ПК 3.4.
презентация к уроку

Иванов Григорий Сергеевич

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Иванов Григорий Сергеевич

Реферат на тему

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГА

Реферат сдан на

Специальность: 49.02.01

оценку_______________

Физическая культура

Курс: 3, группа: 39

Можно утверждать, что интерес к учебе у детей зависит не столько от трудностей школьной жизни, сколько от особенностей обращения учителя с учениками. От того, каковы стилевые особенности педагогического общения и руководства, в существенной мере зависит и эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе, нравственно-психологическая атмосфера детского коллектива.

Таким образом, актуальным становится изучение и формирование индивидуального стиля педагогического общения и педагогического руководства учителя.

Цель исследования – определить стиль педагогического руководства учителя.

Объект исследования – деятельность педагога по руководству процессом обучения и воспитания.

Предмет исследования – индивидуальный стиль педагогического руководства учителя.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности различных стилей педагогического руководства и их влияние на эффективность педагогического процесса.

2. Определить стиль педагогического руководства учителя.

Методы исследования – теоретический анализ литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование учителя и старшеклассников.

База исследования – учитель и учащиеся 9-х классов МОУ СОШ №129 г. Омска.

Глава 1. Зависимость педагогического процесса от стиля педагогического руководства учителя

1.1. Понятие педагогического общения и педагогического руководства.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является чёткость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Под педагогическим общением также понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.

Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

1.2. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

Чтобы ответить на этот вопрос, что такое стиль общения, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

В. А. Кан-Калик определял стиль педагогического общения как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога (владение перцептивными и вербальными коммуникативными умениями); сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников. Будучи социально и нравственно насыщенной категорией, стиль общения отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессиональную компетентность.

Таким образом, стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, которое предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его нравственных установок.
  • общение на основе дружеского расположения, которое можно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Этот стиль проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Такое общение стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками. Однако при этом стиле дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определённая мера дистантности сохраняет суверенность каждого из участников общения.
  • общение-дистанция, часто используемое как опытными, так и начинающими педагогами. Дистанция необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции, но она должна быть основана на авторитете. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом.
  • общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя. При этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества.
  • общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным). При таком стиле общения педагог начинает кокетничать с детьми, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.
  • общение-превосходство, характеризующееся желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

  1. Авторитарный (тактика диктата и опеки).
  2. Демократический (тактика сотрудничества).
  3. Попустительский (тактика невмешательства).

При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Нетрудно заметить, что такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.

реальной педагогической практике чаще всего имеют В место смешанные стили общения и руководства.

1.3. Влияние стиля педагогического руководства на эффективность педагогического процесса.

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Как показывают исследования, педагогов, придерживающихся авторитарного стиля руководства, отличает непонимание детей, неадекватность оценок, основанных лишь на показателях успеваемости. Авторитарные педагоги акцентируют внимание на негативных поступках учащихся, не принимая во внимание их мотивы. Такие внешние показатели успешности их педагогической деятельности как успеваемость и дисциплина чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в коллективе, как правило, неблагополучна. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков. Противодействие воспитанников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства нет целенаправленного взаимодействия «учитель—ученик». Следствием этого является отсутствие контроля деятельности учащихся и динамики развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Для педагогов, придерживающихся демократического стиля руководства, характерны активно-положительное отношение к школьникам, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений. При демократическом стиле педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации. По внешним показателям своей деятельности педагоги этого стиля руководства уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае учитель должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Иванов Григорий Сергеевич

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 49.02.01

с оценкой_______________

Физическая культура

«    » декабря 2019 года

Курс: 3, группа: 39

Руководитель: Ртищева М.В.,

преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР

1.1. История возникновения спортивных игр

6

1.2. Основные виды спортивных игр

11

1.3. Роль и значение спортивных игр

12

Выводы по 1 главе

14

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Особенности физического развития у учащихся среднего школьного возраста

15

2.2. Спортивные игры как средство развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста

17

2.3  Методика использования спортивных игр в системе физического воспитания в среднем школьном возрасте

2.4 Тесты

20

24

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы подтверждается тем, что в настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заменены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр. Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Систематическое использование спортивных игр на уроках физкультуры способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Учитывая актуальность значения проблемы значения спортивных игр в системе физического воспитания учащихся среднего возраста, нами была определена тема исследования: «Методика организации спортивных игр в системе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста».

