ПК 4.3
материал

Цветенко Анастасия Геннадьевна

Здесь Вы можете познакомиться с фрагментами уроков, в которые включены следующие технологии:  игровая технология, продуктивно-творческая технология и проблемно-диалоговая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 4 класс

Тема урока: Исповедь души. Прелюдия. Этюд.

Тип урока: «открытие нового знания»

Планируемые результаты

Метапредметные: способность проводить аналогии с другими областями знаний

Предметные: выявлять возможности жанра этюда для понимания содержания музыкального произведения композитора.

Личностные: способность уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций.

Оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, флеш-накопитель, ноутбук

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я буду у Вас вести сегодня урок музыки. На доске вы видите музыкальные жанры, с которыми уже знакомы, но, мне, кажется здесь есть что-то новое для вас. На доске написаны слова: опера, балет, симфония, соната, песня, этюд, прелюдия. с какими жанрами вы менее знакомы?

- Правильно, поэтому сегодня мы познакомимся с новыми для вас жанром как этюд. Может быть кто-нибудь знает, что это за жанр?

Этюд – это жанр, который встречается во многих областях искусства – в литературе, в живописи, в музыке, в скульптуре, а также в науке и даже в шахматах. Познакомимся мы непосредственно с жанром этюда в музыке

-Учащиеся приветствуют учителя и составляют слова

- Жанр этюд!

- В живописи, в музыке, в литературе.

К - Планирование сотрудничества между сверстниками и учителем

Л – выработка учебной мотивации, установлении учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Организация исполнительской деятельности

Этюд представляет собой музыкальную пьесу, предназначенную для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. Жанр этюда известен с XVII века, но как самостоятельный этюд получил развитие в XIX века в связи с развитием виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов.

  Сначала этюд был направлен на  овладение различными приёмами фортепиано, что способствовало беглости и укреплению пальцев. Главным представителем данного направления был австрийский композитор и пианист К. Черни. Портреты композиторов вынесены на слайд

Далее начался следующий этап в развитии жанра этюда – эпоха классицизма. Новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов. Появлялась новая литература для ф-но (ноты). Представителями были: Клементи, Крамер, Гуммель.

 3 этап в развитии жанра э. открыла эпоха романтизма. В эту эпоху этюд развивался уже как концертный.

Представителями эпохи романтизма стали: Ф. Шопен и Ф. Лист.

 К какому выводу можно прийти? Этюд как музыкальное направление развивался? Или нет?

Таким образом, мы делаем вывод, что этюд на протяжении долгого времени развивался постепенно и целенаправленно.

Фредерик Шопен (1810-1849гг.) – гениальный польский композитор-романтик, пианист-виртуоз и педагог. В 7 лет Шопен сочинил первое свое музыкальное произведение – полонез. Ф. Шопен сочинил огромное количество музыкальных произведений в различных  жанрах (концерты, сонаты, баллады, ноктюрны, прелюдии, и в том числе этюды). Один из величайших его этюдов- «Революционный» (c-moll).

Композитор сочинил это произведение, когда на его Родине, в Польше было восстание. В тот момент Шопен гастролировал, поэтому не мог участвовать в нем.  Из-за политических переживаний Шопен задумал свой этюд до-минор для фортепиано.  В истории сохранилось письмо Ф. Шопена, написанное в тот период. Откроем письмо. В конверте лежит письмо.

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а, вернувшись домой, – бушую за фортепиано». Как вы считаете какие чувства, эмоции переживал композитор в то время?

- Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали для передачи такого состояния: темп, динамику, лад?

- Сейчас мы послушаем «Революционный этюд» Шопена, и Вы запишете в тетрадь какие средства выразительности использовал композитор по- Вашему мнению. (На доске выписаны в ряд слова мелодия, темп, динамика, лад, регистр, движение мелодии).

Первое слушание. Проверяем

- Мы с Вами как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев!»

 - Кто услышал – оратор закончил свою речь?

Повторное слушание финала, последних тактов.

- Что услышали?

- Чем заканчивается этюд? Пауза бывает обычно  внутри произведения. А здесь? Почему?

- Ритм какого польского танца вы бы взяли в основу: мазурку, вальс, полонез?

- Композитор использует в мелодии этюда ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. «Революционный» этюд Ф. Шопена стал музыкальным символом Польши. С огромной художественной силой отразились в этюде гневный протест и острая душевная боль композитора».

- А сейчас мы попробуем передать настроение и характер музыки в пластике — это будет пластический этюд. Помогут нам в этом ленты разных цветов. У кого-то будут белые ленты, у кого-то красные. Вы можете разбиться на пары, и вместе придумывать движения, они могут быть одинаковыми, а могут быть совсем разными.

