ПК 3.3.
презентация к уроку

Дружкова Дарья Андреевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении первенства по шахматам и шашкам среди студентов колледжа

Слайд 2

1.Цели и задачи: • Развитие и популяризация шахмат и шашек • Повышение уровня мастерства игры в шахматы и шашки • Воспитание высоких нравственных качеств • Определение сильнейших участников 2. Возраст: Студенты колледжа. 3. Место и время проведения: Кабинет 225 ЧПК №1, 16 октября 2019 года, в 14:00.

Слайд 3

5. Правила игры в шахматы и шашки: Правила игры в шашки: Используется доска 8x8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек – так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку и бить вперед назад. При достижении дамочного поля или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки( теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении). Игрок на своём ходу обязан побить шашку противника, если у него есть такая возможность, но при нескольких вариантах боя игрок волен выбрать любой. Пропуск хода не допускается. Цель игр- съесть шашки противника

Слайд 4

Правила игры в шахматы: Всего на шахматной доске 64 квадрата, половина белые, другая половина чёрные. Доска всегда расположена так, чтобы в левом нижнем углу находился черный квадрат. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своём цвете: белый – на белом поле, черный – на чёрном. Это положение фигур перед началом игры. В шахматы играют два человека. Один играет белыми фигурами, - другой черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

Слайд 5

Правила проведения Конкурса Конкурс проводится в соответствии с правилами вида спорта «шашки», утверждёнными приказом Минспорта России от 10 сентября 2013 г. № 722 и правилам вида спорта «Шахматы», утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации и не противоречащими Правилам игры в шахматы в ФИДЕ, вступившими в силу с 01.07.2014 г. Поведение участников Конкурса на всех этапах регламентируется в соответствии с Положением «О спортивных санкциях в виде спорта «шахматы» и «шашки». Конкурс во всех возрастных группах проводятся по швейцарской (в 7 - 8 туров) или круговой системе. Систему проведения соревнований и количество туров, согласно Правилам игры в шашки и шахматы, в зависимости от количества участников, определяет судейская коллегия соревнования. В виде «Шашки» соперники играют между собой микроматч из 2-х партий, в виде «Шахматы» по одной партии с каждым соперником, согласно жеребьевке. Жеребьёвка соревнований по швейцарской системе проводится по компьютерной программе «Swiss Мaster 5.5». Жеребьёвка соревнований по круговой системе проводится согласно таблицам очерёдности игры, изложенных в Приложении № 1 Правил вида спорта «шашки».

Слайд 6

Определение победителей Соревнования личные. Победители и призеры Конкурса в личном зачете определяются по наибольшей сумме набранных очков. В случае равенства этого показателя, места определяются в порядке убывания значимости: - для соревнований, проводимых по швейцарской системе – по коэффициенту Бухгольца, по результату личных встреч, по наибольшему количеству побед, по усеченному коэффициенту Солкоффа; - для соревнований, проводимых по круговой системе – по результатам личных встреч, по наибольшему количеству побед, по коэффициенту Бергера .

Слайд 7

Награждение Определение победителей и призеров среди мальчиков и девочек, юношей и девушек проводится отдельно. Призёры Конкурса, занявшие призовые места со 2-го по 3-е в каждой возрастной группе, и участники награждаются дипломами, победители, занявшие 1-места в своей возрастной группе, награждаются дипломами и ценными призами (12 человек).

Слайд 8

Ответственность за жизнь и здоровье участников Ответственность за жизнь и здоровье участников Конкурса остается за педагогами, сопровождающими участников Конкурса.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Положение о проведении соревнований по баскетболу

  Цели и задачи:

1.Развитие и популяризация баскетбола

2.Повышение уровня мастерства игры в баскетбол.

3.Воспитание высоких нравственных качеств.

4.Определение сильнейших команд.

Время и место проведения:

Соревнования проводятся в спортивном зале 1 ноября в 15:00

Регламент соревнований.                                                                                                           Соревнования проводятся по круговой системе, 2 тайма по 20 минут. Перерыв 2 минуты.

Участники соревнований:

На соревнования допускаются студенты педагогического колледжа с 1 по 4 курс.

Правила игры баскетбола:

-за штрафной бросок начисляется одно очко;

-за бросок, производящийся из пределов 3-очковой линии, начисляется 2 очка;

-за бросок из-за 3-очковой линии – 3 очка.

-по мячу нельзя бить ногами или кулаком, а также вести мяч двумя руками одновременно;

-нельзя толкать игрока с мячом, бить его по рукам, ставить подножки и выполнять подобные действия;

-нельзя бегать с мячом в руках: если Вы владели мячом и решили взять его в 2 руки, то дальше нужно или бросить его в кольцо, либо отпасовать партнеру (с мячом в руках после окончания ведения можно делать 2 шага). Если Вы снова начнете ведение – то это будет считаться нарушением правил и мяч перейдет во владение к другой команде;

-Мяч уходит в аут, если игрок, владеющий им, заступает ногой за пределы площадки или если сам мяч бьется в пол за пределами площадки;

-Прыгать с мячом в руках недопустимо. Если Вы прыгнули с мячом в руках, то до приземления нужно бросить по кольцу либо отдать мяч партнеру по команде. Ну, в крайнем случае, просто выбросить его куда-нибудь. Если Вы прыгнули с мячом в руках и приземлились с мячом – то мяч переходит к другой команде. (Я специально не говорю о, так называемой, «напрыжке», потому что для новичков этот элемент будет вызывать много споров);

-Игра может продолжаться до определенного счета (11, 15, 21 очко) или по времени (2 периода по 10-15 минут, или 4 периода по 7-10 минут).

Награждение.

Команды, занявшие 1, 2, 3 места в соревнованиях по баскетболу, награждаются грамотами и ценными призами. Также награждаются лучшие игроки баскетбольных команд, набравшие наибольшее количество очков, независимо от того вышла команда в финальные игры или нет.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Положение о проведении соревнований по настольному теннису

  Цели и задачи:

- Популяризация настольного тенниса;
- повышение спортивного мастерства;

- выявление сильнейших в данном виде спорта.

Время и место проведения:

Соревнования проводятся 1 ноября в 14:00 в спортивном зале ЧПК1

Участники соревнований:

 

К участию в соревнованиях допускаются все студенты ЧПК 1

Программа соревнований:

  1. Жеребьевка
  2. Торжественная часть

1. Ведущий: Дорогие друзья! Уважаемые гости! Сегодня проводится турнир по настольному теннису. Мы рады приветствовать участников и гостей турнира.
2 Ведущий: В соревнованиях принимают участие все желающие, давайте поприветствуем всех участников. Спортивные состязания помогут выявить самых ловких, смелых и умелых.
1 Ведущий: Соревнования проводятся согласно правилам игр в настольный теннис. Удачи Вам, дорогие участники

3) Проведение турнира

4) Подведение итогов

Ведущий: Вот и подводим мы итоги! 
Какие б ни были они, 
Пускай спортивные дороги 
Здоровьем полнят ваши дни!

Судейская коллегия: Ступина Н.В. Ртищева М.В.

Награждения:

Грамоты и медали



Предварительный просмотр:

Цель:

сплочение детского коллектива,

научить быстро принимать решения,

показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Задачи:

1) знакомство детей с коллективной игровой деятельностью;

2) формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок;

3) выявление лидеров.

План проведения КТД

1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря.

2. Старт игры – игровая комната одного из отрядов, где предварительно собирают оба отряда.

3. Чтение Указа и выдача первой подсказки.

4. Игра (прохождение станций и выполнение заданий).

5. Финиш.

6. Награждение.

Условия проведения

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Этот факт фиксируется в маршрутном листе «ведущего» и учитывается при подведении итогов игры.

Станции:

«Поле богатырское»;

«Марья Искусница»;

«Ярмарка»;

«Русская печь»;

«Кони дивные»;

«Царевна - Несмеяна»;

«Лестница в небо»;

«Радуга»;

«Путанка»;

«Сокровища сказок»

Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагает наличие совместной деятельности детей и педагогов, в данном случае вожатых и совета министров лагеря.

Поэтапная организация совместной деятельности:

- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет министров лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета министров лагеря.

- Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.

- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.

Сценарий мероприятия

Мероприятие начинается неожиданно: при общем сборе детей, собранных для заполнения анкет одним из игротехников (вожатый, воспитатель или один из министров лагеря) запускается в воздух самолет – письмо следующего содержания:

УКАЗ

В некотором царстве-государстве «РАДУГА» день 15 месяца июня года 2006 объявляется заколдованным днем.

В этот день запрещается:

Ходить по одному;

Думать и отвечать поодиночке;

Бегать в разные стороны;

Кричать в людных местах.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Дружкова Дарья Андреевна

ВЛИЯНИЕ ЧЕРЛИДИНГА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧЕРЛИДИНГА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая защищена

Специальность: 49.02.01

с оценкой____________________

Физическая культура

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 39

Руководитель: Ступина Н.В.,

 Преподаватель первой квалификационной категории МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧЕРЛИДИНГА

1.1.Сущность понятия «координационных способностей»

6

1.2. Особенности развития «координационных способностей» у младших

школьников

9

1.3. Основные виды черлидинга

12

1.4. Внеурочная деятельность как средство развития «координационных

способностей» у младших школьников

16

Вывод по 1 главе

19

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЛИДИНГ»

2.1.Методика развития «координационных способностей» у младших

школьников

22

2.2. Методика обучения черлидинга у младших школьников

34

2.3. Практические аспекты выявления уровня развития «координационных

способностей» у младших школьников

37

Вывод по 2 главе

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

44

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что формирование координационных способностей является важным элементом формирования здорового ребенка, т. к. координационные способности напрямую связаны с работой центральной нервной системы. Она обусловлена её практической значимостью. Данная программа дает младшим школьникам более глубокие знания и умения по физическому воспитанию и предусматривает последовательность и непрерывность процесса становления спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья, воспитание стойкого интереса к занятиям спортом и достижение спортивных результатов.

Важным периодом формирования координационных способностей является младший школьный возраст, формирование координационных способностей может осуществляться только при занятиях физическими упражнениями. Раньше дети такого возраста много времени проводили на улице, участвуя в коллективных играх (футбол, лапта, игры с мячом и т. д.). Сейчас основным занятием в свободное время стал компьютер. Дворовые игры ушли в прошлое.

Таким образом, физическое развитие ребенка, в частности развитие координационных способностей, может осуществляться только в спортивных секциях. В настоящее время очень популярны секции по черлидингу, большое количество детей посещают соответствующие секции, поэтому в работе рассматриваются методы формирования «координационных способностей» на занятиях по черлидингу у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования. Совершенствования и развитие «координационных способностей» у детей младшего школьного возраста посредством занятий

черлидингом.

Объект исследования. Процесс развития «координационных способностей» младшего школьного возраста.

Предметом исследования является методика развития «координационных способностей» с помощью черлидинга у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- сущность понятия «координационные способности»;

- раскрыть особенности «координационных способностей»;

- изучить основные виды черлидинга;

- раскрыть средства развития «координационных способностей»;

- выявить практические аспекты выявления уровня развития

«координационных способностей»;

Методы исследования:

Теоретический:

- изучение научной литературы;

-  сравнение;

 - анализ;

Эмперический:

-наблюдение;

- эксперимент;

-сравнение;

- измерение;

На занятиях используются следующие методы обучения: словесный ( объяснения, как правильно выполнять то или иное упражнение, какие группы мышц при этом работают, какое воздействие на организм эти упражнения имеют) – этот метод наиболее актуален при работе с младшим школьным возрастом, который достаточно овладел необходимыми двигательными качествами и знакомы с терминологией наглядный ( на первых годах обучения показ проводится тренером, с помощью проектора, компьютера, всевозможных схем, это связано с усложнением программы и уже не всегда педагог может выполнить идеально тот или иной элемент и связку, а неидеальный показ приносит только вред. К наглядному методу относится и просмотр записи выступлений с дальнейшей работой над ошибками); практический ( основа тренировок – правильно повторить увиденное и услышанное, чему и служит практика, актуален на всех этапах обучения); репродуктивный ( правильно воссоздать нужный образ, выразить характер музыки.); игровой ( используется на всех этапах обучения, правильно подобранные игры помогают развивать координацию, быстроту, воспитывать «чувство команды», кроме этого позволяет увеличить плотность тренировочного процесса и создать положительный эмоциональный фон).  Программа предполагает использование методики дифференцированного обучения: при такой организации сложности в зависимости от способностей детей и уровня подготовки. Индивидуальная работа, когда учитываются способности и наклонности конкретного ученика. Позволяет наиболее полно раскрыть и реализовать личностные качества в процессе творческой деятельности


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧЕРЛИДИНГА

1.1. Сущность понятия координационных способностей

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

Цель развития координационных способностей состоит в оптимизации двигательной (в том числе координационной) подготовленности.

В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них.

«Координация» (от лат. Coordination - согласование, приведение в порядок).

Координационные способности - это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. (В.И. Лях)

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Исследования В.И.Лях позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие.

Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности.

К наиболее важным специфическим координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию; к ритму; быстрому реагированию; ориентированию в пространстве; быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.

Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Общие координационные способности существуют лишь в понятии, сознании человека, как обобщение и результат развития специальных координационных способностей.

Координационные способности, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. В связи с чем, можно выделить: явные (абсолютные) и латентные (относительные или парциальные). Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых и скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные – позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей.

В качестве главных критериев оценки координационных способностей  выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость. Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность движений.

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования координационных способностей можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

Для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

К числу основных координационных способностей относятся:

1) способность к дифференцированию различных параметров движения (временных пространственных, силовых);

2) способность к ориентированию в пространстве;

3) способность к равновесию;

4) способность к перестраиванию движений;

5) способность к комбинированию движений;

6) способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач;

7) способность к выполнению заданий в заданном ритме;

8) способность к управлению временем двигательных реакций;

9) способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

10) способность к рациональному расслаблению мышц;

1.2. Особенности развития координационных способностей у младших школьников

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Ведущую роль в развитии координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся

объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный

промежуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры

движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей;

В занятиях по физическому воспитанию с учащимися младшего школьного возраста для развития координационных способностей В.И.Лях рекомендует соблюдать такие дидактические принципы, как последовательность, систематичность, индивидуализация, использовать при обучении и развитии физических способностей сопряженный метод.

Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.

Главной задачей координационного совершенствования в младшем школьном возрасте является обеспечение широкого базиса (фонда двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. Для ее успешного решения необходимо применять обширный круг двигательных действий. С этой целью применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из них можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовленых координационных упражнений. Желательно использовать их как для обучения двигательному действию, так и для развития координационных и физических способностей.

Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой для младшего школьного возраста.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам. Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, пост и развитие всех систем и органов.

Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами и что координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

1.3. Основные виды черлидинга

Одной из главных задач современного образования является создание необходимых условий для формирования здоровой, творческой, разносторонне развитой личности, готовой к активной жизненной позиции.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье учащихся сегодня отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Воспитание здорового образа жизни является неотъемлемой частью всестороннего развития личности обучающегося и формирования интереса к овладению ценностями физической культуры, потребности двигательной активности.

Для достижения нового, современного качества общего образования отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет внедрения программ внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению.

Черлидинг (англ. cheerleading, от cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять), организованная поддержка спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных людей (преимущественно, девушек), одетых в униформу (как правило, соответствующих клубных цветов); также самостоятельная спортивная дисциплина. (Л.Х. Харкимер)  Черлидинг - может считаться одним из самых зрелищных видов спорта по праву.

 В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Современная программа международных соревнований включает несколько номинаций (Таблица 1):

№ п/п

Номинация

Содержание номинации

1.

Чир

Командный номер, который строится не на танцах, а на акробатических и гимнастических элементах. Спортсменки выполняют различные подъемы, перестройки, пирамиды, прыжки и т.д. При оценке номера жюри оценивает, в первую очередь, эмоциональность и синхронность шоу.

2.

Чир-микс

Номер, тесно связанный с номинацией чир. Единственное отличие: в нем участвуют не только женщины, но и мужчины

3.

Чир-данс

Здесь приветствуются танцевальные элементы, нежели акробатика. Обязательно использование помпонов в постановке. Запрещается использование кричалок и акробатических элементов

4.