Цель исследования: на основе анализа методической литературы изучить методику организации спортивных игр в системе физического воспитания учащихся среднего возраста.

Объект исследования -  система организации учебной работы.

Предмет исследования – методика организации спортивных игр.

Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

  •  изучить сущность понятия «спортивные игры»;
  • рассмотреть историю возникновения наиболее известных спортивных игр;
  • проанализировать роль и значение спортивных игр для учащихся среднего школьного возраста.

В нашей работе мы использовали методы теоретического исследования:  

  • анализ современной литературы и периодических изданий;
  • сравнение точек зрения исследователей;
  • систематизация материала;
  • обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР

1.1. Понятие о спортивных играх

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил.

Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.

Видовым понятием, отличающим спортивные игры от других видов спорта, следует взять «игровая деятельность». В научных публикациях мы встречаем такое определение спортивным играм: «Спортивная игра – это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям» [5, с. 27].

В учебнике под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова под спортивными играми понимается: «Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании» [13, с. 9]. Обобщая, можно дать определение понятию «спортивные игры». Спортивные игры – это виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами.

Спортивные игры – самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и приводящиеся по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды, называются командными спортивными играми.

Физическая нагрузка при разных спортивных играх неодинакова. Так, например, она очень высока при футболе, баскетболе, хоккее, водном поло; все эти игры требуют большой активности, это игры для молодых людей. Теннис, волейбол и особенно старинная русская игра городки, а также крокет требуют меньшего напряжения, поэтому их можно рекомендовать не только молодежи, но и людям пожилого и даже преклонного возраста.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий – приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) – отсюда требование надежности, стабильности навыков и т. д.

Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторо – двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т. д.). В играх это только своеобразная первая ступень – «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов-индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности [13].

Таким образом, спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. В свободное от охоты, собирательства, рыбалки и других занятий время древние люди исполняли различные танцы и проводили многочисленные обряды, дабы задобрить своих богов. Сначала люди делали это по необходимости, а позднее уже для собственного удовольствия.

Большое значение в развитии зачаточного спорта было появление мяча. Это был своего рода взрыв, который поменял не все, но многое. До сих пор самые массовые виды спорта, так или иначе, связаны с мячом – футбол, теннис, баскетбол, волейбол, регби и др. Мячу поклонялись как идолу (шар считался самой совершенной формой), он олицетворял собой солнце. Также известно из древней истории, что одним из первых «мячей» были головы неприятелей. Мяч стал основной забавой в мирное время.

Футбол – самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по в с ей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками [14].

Родиной современного баскетбола принято считать Соединённые штаты Америки. Игра была придумана в декабре в 1891 году в учебном центре Христианской молодёжной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс [1].

Смысл этой популярной, в то время игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру. Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфилде, Д.Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу. Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

Через год Д. Нейсмит меньше чем за час, сидя за столом в своём офисе разработал первые пункты баскетбольных правил:

  • Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками;
  • По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком;
  • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости;
  • Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело;
  • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется;
  • Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5;
  • Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола);
  • Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол;
  • Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол;
  • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5;
  • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери;
  • Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними;
  • Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем [9].

С течением времени баскетбол изменялся. На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь. Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь. И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя этой великолепной игры. Волейбол появился в США. Его придумал 1895 году руководитель физического воспитания в союзе молодых христиан – Вильям Морган. Он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, расположенную на высоте около 2 метров.

Первое название волейбола – минтонет, позднее его переименовали в летящий мяч. Настоящее название игре дал доктор Альфред Хольстец – преподаватель Спрингфильдского колледжа.

Волейбол впервые появился на публике в 1986 году, еще через год были обнародованы первые правила игры, они состояли всего из десяти пунктов. Игра быстро распространялась по миру, многочисленные торговые и политические связи США этому способствовали.

1.2. Основные виды спортивных игр

Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.

Для любой спортивной игры характерно: наличие правил; взаимодействие с партнерами; соревновательность; двигательная активность; простота содержания; сильное эмоциональное воздействие.

Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на несколько групп:

  • Игры парные с небольшим разнообразием движений - настольный теннис, бадминтон и т.д.;
  • Командные виды деятельности с большим разнообразием движений - футбол, баскетбол, волейбол;
  • Командные игры с большой физической нагрузкой - хоккей, регби;
  • Военно-спортивные игры - пейнтбол, лазертаг;
  • Интеллектуальные игры -   шахматы, шашки.

В наше время широко распространились военно-спортивные игры, предполагающие включение элементов боевой тактики. Здесь используется оружие, применяются армейские способы перемещения по игровому пространству. Команды формируются по военному принципу: отделение, взвод и т.д. Сфера действия приближена к обычной для ведения реальных боевых действий – поле, лес. Команды могут вести оборону, атаку, разведку. Военно-спортивная стратегия предполагает взаимодействие членов команды, создает ситуацию ведения боя. Выигрывает группа, поразившая всех членов команды-соперника. Наиболее известна в наше время игра - пейнтбол. Соперничающие команды стреляют друг в друга из пневматического оружия шариками с краской. Шарики разбиваются о живую мишень и «отмечают» достижение цели.

В наши дни многие дети и подростки привязаны к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию, мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах:

  • Русская лапта;
  • Пионербол;

1.3 Роль и значение спортивных игр

Движение -- необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека. Известно, что детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движениях, которую обязательно нужно удовлетворять. Поэтому в общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.

Разнообразные движения и действия детей во время игры, при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт.

Выводы по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития координационных способностей юных баскетболистов на начальном этапе подготовки позволил нам сделать следующие выводы:

Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Среди большого разнообразия игр широко распространены спортивные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся  5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности,  который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.

Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.

Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.

Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы.За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются.Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.

Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Сердечнососудистая система претерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца. В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношениях достигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.

2.2. Спортивные игры как средства развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста.

Физическими качествами называют биологические и социальные свойства человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия в котором спортивные игры помогают развивать физические качества, биологические и социальные свойства человека.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость и быстроту, дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества: прыгучесть, скоростную и силовую выносливость

Развитие двигательных качеств школьников - одна из стержневых задач физического воспитания: во-первых, уровень их развития отражает, в определенной мере, степень физического здоровья, во-вторых, на школьный возраст приходится наиболее значимый скачок развития организма.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, объединяющий систему организованных или самостоятельных занятий физическими упражнениями с целью формирования двигательных умений, навыков и воспитания физических качеств, необходимых для полноценного осуществления человеком жизненно важных функций, отправлений, трудовой деятельности и защиты Родины. Воспитание физических качеств занимает важное место в физической подготовке школьников.

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре -- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. .

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных двигательных качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. В настоящее время основным направлением оптимизации процесса физической подготовки учащихся в школе остается совершенствование методов развития двигательных качеств в спортивных играх привитие учащимися навыков и любви к физическим упражнениям, спортивным играм, нагрузкам и ЗОЖ. Однако эффективность усилий учителя в повышении физической подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств. Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированности воздействий на организм, а также адекватность нагрузки индивидуальным особенностям и возрастно-половым возможностям младших, средних и старших школьников. Физические качества детей среднего школьного возраста совершенствуются в процессе освоения различных движений, а также путем направленного воздействия специальных физических упражнений и методических приемов их выполнения. При этом развитие физических качеств осуществлялось средствами и методами физического воспитания, специфическими по своему воздействию на ту или иную сторону проявления двигательной функции

