ПК 3.4.
материал

Денисов Роман Алексеевич

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_denisov.doc203 КБ
Файл denusov.pptx92.74 КБ
Файл klassifikatsiya_sorevnovaniy.pptx489.09 КБ
Файл pasport_proekta_2.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Денисов Роман Алексеевич

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ 12-13 ЛЕТ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 49.02.01.

с оценкой____________________

Физическая культура

«   » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 39

Руководитель: Ртищева М.В,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

первой квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

6

  1.  Основные  понятия общефизической подготовленности

6

  1.  Лыжи и история появления лыжного вида спорта

7

  1.  Достоинства лыжного спорта

9

1.4.     Тренировочный процесс лыжника

10

1.5.     Средства тренировки лыжников в бесснежный период

11

Выводы по 1 главе

13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ   12-13 ЛЕТ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД                                                          

2.1   Особенности двигательной активности лыжников

2.2   Возрастные особенности развития детей 12-13 лет

2.3   Анализ методических подходов к развитию выносливости лыжников

Выводы по 2 главе

14

14

17

23

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

34

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Каждый россиянин имеет право выбора заниматься тем видом спорта, который ему больше нравится. Физическую культуру и спорт, как один из главных факторов воспитания человека, сейчас рассматривает правительство в России.

Особое место физкультура и спорт занимают в воспитании детей и подростков. Имеющиеся в нашей стране сеть спортивных школ, спортивных сооружений предоставлены в распоряжение детей и молодежи. В то же время гармоничное развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств и методов тренировки на протяжении многих лет с учетом возрастных и других особенностей организма.

Задачи летнего (подготовительного) периода в тренировочном процессе лыжника - это укрепление общефизической подготовленности, совершенствование всех функций организма, достижение высокого уровня физических качеств: силы, быстроты, координации движения, гибкости, общей и скоростной выносливости. Наряду с этими качествами в летний период просто необходимо развивать качества специфические для данного вида спорта, при этом, чтобы эти качества отвечали современным требованиям техники передвижений лыжника и способствовали росту его результатов. Непрерывный рост результатов требует поиска и совершенствования средств и методов специальной подготовки гонщика.

Применение специальных упражнений в подготовительном периоде способствует правильному применению техники передвижения на лыжах, более качественному освоению и закреплению основных элементов техники лыжных ходов, развитию необходимых физических качеств. Между тем в методической и научной литературе существуют разноречивые мнения о значимости их применения для совершенствования структуры двигательных функций и развития специальных качеств лыжника. Как правило, большая часть рекомендаций основана на практическом опыте и субъективных представлениях ряда авторов. На развитие специальных качеств для освоения самой последней техники лыжных ходов (коньковый и полуконьковый ход), вообще на сегодняшний день, недостаточно рекомендаций по методике освоения техники в подготовительном и соревновательном периодах. Так как летний период, является неотъемлемой частью общего процесса круглогодичной тренировки, при этом является важнейшим периодом, предопределяющим успех спортсмена в соревнованиях, и занятия в этот период более объемны и продолжительны (что связано с летними каникулами и централизованной подготовкой многих юных спортсменов), то на специальную подготовку, расширение и освоение новых, более полезных ее методов и средств следует обратить особое внимание. Сохраняя основные принципы тренировки в подготовительном периоде, мы в то же время не можем ее строить по какому-то шаблону, так как с каждым днем возрастает работоспособность организма лыжника, повышается его мышечная сила, возрастает выносливость, быстрота движений, выше становится двигательная координация, и перед спортсменом ставятся новые повышенные требования, а в тренировку включаются новые средства. И все эти средства должны применяться, исходя из особенностей лыжных гонок в условиях сильно пересеченной местности, с высокой общей скоростью передвижения, требующей от лыжника интенсивной работы, как на подъемах, так и на равнинных участках, и даже на пологих спусках. При этом высокую скорость можно поддерживать только при условии совершенного владения техникой передвижения и на высоком уровне тренированности. Добиваясь всех указанных показателей в специальной подготовке лыжников, нельзя забывать, что тренер имеет дело с не сформировавшимся детским организмом, и использование чрезмерных нагрузок в их подготовке, чрезмерной интенсивности вредной для организма и психики ребенка. Даже в течение одного соревновательного сезона эти чрезмерности могут сказываться на стабильности результатов, но гораздо сильнее они сказываются в дальнейшем на здоровье и работоспособности воспитанников в будущей их жизни, а также спортивной практике.

На практике часто используются недостаточно эффективные методики развития повышения общефизической  подготовки лыжников 12-13 лет, в частности, на летнем этапе подготовительного периода. Таким образом, актуальность данной темы и  определила цель и задачи курсовой работы.

Цель работы – на основе научно-методической литературы изучить методику повышения общефизической подготовленности лыжников 12-13 лет во внеурочной деятельности.

Объектом исследования в работе выступает учебно-тренировочный процесс лыжников 12-13 лет во внеурочной деятельности.

Предмет исследования – методика повышения общефизической подготовленности лыжников 12-13 лет в летний период.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
  2. Проанализировать методику развития повышения общефизической подготовленности у лыжников 12-13 лет в летний период;
  3. Проанализировать возрастные особенности и особенности методики тренировки лыжников 12-13 лет  для  повышения общефизической подготовленности в летний период.

 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Педагогические наблюдения.
  3. Анализ планов тренировочной работы.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

  1.  Основные  понятия общефизической подготовленности

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, допустим: гимнастика, бег, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счёт и в ущерб остальных.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • приобрести общую, выносливость;
  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства [11, с.27].

Таким образом, ОФП нацелена на развитие физических качеств: сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость и функциональную подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма человека. Общефизическую выносливость развивают несложные циклические движения в течение максимально длительного промежутка времени.

  • Бег на длинные дистанции и переменный бег.
  • Многократное повторение специфических упражнений через малые промежутки времени или подряд.
  • Выносливость можно тренировать целенаправленно или опосредованно, т.е. во время тренировки, направленной на развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.

  1. Лыжи и история появления лыжного вида спорта

Катание на лыжах является одним из самых распространенных и доступных видов зимнего спорта. Оно так популярно, что помимо природных горнолыжных трасс создаются искусственные «снежные вершины» для тренировок. Виды лыжного спорта настолько многообразны, что каждый сможет выбрать себе занятие по уровню активности и экстремальности. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.

Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М. Микляев, 1982 г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.

Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552 г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770 г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960 г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.

В 1733 г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.

Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г .), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г. ).

В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление [4, с.56].

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Международную лыжную Федерацию.

  1. Достоинства лыжного спорта

Классический лыжный спорт имеет много достоинств перед остальными видами спортивной нагрузки.

  1. Разнообразие. Каждая тренировка может отличаться по дистанции, маршруту. В нее можно включать различные фигурные и экстремальные элементы, препятствия, спуски различной высоты. В зависимости от состояния снега лыжник выбирает тот или иной тип катания.
  2. Этот вид спорта задействует одновременно практически все мышцы. Если кататься активно, то работает грудная клетка, мышцы нижних и верхних конечностей, прорабатывается внутренняя часть бедер, голень, укрепляется спина и плечевой пояс.
  3. Занятия проходят на свежем воздухе, что обогащает все органы кислородом. Горные зимние пейзажи благотворно влияют на нервную систему, снимают напряжение, стресс.
  4. В детском возрасте лыжный спорт помогает всестороннему развитию. Он не только укрепляет физическое здоровье, но и воспитывает в ребенке такие качества, как дисциплина, воля, командный дух, выносливость, смелость.
  5. Специфика этого зимнего вида спорта предусматривает занятия при низких температурах. Это способствует закаливанию, повышает сопротивляемость к холоду, вирусным заболеваниям.
  6. Многообразие видов лыжного спорта и их краткая характеристика позволяет заниматься в любом возрасте и при любом уровне подготовки. Человек может сам регулировать нагрузку, выбирая оптимальный уровень сложности маршрута и длительность дистанции [4, с. 34].


1.4 Тренировочный процесс лыжника

Лыжные гонки – соревновательный бег на лыжах по заранее установленному маршруту. Дистанция прокладывается по естественному рельефу. Разрешено проводить в 2 стилях катания: коньковом и классическом. Оценивается скорость прохождения трассы.

В лыжных гонках, как и в любом другом виде спорта, существуют свои этапы подготовки спортсменов как в годичном макроцикле, так и в многолетнем процессе подготовки. Весь годичный цикл подготовки делится на 3 этапа: летне-осенний, зимний и весенний.

Каждый из вышеперечисленных этапов соответствует определенному периоду подготовки лыжников-гонщиков. Так, летне-осенний этап соответствует подготовительному периоду; зимний этап - соревновательному, весенний – переходному.

Летне-осенний этап в свою очередь делится на следующие циклы:

  1. середина мая – июнь – втягивающий цикл. Основной задачей цикла является – подготовить организм лыжника-гонщика к предстоящему (следующему) циклу с выполнением высоких по объему тренировочных нагрузок.
  2. июль – август – базовый цикл. В этом цикле происходит дальнейшее повышение объема тренировочных нагрузок и увеличение числа тренировочных занятий скоростной и скоростно-силовой направленности.
  3. сентябрь – середина ноября – цикл, в ходе которого стабилизируются объемы тренировочных нагрузок и повышается количество тренировочных занятий скоростной направленности, т.е. повышается интенсивность выполнения тренировочных нагрузок.

Во многих рекомендациях по тренировке лыжников-гонщиков говорится об увеличении числа тренировочных занятий по мере перехода от этапа к этапу подготовительного периода. Однако, как показывали результаты различных исследований, приводимых разными авторами, само по себе количество тренировочных дней не является достаточно информативным параметром тренировочного процесса. Гораздо важнее качественная сторона тренировки и главное - тенденция распределения основного объема работы в тренировочных днях недельного микроцикла. Концентрация основной нагрузки в относительно немногих днях недельного микроцикла (2-3) дает лучший эффект в смысле прироста работоспособности, чем равномерное ее распределение на большее количество тренировочных дней (при одинаковом общем объеме выполняемой работы). Тогда как для сохранения приобретенной тренированности предпочтительнее распределение данного объема нагрузки на большее количество тренировочных дней в микроцикле [8, с.45].

1.5 Средства тренировки лыжников в бесснежный период

Средства тренировки лыжников в бесснежный период многочисленны. Все средства условно можно разделить на основные и вспомогательные.

К основным в лыжных гонках относят следующие:

  • Кросс с имитацией лыжных ходов в подъем (пологий или крутой – рельеф трассы, в зависимости от направленности тренировочного занятия, т.е. его специфики). Имитация в подъем бывает двух видов: шаговая и прыжковая. Шаговая имитация направлена на техническое прохождение трассы, отработку технических элементов (фазу отталкивания, фазу переноса веса тела, фазу полета и фазу приземления). Данный вид имитации выполняется на пульсе – 140-160 уд./мин. Прыжковая имитация направлена не только на техничное и мощное выполнение, но и на развитие функционального состояния организма лыжника (пульс – 160-180 уд./мин.). Как средство тренировки лыжников имитация применяется для более детального воссоздания техники и передачи ощущений, которые лыжник испытывает непосредственно на лыжах – в снежный период подготовки.
  • Имитационные упражнения (в движении и на месте). Данное средство специальной подготовки лыжников позволяет тренеру исправлять ошибки в технике, корректировать или совершенствовать любой технический элемент или отдельное движение воспитанника, используя любой из лыжных ходов пофазно (классический ход: одновременно-бесшажный, одновременно-одношажный, попеременно-двушажный; коньковый ход: одновременно-одношажный, одновременно-двушажный, попеременно-двушажный).
  • Лыжероллеры смогли занять свое, важное место в летне-осеннем тренировочном процессе лыжников. Благодаря лыжероллерам была автоматически снята проблема недостатка соревновательной практики в бесснежный период подготовки лыжников. Причем лыжероллеры стали самым незаменимым средством специальной подготовки, т.к. именно благодаря им у лыжников появилась возможность детального воспроизведения и воссоздания всех лыжных ходов и их элементов лыжной подготовки в подготовительном периоде.
  • Кросс также является одним из важнейших средств подготовки спортсмена (в лыжных гонках и др. видах спорта), а также - хорошим средством восстановления.
  • Кросс-поход (смешанное передвижение) – оказывает разностороннее воздействие на организм спортсмена, т.к. включает в себя два режима деятельности: с одной стороны бег – несет в себе развивающее тренировочное воздействие, с другой – ходьба – восстановительные процессы после бега. Данное средство тренировки лыжников позволяет увеличивать длительность тренировочного занятия благодаря своей специфичности.

К вспомогательным средствам подготовки лыжников можно отнести множество других видов деятельности таких, как:

  • Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на травяном покрытии, теннис и др.)
  • Плавание.
  • Велосипед.
  • Гребля.
  • Гимнастика.
  • Борьба.
  • Легкая атлетика.
  • Занятия в тренажерных залах и др. [10, с.39].

В современных исследованиях доказана эффективность применения некоторых из них, но в вопросе применения тех или иных средств до сих пор нет единого мнения.

Выводы по 1 главе

В работе мы раскрыли актуальность выбранной темы, определили цель, задачи и методы исследования, рассмотрев основные понятия ОФП, задачи и физические качества, на которые нацелена ОФП. Для более детального описания тренировочного процесса лыжников мы уделили внимание истории появления и развития лыжного спорта в мире, а также, определили достоинство этого вида спорта. Переходя непосредственно к тренировочному процессу и подготовки лыжников, уточнили, что существует два стиля катания на лыжах и весь годичный цикл подготовки делится на определенные этапы, которые соответствуют определенному периоду подготовки лыжников. Более подробно мы остановились на средствах тренировки лыжников в бесснежный (подготовительный) период и закончили первую главу на классификации средств тренировки лыжников в бесснежный период касательно ОФП.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ 12-13 ЛЕТ  В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД                                                              

2.1 Особенности двигательной деятельности лыжников

Передвижение на лыжах является динамической, циклической работой. Лыжные гонки требуют развития общей и скоростной выносливости. В известной степени для лыжников необходимо и развитие силы. Эффективность работы мышц нижних и верхних конечностей обусловлена развитием их силовых качеств.

Движение лыжника на дистанции разнообразны и сложны по координации. Он должен не только владеть двигательными навыками, обеспечивающими передвижение различными способами по равнине и позволяющими преодолевать подъёмы и спуски, но и уметь использовать эти двигательные качества в сложных условиях, иногда при мгновенном изменении рельефа и направления трассы.

Лыжный спорт, предъявляет определённые требования к организму занимающихся. Это особенно необходимо учитывать при работе с детьми.

Лыжные гонки требуют от занимающихся хорошей координация движений, поскольку представляют собой локомоцию типа ходьбы с резко удлинённой опорой, с использованием работы рук. Лыжный спорт развивает общую и скоростную выносливость, но при подготовке к соревнованиям используется силовая тренировка (лыжероллеры, бег в гору с лыжными палками и отягощающими поясами и т.п.). У лыжника во время тренировки (соревнования) задействована большая группа мышц, отсюда и большие энергетические затраты. «Дыхание при попеременном двухшажном  ходе ритмичное – 1:1, 1:2, а при одновременных ходах выдох производится во время толчка палками и наклоне туловища. Правильное сочетание дыхания и движений всегда повышает эффективность работы. У лыжников хорошо развита дыхательная мускулатура. Поэтому у них большая амплитуда дыхательных движений и высокие показатели жизненной ёмкости лёгких (у мужчин от 5,5 до 7,5 л, у женщин – 3,5; 4,5л). Кислородный запрос у лыжников больше, чем в других видах спорта (таких как плавание, велошоссе и др.) при работе такой же интенсивности. Это объясняется вовлечением в работу большой группы мышц. Частота сердечных сокращений в покое колеблется от 32 до 48 ударов в минуту у мужчин, и от 45 до 50 у женщин. Во время гонки частота сердечных сокращений может достигать 160-190 ударов в минуту и более, а на финише – частота пульса достигает 200 и более уд/мин. Артериальное давление у лыжников характеризуется низкими показателями, т.е. имеет место гипотония» [3].

Таким образом, мы видим, что лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому «возрастной нормой для начала занятий лыжным спортом считается 9-12 лет» [3].

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных спортсменов возможно лишь при условии учёта анатомо-физиологических особенностей растущего организма.

Одним из существенных факторов, определяющих уровень спортивной работоспособности лыжника, является выносливость. Выносливость – основное качество лыжников. Все остальные качества следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основным. Выносливость – это качество необходимое всем спортсменам не только в соревнованиях, но и еще для выполнения большого объема тренировочной работы, при этом не уставать от продолжительной разминки, – также при ожидании между стартами быстрее восстанавливаться. Высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена [8; 10; 13].

В целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё [9; 12].

Различают выносливость общую и специальную. Первая является частью общей физической подготовленности, вторая – частью специальной подготовленности.

Общая выносливость проявляется в упражнениях циклического и ациклического характера.

Общая выносливость – способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой,  дыхательной и центральной нервной системам. Общая выносливость позволяет подготовленному спортсмену справиться с работой большой и умеренной мощности [16; 22; 24].

Общая выносливость спортсмена служит основой для развития специальной выносливости. Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжении всего процесса круглогодичной тренировки, непрерывно повышая то одну, то другую выносливость. Эти две задачи решаются на протяжении года не в равной мере. Вначале приобретается преимущественно общая выносливость, а затем, на этой основе, специальная выносливость. Это должно быть особенно выражено у новичков и меньше у давно тренирующихся спортсменов [18; 27; 28].

Длительный бег и тренировки на лыжероллерах в умеренном темпе должны иметь место и применяться целенаправленно в подготовке лыжников в летний период. Этот фон, на который постепенно накладывается работа повышенной интенсивности. Повышение интенсивности упражнений в работе со спортсменами необходимо проводить постепенно [6; 8; 9].

Развитие выносливости и переход её в качественно новую форму протекает неодинаково. На повышение выносливости влияют и условия развития ребёнка и система организованного физического воспитания.

Достижение высоких результатов в лыжном спорте возможно лишь при многолетней, систематической и целенаправленной подготовке, начиная с юных лет. Многолетняя подготовка лыжника представляет собой сложную систему, объединяющую процессы воспитания, обучения и тренировку.

В процессе воспитания осуществляется всестороннее и гармоничное развитие личности спортсмена-лыжника, формирование высоких морально-волевых качеств.

В процессе обучения юные спортсмены овладевают всем арсеналом техники способов передвижения на лыжах, изучают и совершенствуют тактику лыжного спорта, приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки в области спорта, гигиены и самоконтроля.

Тренировка лыжника - специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Основная цель в лыжном спорте – это достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и становления спортивного мастерства. Достижению этой цели подчинена вся деятельность спортсмена в процессе тренировки.

«Физические нагрузки, применяемые в летнем тренировочном процессе, должны использоваться педагогом с учетом основных дидактических принципов: постепенности (от простого к сложному), доступности, наглядности, систематичности, сознательности, с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка. Следует учитывать так же суточную и сезонную биоритмику занимающихся, климатогеографические и социальные факторы» [6].

2.2 Возрастные особенности развития детей 12-13 лет

Для успешной реализации тренировочных планов в летний период и достижения поставленного результата следует учитывать психологические особенности начинающих спортсменов. Многие специалисты в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки считают, что психологическая подготовка спортсменов имеет немаловажное значение, а так же психологическая готовность ведения соревновательной борьбы.

Возраст 12-13 лет представляет собой тонкую грань между детством и подростковым возрастом, который связан с интенсивным перестроением организма. Психическое и физиологическое развитие протекают не одинаково, и поэтому границы подросткового возраста достаточно обширны. Выделяют 3 кризиса возрастного развития, одним из которых является кризис подросткового возраста. Ведущие образования данного возрастного периода, по Э. Шпрангеру, возникновение «Я», рефлексии и осознание собственной индивидуальности, что является основой в построении тренировочного процесса с учетом личностных особенностей. Наступает период формирования нового «Я», нового отношения к своей внешности, гипертрофированной значимости любых физических недостатков и изъянов. Сильные эмоциональные переживания могут быть несколько ослаблены чутким и внимательным отношением со стороны взрослых [20].

Психологическая оценка самосознанием ребенка собственного «Я», полностью зависит от начала времени наступления пубертатных процессов и темпов их протекания [28]. Выделяют 3 основных типа развития психики в период полового созревания. Первый тип характеризуется быстрым, взрывным протеканием возрастных изменений. Второму типу свойственно плавное взросление без видимого качественного скачка в изменении психических функций организма. И третий тип занимает промежуточное положение, ребенок сам активно пытается преодолеть возрастной кризис, за счет самоконтроля и волевых усилий. Более раннее половое созревание, также как и опережающее физическое развитие, создает предпосылки для толерантности возрастных изменений психики. Поэтому занятия физической культурой и спортом способствуют большей психологической устойчивости. Д. Б. Эльконин указывал на то, что самоизменение возникает и начинает осознаваться первоначально психологически, а лишь затем подкрепляется физическими изменениями в организме [21].

В данный возрастной период преобразования затрагивают различные сферы психики. Это касается и мотивационной сферы. Формируется новая система последовательности, соподчиненности и значимости мотивов. Л. И. Божович утверждает, что на протяжении этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь [18].

Протекает данный возрастной период достаточно бурно. Ярко выражена нестабильность в поведении. Периоды стабильности, целенаправленности деятельности чередуются с периодами резкого перепада настроения, неадекватной реакцией на замечания, меняющиеся ситуации. Причиной этому может служить неполноценное питание, не удовлетворяющее запросам подросткового организма. Недостаточное употребление пищи в совокупности с активным ростом организма, приводит к появлению излишней раздражительности [30].

Высока роль общения для психического становления 12-13-летних детей. Постепенно для подростков становится более важным мнение сверстников, несколько ослабевает влияние родителей, не всегда способных правильно понять своих чад. Детям свойственно нахождение в группе или коллективе. Как правило, привязанность складывается на основе интимно-личностных и общих интересов. Подростки избирательны и критически относятся к выбору компании или иной социальной группы. Но при этом влияние подростковой компании или коллектива единомышленников на ребенка велико.

Психические процессы претерпевают существенные изменения. Это затрагивает воображение, мышления, память, восприятие и др. Процессы мышления развиваются следующим образом: происходит овладение понятий ребенком, осуществляется коррекция полученной информации. Посредством интеллектуальной деятельности возникают в сознании, а затем осуществляются практически новые двигательные стереотипы. Мышление осуществляется на основе рефлексии. Из множества предоставленных вариантов ребенок способен выбрать наиболее рациональный и правильный, при этом логически обосновав свой выбор [28].

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высоким уровнем спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, который особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно, прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений [31].

Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14  годам достигает уровня взрослого. Максимального частота движений увеличивается с 7 до 13 лет. До 12-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Причём способность воспроизводить амплитуду движений максимально увеличивается в 7-10 лет и после 12 лет практически не изменяется, а точность воспроизведения малых угловых смещений увеличивается до 13- 14 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости у 12-14 летних спортсменов. Точность движений в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в разных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет [33]. Наиболее значительные темпы увеличения гибкости в 13-14 летнем возрасте. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направлено воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаются уже в юношеском возрасте. Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 10-12 до 13-15 лет.

Прирост силы происходит у мальчиков в 13-14 лет. Позже развивается выносливость. Существуют возрастные; половые и индивидуальные отличия выносливости. Интенсивный прирост выносливости к динамичной работе наблюдается с 11-12 лет. Каждый возрастной период имеет спои особенности в строении, функциональных отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом [9; 11; 29].

При проведение успешной учебно-тренировочной работы необходимо строго учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности детей. Трудно провести строгие границы между возрастами, поскольку особенности каждого не остаются неизменными, однако в педагогической теории и в спортивной практике ориентировочно намечена периодизация растущего организма.

Выдающиеся русские педагоги большое внимание уделяли учебно – воспитательному процессу, проводимому сообразно с возрастными особенностями растущего организма. П. Ф. Лесгафт был глубоко убежден, что воздействие на молодой организм только тогда будет иметь успех, когда будут происходящие изменения в этом организме.

Примерное разделение на несколько возрастных групп:

  • 11-12 лет – подготовительная группа;
  • 13-14 лет – группа младшего возраста;
  • 15-16 лет – группа среднего возраста;
  • 17-18 лет – группа старшего возраста.

Подростковый возраст обычно начинается с 12-14 лет, с появлением вторичных половых признаков. В этом возрасте дети вступают в период полового созревания. Значительно прирастает мышечная сила. Чувствуя прилив сил, подростки часто переоценивают свою выносливость. В этом возрасте наблюдается неравномерность развития мускулатуры и костей, непропорциональность туловища и конечностей. Движения подростка не координированы, угловаты. Он не ловок. Упражнения в избранных движениях постепенно устраняют этот недостаток. Увеличивается рост и масса тела. Наряду с силой увеличивается выносливость мышц. Сила увеличивается в следствии роста диаметра мышечных волокон. Относительно быстро усваиваются и хорошо выполняются сложные движения. Особенно эффективно это происходит, если подросток проявляет большой интерес к изучаемым упражнениям. Поэтому особое внимание следует уделять развитию ловкости, пластичности, правильности движений. Неловкость и угловатость, если их не изживать, могут сохраняться надолго. Подросток в этом возрасте способен анализировать и сравнивать движения, т.е. сознательно их усваивать и совершенствовать. Костная система становится более прочной, но окостенение еще не заканчивается, именно поэтому надо уделять осанке детей. Начинающийся процесс полового созревания, особенно у девушек, оказывает воздействие на деятельность центральной нервной системы. Наблюдается повышенная возбудимость, нервозность и быстрая утомляемость, резкое смена настроения; то бурное проявление чувств, то апатическое состояние. Среди подростков нередко встречаются и акселераты, у которых раньше начинается период созревания и связанный с ним бурный рост организма. Нередко они показывают более высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами допускаются непоправимые ошибки. Поэтому основным лозунгом занятий физическими упражнениями и спортом должно быть «совершенствование, а не только победа». Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществлять в более зрелом возрасте. Начиная с 14 лет благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых способностей. Однако следует считаться с теми, что чрезмерная интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред развивающимся органам. Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет) – один из основных этапов формирования организма будущего лыжника, с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект. Поэтому самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом в ДЮСШОР следует считать возраст 11-12 лет [20].

2.3 Анализ методических подходов к развитию выносливости лыжников

Построение тренировочного процесса лыжников на этапе летней подготовки наряду с общими закономерностями построения тренировочного процесса имеет ряд особенностей по форме и содержанию. Исходя из структуры многолетней системы подготовки, происходит построение тренировочного процесса на его отдельном этапе. Под характеристикой построения понимают совокупность структурных компонентов, направленность тренировочных нагрузок [16].

Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов данной системы подготовки. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей управления зависит конечный результат. Тренер должен быть одновременно педагогом-организатором, психологом, знать основы физиологии, в совершенстве теорию построения тренировочного процесса в избранном виде спорта. Важно грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер-спортсмен, использования новых тренировочных методик, труда ученых различных отраслей.

Система управления тренировочным процессом представляет совокупность подсистем; сбор и обработка полученной информации, организация исследования, анализ полученных данных и подведение итогов. Под управленческим решением понимают творческий акт субъекта управления (тренер), направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления (воспитанник) и реализацию определенной программы (тренировочные планы) [34].

Ведущим компонентом планирования является разработка перспективной тренировочной программы с учетом всех возможных вариантов ее реализации. Программа строится на основе поставленной цели достижения конечного результата, при этом следует рационально сочетать основные средства достижения конечного результата. Вопрос оптимизации является приоритетным.

Вместе с тем нельзя забывать об индивидуальных особенностях спортсмена. Каждый атлет имеет свои индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности, свойственные только ему одному. Необходимо добиться слаженного взаимодействия всех звеньев динамической системы.

Тренеры при планировании многолетней подготовки часто завышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают лыжников, рано достигших высоких результатов. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом [7].

Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующей полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс подготовки лыжника можно разделить на 6 основных этапов, которые охватывают разные возрастные периоды, но нас интересуют только первые два:

          Первый период – Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет).

Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивости интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяют широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, а в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание на воспитание скоростно-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно применение «круговых» занятий. Все занятия проводятся в плане общей физической подготовкой [7].

          Второй период– всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16лет).

Основными задачами подготовки являются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спорта. Одновременно изучается и совершенствуется техника видов лыжного спорта. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче контрольных нормативов по физической подготовке. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта – лёгкая атлетика (бег, прыжки), плавание, гребля, различные спортивные игры. Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по видам лыжного спорта. На этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивныx результатов. Необходимо правильно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год, чтобы не допускать перегрузки юныx лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на 1 и 2 этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-тренировочном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости) [2; 27].

Во время осуществления тренировочной программы организм спортсмена получает определенную дозированную нагрузку. Нагрузка-это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем [7].

Основными компонентами нагрузки являются объем и интенсивность. Длительность выполнения упражнений является основным показателем объема тренировочной нагрузки. Выражается в количестве тренировочных часов, количестве пройденных километров, сумме выполненных упражнений. По величине выделяют 4 вида нагрузок: большие, значительные, умеренные и малые.

Следует заметить, что процентное соотношение нагрузок на разных этапах тренировочного процесса варьируется и зависит от ряда факторов; уровня технической и физической подготовки, физиологического созревания функциональных систем, психологической зрелости, соответствия спортсмена определенному тренировочному этапу и др.

Также нагрузки классифицируют по степени (величине) воздействия на организм занимающегося. По данной классификации выделяют развивающие, поддерживающие и восстановительные нагрузки.

По направленности воздействия нагрузки классифицируют по их способности развития и совершенствования отдельных двигательных качеств их компонентов.

В. А. Алабин указал на то, что юным спортсменам характерны малые, умеренные и значительные тренировочные нагрузки, исключая большие по величине воздействия [2].

Нагрузку также классифицируют по зонам интенсивности, выделяют 5 зон интенсивности: аэробно-восстановительная, аэробно-развивающая, аэробно-анаэробная, анаэробно-гликолитическая, анаэробно-алактатная. Такую классификацию предлагают (М. Я. Набатникова, В. Н. Платонов) [39]. Однако в лыжных гонках большую актуальность имеет выделение 4-х зон интенсивности, что обусловлено длительностью и характером выполнения тренировочной нагрузки 12-13 лет [31].

Классификация нагрузок составлена на основе основных процессов энергообеспечения организма на этапе начальной спортивной специализации, ее параметры соответствуют возрастному периоду. У начинающих спортсменов показатели ЧСС будут незначительно выше за счет специфики физиологических процессов. Интенсивность нагрузки определяет ее величину и направленность, взаимосвязана с мощностью выполнения работы.

Также целесообразно классифицировать тренировочные нагрузки в соответствии с задействованными во время выполнения двигательной работы механизмами энергообеспечения. Выделяют аэробный и анаэробный компоненты тренировочной нагрузки. Анаэробная производительность наиболее значима во время выполнения кратковременных упражнений, большой интенсивности. Аэробные механизмы характерны для упражнений с длительным, устойчивым сохранением уровнем потребления кислорода. Мощность протекания аэробных процессов характеризуется величиной максимального потребления кислорода (VO2). Чем выше показатели ЧСС МПК отдельно взятого спортсмена, тем выше его анаэробная работоспособность, экономичнее расходуются энергетические ресурсы, поэтому целесообразно увеличивать показатели ЧСС максимального потребления кислорода (VO2), выполняя тренировочные воздействия максимальной и субмаксимальной мощности. Выполнение тренировочных упражнений в данных режимах предполагает увеличение потребления кислорода, способствует значительно большему развитию аэробных способностей начинающих лыжников, чем при выполнении упражнений большой и умеренной мощности. Также для лыжных гонок характерен смешанный, аэробно-анаэробный режим энергообеспечения [29].

Направленность нагрузок у начинающих лыжников на этапе начальной спортивной специализации

Важным моментом в достижении планируемого результата в лыжных гонках является определение общей направленности тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных способностей начинающих лыжников. В последнее время построение тренировочного процесса в годичном цикле подготовки, происходит по давно известной схеме, согласно которой, делается акцент на развитии определенного физического качества, превалирующего над другими.

  1. Следует формировать тренировочную группу на основе выраженности у начинающих лыжников качества общей выносливости, что является основой для развития качества специальной выносливости
  2. На основе превалирования скоростно-силовых качеств у начинающих лыжников формировать другую учебно-тренировочную группу (спринтерская специализация)
  3. Подростков, с относительно равномерным развитием всех физических качеств, следует зачислить в третью учебно-тренировочную группу.

Данная классификация позволяет уже на этапе начальной спортивной специализации активно использовать принцип индивидуализации и подразумевает специализированную подготовку юных лыжников.

Спортсмены первой группы имеют окислительные гликолитические мышечные волокна. Основной объем работы направлен на развитие специальной выносливости на базе общей выносливости. Способствуя повышению аэробных возможностей организма, одновременно увеличиваются адаптационные резервы и экономизация энергетических субстратов. Чем выше показатели ПАВО, тем эффективнее работа аэробных систем энергообеспечения [8].

Лыжники второй группы, с выраженным потенциалом скоростно-силовых показателей, преимущественно выполняют упражнения для повышения относительной силы тех мышечных групп, которые наиболее задействованы в работе. Целесообразно использовать упражнения «взрывного» характера для увеличения в структуре мышц быстрых мышечных волокон (БМВ).

Для спортсменов с равномерным развитием всех физических качеств необходимо применять упражнения, как с силовой направленностью, так и упражнения на развитие выносливости. Лыжники данной группы способны к достижению высоких результатов на различных дистанциях, за счет более гармоничного развития, и наличия в структуре мышечных волокон относительного равенства быстрых и медленных мышечных волокон (ММВ).

Однако это не означает, что нужно полностью перейти к тренировкам с узко выраженной специализацией. В. Н. Платонов не рекомендует однонаправлено развивать физические качества, и считает, что это приводит к «застою» спортивных результатов [7].

На основе всестороннего развития следует развивать определенные более выраженные для конкретно взятого лыжника физические качества и способности.

В. П. Филин считает, что принцип специализации является приоритетным, и противопоставляется общей физической подготовки, которая является основой специализированной подготовки. Однако, по мнению В. К. Бальсевича, параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию занимающихся и соизмеряться с естественным ходом развития его двигательных функций [9].

Специалисты в области теории и методики физического воспитания предлагают придерживаться следующей последовательности в развитии физических качеств: сначала развитие скорости, затем скоростно-силовых и общей, а в последовательности специальной выносливости.

Качество выносливости является определяющим физическим качеством в лыжных гонках и других видах спорта, связанных с аэробной производительностью. Под понятием общей выносливости следует понимать способность организма спортсмена поддерживать длительное время работоспособность на определенном заданном режиме работы. Физическое качество выносливости дифференцированно. Скоростная выносливость – способность спортсмена поддерживать заданную скорость движения за счет частоты, а силовая выносливость определяет максимально возможное время поддерживать постоянную заданную амплитуду движения.

Показатели силы мышц увеличивают путем выполнения упражнений различной направленности. Применяют упражнения статического, статодинамического, и динамического характера. Л. П. Матвеев [32] определяет понятие силы как способность преодолевать внешнее воздействие (сопротивление) либо противодействовать его посредством мышечных напряжений. При планировании и практической реализации силовых упражнений следует применять те из них, которые направлены на развитие мышечных групп, задействованных в передвижении на лыжах.

В годичном цикле подготовки направленность нагрузок лыжников на этапе начальной специализации выглядит следующим образом: ОФП составляет 60%, СФП 40% от показателей общего объема нагрузки в годичном цикле подготовки [9].

Контроль тренировочных нагрузок

Важным компонентом тренировочного процесса является контроль тренировочных нагрузок. Достижение планируемого результата невозможно без контроля нагрузок, независимо от принадлежности спортсмена к какой-либо возрастной группе. Данный компонент важен для всех спортсменов и тренеров.

Существуют различные виды контроля: педагогический, контроль за функциональным состоянием занимающихся, контроль техники передвижения, медицинский контроль и др.

Тренировочный процесс, прежде всего, является педагогическим процессом, так как происходит передача знаний и на их основе формирование двигательных умений и навыков. Педагогический контроль включает в себя совокупность педагогических приемов, направленных на реализацию и контроль тренировочной программы. Используются как методы и средства воспитания, так и соответствующие приемы обучения. Важно использовать систему адекватных методов, средств и форм обучения и воспитания, основываясь на личностно-ориентированном подходе педагогического процесса.

Контроль техники передвижения обязателен для формирования у лыжников правильной кинематической структуры двигательных действий. От успеха овладения техникой передвижения зависит спортивный результат. На этапе начальной спортивной специализации следует наряду с индивидуализацией тренировочного процесса акцентировать внимание на особенностях техники передвижения каждого отдельно взятого лыжника.

Контроль функционального состояния начинающих лыжников осуществляется на основе показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС). В разное время известные специалисты-физиологи, специалисты в области теории и методики физического воспитания, тренеры по видам спорта рассматривали и продолжают рассматривать проблему соотношения показателей пульса тренировочных нагрузок различной двигательной направленности, контроля состояния физического состояния, как во время тренировок, так и в периоды отдыха [4, 16, 33]. Показатели ЧСС являются универсальным показателем реакции организма на предлагаемую нагрузку. Поэтому измерение показателей ЧСС являются обязательными. Учитывая, что предлагаемая лыжникам нагрузка классифицируется по зонам интенсивности, контроль ЧСС просто необходим, так как каждой зоне интенсивности соответствуют свои показатели ЧСС, в соответствии с индивидуальными возрастными нормами.

Тренировочная нагрузка начинающему лыжнику предлагается относительно его показателей ЧСС после сна, при этом наблюдается обратная зависимость: чем выше пульсовые показатели, тем менее интенсивным должно быть выполнение тренировочных заданий, и наоборот. Также для контроля интенсивности тренировочной нагрузки рекомендуется использовать мониторы сердечного ритма.

Выводы по 2 главе

1. Двигательная деятельность лыжников принципиально отличается от представителей других циклических видов спорта многочисленным разнообразием используемых способов передвижения на лыжах. Помимо этого, лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

2. Возрастной период 12-14 лет характеризуется достижением развития большинства физических качеств – гибкости, быстроты, ловкости, силы, скоростно-силовых возможностей, а также большими изменениями выносливости, которая достигает максимального развития несколько позже – к 20-25 годам.

3. В процессе тренировки в лыжном спорте при развитии выносливости и повышении уровня функциональной подготовленности широко используются различные методы, но наиболее часто применяются длительный и непрерывный в равномерном темпе бег или передвижение на лыжах с умеренной интенсивностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные лыжники, как и представители других видов спорта, тренируются круглый год. Это и позволяет им добиваться высоких результатов на лыжне в зимний период.

Двигательная деятельность лыжников принципиально отличается от представителей других циклических видов спорта многочисленным разнообразием используемых способов передвижения на лыжах. Помимо этого, лыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Возрастной период 12-13 лет характеризуется большими преобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере. Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростков позволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки в летний период. В организме ребёнка 12 – 13 лет наблюдаются существенные изменения. К этому возрасту усиливается регулирующая роль центральной нервной системы, в связи, с чем происходит формирование двигательных стереотипов, хорошо осваивается координация движений.

Особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем, и организма в целом требуют от лыжников определённого числа лет систематических занятий спортом. Раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжник останавливается в спортивном росте, полностью не раскрывая свои возможности или рано заканчивая выступления. Причины этого следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки лыжника в летний период и чаще всего в чрезмерном завышении объёма нагрузки, слишком ранней специализации по лыжным гонкам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абатуров Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 1989.-21с.
  2. Абатуров Р.А., Огольцов И.Г. Планирование тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. - М.: Лыжный спорт, 1983.-56с.
  3. Березин Г.В. Лыжный спорт / под ред. И.М. Букатина. – М.: Просвещение, 1997. – 272 с.
  4. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие. – М.: Издательство Владос-Пресс, 2003. – 192 с.
  5. Ведении В.П. С чего начинается лыжная подготовка. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 56 с.
  6. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта: учебник / Л.Л. Головина. – М.: «Физкультура и спорт», 1981. – 153 с.
  7. Донской Д.Д. Техника лыжника-гонщика / Д.Д. Донской, Х.Х.Гросс. –  М.: Физкультура и спорт, 1999. – 136 с.
  8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
  9. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте: учебник / Н.В. Зимкин. – М.: Советский спорт, 1979. – 340 с.
  10. Каганов Л. С. Развиваем выносливость. На лыжах круглый год / Л. С. Каганов, Д. Д. Донской. – М.: Знание, 1990. – 190 с.
  11. Квашук П.В. Эффективность непрерывных и повторных методов тренировки юных спортсменов / П.В. Квашук,  А.Н. Корженевский // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – №4. – С. 42-46.
  12. Колонов, Н. С. Методика развития силовой выносливости / Н. С. Колонов. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 44 с.
  13. Лыжный спорт: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М.А. Аграновского – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 368 с.
  14. Маковой С.К. Нормирование тренировочных нагрузок у лыжников массовых разрядов. Автореферат. - М., 1984. – 89 с.
  15. Маликов В.М. Исследование некоторых форм построения спортивной тренировки лыжников-гонщиков старших разрядов в подготовительном периоде. Автореферат, дисс. канд. педаг. наук - М., 1973. – 116 с.
  16. Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. / В. Н. Манжосов – М.: «ФиС»,  1986. – 96 с.
  17. Марков Г.П. Лыжные гонки. Справочник. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 334 с.
  18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник  / Л.П. Матвеев. – М.: «Физкультура и спорт», 1999. – 200 с.
  19. Михалев В.И. Влияние интенсивности занятий на тренированность лыжников-гонщиков в подготовительном периоде. Лыжный спорт. – М., 1982. – 129 с.
  20. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. –М.: «ФиС», 1982. – 290 с.
  21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин – М.: «Издательство Астрель», 2003. – 863 с.
  22. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. / В.Н.  Платонов – Киев: Здоровье, 1980.– 336 с.51
  23. Плохой В.И. Возрастная динамика годовых объемов циклической нагрузки. – М.: Лыжный спорт, 1983. – 38 с.
  24. Плохой В.Н. Построение многолетней тренировки лыжников-гонщиков с точки зрения развития выносливости // Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ. Сборник научных трудов. М., 1990. - С. 55-59
  25. Поварницын А. П. Волевая подготовка лыжника-гонщика/ А.П. Поварницын. – М.: ФиС, 1976.
  26. Раминская Т.И. Техническая подготовка лыжника. Учебно-практическое пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 264 с.
  27. Раминская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков. – М.: СпорАкадемПресс, 2004. – 204 с.
  28. Раменская Т.И. Лыжный спорт: Учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 320 с.
  29. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб– Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. -528с., ил.
  30. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: ФиС, 1987. – 287 с.
  31. Фомин С. К. Специальные упражнения лыжника. / С.К. Фомин. – К.: Здоров'я, 1988. – 111с.
  32. Фомин С.К. Лыжный спорт. / С.К. Фомин. – К.: Радяньска школа, 1988. – 176с
  33. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  34. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. / В.И. Шапошникова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 136 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Денисов Роман студент 39 группы К урсовая работа «Методика повышения общефизической подготовленности лыжников 12-13 лет в летний период» Руководитель: Ртищева М.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что летний период, является неотъемлемой частью общего процесса круглогодичной тренировки лыжника, при этом является важнейшим периодом, предопределяющим успех спортсмена в зимних соревнованиях. Важно правильно подойти к занятиям в этот период, которые являются более объёмными и продолжительными, учитывая возрастные особенности и повышая общефизическую подготовку лыжников 12-13 лет. 2

Слайд 3

Цель работы – на основе научно-методической литературы изучить методику повышения общефизической подготовленности лыжников 12-13 лет во внеурочной деятельности . Объектом исследования в работе выступает учебно-тренировочный процесс лыжников 12-13 лет во внеурочной деятельности . Предмет исследования – методика повышения общефизической подготовленности лыжников 12-13 лет в летний период. 3

Слайд 4

Задачи : Изучить научно-методическую литературу по теме исследования; Проанализировать методику развития повышения общефизической подготовленности у лыжников 12-13 лет в летний период; Проанализировать возрастные особенности и особенности методики тренировки лыжников 12-13 лет для повышения общефизической подготовленности в летний период . 4

Слайд 5

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анализ научно-методической литературы. Педагогические наблюдения. Анализ планов тренировочной работы. 5

Слайд 6

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА Рассмотрены вопросы общефизической подготовленности, истории появления лыжного вида спорта, раскрыты д остоинства лыжного спорта, описан тренировочный процесс лыжника и средства тренировки лыжников в бесснежный период. 6

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЛАВЫ 1 Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила , выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании . Лыжные гонки – соревновательный бег на лыжах по заранее установленному маршруту. 7

Слайд 8

Бег на длинные дистанции и переменный бег. Многократное повторение специфических упражнений через малые промежутки времени или подряд. 8 Цель ОФП сила выносливость Функциональная подготовка сердечно-сосудистой , дыхательной и нервной систем организма скорость ловкость гибкость

Слайд 9

9 Средства тренировки лыжников в бесснежный период Основные Вспомогательные Имитационные упражнения Лыжероллеры Кросс-поход (смешанное движение) Кросс Кросс с имитацией лыжных ходов в подъем Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.) Плавание Велосипед Гимнастика Лёгкая атлетика Занятия в тренажёрных залах

Слайд 10

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ 12-13 ЛЕТ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Рассмотрены вопросы особенностей двигательной активности лыжников, описаны в озрастные особенности развития детей 12-13 лет, представлен анализ методических подходов к развитию выносливости лыжников. 10

Слайд 11

Выносливость – основное качество лыжников 11 Общая – часть ОФП Специальная – часть общей выносливости Физические нагрузки, применяемые в летнем тренировочном процессе, должны использоваться педагогом с учетом основных дидактических принципов: постепенности (от простого к сложному), доступности, наглядности, систематичности, сознательности, с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка. Следует учитывать так же суточную и сезонную биоритмику занимающихся, климатогеографические и социальные факторы.

Слайд 12

12 Виды нагрузки (по величине) Большие Значительные Умеренные Малые Виды нагрузки (по степени) Развивающие Восстанавливающие Поддерживающие Виды нагрузки (по зонам интенсивности) аэробно-восстановительная аэробно-развивающая аэробно-анаэробная аэробно-гликолитическая аэробно- алактатная

Слайд 13

Заключение Л ыжный спорт предъявляет очень серьёзные требования к организму спортсмена, прежде всего со стороны опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем Возрастной период 12-13 лет характеризуется большими преобразованиями как в физиологической, так и в психической сфере. Учёт возрастных анатомо-физиологических особенностей подростков позволяет наиболее рационально планировать процесс тренировки в летний период . Особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и систем, и организма в целом требуют от лыжников определённого числа лет систематических занятий спортом. Раннее достижение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжник останавливается в спортивном росте, полностью не раскрывая свои возможности или рано заканчивая выступления. Причины этого следует искать в неверном построении многолетнего процесса подготовки лыжника в летний период и чаще всего в чрезмерном завышении объёма нагрузки, слишком ранней специализации по лыжным гонкам. 13

Слайд 14

В выпускной квалификационной работе мы планируем Составить и апробировать программу тренировок по ОФП в летний период для лыжников 12-13 лет, с учетом из возрастных особенностей. 14

Слайд 15

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы. 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация соревнований по лыжным гонкам по Челябинской области

Слайд 2

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ НА 2020 г. Первенство Челябинской области по лыжным гонкам среди младших возрастов (Свободный стиль) Мальчики, девочки 2006-2007 г.р. г. Челябинск, Карпов Пруд Чемпионат г. Челябинска по лыжным гонкам Мужчины, Женщины. Юниоры, юниорки. г. Челябинск Лично-командное первенство Челябинской области по лыжным гонкам I тур Юноши, Девушки (2002-2003 г.р.) (2004-2005 г.р.) г. Златоуст Чемпионат Челябинской региональной организации ВФСО «Динамо» по лыжным гонкам Мужчины, женщины По назначению Первенство Челябинской области по лыжным гонкам среди младших возрастов (Классический стиль) Мальчики, девочки 2006-2007 г.р. г. Чебаркуль Первенство Челябинской области по лыжным гонкам среди ветеранов возрост По положению По назначению Открытое первенство г. Челябинска по лыжным гонкам, посвященное памяти Г.И. Мизюка Мальчики, девочки 2008-2009 г.р. Классический стиль г. Челябинск

Слайд 3

Чемпионат Челябинской области по лыжным гонкам (спринтерские дисциплины) Мужчины, Женщины. Молодежь. Юниоры. По назначению Соревнования по лыжным гонкам на призы Героя Советского союза М. Кушнова г. Миасс п. Новотагилка Лично-командное первенство Челябинской области по лыжным гонкам II тур г. Златоуст Открытое личное первенство г. Челябинска по лыжным гонкам среди девушек и юношей Юноши, девушки г. Челябинск Лыжня России - 2020 Все группы По назначению Спартакиада учащихся области «Олимпийские надежды Южного Урала» Юноши, Девушки 2004–2005 г.р г. Чебаркуль Традиционные соревнования по лыжным гонкам на призы совета Уральских лыжных батальонов Юноши, девушки 2006–2007 г.р. г. Челябинск Соревнования по лыжным гонкам в зачет Спартакиады ВУЗов г. Челябинска Студенты ВУЗов г. Челябинск Марафон «Уральские жемчужины» По положению г. Чебаркуль Марафон «Европа-Азия», «Хозяйка Ильменских гор» Мужчины, женщины, юноши,девушки г. Миасс Лыжные соревнования « Зюраткуль Марафон» Мужчины, женщины, юноши, девушки г. Сатка

Слайд 4

Областных соревнования по лыжным гонкам «Лыжня Тихонова А.И. - 2020» По положению с . Уйское Лично-командное первенство Челябинской области по лыжным гонкам III тур г. Челябинск, Карпов Пруд Первенство Челябинской области по лыжным гонкам среди младших возрастов на памяти В.И. Гундарцева Мальчики, девочки 2006-2007 г.р., 2008-2009 г.р. г. Сатка Лично-командное первенство Челябинской области по лыжным гонкам IV тур ФИНАЛ Юноши, Девушки (2002-2003 г.р.) (2004-2005 г.р.) г. Златоуст Областные соревнования по лыжным гонкам «Юный Динамовец» Юноши, Девушки г. Челябинск, Карпов Пруд Чемпионат Челябинской области (марафонские дистанции) Всероссийский лыжный марафон «Крылатый конь». Мужчины, Женщины. Юниоры, юниорки. г. Златоуст Первенство Челябинской области по марафонским дистанциям (юноши, девушки) «Марафон посвященный памяти тренеров-преподавателей» Юноши, Девушки г. Златоуст Чемпионат и Первенство Челябинской области по ОФП Мужчины, женщины, юниоры, юноши, девушки По назначению Чемпионат и Первенство Челябинской области по лыжероллерам Мужчины, женщины, юниоры, юноши, девушки По назначению

Слайд 5

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Турнир по баскетболу для групп нового набора»

Сведения об авторе

Денисов Р.А., студент 39 группы ЧПК№1

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры 

ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1)

УП по МДК02.01. (ЧПК №1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

Студенты 1,2 курса

Сроки реализации проекта:

Ноябрь, 2019 года

Цель проекта:

Формирование интереса и умения играть в баскетбол.

Задачи проекта:

  • Развитие и популяризация баскетбола
  • Повышение уровня мастерства баскетболе
  • Воспитание высоких нравственных качеств
  • Определение сильнейших команд.

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности

«Турнир по баскетболу» предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Выбор темы, определение целей и задач;
  • Определение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

  • Определить регламент мероприятия;
  • Утверждение главных судей и их помощников; состав участников;

Исследовательская деятельность:

  • Сформулировать цель;
  • Определение программы первенства;
  • Сформулировать на основе этой программы турнирные сетки мероприятия.

Продукт проекта/

результаты деятельности

  • Продуктом проекта является сам «Турнир по баскетболу»;
  • Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в баскетбол а так же прививать любовь к спорту.