Индивидуальный черлидинг

Выступление одного человека из команды, как правило, лидера. Он может выполнять как гимнастический, так и танцевальный номер

5.

Групповой стант

Коллективное построение гимнастической пирамиды. Групповой станет выполняется несколькими людьми из команды, чаще всего, пятью людьми. Участники, находящиеся на верху пирамиды, называются флайерами

6.

Партнерский стант

Это постановка, при которой мужчина поднимает женщину, а та наверху выполняет акробатические и гимнастические элементы

Победители определяются в отдельных программах. Выступления спортсменов оцениваются по балльной системе.

Наряды в чир-спорте: один из главных элементов постановки, ведь от него зависит, насколько эмоциональным будет номер спортсменов. Соответственно, костюмы должны быть яркими и цветными. Ткань можно расшивать блестящими пайетками или бисером. Так как черлидинг – это командный вид спорта, все танцоры одеты в одинаковую одежду. Костюмы шьются из эластичной ткани, которая плотно прилегает к телу и не сковывает движения. Стоит заметить, что наряд черлидерш не должен открывать интимные части тела или показывать нижнее белье (даже несмотря на то что обычно костюмы достаточно короткие и открытые). Что касается обуви, то она так же, как и одежда, должна быть одинаковой. Для удобства танцовщиц следует выбирать кроссовки или кеды на устойчивой подошве, желательно без шнурков.

Далее рассмотрим кодекс черлидера, который заключается в следующем:

1) нельзя употреблять алкоголь, принимать наркотические средства или вещества для допинга;

2) запрещается использовать бранную лексику в своей речи и ругаться матом;

3) черлидер должен с уважением относиться к своим соперникам, к тренеру, членам жюри и болельщикам;

4) черлидеру запрещается курить, так как вредные привычки порочат честь команды;

Черлидинг - учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. Богатство, разнообразие и доступность черлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности. Средства черлидинга соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского и мужского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела.

Черлидинг, как спортивный вид предъявляет значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений к околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса.

Черлидинг можно разделить на два основных направления:

1) соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;

2) работа со спортивными командами, клубами, федерациями для выполнения следующих задач:

а) привлечение зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни;

б) создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного настроения болельщиков-фанатов, создание обстановки «позитивного фанатизма» и управление эмоциями фанатов;

в) поддержка спортивных команд, участвующих в матче;

г) активизация и разнообразие рекламно - имиджевой работы на спортивных мероприятиях;

Черлидинг – как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства: элементы гимнастики, акробатики, танцы, яркие атрибуты - программы, где можно кричать, эмоционально выражать свои чувства. Используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Таким образом можно сделать вывод, что это вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику). Помимо внешнего эффекта красоты, в скрытой форме достигается первоочередная задача - нормализация определенных качеств ребенка. Черлидинг

воспитывает в ребятах самостоятельность, упорство в достижении цели, качества, необходимые для работы в команде. Физическое развитие, общение со сверстниками из группы поддержки, доброжелательный подход помогают выявлению творческих задатков, лидерских качеств, преодолению комплексов и стремления к успеху.

1.4. Внеурочная деятельность как средство развития координационных способности у младших школьников

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. (Советова Е.В.)    

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО -  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

1) приобретение учащимися социального опыта;

2) формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

3) приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия;

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

1) обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

2) оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

3) улучшить условия для развития ребенка;

4) учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно - ценностное общение;

4) досугово - развлекательная деятельность;

5) художественное творчество;

6) социальное творчество;

7) трудовая деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

Формы внеурочной деятельности по черлидингу:

1) кружок;

2) студия;

3) клуб;

4) объединение;

5) факультатив;

7) конференция;

8) соревнование;

Основным условием для занятий черлидингом и реализации программы является:  

-творческая атмосфера;

-гармоничная, хорошо организованная среда, условия для занятий, оснащение и специальный инвентарь;

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями программа предусматривает различные виды деятельности:  

- Беседы;  

- тренировочное занятие;

- показательные выступления;

Нормативно-правовые основы дополнительной общеразвивающей программы:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

   -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08. 2013г. №1008);

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р);

-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

На основании программ по чир- спорту, я составлю свою. (Приложение 1)

Вывод по 1 главе

В первой главе рассмотрен теоретический аспект понятия и истории развития черлидинга. Зарождение черлидинга является синонимом истории черлидинга в Америке. Все началось с идеи Томаса Пибье, который предложил идею оживить и заставить аплодировать толпу болельщиков во время футбольных матчей, с помощью специальной группы, в университете Миннесоты. Эта идея была подхвачена неизвестным до того Джонни Кэмпбеллом, который взялся направлять и руководить группой.

В Россию черлидинг пришел сравнительно недавно, наряду с появлением в нашей стране американского футбола. Только в 1996 году в России была организована первая команда черлидинга, приставленная к детской лиге американского футбола.

Исследовав историю создания и развития черлидинга можно сделать вывод, что когда выпускник Принстона, Томас Пибье, предложил организовать «приветствующую» спортсменов команду, которая окажет поддержку во время футбольных матчей в 1898 году, он не имел ни малейшего представления о том, что его предложение перерастет в национальный спорт.

А также в первой главе рассмотрены понятие черлидинг и его направления.

Черлидинг – это организованная поддержка спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных людей, одетых в униформу; также самостоятельная спортивная дисциплина. (Л.Х. Харкимер)

Современная программа международных соревнований включает несколько номинаций:

1) чир;

2) чир-микс;

3) чир-данс;

4) индивидуальный черлидинг;

5) групповой стант;

6) партнерский стант;

Черлидинг можно разделить на два основных направления:

1) соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;

2) работа со спортивными командами, клубами, федерациями;

Рассмотрев понятие и направления черлидинга можно сделать вывод, что это вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастику и акробатику).

Цель – занятий черлидингом, как внеурочной формой занятий физической культурой, состоит в том, чтобы на основе интересов занимающихся, создать и сплотить команду по черлидингу, закрепить двигательные навыки и умения, а также популяризация и развитие черлидинга и сопровождение спортивных команд на различных соревнованиях.

Изложенный в программе материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

1.образовательные;

2.развивающие;

3.воспитательные.

Исследовав основные цели и задачи программы по черлидингу можно сделать вывод, что они способствуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, способности к мобилизации усилий, эмоциональной устойчивости, сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОН- НЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЛИДИНГ»

2.1. Методика развития координационных способностей у младших школьников

 Для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия на координационные способности можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные координационные способности, например на проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость, и о методах генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более координационных способностей)

По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Первые используют для развития координационных способностей школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития координационными способностями.

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования координационных способностей можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов

1-я группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

а) изменение направления движения (смена чир-рук и чир-прыжков);

б) изменение силовых компонентов (чередование чир-прыжков в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

в) изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе);

г) изменение ритма движений (повтор чир-рук в медленном и быстром темпе);

д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; чир-прыжки из положения сидя и т.п.);

е) варьирование конечных положений (чир-прыжки из поворота на 90 градусов, 180);

ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке; выполнение упражнений в равновесии (либерти);

з) изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники чир-прыжка; совершенствование техники махов вперед);

2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) усложнение привычного действия добавочными движениями (опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением на чир-прыжок, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями чир-рук и т.п.);

б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без помпонов или с помпонами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию);

в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в чир-прыжках);

3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (чир-станты);

в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, тур и т. п);

г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (совершенствование техники координационных способностей тур, фуете);

д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами (Либерти, передняя вытяжка); прыжки в высоту (карандашик, группировка);

Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

а) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение по площадке; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);

б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры со скакалкой; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических чир-приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных и учебно-тренировочных игр;

г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у черлидеров; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных спортивных играх; упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.);

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Исследователям пока неясно, какие из методических приемов, относящихся к методам вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффективными для развития и совершенствования координационных способностей младших школьников. Скорее всего, это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных особенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего периода обучения ребенка в школе обеспечить всеохватное и целенаправленное использование этих приемов, чтобы реализовать разностороннее развитие общих и специальных координационных способностей. Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем.

Методом, оказывающим существенное воздействие на проявление координационных способностей, можно назвать метод (или принцип) направленного сопряжения. Направленное сопряженное совершенствование координационных способностей и фаз техники и технико-тактических действий, технической и физической подготовки, как показали результаты исследований, прежде всего в большом спорте, является весьма перспективным. Однако этот метод недостаточно целенаправленно используют в практике физического воспитания школьников и юных спортсменов

Широкое применение в развитии и совершенствовании координационных способностей школьников занимают игровой и соревновательный методы. Заметим, что большинство упражнений, рекомендованных для развития координационных способностей, можно провести по этим методам.

Для развития координационных способностей (особенно специфических, относящихся к конкретным видам спорта) в современной практике физического воспитания школьников все шире применяют так называемые специализированные средства, методы и методические приемы. Основное их назначение состоит в том, чтобы обеспечить соответствующие зрительные восприятия и представления; дать объективную информацию о параметрах выполняемых двигательных действий; способствовать исправлению отдельных параметров движений по ходу их выполнения; воздействовать на все органы чувств, которые участвуют в управлении движениями и их регулировке.

К специализированным средствам и методам можно отнести:

- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, относящихся к тому или иному виду спорта; метод идеомоторного упражнения, состоящий в попытке мысленного воспроизведения или воссоздания четких двигательных ощущений и восприятий двигательного действия в целом или отдельных его характеристик (например, пространственных параметров, решающих звеньев, фаз этих действий) перед выполнением движения;

- средства и методические приемы лидирования, избирательной демонстрации и ориентирования, позволяющие выполнять упражнения под звуко- или светолидер, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений и воспринять их зрительно, на слух или тактильно и т.д.;

- приемы и условия направленного прочувствования движений, основанные на применении специальных тренажерных устройств, которые позволяют прочувствовать отдельные параметры движений (например, пространственные, динамические, временные характеристики или их совокупность);

- некоторые методы срочной информации, основанные на применении технических устройств, автоматически регистрирующих параметры движений и срочно сигнализирующих о нарушении отдельных из них;

Данные специализированные средства и методы развития координационных способностей следует рассматривать как подчиненные основным. Их широкое применение в физическом воспитании школьников сдерживается рядом обстоятельств, прежде всего ограниченным временем урока, отсутствием единых тренажеров, приспособлений и оборудования для этих целей и др. Однако в последнее время возрастает арсенал этих специализированных средств и методов, более широким становится их внедрение и более умелым - применение на практике.

При определении координационных способностей возникает вопрос об основных критериях, раскрывающих суть этого понятия. Результаты научных исследований позволяют главными критериями оценки координационных способностей считать правильность, быстроту, рациональность и находчивость с их качественными и количественными характеристиками. В этой связи свои координационные способности ученик может проявлять только через одно какое-либо свойство: например, это быстрота выполнения сложного в координационном отношении движения; экономичность перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней среды; стабильность выполнения двигательных навыков в непредвиденных, сбивающих с толку воздействиях и т.п.

