базовой аэробики [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.В. Марочкина, Орлова И.А.-Астрахань: Астраханский университет, 2010. – 68 с.

9. Митрофанова, А.Г. Аэробика: учебное пособие [Текст] / А.Г. Митрофанова.-Вологда : ВоГУ, 2016. – 84 с.

10. Михайлова, Э.И. Аэробика в школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителя физической культуры / Э.И. Михайлова, Н.Г. Михайлов.-Москва: Советский спорт, 2014. – 124 с.

11. Мякинченко, М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова.-Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 303 с.

12. Шипилина, И.А. Аэробика: учебное пособие [Текст] / И.А. Шипилина.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 219 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реферат по теме: «Использование аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте» Выполнила: Мальцева Л., студентка 29 группы специальности 49.02.01 Физическая культура Руководитель: Ступина Н.В., преподаватель МДК 01.01 Челябинск, 2019 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования В последние десятилетия в мире получила огромную популярность аэробика. Внешне она представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку.

Слайд 3

Тема исследования: «Использование аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте»

Слайд 4

Цель исследования: Теоретически обосновать роль аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте.

Слайд 5

Задачи исследования: Изучить историю возникновения аэробики; Охарактеризовать основные виды аэробики; Изучить технику движений аэробики (базовые шаги); Определить роль аэробики на уроках физической культуры. Методы исследования (теоретические): анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация.

Слайд 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЭРОБИКИ КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Впервые термин аэробика был введен в 70-х годах прошлого столетия доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области физической культуры. 1.1. История возникновения аэробики

Слайд 7

1.2. Влияние аэробики на организм человека «Аэробика-это хорошее самочувствие, отличное расположение духа» Морозова Л.В.

Слайд 8

1.3. Базовые шаги в аэробике Термин «шаг» в аэробике-это совокупность движений, выполняемых на определённое количество счётов, в основном на 4 счёта.

Слайд 9

1.4. Виды аэробики и их характеристика Базовая (классическая) аэробика; Танцевальная аэробика; Латина-аэробика; Степ-аэробика; Тай-бо-аэробика; Треккинг-аэробика; Резист-бол; Фитбол-аэробика; Силовая аэробика; Спортивная аэробика.

Слайд 10

1.5. Роль аэробики на уроках физической культуры в старшем школьном возрасте На уроках 10-11 классов используются такие современные направления, как степ-аэробика, шейпинг, кик-аэробика, пилатес, каланетика, йога и другие. В ход урока включаются упражнения дыхательной и корригирующей гимнастики, тренинги на расслабление и снятие стресса, упражнения по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры.

Слайд 11

Выводы Аэробика-это хорошее самочувствие, отличное настроение. Аэробика-это вид двигательной активности, который привлекает своей доступностью, эмоциональностью. Каждый может выбрать тот или иной вид аэробики, который больше по душе и который более необходим. Используя разнообразные программы аэробики можно получить максимум пользы за минимум времени.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса "Смотр строя и песни"

1. Общие положения

Конкурс "Смотр строя и песни" проводится с обучающимися ЧПК №1 на основании плана воспитательной работы колледжа, посвященной 75 годовщине Великой победы.

Цели конкурса:

  1. военно-патриотическое воспитание обучающихся;
  2. пропаганда и популяризация военной службы среди обучающихся;

Задачи конкурса:

  1. воспитание патриотизма и любви к Родине;
  2. знакомство с военной песней;
  3.  активизация творчества обучающихся;
  4. формирование навыков выполнения строевых приёмов;
  5. развитие инициативы и самостоятельности обучающихся;
  6.  выявление лидеров студенческих групп;
  7. отработка строевой слаженности команд;
  8. отбор лучшей команды  в колледже.

2. Порядок и сроки проведения конкурса

Участники конкурса: студенты нового набора.  Выбор экипировки (единая форма одежды), выбор строевой песни.

