Использование инновационных форм работы с учащимися на уроках истории
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением.

На современном этапе, в наиболее последовательной форме – изучение знаний и применение их на практике дополнены новой целью – целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески применять новые знания, чему способствует использование инновационных форм работы с обучающимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных форм работы с учащимися на уроках истории

В разные периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением.

На современном этапе, в наиболее последовательной форме – изучение знаний и применение их на практике дополнены новой целью – целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески применять новые знания.

Ситуация в образовании на современном этапе принципиально изменилась в связи с реализацией ФГОС ООО, включающая и организационные преобразования, что дает интеграцию учебных предметов, целевой отбор содержания исторического образования, экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых диагностических методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах. В современной школе использование инновационных форм работы выходит на первый план.

Сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, в ходе исследовательской деятельности.

Наряду с этим. Деятельность должна быть творческой.

Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;

Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);

Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;

Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности. Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.

Методы

  1. Словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
  2. Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  3. Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
  4. Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
  5. Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  6. Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.

Формы уроков

Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских. Рекомендуется использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления. Наиболее подходящие формы работы для 9-11 классов на роуках истории это

Читаем живопись

  1. Эта игра может использоваться на повторительно-обобщающем уроке, задача учащихся – рассказать об эпохе, используя только информацию, которую можно увидеть на картине.
  2. Данное задание способствует развитию навыков критического мышления.

Рекламный плакат

  1. Эту игру лучше проводить при обобщении материала.
  2. Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п.
  3. Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама. 
  4. В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  

Урок «Взгляд в прошлое»

  1. С помощью данной формы работы учащиеся смогут самостоятельно разобрать сложный материал, например, по теме Великие реформы Александра Второго. 
  2. Класс делится на несколько групп «архивариусы экономисты социологии и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем изучение конкретных событий и представить его классу.

 

  1. Заключительная часть такого урока – представление отчетов.
  2. В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы).
  3. Такие уроки являются одной из стадий в организации проектной деятельности.

Урок - суд

  1. На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства.
  2. В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.
  3. 1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения. 
  4. 2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством.
  5. 3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.
  6. 4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности.
  7. Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам.
  8. Учитель выполняет координирующую роль, являясь ответственным секретарем судебного процесса.

Деловая игра

  1. Здесь моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

 

  1. В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.

Виды деловых игр

  1. Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
  1. Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
  1. Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
  1. Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

Семинарское занятие

  1. Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников.

 

  1. Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Типы семинаров

  1. Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;

 

  1. Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.

 

  1. Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

Проектная деятельность

  1. Составление проектов – относительно новая форма исследовательской деятельности.
  1. Главная цель проектной деятельности – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества.

Этапы проектной 
деятельности

  1. Подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;
  1. Проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;
  1. Практически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;
  1. Заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.

Виды проектов

  1. Краткосрочные (1 тема), среднесрочные (раздел), долгосрочные или перспективные (курс).
  1. Обзорные, исследовательские, продукционные – в зависимости от целей и объекта исследования

Проблемные уроки

  1. Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи.
  2. Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы.
  3. Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации.
  4. Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.

Урок «Мозговая атака»

Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление. Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы. Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д.

Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)

Газетная заметка

Может использоваться как форма организации деятельности на повторительно-обобщающем уроке или при завершении изучения темы. Так, в 10 классе при завершении изучения Великой Отечественной войны учащимся предлагается в группах составить газету по теме Цена Великой Победы. При составлении заметки учащиеся могут использовать вырезки из журналов и по итогу представляют перед классом результаты своей работы.

Эссе

Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений. Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.