ПК 4.3
учебно-методический материал

Сокушева Екатерина Евгеньевна

Здесь представлены фрагменты уроков с различными технологиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 1

Тема урока: «Музыка в цирке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.  Научатся слушать и исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы.  Научатся сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к разным жанрам.

Предметные:  научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать ритмический рисунок пьесы, передавать характер звучания пьес и песен,  

Личностные: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте ребята. Садитесь на свои места.

Дети заходят в класс, приветствуют и садятся на свои места. Здравствуйте!

Личностные УУД

(Проявление эмоциональной отзывчивости)

2. Актуализация знаний (2 мин)

Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке. С какими? Кто является автором той песни, которую мы исполняли?

На прошлом уроке мы познакомились познакомились с музыкальными инструментами: клавесином, лютней и гитарой. Гайдн.

Познавательные УУД

(усвоение знания материала прошлого урока)

3. Открытие нового знания (6 мин)

 Очень хорошо, приступаем к новой теме урока. Наверное, на свете нет человека, который не бывал в цирке. Цирк - один из любимейших видов искусства не только детей, но и взрослых.   Цирк – это весёлые клоуны, акробаты, дрессированные звери. Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Догадались?

Тема нашего урока: «Музыка в цирке»

История цирка насчитывает несколько тысячелетий. Еще в Древнем Египте и Древней Греции существовали фокусники, акробаты и дрессировщики животных. Но самый первый цирк появился в Древнем Риме и назывался он Circus Maximus («большой цирк»). В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Ребята, наверно вы со мной согласитесь, невозможен бег лошадки, цирковые трюки артистов без музыки. Значит можно сделать вывод, что музыка важна и нужна в цирковом представлении. Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. Музыка – это украшение для циркового представления. Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актёров, их номеров.

О цирке.

Личностные УУД - проявление эмоциональной отзывчивости; Познавательные УУД -способность детей к рассуждению, принятию решений;

4.Организация слушательской деятельности (13 мин)

Сейчас мы внимательно послушаем музыку и представим тех, кто выходит на арену. Кого вы себе представляли, когда шла музыка? А какая была по характеру музыка? Правильно. Произведение было написано, известным советским композитором Исааком Дунаевским для фильма «Цирк». Продолжаем слушать музыку. Кто-то догадался? На какой номер, музыка похожа? Какого характера была музыка? Это произведение было написано тем же композитором Исааком Дунаевским. Оно называется «Галоп». Галоп – быстрый бег лошади.

Идём дальше. Третий номер на арене цирка – встречайте! Кто же появился на арене? Правильно. На арене появились клоуны. Действительно, клоуны смешат публику своими неуклюжими проделками. Произведение, так и называется «Клоуны». Композитором этой пьесы является Дмитрий Кабалевский.  Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе.

Дети слушают произведение и отвечают на вопросы.

Мы представляли зверей, жонглёров, клоунов, фокусников, всадников на лошадях, воздушных гимнастов. По характеру была слышна торжественная и маршевая музыка. Наверно, это лошадка и всадник. Живая, радостная, стремительная. Клоуны.

Познавательные УУД (изучение нового музыкального материала)Познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), Познавательные УУД (структурирование знаний — общеучебные действия).



Предварительный просмотр:

Проблемно - диалоговая технология

Класс: 8

Тема урока: «Великие мюзиклы мира. Юнона и Авось.»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной); логические действия, работа с информацией, целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыки и разных форм музицирования;коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников, работа в группе;-расширение представлений учащихся о музыкальной культуре.

Предметные:. Определять разные характеры главных партий в  мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. 
Осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, призентация по теме урока, фортепиано.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент

(1 мин)

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Тема нашего урока: «Великие мюзиклы мира Юнона и Авось».

Дети заходят в класс, приветствуют и садятся на свои места. Здравствуйте!

