ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
статья

Сердюкова Александра Николаевна

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Для детей с нарушением зрения адаптация к реалиям современного мира является наиболее актуальной и в тоже время трудновыполнимой. В работе с детьми с нарушениями зрения это является немаловажным для социализации личности.

Применение на уроках обществознания и истории современных педагогических технологий позволяет обучать учащихся с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Актуальность темы заключается в том, что современные педагогические технологии позволяют обновить учебно – воспитательный процесс, сделать его более интересным для слепых и слабовидящих детей.

Цель работы: рассмотреть теоретические основы современных педагогических технологий и показать примеры их применения в обучении слепых и слабовидящих детей.

Метод исследования: изучение современных педагогических технологий, их апробация на уроках истории и обществознания.

Итоговый результат: эффективность использования комплекса технологий доказана результатами промежуточного мониторинга качества знаний обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serdyukova_a.n.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

372.83

Александра Николаевна Сердюкова

Учитель ГБОУ школы – интернаты № 3 г. Армавира

Zhu4kina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Аннотация:

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Для детей с нарушением зрения адаптация к реалиям современного мира является наиболее актуальной и в тоже время трудновыполнимой. В работе с детьми с нарушениями зрения это является немаловажным для социализации личности.

Применение на уроках обществознания и истории современных педагогических технологий позволяет обучать учащихся с разными типами мышления, памяти, мотивации, с особенностями нервной системы. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Актуальность темы заключается в том, что современные педагогические технологии позволяют обновить учебно – воспитательный процесс, сделать его более интересным для слепых и слабовидящих детей.

Цель работы: рассмотреть теоретические основы современных педагогических технологий и показать примеры их применения в обучении слепых и слабовидящих детей.

Метод исследования: изучение современных педагогических технологий, их апробация на уроках истории и обществознания.

Итоговый результат: эффективность использования комплекса технологий доказана результатами промежуточного мониторинга качества знаний обучающихся.

Ключевые слова: 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Здоровьесбережение -

В процессе педагогической деятельности мною был выработан собственный подход к использованию различных методик, техник и технологий ведения урока – через комплексное использование современных педагогических и информационно – коммуникативных технологий: технологии позиционного обучения, кейс технологии, педагогической мастерской, технология коллективного способа обучения, технологии дифференцированного обучения, интерактивного обучения, информационно-коммуникативных технологий, игровых методов, сказкотерапии, музыкотерапии, музееведение.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [6. C. 14-15] 

Интерактивное обучение проходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Таблица № 1. Структура интерактивного урока:

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1 этап.  Мотвация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Блицопрос»,

«Микрофон»,

« Мозговой штурм»

2 этап.  Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока.

Через эпиграф, слово, название.

3 этап.  Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом.

Мини-лекция

4 этап.    Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

« Аквариум», « Пресс»,

 « Карусель», « Дебаты» , «Семинар», «Снежный ком», « Микрофон»,

«Защита проекта», Работа в малых группах.

5этап.  Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

“Большой круг”

“Неожиданное предложение”

“Снежный ком”

“Творческое задание”

“Проект”

“Пресс”

Технология позиционного обучения, являясь технологией личностно – ориентированного обучения, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика, привлечь его к усвоению учебного материала и получить качественный результат в короткие сроки. Она эффективна при обучении обучающихся с заниженной мотивацией.

При использовании данной технологии снята проблема выставления оценок. Дифференцированный подход позволяет создавать разноуровневые задания, что дает возможность учащемуся постепенно усваивать необходимый материал.

Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу мной эффективно используются элементы педагогической мастерской, в которой органично можно использовать межпредметные связи. Очень гармонично встраивать в обществознание, историю регионоведение, этимология, география [2, с. 52-56]. Рассказ о региональных особенностях часто вызывают активный интерес к изучению материала. Например, рассказ об уровне преступности в городе, о работе органов власти на местах, об особенностях протекания исторических событий и явлений на Кубани.

Постоянное сравнение с современностью, позволяет критически мыслить и выработать единый подход к рассмотрению различных явлений. Например, на уроке истории на тему «Олимпийские игры», ребята не только сравнивают греческие игры с современными, но и показывают основные виды спорта.

Использование педагогической мастерской позволяет разнообразить процесс образования. При конструировании урока встраиваются различные виды индивидуальной, групповой деятельности, работу с источниками. Используются рельефно – точечные тексты и аудиоматериалы для работы со слепыми детьми. Индуктор (переводится как «наведение на тему») – прием педагогической мастерской, который позволяет эмоционально настроиться, включить подсознание, области чувств каждого ученика [6, с. 11]. В качестве индуктора выступают видеозаписи, музыка, которые способствуют настраиванию обучающихся на тему урока. Например, можно предложить видеофрагмент с историческими кадрами, музыку, гимны, традиционные мелодии какой – либо страны, видеофрагменты интернет – уроков.

Применение кейс – технологии позволяет сформировать коммуникативные компетенции обучающихся. На уроках истории и обществознания мной используются мини-кейсы – задачи из жизни о правонарушениях, обучающиеся, пользуясь нормативными актами, разрешают данные задачи. Метод кейса — метод получения нового знания путем организации индивидуального или группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы.  

В процессе реализации кейс – метода используются лучшие элементы современных педагогических технологий. (Коммуникативные технологии: деловые игры, технология коллективного способа обучения, позиционная технология, модульная технология).

Суть этого метода в том, что обучающимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, которая имеет отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. (Здесь используется элемент  технологии коллективного способа обучения, позиционного обучения).

Используя кейс – метод, в основе которого лежит педагогика сотрудничества на уроках истории и обществознания следует выделить следующие позиции:

  • Основная сложность заключается в трудоемкой подготовительной деятельности педагога по созданию кейс-ситуации и по оформлению кейса,
  • Эффективными можно считать:
  • Учащиеся «штурмуют» материал многократно в разных формах, происходит глубокое усвоение материала, учащиеся не устают и снимают нервное напряжение.
  • Активность каждого участника в решении проблемы,
  • Эффективная обратная связь,
  • Формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Музыкотерапия это любимое  лекарство для детей с нарушениями зрения. Сказкотерапия эффективна. Сказка позитивно настраивает детей  на рабочий лад с первых минут занятия. На основе сказок составлены задачи, для решения которых обучающимся предлагаются законы РФ, материалы исторических правовых актов.

В структуру уроков активно внедряются физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз – зрительная гимнастика). [1, с. 33.]

При проведении уроков истории используются материалы музейной комнаты школы. Макеты замков, церквей незрячие ребята смотрят с особым трепетом. Они позволяют им прочувствовать каждый элемент строения, понять принципы исторической архитектуры. Рассмотрение предметов из музейной комнаты позволяет расширить кругозор учащихся.

Одной из задач в работе с детьми с нарушением зрения является не только охрана, но и развитие зрительного восприятия, которое даёт  возможность сокращать время на понимание иллюстрированного материала. Для качественного усвоения программного материала приходится  использовать много наглядных средств обучения. Карты, схемы, кластеры ребята могут смотреть через электронные лупы, на экране. Для незрячих детей используются рельефно – точечные карты и наглядный материал.

В работе с незрячими и слабовидящими детьми важным фактором урока является способ организации урока, а не только его содержание. Продуманная продуктивная организация процесса обучения немыслима без активного вовлечения учащихся в процесс получения знаний с помощью методов коррекционно-развивающего обучения [3, с. 19].

При комплексном подходе в использовании современных педагогических технологий и информационно – коммуникативных технологий от педагога требуется мастерство управления процессом обучения, в чем и заключается основная концепция представления современного педагога.

Список использованной литературы:

  1. Артюкова О.И, Т.В.Теличко. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации).
  2. Блинов Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука - 2008; №1.
  3. Княгин В. Массовое образование: социальный запрос или потребность экономики?/ В. Княгин, Н. Трудова// Платное образование. 2006. № 5. С. 18-21
  4. Полдолина М. Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. – М.: Издательский центр АПО, 2003.
  5. Пугачёва М. Нужно изменить саму парадтгму содержания образования…/ М. Пугачёва // Платное образование. 2006. № 5. С. 14-17.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.ользование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания....