Ранняя помощь семье ребенка с нарушенным слухом.
статья
Из опыта работы. Работа с семьей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая помощь семье ребенка раннего возраста с нарушенным слухом (из опыта работы).
Учитель-дефектолог Шалагина Н.Н.
Известно, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим особенным ребенком также относится к области значимых направлений коррекционной педагогики.
Успех в реабилитации ребенка с нарушенным слухом во многом определяется активностью семьи в его воспитании и обучении. Именно в этом направлении крайне велика роль дошкольных, реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания населения. В первую очередь это связано с правильным информированием семьи об особенностях развития их ребенка, о возможностях получения медицинской и психолого-педагогической помощи, об организационных формах коррекционного обучения их ребенка. Крайне важны психологическая и социальная поддержка семьи, обучение родителей педагогическим технологиям.
В 2016 году в наш детский сад, в возрасте 2-х лет, поступил ребенок без статуса. Семья неблагополучная. Внутрисемейная атмосфера - напряженная (родители находятся на этапе развода). В семье растет двое несовершеннолетних детей. Отец состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Семья живет в квартире социального найма. Мама постоянное место работы не имеет.
Ребенок часто болеющий (на момент поступления в ДОУ). Находясь незначительное время в группе, воспитатели обратили внимание на то, что ребенок перестал реагировать на звуки и речь окружающих. Проведя беседу с родителями, выяснилось, что они тоже заметили изменения в ребенке, но особого значения этим переменам не придали. Были даны рекомендации посетить врача. Ребенку был поставлен диагноз – аденоидит и назначено лечение. Пройдя курс лечения, ребенок начал проявлять реакции только на громкие звуки, речевые функции угасали.
При подозрении на снижение слуха специалисты и руководство ДОУ убедили родителей в необходимости медицинского обследования ребенка.
В процессе этой беседы делался акцент на возможные патологические процессы в среднем ухе, которые требуют незамедлительного лечения. Родителям ребенка были даны рекомендации посетить сурдолога. И именно с этого момента начались проблемы с родителями – они наотрез отказались ехать в краевой диагностический центр, мотивируя тем, что у семьи нет средств на поездку и особой проблемы в развитии своего ребенка они не видят. С 2017 года мама перестает водить ребенка в детский сад – на телефонные звонки не отвечает, при встрече объясняет отсутствие болезнью ребенка. Весной 2018 года (ребенку исполнилось 4 года) семья была приглашена на ПМПк в ДОУ, специалистами была проведена диагностика. Ребенок показал низкий уровень речевого развития, уровень познавательного развития не было возможности выявить из-за особенностей ребенка. Ребенку дано было направление на ПМПК для определения его в группу для детей с ЗПР. ПМПК рекомендовала обратиться к сурдологу.
В результате медицинского обследования было диагностировано снижение слуха. В результате чего, ребенок получил инвалидность.
Не смотря на то, что с семьей проводились беседы, рассказывалось об особенностях ребенка с нарушенным слухом, оказалось, что родители совершенно не компетентны, мало грамотны в данном вопросе, психологически не подготовленными к роли родителей ребенка с ОВЗ, надеясь только на специалистов. И нашей задачей было оказать максимальную помощь семье.
В мае 2018 года, я прослушала курс на тему: «Ранняя комплексная помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья», в г. Москва, на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования, и на основании полученных знаний, мы скорректировали процесс оказания помощи семье.
Крайне важно было обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка, т.к. он посещает массовый детский сад: познакомили педагогов с особенностями воспитания и обучения неслышащего ребенка среди слышащих детей, показали его возможности. Проблемы принятия особого ребенка в коллективе, как детьми, так и педагогами у нас, к счастью, не было.
В практике ранней помощи семье ребенка с нарушенным слухом мы – специалисты ДОУ наиболее активно используем следующие психолого-педагогические формы работы: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей.
Т.к. семья неблагополучная, запроса от родителей для встреч не поступает. И мы – специалисты и руководство ДОУ, сами выезжаем в семью, и по необходимости приглашаем родителей, чтобы рассказать, научить, показать возможности их ребенка, методы и приемы, используемые при общении с ним.
Педагогическую работу с родителями мы планируем, исходя из адаптированной образовательной программы:
Важными задачами в этой работе являются следующие:
- формировать потребность родителей в речевом общении с ребенком;
- обучить родителей приемам общения – дактильной и жестовой речи, использование простых слов и опорных карточек;
- формировать чувствительность по отношению к ребенку. Кроме того, формировать адекватную позицию по отношению к ребенку; уметь решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; эмоциональность взаимодействия; и формировать уверенный стиль воспитания;
- обучить родителей наблюдать, замечать появление нового в развитии ребенка в процессе каждодневного общения, делать выводы.
В содержание нашей работы входит и обучение родителей приемам работы со своим ребенком.
Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигаются путем повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.
На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания ребенка.
На практических занятиях родители получают знания по развитию мелкой моторики, слухового восприятия, артикуляционного аппарата, слухо-зрительного восприятия, обучению произношения (родители вместе с ребенком осваивают дактильную и жестовую речь), а также по развитию ВПФ.
Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - лекция на определенную тему, затем - практическое занятие. Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.
Приведем примерную тематику лекций:
№ п.п. | Темы |
1. | Возрастные закономерности развития ребенка с нарушенным слухом. Особенности развития психомоторного развития. |
2. | Виды общения. Значение и роль общения в развитии ребенка с нарушенным слухом. Сотрудничество, как форма организации общения ребенка со взрослым. |
3. | Виды игрушек. Роль и значение игрушки в психическом и речевом развитии ребенка. |
4. | Виды игр. Этапы формирования игровой деятельности. Формирование игры в условиях семейного воспитания. |
5. | Речевая среда в семье для слухо-речевого развития. |
6. | Познавательная деятельность у ребенка с нарушенным слухом. Организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности и речевых функций. |
7. | Закономерности развития слуха и речи. Дидактическая игра как средство речевого развития ребенка. |
При составлении индивидуальной адаптированной программы, встал вопрос о необходимости ассистента для ребенка. Была проведена беседа с мамой, в октябре 2018 года семья ребенка повторно обратилась в ПМПК, на которой решался данный вопрос. Были даны рекомендации маме сопровождать своего ребенка в процессе деятельности и в режимных моментах, но, к сожалению, мама отказывается от роли сопровождающего. Она приводит ребенка рано утром в детский сад и забирает поздно вечером. Данный вопрос так и остался открыт.
Многолетний опыт работы с родителями детей с ОВЗ показал, что использование в комплексной реабилитации методов психолого-педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, эмоционально насыщенным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в вопросах воспитаниях своего ребенка.
К сожалению, на практике мы вновь и вновь сталкиваемся с проблемами, а именно:
- Отсутствие ассистента для сопровождения ребенка.
- Отсутствие специальных условий (воспитатели не имеют достаточных компетенций в работе с ребенком с нарушенным слухом; отсутствие вспомогательных специфических технических средств; отсутствие сурдопедагога; отсутствие звукоизолированного кабинета сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий и FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).
На сегодняшний день мы помогаем этому ребенку, постоянно взаимодействуя между собой, и при всем нашем желании, ту помощь которая необходима ребенку здесь и сейчас, в полном объеме, мы предоставить не можем.
Скорее всего на следующий год ребенку предложат воспитание и обучение в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей. Как это произойдет, в условиях данной семьи, мы сказать не можем…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699262-1446225512.jpg)
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699262-1446225512.jpg)
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699262-1446225512.jpg)
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (7 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.7 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Методическая разработка "Концепция обучения, воспитания, развития ребенка с нарушением слуха"
В разработке подробно описаны познавательные процессы и их роль в обучении неслышащих учащихся и показаны особенности познавательной деятельности глухого ребенка. Описаны психофизические особенности и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-874031-1483988881.jpg)
Игра в жизни ребенка с нарушением слуха
Реферат на тему "Игра в жизни ребенка с нарушением слуха"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-874031-1483988881.jpg)
Значение игры в жизни ребенка с нарушением слуха
Описывается важность использования игровой деятельности в жизни детей с нарушением слуха....