Личностные УУД  -проявление эмоциональной отзывчивости

2. Открытие нового знания (8мин)

Как вы думаете, что такое мюзикл? Мюзикл – это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик. Музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. 
Ни один жанр, музыкального театра XX века не порождал и не задавал столько вопросов и столько загадок, как мюзикл. Что это за жанр? Может быть это смесь жанров? Даже если это жанр, к какой музыке его можно отнести: к «Серьёзной» или «Лёгкой»? Можно сказать, что мюзиклу дано многое: он может рассказать о жизни, может притвориться лёгкой комедией, может отказаться от разговорных сцен, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, а может быть рок – оперой или существовать в классических традициях. Можно сказать это свобода тематики и выразительных средств, которая порождает разнообразные спектакли, настолько разнообразные, что порой иногда не ясно, по каким формальным признакам их можно отнести к одному жанру. Сейчас к мюзиклу относят: и рок - оперу, и поп – оперу, и зонг-оперу. Одним словом сказать, все оперы с приставками. Но, тем не менее, единство было и оно могло понять, что такое мюзикл. Это самый сложный и своеобразный жанр, в котором нашли чуть ли не все стили сценического искусства, своё отражение, которые существовали прежде. Мюзикл начал сформировываться в начале XX века. Жанр зародился в США, однако историческая ретроспектива невозможна без оглядки на европейское влияние. В XVIII столетии опера стремительно набирала обороты в развитии, чтобы к началу XIX века явить себя в качестве важнейшей театральной формы. Однако постановки в Италии, Франции, Вене собирали в залах преимущественно аристократию, представителей привилегированных общественных слоёв. Опера считалась развлечением «для избранных», Америка, наоборот, стремилась предоставить обществу такое искусство, которое по содержанию, подаче и оформлению было доступно массовому зрителю вне зависимости от его социального статуса и финансового положения. Предшественником мюзикла считается шоу менестрелей, которые набрали популярность к концу 80-х годов позапрошлого века. Комедийное зрелище представляло сбой постановку в сатирическом ключе, где характеры персонажей передавались в несколько гротескном стиле. Структура спектакля подразумевала 3 действия, в каждом из которых сюжет развивался посредством песен и танцев. Шоу менестрелей со временем видоизменились, преобразовавшись в водевиль, бурлеск и, разумеется, мюзикл. Уже в то время артисты, участвующие в подобных сценах, должны были быть универсальными в плане творческого мастерства: они являлись танцорами, певцами, лицедеями. В актуальное время мюзиклы чрезвычайно популярны. Они становятся частью репертуара именитых театров, а могут быть поставлены и на периферийных площадках. К этому жанру обращаются школьники, студенты при организации собственных мероприятий в границах отдельных учебных заведений. Любительские представления устраиваются в церквях и на стихийно установленных уличных подмостках. «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» - эти пронзительные строки увековечили историю любви юной испанки и русского дипломата. «Юнона и Авось» стала примером того, что искусство способно возрождать к жизни забытые события, имена и чувства. В основе мюзикла лежит поэма Андрея Вознесенского «Авось», музыку к спектаклю написал композитор Алексей Рыбников, постановку осуществил Марк Захаров на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году. Андрей Вознесенский (1933-2010) - Советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Алексей Рыбников (род.1945) - Советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации. Марк Захаров (1933 – 2019) - Советский и российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, педагог, литератор, общественный деятель. Если мы думаем, что героев зовут Юнона и Авось, то мы начинаем заблуждаться, на самом деле это имена парусных судов, на которых главный герой совершал плавание к берегам Калифорнии. Поэма Вознесенским была написана на реальных событиях. Камергер Николай Петрович Резанов не находит себе места после смерти жены, обивая императорские пороги в целях создания Русско-Американской компании. Наконец, он получает высочайшее соизволение отправиться на кораблях «Юнона» и «Авось» к берегам русской Аляски для улучшения снабжения местных поселений и развития торговли с Калифорнией. Прибыв в Сан-Франциско, Резанов знакомится с комендантом Хосе Дарио Аргуэльо и влюбляется в его 15-летнюю дочь Кончиту. Кончита отвергает жениха Федерико ради блистательного и страстного чужеземца. Происходит помолвка, Резанов должен завершить дела в Америке и поехать в Санкт-Петербург за разрешением на брак с католичкой. Кончита просит взять ее с собой: «Я буду тебе парусом в дороге!». Фатальное предчувствие не покидает влюбленных. Встретиться еще раз им так и не удалось – стремясь скорее добраться до дома, Резанов заболевает и умирает в Сибири. Кончита ждет любимого тридцать лет… 
Тема любви актуальна и вечна. Она делает произведение искусства уникальным и неповторимым. Чтобы нам с вами в этом убедиться, предлагаю прослушать стихи, которые легли в основу песни «Я тебя никогда не забуду». А чтобы нам больше углубиться в эту историю, мы послушаем стихи.

Мюзикл – это театральное представление.

Личностные УУД - проявление эмоциональной отзывчивости; Познавательные УУД -способность детей к рассуждению, принятию решений

3.Организация слушательской деятельности (8 мин)

 А чтобы нам больше углубиться в эту историю, мы послушаем стихи. Действительно, стихи прекрасные, но не менее прекрасной получилась бы музыка. Сейчас мы её послушаем. Какая была музыка по характеру? А ещё музыка была завораживающая, энергичная, мягкая. Как мы видим, любовь героев предстаёт возвышенной, почти святой, оставляет чувство пронзительной грусти, надежды. Но как бы ни были прекрасны персонажи, и как бы ни сильна была их любовь, им не суждено быть вместе и ничего нельзя изменить. Многие думают, что в финале музыка будет звучать как минорная, грустная, безысходная. А вот как написали финал Вознесенский и Рыбников. Ребята, наверно вы также как и я услышали в финале слова Аллилуйя. Что означает Аллилуйя? Верно. Аллилуйя в переводе с греческого означает «Да здравствует»! Композитор, хотел сказать таким финалом, что жизнь не заканчивается, а продолжается. Тема любви, искренности чувств остаётся волнующей , заставляющей человека совершать немыслимые подвиги во имя любви.

Дети слушают произведение и отвечают на вопросы. (Слушают). 

Искренняя, печальная, звонкая, мужественная. Скорее всего это приветствие.

 

Познавательные УУД (изучение нового музыкального материала)П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)



Предварительный просмотр:

Технология  развития ассоциативно-образного мышления

Класс: 1

Тема урока:  «Музыкальные инструменты»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты:

Метапредметные: ставить и формулировать проблемы, составлять план и последовательность действиий, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Предметные: воспитание культуры слушания музыкальных произведений, знание изученных музыкальных произведений; проанализировать прослушанные музыкальные произведения; «поиск и использование в практической деятельности информации о музыке».

Личностные: развивать духовно - эстетические потребности ребенка, развивать интерес к искусству, проявлять интерес к применению творческих подходов к выполнению заданий предложенных учителем, заинтересовать учащихся данной темой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, призентация по теме урока, фортепиано.

Музыкальный репертуар: И. Г. Конради «Менуэт» (лютня), «Романс» (гитара) «Я встретил вас» в исполнении И.С. Козловского; 
Ж.-Ф.Рамо «Тамбурин» (клавесин), «Как под яблонькой» русская народная песня (гусли), «Старый добрый клавесин» -.Й.Гайдн. 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (1мин)

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Евгеньевна. Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир, а точнее в мир музыкальных инструментов. Более подробно поговорим о лютне, гитаре,клавесине и гуслях.

 

(Дети заходят в класс, приветствуют и садятся на свои места).

Личностные УУД  - проявление эмоциональной отзывчивости

2.Открытие нового знания (8 мин)

В давние времена самым любимым музыкальным инструментом была лютня. Лютня – струнный щипковый инструмент с широким загнутым грифом и овальным корпусом. Считается, что родиной лютни являются страны Древнего Востока (например, в Египте и других арабских странах). А позже лютня появилась в Европе. Лютню любили и богатые аристократы, и простые люди. Под сопровождение лютни странствующие музыканты исполняли свои песни и танцы. Существует большое количество старинных картин, на которых изображены лютни и лютнисты.

(Дети слушают тему урока).

Личностные УУД -проявление эмоциональной отзывчивости; Познавательные УУД -способность детей к рассуждению, принятию решений

3. Организация слушательской деятельности (8 мин)

Сейчас мы прослушаем звучание лютни. Послушайте внимательно. Звучание, какого инструмента она вам напомнила. Правильно. А что есть ещё общего у этих инструментов? Есть ли какие – то отличия? Совершенно верно.  Гитара - тоже струнный щипковый инструмент. Но, в отличие от лютни, у гитары обычно всего шесть струн и гриф ровный, не загнутый. Гитара - старинный инструмент, но и наше время гитара один из самых популярных и распространённых инструментов. Гитару можно услышать в концертном зале как сольный инструмент. Прослушайте, как звучит гитара. Подумайте, где ещё можно услышать гитару? Кроме концертного зала. Что люди поют под звуки гитары? Верно. Сейчас прозвучит романс. Во время слушания подумайте, какая роль главнее, у гитары или у певца? Конечно, когда мы слушаем песню или романс, мы больше обращаем внимание на слова и мелодию, который поёт певец. А звуки гитары сопровождают мелодию, гитара играет аккомпанемент. Познакомимся ещё с одним музыкальным инструментом. Он называется клавесин. Какой музыкальный инструмент вам напоминает клавесин? Клавесин действительно похож на рояль, но он появился раньше. Есть ли какие – то различия между этими инструментами? Верно. Теперь прослушайте как звучит клавесин. Отличаются ли звуки у клавесина и рояля? Конечно, звук у клавесина более высокий и отрывистый. А дело в том, что клавесин – это клавишно – струнный, щипковый инструмент. Струны клавесина защипывались вороньим пером. Клавесин часто украшал дома богатых аристократов, и когда на клавесине играли изнеженные барышни, они хотели показать белизну и изящество своих рук и кистей, а также на фоне чёрных клавиш можно было лучше разглядеть их бриллиантовые колечки. Клавесин очень дорогой, красивый украшенный инструмент, он был произведением искусства. Послушайте ещё раз, более внимательно. Подумайте, на какой русский народный инструмент похож клавесин по звучанию? Верно. Послушаем как звучат гусли и сравним их со звучанием клавесина. Похожи? И не зря в России в 18 веке, на гуслях исполняли различные клавесинные произведения. На протяжение большого времени, музыкальные инструменты изменяются, их переделывают. Например, из простой дудочки свирели получилась современная флейта. А из гуслей – клавесин.

(Дети слушают музыкальный фрагмент И.Г.Конради «Менуэт» (лютня) и

сравнивают звучание лютни с известной многим гитарой). Скорее всего звучание этого инструмента было похоже на гитару. У лютни и гитары есть струны. Лютня чем – то напоминает балалайку. (Дети слушают фрагмент «Романса» в исполнении Ивана Семёновича Козловского). Гитару можно услышать и в парке, и в общественном месте, а кто-то и дома играет на гитаре. Песни и романсы. (Дети слушают романс «Я встретил вас»). Скорее роль певца важнее, чем роль гитары. Фортепиано, рояль. По форме, может быть по звучанию, на различие клавиш. (Дети слушают «Тамбурин» Ж.Ф. Рамо). Да, звук у клавесина больше отрывистый и высокий. (Дети ещё раз слушают фрагмент «Тамбурин» и находят сходства со звучанием гуслей). Это русский народный инструмент гусли. (Дети слушают и сравнивают звучание). Да

Познавательные УУД (изучение нового музыкального материала)