Любое физическое упражнение в спортивных играх требует проявления комплекса двигательных качеств, причем в зависимости от педагогической задачи (обучение, совершенствование, тренировка) двигательные качества проявляются в разной степени и в различных сочетаниях. Развитие физических качеств всегда рассматривается отдельно, сам же процесс развития двигательных качеств это один из элементов единого процесса физического образования, цель которого научить управлять собственными двигательными действиями. И очень важно, чтобы двигательные качества развивались своевременно и, главное, гармонично. На уроках физической культуры основное внимание уделяется по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, скоростной выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей учащихся.

2.3. Методика использования спортивных игр в системе физического воспитания в среднем школьном возрасте.

С целью развития физических качеств подбираются игры-эстафеты, в которых способность должна проявляться в полной мере. Как правило, это несколько игр с разной двигательной характеристикой, в которой выдвигаются разные требования, что касается нужных качеств. При проведении каждой игры учитель пытается зафиксировать и определить развитие нужных качеств. Применяются игры – эстафеты для определения показателей внимания, координационных способностей, эмоциональных реакций и. др. В играх чаще всего проявляется подвижность и уравновешенность нервных процессов, а в ряде видов спорта, результат зависит прежде всего от умения управлять своими эмоциями. Следует подбирать такие игры, в результате проведения, которых можно получить представление о двигательных качествах труднее поддающихся воспитанию. К ним относятся быстрота и ловкость. Общую ловкость можно проверить в любой игре с мячом. Специальную ловкость в каждом виде спорта связывают с развитием некоторых дополнительных качеств (равновесие, чувство ритма, пространства, способность ориентироваться в обстановке). Эти упражнения не должны быть слишком сложны, так как выполнение новичком нового по структуре двигательного навыка в игре часто вызывает торможение в силу его непривычности и представление о степени развития интересующего тренера качества может быть не достоверным. С помощью игр можно выявить индивидуальность занимающихся, их психические возможности, способности и склонности к отдельным упражнениям.

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе-* мы, активизация обменных процессов.
  2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
  3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

  1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.
  2.  У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков.
  3.  умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах)
  4.  навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.)
  5. умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки)
  6.  навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия)
  7.   умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: условия и правила выполнения физических упражнений;  влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;  правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;  основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;  роль физической культуры в семье и т.д.

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.

Средства физического воспитания детей школьного возраста

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.

2.4 Тесты

 1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение "сед из положения лежа на спине, руки за головой". В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении - 10 баллов.

  2. Для определения силы мышц живота используется упражнение "сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями". Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.

  3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение "поднимание ног из положения лежа на спине". Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов - 10.

  4. Для определения силы мышц спины используется упражнение "поднимание туловища из положение лежа на животе". Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.

  Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.

  5. Исходное положение следующего упражнения - "поднятие ног в положении лежа на животе": - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.

Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.

  6. Последнее упражнение - наклон туловища - выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол - в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.

  Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.

Тесты для определения быстроты

а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.

Тесты для определения выносливости

1. Измеряем пульс

Измерьте свой пульс. У здорового человека он должен быть около 60–80 ударов в минуту. Начинайте приседать в спокойном темпе. После того, как вы присели 20 раз, снова измерьте пульс. Если он увеличивается более, чем на 20 ударов в минуту, это означает, что ваша сердечно-сосудистая система не вполне адекватно реагирует на небольшую физическую нагрузку. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы обследоваться у врача — это во-первых, а во-вторых — что вам в жизни не хватает физической нагрузки.

2. Измеряем давление

Почти такой же способ оценить свою выносливость существует и с измерением артериального давления. У здорового человека давление около 120 на 80. Измерив давление, сделайте новое измерение. Если давление повышается более, чем на 20 миллиметров ртутного столба, вам нужно обследовать свои сосуды: ваша сердечно-сосудистая система не готова к таким нагрузкам.

3. Встаем на дорожку

Более сложный способ — это сходить в тренажерный зал и встать на беговую дорожку, включить скорость 6 километров в час и посмотреть, через какое количество времени ваш пульс увеличится на 20 ударов в минуту. Если это происходит через 3–4 минуты или раньше, это тоже повод задуматься о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы.

4. Измеряем дыхание

Можно оценить выносливость, считая количество вдохов и выдохов. Обычно человек в минуту совершает 14–18 дыхательных движений (вдох с выдохом). Потом дайте себе нагрузку — те же 20 приседаний или 5 минут ходьбы на дорожке со скоростью 6 километров в час и посмотрите, насколько участилось ваше дыхание. Если у вас появилась одышка, если вам трудно дышать, или если частота дыхания увеличилась на треть и более — значит, у вас проблемы с выносливостью дыхательной системы, она плохо адаптируется к физическим нагрузкам.

Тесты для определения гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Тесты для определения ловкости

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший результат.

Выводы по 2 главе

Во 2 главе мы рассмотрели вопросы применения спортивных игр в учебном процессе, которые способствуют решению задач физической, технической и тактической подготовки учащихся. Пришли к выводу, что применение спортивних игр позволяет создать основу для перспективного усовершенствования кординационных способностей, которые необходимы для формирования базовой спортивной техники учащихся.

Включение в уроки физической культуры спортивных игр у детей среднего школьного возраста очень своевременно, т.к. это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.

Спортивные игры полезны людям любого возраста. Физическая активность, сопряженная с соревнованием и азартом даёт ни с чем несравнимое удовольствие. Взрослые люди до преклонных лет чувствуют себя бодрыми и молодыми, если играют в теннис, гольф, бадминтон. Детям игровая физическая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития.

Многие двигательные навыки совершенствуются, когда человек играет. Бег, прыжки на одной и на двух ногах, метание, быстрая ходьба, повороты отрабатываются значительно лучше, чем в повседневной жизни. В игровой деятельности нет различий возраста и пола. Мальчики и девочки, юные и пожилые люди – все становятся равными. В этом преимущество игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целесообразность применения спортивных игр в системе физической подготовки учащихся, доказывает, что игра всесторонне раскрывает характерные черты личности ребенка. Увлеченный игрой ребенок замечает все стороны своего характера, часто замкнутый ребенок по-другому проявляет себя в игре. Игры помогают лучше узнать ребенка и повлиять на его развитие в правильном направлении.

Спортивная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочие усилия и усилия мысли. Игра доставляет детям радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. А так же применение либо какого-то упражнения на уроке физической культуры определяет в первую очередь его позитивным влиянием на рост спортивных достижений. Спортивные игры в применении с другими специальными упражнениями повышают эффективность урока. В ходе игр вырабатывается взаимопонимании партнеров в коллективе, которое необходимое в спортивных играх.