Исполнение пластического этюда.

Переход к флагу (показ на слайде)

- Ребята, а ведь выбор цветовой гаммы   лент не случайный. Какие могут быть у Вас предположения, почему ленты именно таких цветов?

 Цвета флага соответствуют цветам государственного герба Польши: белый — белому орлу, красный цвет — фону герба. Белый цвет обозначает нравственные, духовные ценности и безукоризненную чистоту; красный цвет — символ огня, мужества и отваги.

Как вы считаете, композитору удалось передать в музыкальном произведении свои чувства, эмоции и отношение к восстанию в Польше? Можем ли мы сказать, что Ф. Шопен – патриот своей Родины и его музыкальное произведение – это исповедь души? А можно ли наш пластический этюд назвать исповедью души? Почему?

- Учащиеся делают вывод о том, что жанр этюд в течение длительного периода времени развивался постепенно и целенаправленно.

Мелодия: волнующая,

Темп: стремительный,

Динамика: громкая

Регистр: средний

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, аргументируют его.

- Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась…

- Паузой.

Исполняют пластический этюд

Л - способность уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций.

П - выявлять возможности жанра этюда для понимания содержания музыкального произведения композитора.

М - формировать познавательные УУД через усвоение терминов и понятий музыкального языка, а также познание приемов развития музыкального образа;

Л - осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.



Предварительный просмотр:

Продуктивно-творческая технология

Тематическое занятие «Волшебство театра»

Цель: Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе создания театральных этюдов c разыгрыванием сказочных персонажей

Задачи: Анализировать и продумывать «жесты», движения, интонации в соответствии с персонажами  в театральных этюдах, развить артистизм и  творческую свободу, прививать любовь и интерес к театральному и музыкальному искусству.

Музыкальный репертуар: русская народная песня, фоновая музыка для начала занятия

Оборудование: ноутбук, презентация, декорации, видео проектор, музыкальное сопровождение, костюмы, карточки с понятиями

Тип занятия: творческая мастерская

Ход внеклассного мероприятия

Этап

Время

Содержание

Музыкальный материал

1. Организационный

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с Вы будете актерами! Я знаю, что некоторые из Вас очень плодотворно готовились к этому дню.

Предполагается, что дети заранее будут оповещены об этом мероприятии, некоторые из них, то есть «актёры», будут в костюмах, образы которых они самостоятельно или с помощью родителей придумают.

Фоновая музыка

2. Основной

Наша встреча посвящена очень интересной теме, название которой вы видите на экране: «Театр — моя жизнь». На уроках мы знакомились с какими видами этюдов?

Правильно! А какие из пройденных этюдов вам понравились больше всего?

А с каким видом вы еще не знакомы?

На слайде  выписаны виды этюдов с которыми обучащиеся познакомились и с какими еще нет. Далее обучащиеся выбирают словосочетание «театральные этюды». С этим видом этюда они не знакомы.

Ребята, вы точно определили вид, молодцы!

- Давайте сначала вспомним, что такое театр.

А кто в театре у нас выступает?

А как вы думаете сложно ли быть актером? И если да, то почему, а если нет, то почему?

Хорошо, а как вы думаете, давно ли существуют театры?

- Они существуют  с Др. Греции, когда вместо театров, которые мы привыкли с Вами видеть, были амфитеатры - это сооружения, предназначавшиеся для публичных зрелищных выступлений, где проходили гладиаторские бои с участием не только людей, но и животных. На слайде показаны  иллюстрации.

Как вы часто посещаете театры? Какие?

Хорошо, теперь я предлагаю нам вместе создать небольшой театр, указываю на место, где будет сцена

Здесь будет сцена, справа и слева от актера находятся кулисы (показываю).

А здесь будет зрительный зал! Ребята, вы будете зрителями! А что должны делать зрители после каждого выступления артиста?

Молодцы, и как нужно вести себя в театре? Очень тихо!

Ребята, а как Вы считаете, каким должен быть артист?

Но любой выход артиста на сцену – это огромный труд самого артиста. Что знать сыграть роль артисту? Это значит перевоплотиться в другого человека, у которого другое поведение, другой характер, и прожить жизнь того человека, а не свою. Например, (обращаюсь к мальчику) ты дружишь с мальчиком в жизни, у вас есть общие интересы, а в спектакле этот друг будет твоим врагом, и тебе придется сыграть так, чтобы зрители поверили, что вы действительно враги, а не лучшие друзья.

- Ребята, чтобы поставить любой спектакль на сцене с костюмами, с декорациями, артисты много репетируют до самого показа спектакля.

Группу артистов называют театральной труппой. Также в постановке спектакля принимают участие: режиссер-постановщик, которые указывает, как что сыграть, где разместить декорации – это главный человек всего действия.

Далее идет продюсер - человек, осуществляющий финансовый и (совместно с режиссёром) идейно-художественный контроль за ходом производства. То есть, продюсер решает сколько будет стоить цена билета, какие по цене будут декорации, костюмы, какая зарплата. Также в  постановке не мало важное место занимают звукорежиссер и звукооператор.

Как вы думаете, в чем заключается разница?

Звукорежиссер создает звуковые художественные образы, формирует драматургию звука, концепцию звука.

Звукооператор — осуществляет технический контроль записи.

Также есть костюмеры, которые придумывают наряды для артистов.

 Чтобы стать настоящим актером, человек учится сначала в театральном училище.

Они также, как и вы получает оценки, сдает экзамены и получает диплом. А потом начинает работать  в театре. В своей работе актеры используют театральные этюды.

Главная цель в театральном этюде заключается в развитии актерской техники. Этюды являются необходимым элементом в занятиях по актёрскому мастерству. Они  бывают разными по уровню сложности, по содержанию.

С помощью этюдов в актерском мастерстве будущих артистов учат, как  работать над собой, а также с партнером.

Кроме этого, предназначение этюдов состоит в том, чтобы научить актёра работать  как на сцене, так и в неожиданных ситуациях.  Особое место в театральном этюде занимает импровизация актеров. Импровизация является древнейшим типом  музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит в момент ее исполнения. Благодаря ей, артисты познают свои недостатки и способности игры.

Ребята, мы сегодня мы с вами тоже побудем актерами, и выполним театральные этюды, используя в своей работе музыкальное сопровождение, элементы декораций и костюмы.

Ребята, которые не участвуют в постановке, вы будете  входить в состав жюри и в состав зрителей. Делю класс детей на зрителей и состав жюри. Жюри сидит за столом, у которого лежат бланки. Оценивание происходит  по 5-ти балльной шкале по 3 критериям: образность, артистизм, знание слов.

Музыка для сценок



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология

Класс: 7 класс

Тема урока: «Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №3 и Симфония №5 Л.В.Бетховена

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания.

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений, актуализация знаний.

Личностные: воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран, развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку, развитие вокально-хоровых трудностей.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, гитара, презентация, компьютер, аудиозапись музыкального произведения «Симфония №40» В.А. Моцарта, аудиозапись музыкального произведения «Симфония №5» Л.В. Бетховена

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я буду сегодня вести урок музыки.

Учащиеся приветствуют учителя

К – планирование сотрудничества между учителем и сверстниками

2.Организация слушательской деятельности

Начать наш урок я бы хотела с такого вопроса: кто из Вас знает, что такое симфония?

Назовите фамилии великих симфонистов.

-  Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют одинаковое строение:

4  части: 1 часть — быстрая, 2 медленная, 3 часть — менуэт, игра, веселье, 4 часть — быстрый финал. Финал отличает от остальных частей победным, торжественным, праздничным характером.

И первой симфонией, которую мы прослушаем будет всем вам известная Симфония №40 В.А. Моцарта. Сейчас мы прослушаем ее, а вы подумаете и скажете, кто главный герой этой симфонии? Человек 18 века или наш современник?

- Музыка у нас закончилась, что вы можете сказать? Кто главный герой симфонии?

- Так. Хорошо, сейчас еще послушаем этот фрагмент, а вы попробуете продирижировать воображаемым оркестром.

-Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получается дирижировать. Вообще, Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» - загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души. (метод наглядности)

- А мы переходим к следующему композитору — Л.В. Бетховену, написавшему Сонату №5. В возрасте 32 лет у композитора начала развиваться глухота. Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе. Так появилась Симфония №3 под названием «Героическая», которую мы будем разбирать на следующих уроках, а также Симфония №5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».  Позже образ этой симфонии связывали с мифом о Прометее, которых похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.

- Сейчас мы с вам прослушаем первую часть Симфонии №5, а вы мне потом скажете, тема судьбы — это вызов? Или призыв? А, может, предостережение?

- Музыка у нас закончилась, что вы можете о ней сказать? Что нам говорит тема судьбы?

- Хорошо. Сейчас мы еще раз прослушаем этот фрагмент симфонии, а вы подумаете и скажете, какую бы картину вы нарисовали к этой музыке?

- Итак, какую бы картину вы нарисовали?

- Хорошо, молодцы.

Симфония – это жанр музыкального произведения для оркестра. Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков.

Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.

- В этой картине было бы много темных тонов. Она была бы мрачной скорее всего.

- Симфония — один из основных жанров в инструментальной музыке.

- Гайдн, Моцарт, Бетховен.

- 32 года.

- «Джоконда».

 

П - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений

Л - воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

М - умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания.