Этапы создания проекта
методическая разработка

Артемий Анатольевич Шестаков

В методической разработке обозначены основные этапы проетной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_sozdaniya_proekta.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы проекта

  1. Постановка проблемы.

При разработке проекта в первую очередь должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Проблема может идти от ребенка (например, после анкетирования в классе, можно узнать о проблемах, которые волнуют учеников). Так же проблема может быть озвучена учителем, но для того, чтобы она стала личностно значимой для ученика, он должен предложить пути ее разрешения и заинтересоваться воплощением в жизнь своих идей. В случае принятия ситуации, решение проблемы исходит от самого ребенка. При постановке проблемы ребенок должен ответить на вопрос: «Почему для меня это важно?»

Как выбрать тему исследования

Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т. д.)?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать белее глубоко?

  1. Цель проекта.

Цель и задачи исследования

После того, как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Учащийся отвечает на вопрос: «Зачем мы (я) делаем этот проект?»

Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Запиши цель своего исследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

  1. Задачи проекта. 

Ученик отвечает на вопрос: «Что для этого мы делаем?»

  • Задачи, связанные с теорией: изучить, найти, собрать информацию и т. д.
  • Задачи, связанные с моделированием или исследованием: смоделировать изучаемый объект, провести исследование-эксперимент;
  • Задачи, связанные с презентацией: проведение грамотной защиты проекта.

Запиши задачи собственного исследования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим…..
  • Допустим………
  • Возможно………
  • Что, если…………

Тебе для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме твоего исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, на твой взгляд, поставь на первое место, менее важную на второе и т.д.

Запиши свою гипотезу:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы (методы и способы).

Организация исследования

Как составить план работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?

Предлагаю тебе список доступных методов исследования:

  • Подумать самостоятельно
  • Посмотреть книги о том, что исследуешь
  • Спросить у других людей
  • Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования
  • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент

Воспользуйся методами, которые помогут проверить твою гипотезу и запиши свои ответы.

Подумать самостоятельно

С этого надо начинать любую исследовательскую работу.

Задай себе вопрос:

- что я знаю об этом?

- какие суждения я могу высказывать по этому поводу?

- какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?

Посмотреть книги о том, что исследуешь

Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним надо обратиться в первую очередь. Ведь совсем не надо открывать то, что до тебя уже открыто и записано в книгах. Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Конечно же, не всегда ты сможешь найти все нужные книги в домашней библиотеке. Поэтому посети школьную, районную или городскую библиотеки. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.

 Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.

Не специалисты для нас будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей.

Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования

Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике знаний. Запиши все новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов.

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Ты знаешь, что через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Так же с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер.

Понаблюдать.

Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны, - все это также можно использовать в исследованиях. Подумай, какими приборами ты можешь воспользоваться для проверки наблюдений. Проведи свои наблюдения запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.

Провести эксперимент.

Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.

Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть ты проведешь не один, а несколько экспериментов.

Запиши сначала план, а затем и результаты своих экспериментов.

  1. Выводы (итог) проекта.

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой, получился ли продукт значимым. Можно озвучить планы на будущее.

Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

Подготовка к защите исследовательской работы

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  5. Предложить примеры, сравнения, сопоставления.
  6. Сделать выводы и умозаключения.
  7. Указать дальнейшие пути дальнейшего изучения.
  8. Подготовить текст сообщения.
  9. Приготовить рисунки, схемы чертежи макеты.
  10.  Приготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

Выделить из текста основные понятия и дать им определения

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные, устойчивые свойства  и признаки предметов фиксируются в них.

Готовясь защитить свою исследовательскую работу, выдели основные понятия твоего исследования и подумай, как можно кратко их выразить.

Подготовить текст

Текст должен быть кратким и его можно составить по такому плану:

  1. Почему избрана эта тема.
  2. Какую цель преследовало исследование.
  3. Какие ставились задачи.
  4. Какие гипотезы проверялись.
  5. Какие использовались методы и средства исследования.
  6. Каким был план исследования.
  7. Какие результаты получены.
  8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
  9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
  10. Запиши текст доклада.

От чего зависит успех?

Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной. Правила эти не сложны, но эффект от них велик.

  • Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  • Действуя, не бойся совершить ошибку.
  • Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  • Приняв решение, действуй уверенно.
  • Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  • Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.

Настоящий исследователь преодолеет любые преграды на своем пути. Самое главное ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные этапы создания иконы».

Иконописная мастерская. Как создается иконаПроцесс создания иконы достаточно долгий и кропотливый, требующий высокой концентрации от иконописца, и занимает около трех месяцев. Интересен он своей перво...

Урок технологии "Графическая документация. Этапы создания изделия"

На данном уроке дети получают преставление о графической и технологической документации. Знакомятся с новыми понятиями: эскиз, технический рисунок, чертеж, масштаб, технологическая карта, технологичес...

Конспект урока по технологии в 5классе с использованием ИКТ. Тема Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Конспект проведения урока по технологии в 5 классах с использованием ИКТ согласно требований новым ФГОС 2 поколения по теме  Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта....

Этапы создания ромбовидного узора (Практическая часть урока)

Этапы создания ромбовидного узора (Практическая часть урока)...

План-конспекта открытого урока "Этапы создания изделий из древесины"

План-конспект урока  "Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта" для учеников 5 класса (мальчики)....