Однако человек все же проявляет координационные способности значительно чаще через совокупность выше представленных свойств. В этом случае он координирует свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям:

- по скорости и экономичности (силовые упражнения с использованием чир-рук);

- по точности, своевременности и скорости (при выполнении чир-прыжков);

- по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр) и т.п.;

Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий.

Результаты исследований показывают, что все критерии оценки координационных способностей специфично проявляются в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с другом. Это надо учитывать учителю как при выборе или разработке соответствующих тестов для оценки координационных особенностей, так и при анализе показателей, полученных в результате тестирования. Иначе говоря, ученик может иметь высокие показатели точности, быстроты и стабильности выполнения сложных акробатических или гимнастических упражнений, но не отличаться такими же высокими характеристиками при осуществлении двигательных действий, свойственных спортивным играм.

Оценивая координационные способности, учитель должен иметь в виду, что вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других - латентные, или скрытые (относительные, парциальные) показатели координационных способностей.

Абсолютные показатели выражают уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей. Например, время челночного бега 3 х 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 х 10 м и времени бега на 30 м по прямой - относительный; длина прыжка с места, стоя спиной вперед к месту приземления - абсолютный показатель, а частное от деления длины прыжка с места из и.п. стоя спиной к длине прыжка из и.п. стоя лицом к месту приземления - относительный показатель координационных способностей и т.д.

Учителю физической культуры и тренеру важно знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у детей и юных спортсменов. Это поможет им точнее определить явные и скрытые координационные возможности воспитанников, понять, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные (скоростные, силовые, скоростно-силовые и другие) способности - и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного или тренировочного процесса.

Основными методами оценки координационных способностей служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Метод наблюдения может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развиты вышеназванные координационных способностей его воспитанников. Например, в процессе внеурочных занятий учитель физической культуры получает разнообразную информацию о том, как легко и быстро ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями школьной программы; как точно и быстро координирует он свои движения, участвуя в эстафетах, подвижных и спортивных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к координационным способностям. Если учитель опирается на выделенные нами критерии оценки координационных способностей, то эффективность его наблюдения при этом повышается.

Однако с помощью метода наблюдения можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития координационных способностей на уровне альтернативы: есть у данного школьника те либо иные координационные способности или их нет. Получить точные количественные оценки координационного развития этим методом нельзя.

Оценивать координационные способности можно также на основании метода экспертных оценок. Для этого учитель приглашает в школу опытных, сведущих специалистов, которые высказывают свое мнение о степени развития различных координационных способностей ученика. Экспертизу можно проводить разными способами. Для школы наиболее подходящим является способ предпочтения (ранжирования), согласно которому эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам - в порядке ухудшения или улучшения их координационных способностей. Место, занятое учеником, определяется числом набранных баллов; ему соответствует относительный уровень координационных способностей ученика в группе или классе.

Однако и метод экспертных оценок имеет свои изъяны. Во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе. Во-вторых, с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику степени развития координационных способностей, которая не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Аппаратурные, или инструментальные, методы позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). Существует множество приборов, с помощью которых можно выявлять координационные способности. Назовем наиболее типичные из них.

Так, с помощью различных координациомеров, тремометров-координациомеров можно измерять точность, быстроту и экономичность движений. Для измерения точности воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров движений соответственно применяют кинематометры, динамометры и рефлектометры (реакциомеры). Стабилографы используют для определения способностей к поддержанию равновесия тела.

В настоящее время в научных исследованиях по физическому воспитанию школьников и в спорте различная аппаратура находит все более широкое применение. Учитель, который использует инструментальные методы, без сомнения, поднимает на более высокую ступень изучение проблемы координационных способностей. Однако нельзя не учитывать ограниченность применения этих методов в измерении координационных способностей, особенно в условиях школы.

Во-первых, с помощью приборного оборудования можно точно измерить лишь отдельные психофизиологические функции (сенсорные, интеллектуальные, сенсомоторные, мнемические) или отдельные признаки координационных способностей (например, точность воспроизведения силовых, временных или пространственных параметров движений), а не сами координационные способности как целостные психомоторные образования.

Во-вторых, многие лабораторные приборы дорогостоящи. И кроме того такую аппаратуру не выпускают серийно, и это не позволяет применять ее в широких масштабах, в том числе в наших общеобразовательных школах.

Основным методом диагностики координационных способностей учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты. Специалистами определены основные теоретические и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов на координационные способности; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих уровень развития специальных координационных способностей школьников всех возрастно-половых групп; разработана методика тестирования.

В практике физического воспитания и в научных исследованиях достаточно часто встречаются ситуации, когда для оценки координационных способностей используют только один-два теста, на основании которых делают вывод о степени сформированности всей координационно-двигательной сферы. Однако с помощью одного, даже весьма сложного комплексного теста, включающего в себя несколько двигательных заданий, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития отдельных, конкретных координационных способностей.

Поэтому лучше сначала разработать или отобрать возможно большее число двигательных тестов, определяющих абсолютные и относительные показатели, характеризующие особенности развития специальных и специфических координационных способностей, а затем подвергнуть эти тесты экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда каждую отдельную координационную способность, изучают с помощью нескольких однородных контрольных испытаний. Это позволяет получить достаточно надежную оценку уровня ее развития, а в научном плане наличие положительных взаимосвязей между однородными признаками говорит о том, что данные тесты или группа тестов определяют одну и ту же координационную способность.

Тесты должны быть доступны школьникам всех или определенных возрастно-половых групп и обеспечивать получение дифференцированных результатов, показывающих уровень развития конкретных координационных способностей. В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного специального обучения. Желательно, чтобы контрольные испытания не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения; чтобы результаты тестов как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров тела, его звеньев и от массы тела испытуемого; чтобы задания, входящие в тесты, выполнялись «ведущими» и «неведущими» верхними и нижними конечностями, что позволяет изучить явление латеральное (асимметрии) с учетом возраста и пола. Для учителя особенно важно, чтобы тесты давали достаточно полную картину динамики изменения, прежде всего тех координационных способностей, развитие которых предусмотрено в учебной программе физического воспитания учащихся.

Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.

Под общими  понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специфические координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы.

Основным методом диагностики координационных способностей учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

2.2. Методика обучения черлидингу у младших школьников

В настоящее время продолжает расти негативная тенденция, связанная с отсутствием заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, что способствует снижению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности учащихся. В данное время физического воспитания в дополнительном образовании, а также в школе является предметом внимания специалистов, и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учетом мотивационной сферы учащихся. В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания учащихся, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного (избранного) вида двигательной активности.

Физическое развитие, общение со сверстниками, доброжелательный подход помогают выявлению творческих задатков, лидерских качеств, преодолению комплексов и стремления к успеху.

Рассмотрим организацию учебной деятельности. Формы учебных занятий состоят в следующем:

1) групповые практические занятия (отработка танцевальных связок, кричалок, занятия по актёрскому мастерству);

2) индивидуальные занятия и занятия малыми группами на фоне группового учебного процесса (отработка стантов и пирамид, акробатика);

3) лекции и беседы (разбор техники построения пирамид, основы страховки, ЗОЖ, и пр);

4) соревнования (личные по СФП и ОФП, командные), концертная деятельность (концерты, оформление спортивных праздников и соревнований);

Количество детей в группах, занимающихся по программе чир, не менее 16человек, что связано с тем, что черлидинг – командный вид спорта, с ограничением минимального состава команды. Минимальное количество участников команды в номинациях ЧИР – 12 чел. Максимальное количество запасных спортсменов для номинаций ЧИР – 5 чел. Состав участников в группах постоянный.

Возраст учащихся:

1) 6-8 лет – возрастная категория «БЭБИКИ»;

2) 9-11 лет – возрастная категория «ДЕТИ»;

3) 12-15 лет – возрастная категория «ЮНИОРЫ»;

4) 16-18 лет – возрастная категория «ВЗРОСЛЫЕ».

Рассмотрим этапы обучения по программе «Чир» (рис.1):

1) Спортивно-оздоровительный этап

2) Начально-подготовительный этап

3) Учебно-тренировочный этап

4) Этап спортивного совершенствования

1) Спортивно-оздоровительный этап обучения. Основной задачей на этом этапе является создание условий для возникновения интереса участников к занятиям физкультурой и спортом, закрепление возникшего интереса. Работа на этом этапе направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами черлидинга. Организационная задача этапа – привлечение как можно большего числа участников, просмотр их индивидуальных способностей.

2) На начально-подготовительном этапе ведётся физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на выбор участником спортивной специализации, а также выполнение им спортивных нормативов, необходимых для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа – тщательное наблюдение за результатами обучения.

3) На учебно-тренировочном этапе обучающиеся осваивают специальные упражнения. Задача этапа – отбор наиболее способных для участия в выездных соревнованиях.

4) На этапе спортивного совершенствования проводятся углублённые тренировки со сложными упражнениями и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа – участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.

Возраст воспитанников с 6 лет до18 года, так как черлидингом можно начинать заниматься в любом возрасте, в связи с этим возраст новичков не ограничивается. Программа предполагает использование методики дифференцированного обучения: при такой организации у одинаково, а для практической деятельности предлагается работа разного уровня сложности в зависимости от способностей детей и уровня подготовки. Индивидуальная работа, когда учитываются способности и наклонности конкретного ученика. Позволяет наиболее полно раскрыть и реализовать личностные качества в процессе творческой деятельности.

В таблице 2 представлен учебно-тематический план, рассчитанный на три года обучения.

Таблица 2. Учебно-тематический план программы «Чир»

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Количество часов 1 год обучения

Всего часов

Количество часов 2 год обучения

Всего часов

Количество часов 3 год обучения

Вводные занятия

2.3. Практические аспекты выявления уровня развития координационных способностей у младших школьников

 Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования, соответствующих видов координационных способностей, с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека.

 Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути постепенного повышения координационных трудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координационных движений: применение необычных исходных положений, смену способов выполнения упражнений.

 При отборе тестов для оценки координационных способностей, необходимо чтобы они соответствовали требованиям: были естественны и доступны для школьников и в то же время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей; не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения; не требовали сложного оборудования и были относительно просты по условиям организации и проведения; как можно меньше зависели от возрастных изменений, размеров и массы тела; давали достаточно полную картину о динамике изменения всех специальных и специфических координационных способностей.

Для контроля за координационными способностями в условиях школы чаще всего применяют следующие тесты:

1) варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС применительно к бегу, во втором - относительный;

2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;

3) чир-прыжки на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот чир-прыжковиз этих и.п.;

4) удержание «Либерти»; определяют также точное время выполнения этого же теста с установкой сделать удержание в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки;

5) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Музыкальные чир-руки», «Охотники и утки», «Борьба за помпон» - для комплексной оценки общих координационных способностей;

6) показ «Чир-рук» в быстром темпе  и под счет;

Вывод по 2 главе

В настоящее время продолжает расти негативная тенденция, связанная с отсутствием заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, что способствует снижению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности учащихся. В данное время физического воспитания в дополнительном образовании, а также в школе является предметом внимания специалистов, и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учетом мотивационной сферы учащихся. В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания учащихся, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного (избранного) вида двигательной активности.

Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Он наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.

Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности - это возможности определяющие  готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие координационные способности.

Под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специфические координационные способности - это возможности  определяющие  готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.(В.И. Лях)

Основными методами оценки координационных способностей служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики координационных способностей учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.

 Проанализировав методы развития координационных способностей, мы пришли к выводу, что для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития координационных способностей, а также игровой и соревновательный методы. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения. Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы все большую популярность приобретает черлидинг. Вместе с тем, стремительный рост числа занимающихся черлидингом определил необходимость поиска средств и методов подготовки спортсменов. Особое значение при этом отводится подготовке спортсменов к соревнованиям, уровень которых также стремительно повышается.

Основу многолетнего учебно-тренировочного процесса спортсменов в черлидинге составляют средства общей физической, специально-физической и технической подготовки. Структуру соревновательных действий составляют основные компоненты: сложность и техника выполнения программы; хореография (композиционное построение, выразительность, оригинальность, динамичность); синхронно-групповая деятельность (взаимодействие, перемещение) и работа с помпонами.

В свою очередь соревновательная композиция черлидинга включает в себя выполнение разнообразных движений как самим предметом (броски и ловля, отбивы, манипуляции), так и их сочетание с движениями программы: равновесиями, поворотами, прыжками, наклонами, элементами полуакробатики.

Характерными параметрами в черлидинге является движения, лежащие в основе броска. Движение изменяется в зависимости от целей деятельности. Соответственно, цели имеют отношение к горизонтальному расстоянию, времени нахождения в воздухе, точности или скорости движения.

Процесс технического совершенствования, в ходе которого спортсмены накапливают двигательные навыки, тесно связан с процессом обучения. Анализ результатов соревновательной деятельности дает основание предположить, что в процессе технической подготовки спортсменов отсутствуют рациональные и эффективные методы формирования и совершенствования техники выполнения работы с помпонами. Поэтому имеется острая необходимость концентрировать внимание в тренировочном процессе обучению и совершенствованию техники владения предметом.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бримсон, Д. «Крылья воробья» [Текст]: учебник /  Д. Бримсон. - Москва: Амфора, 2012. - 105] с.
  2. Древнегреческий поэт и драматург Публий Сир : «Всякий день и есть учебник дня вчерашнего»[23, с.78]
  3. Древнегреческий философ Сократ :«Без дружбы никакое общение между людьми  не имеет ценностей »[32, с. 65]
  4. Древнегреческий философ Сократ « Я ем , чтобы жить , а другие люди живут , чтобы есть » [3 , с.41]
  5. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportshkola3-dzr.ru/64.php ( Дата обращения 12.12.2019)
  6. Научно – методический журнал Физическая культура в школе 3 класс В.П. Байков , И.И. Должиков , Т.В. Петрова , В.Н. Шаулин ,В.С Саюров, А.П Зотов , А.И. Тихомиров и т.д. [32, с. 21]
  7. Научно -методический журнал Физическая культура в школе 7 класс М. А . Грибачёва , А.В. Егорова , А.П. Зотов ,В.А. Кабачков , Е.К. Петоровская , А.И. Тихомиров и т.д. [3, с .20]
  8. Научно-методический журнал Физическая культура в школе 6 класс В.Г. Щербаков , Е.К. Петровская , И.И. Должиков , Ю.П. Пузырь , А.В Комаров , В.И. Лях и т.д. [23 , с.14]
  9. Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация  «Федерация чирлидинга и чир спорта России»  [Электронный ресурс]. URL: http://cheerleading.ru. (Дата обращения: 17.09.2019)
  10. Официальный сайт Городской детско-юношеской спортивной школы  [Электронный ресурс]. URL:  http://gdush.centerstart.ru( Дата обращения 12.03.2019)
  11. Спортивный клуб единоборств [Электронный ресурс]. URL:   http://www.magma-team.ru/biblioteka/ (Дата обращения 18.12.2019)
  12.  Тсабари, Ш. «Дети- зеркало тайного нашего «Я»» [Текст]: учебник:/ Ш.  Тсабари, 2010. - 78] с.
  13. Физическая культура будущего [Электронный ресурс]. URL:  http://fizkult-ura.ru/physical_ (Дата обращения 15.12.2019)
  14. Форум про Спорт и Чир-спорт [Электронный ресурс]. URL:   http://forumprosport.ru/ (Дата обращения 25.09.2019)
  15. Форум про спорт. Спортивный «Черлидинг - вид спорта, сочетающий элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика)»
  16.  Форум про Чир-спорт «Pompons.ru» [Электронный ресурс]. URL: https://pompons.ru/blog/stati-o-cherlidinge/istoriya-cheerlidinga/ (Дата обращения 17.02.2019)
  17. Чир-спорт «Спорт в каждом из нас»  [Электронный ресурс]. URL: http://cheer-sport.ru/osnovi/osnovnie. (Дата обращения :17.08.2019)
  18.  Шварценеггер, А.  «Советы чемпиона» [Текст]: учебник: /А. Шварценеггер – Москва : Эдитус, 2015. - 89] с.
  19. Электронная библиотека студента «Библиофонд» [Электронный ресурс]. URL:   https://www.bibliofond.ru  (Дата обращения 13.12.2019)