  • Строевая подготовка групп, командирами.
  • Умение ходить строем с песней.

3. Условия проведения конкурса

Состав команды – командир + знаменосец+ 15 человек от группы.

Форма одежды – парадная ( по возможности с головными уборами, оборудованная шевронами и нашивками с символикой), знаками различия (погоны, эмблемы родов войск).

Жюри конкурса – Директор, зам. директора, преподаватели колледжа.

Система оценивания – Первенство командное. Техника выполнения каждого строевого приёма оценивается в баллах:

«5»- если приём выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава ВС РФ, чётко, уверенно, красиво.

 «4»- если приём выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава ВС РФ, но недостаточно чётко, с напряжением.

«3»- если приём выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава ВС РФ, но при этом была допущена хотя бы одна ошибка.

«2»-если приём не выполнен или при его выполнении были допущены две ошибки и более

«0»-если какой-либо из приёмов или элементов конкурса не выполнялся вообще.

Победитель определяется по наибольшему количеству баллов всех строевых приёмов и элементов конкурса.

4.   Программа конкурса.

1.  Все команды - группы находятся в общем строю – в линию взводных колонн, в колонну по два (три)  по команде "вольно"». (критерий – дисциплина строя на протяжении всего конкурса). Группы проходят строевым шагом от определенной точки до своего места на плацу, и с остальными группами образуют букву « П».

2.   Конкурс проводится в строгой последовательности по программе, включающей следующий перечень строевых приемов и элементов, в соответствии со Строевым Уставом Вооружённых Сил РФ:

по команде капитана:

Командир выходит на середину плаца перед главнокомандующим команда : « группа, ко мне в одну шеренгу СТАНОВИСЬ»

Команда: «РАВНЯЙСЬ» - «СМИРНО»

Команда « Равнение на середину»

Рапорт командира группы главнокомандующему о готовности к смотру: «Товарищ  главнокомандующий  группа. . . для участия в Смотре песни и строя построена. Командир группы ….!».

Приветствие главнокомандующий:

- «Здравствуйте товарищи!»

-Ответ группы на приветствие: «Здравия желаю, товарищ главнокомандующий!»  

- главнокомандующий: «ВОЛЬНО. Начинайте подготовку», Капитан дублирует эту команду. «ВОЛЬНО»

Капитан: «Есть», возвращается к группе.

Команда  «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО»

повороты на месте: Команда: «Напра-ВО. Кру-ГОМ (нале-ВО)», «Кру-ГОМ»

Команда : «На 1-3 Рассчитайсь»

Команда: «Группа, в три шеренги – СТРОЙСЯ» ; в одну шеренгу СТРОЙСЯ; в три шеренги – Стройся»

Команда: «Направо. Сомкнись. Разомкнись»

Команда : « Группа вперед шагом-МАРШ» по ходу движения команды «Левое (плечо) -ВПЕРЕД» «ПРЯМО».

Команда : « Группа, Песню запе-ВАЙ»

Группа проходя мимо главнокомандующего  « Выполняют равнение на главнокомандующего»

Пройдя круг, возвращаются на свое место.

Награждение

Команды награждаются грамотами за участие в соревновании, победитель награждается дипломом. Также награждаются грамотами участники в номинациях: «Лучший командир», «Лучшее исполнение строевой песни». Командные места определяются по суммарному количеству очков набранных командой за выполнение элементов строевой подготовки. Победитель определяется по наибольшей сумме очков.

 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Группа___________________________

Количество участников__________

Командир_______________________

Этапы смотра

Что оценивает жюри

Оценка

1

Построение группы в одну шеренгу. Повороты отряда на месте. Перестроение на месте.

Внешний вид, дисциплина строя. Равнение, выполнение команд. Правильность выполнения поворотов. Одновременность. Правильность подачи команд

2

Рапорт командира

Чёткость рапорта, движение.

3

Строевая песня.

Качество выполнения группой песни. Громкость, четкость.  

4

Движение строем

Умение ходить строем с песней. Смена ноги под идущего справа и впереди. Отмах руки. Внимательность. Интервалы. Дистанции.

Сумма очков_______________

Место_____________________

Член жюри____________________

Дата «___»__________2020 г.




Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра физического воспитания

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении первенства по баскетболу

среди студентов колледжа

IV подгруппа

Челябинск 2019

1. Цели и задачи:

  • Развитие и популяризация баскетбола
  • Повышение уровня мастерства игры в баскетбол
  • Воспитание высоких нравственных качеств
  • Определение сильнейших команд
  • Пропаганда ЗОЖ.

2. Возраст: Студенты колледжа.

3. Место и время проведения: Спортивный зал ЧПК №1,  13 ноября 2019 года, в 14:00.

4. Организация соревнований:

Организация и проведение соревнований возлагается на 39 группу и непосредственно на судейскую коллегию. Главный судья – Добрынина Н.А.

5. Правила игры в баскетбол:

Перед началом четверти команды должны находиться на своей половине площадки.

Игра (первая четверть, дополнительный период) начинается с центра поля, вводом мяча судьёй броском вверх, при этом в центральном круге должны находиться по одному

игроку от каждой команды.  

Последующие четверти начинаются вводом мяча от центральной линии из-за границ площадки, командами по очереди, начиная с команды проигравшей первый ввод мяча.

Попадание в кольцо засчитывается как два очка, попадание в кольцо из-за трёхметровой линии засчитывается как три очка. Замены и тайм-ауты возможны после остановки игры, независимо от владения мячом. Количество замен в команде не ограничено. Во время игры разрешено два шага с мячом без ведения. В случае третьего шага фиксируется пробежка, и мяч переходит к команде соперника.

Если же баскетболист остановился с мячом в руках и вместо броска в корзину или паса партнеру снова начинает дриблинг, фиксируется двойное ведение и мяч также переходит к сопернику.  

Игрок, владеющий мячом, может останавливаться и затем снова продолжать

движение при условии, что во время остановки он продолжал постукивать мячом о пол.

Мяч в баскетболе можно вести поочередно то одной, то другой рукой, но не двумя руками сразу. Если игрок получил мяч, стоя на месте, или остановился после того, как получил мяч, ему не разрешается отрывать от пола опорную ногу раньше, чем он выпустит мяч из рук. Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов, его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков. Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч.  

Различают также: технический фол (за неспортивное поведение, такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке, но и тренер, и запасные игроки – за спор с судьей, попытку затеять потасовку и т.д.), умышленный фол (в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча) и др.  

Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, был зафиксирован технический фол, либо команда чей игрок совершил фол в четверти набрала шесть и более фолов судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Штрафные броски выполняются со специальной точки в 6 м от щита. Каждый

точный бросок приносит очко, таким образом, с помощью двух штрафных можно заработать два очка.

При фиксировании технического фола владение мячом остаётся у противоположной сфолившей команды, ввод мяча в игру осуществляется от центральной линии из-за границ

площадки.

6. Регламент соревнований

Состав команды 5 человек + 5 запасных. Предварительные игры проводятся на выбывание.

Продолжительность игры 4 четверти по 10 минут, перерывы между 1 и 2, 3 и 4 четвертями 2 минуты, между 2 и 3 четвертями 10 минут. При равенстве счёта по окончании 4 четверти назначается дополнительный период. Длительность дополнительного периода 5 минут.

7. Программа соревнований

1. Открытие соревнований по баскетболу

2. Соревнование по баскетболу

3. Закрытие соревнований по баскетболу.

8. Награждение

Команды, занявшие 1, 2, 3 места в соревнованиях по баскетболу, награждаются грамотами. Также награждаются лучшие игроки баскетбольных команд, набравшие наибольшее количество очков, независимо от того вышла команда в финальные игры или нет.