Правильно методически организованные и проведенные спортивные игры в учебном процессе позволяют учащимся повысить учебные достижения, укрепить свое здоровье, способствуют правильному физическому развитию и формированию организма. Приобретенные в процессе игр навыки и умения, учащихся могут использовать в повседневной жизни, повышая уровень своей физической подготовки, формируя потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Баскетбол [Текст] / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова – М., 2004. – 132 с.
  2. Баскетбол. Подвижные и учебные игры [Текст] / М.: Советский спорт, 2011. – 156 с.
  3. Былеева, Л.В. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 279 с.
  4. Былеева, Л.В. Подвижные игры: Учебник [Текст] / Л.В. Былеева. – М.: СпортАкадемПресс, 2008. – 288 с.
  5. Ветков, Н. Е. Спортивные и подвижные игры [Текст] / Н.Е. Ветков. – М.: Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2016. – 75 с.
  6. Видякин, М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе: Спортивные и подвижные игры [Текст] / М.В. Видякин. – М.: Учитель, 2006. – 105 с.
  7. Гриженя, В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и школе: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.Е. Гриженя. – М.: Советский спорт, 2005. – 40 с.
  8. Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 кл.: Метод. Пособие [Текст] / Ю.Г. Коджаспиров. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
  9. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта [Текст] / Л. Кун. – М.: Книга, 2007. – 671 с.
  10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для - ин-тов физ. культ, в 2-х т. - 2 -ё изд., испр. и доп [Текст] / Л.П. Матвеев. – М., 2016. – 361 с.
  11. Образцова, Т. Подвижные игры для детей [Текст] / Т. Образцова. – М.: Гамма-Пресс, 2015. – 192 с.
  12. Спортивные и подвижные игры: Учебник для ССУЗов физической культуры [Текст] / под ред. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 294 с.
  13. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.
  14. Столбов, В.В. История физической культуры и спорта [Текст] / В.В. Столбов. – М., 2015. – 367 с.
  15. Фатеева, Л. Подвижные игры для школьников [Текст] / Л.Фатеева. – М.: Академия развития, 2017. – 127 с.
  16. Шер, Б. Простые игры для физического развития: Сборник подвижных игр для детей любого возраста / Б. Шер. – М.: Попурри, 2015. – 64 с.
  17. Янсон, Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. – Феникс, Ростов-на-Дону, 2015. – 119 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иванов Григорий студент 39 группы курсовая работа «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА» руководитель- Ртищева М.В.

Слайд 2

Актуальность темы исследования. Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Слайд 3

Цель исследования — на основе анализа методической литературы изучить методику организации спортивных игр в системе физического воспитания учащихся среднего возраста. Объект исследования - система организации учебной работы Предмет исследования — методика организации спортивных игр

Слайд 4

Задачи исследования: изучить сущность понятия «спортивные игры»; рассмотреть историю возникновения наиболее известных спортивных игр; проанализировать роль и значение спортивных игр для учащихся среднего школьного возраста.

Слайд 5

Методы теоретического исследования: 1.Анализ современной литературы и периодических изданий; 2.Сравнение точек зрения исследователей; 3.Систематизация материала; 4.Обобщение. 5.Тесты.

Слайд 6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР 1.1.Понятие о спортивных играх 1.2. Основные виды спортивных игр 1.3. Роль и значение спортивных игр

Слайд 7

Основные понятия главы 1: - Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. - « Спортивная игра – это добровольная деятельность, проходящая по определенным правилам и характеризующаяся азартом, в которой эмоциональная сторона доминирует над утилитарно-практической и, которая приносит удовлетворение и радость не только от результата, но и от самого процесса как непосредственным участникам игры, так ее наблюдателям» - « Спортивные игры - это и гры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании»

Слайд 8

Правила спортивных игр: взаимодействие с партнерами; соревновательность; двигательная активность; простота содержания; сильное эмоциональное воздействие.

Слайд 9

Группы игровых виды деятельности в спорте: Игры парные с небольшим разнообразием движений - настольный теннис, бадминтон и т.д.; Командные виды деятельности с большим разнообразием движений - футбол, баскетбол, волейбол; Командные игры с большой физической нагрузкой - хоккей, регби; Военно-спортивные игры - пейнтбол, лазертаг; Интеллектуальные игры - шахматы, шашки.

Слайд 10

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ИГР УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста 2.2. Спортивные игры как средства развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста 2.3. Методика спортивных игр в системе физического воспитания в среднем школьном возрасте 2.4 Тесты

Слайд 11

Заключение С портивные игры в применении с другими специальными упражнениями повышают эффективность урока. В ходе игр вырабатывается взаимопонимании партнеров в коллективе, которое необходимое в спортивных играх.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

В зависимости от исходного положения и направления вращения тела вокруг поперечной и продольной осей в полете спортивные прыжки в воду подразделяются на классы:
I класс — прыжки из передней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
II класс — прыжки из задней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;
III класс — прыжки из передней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;

IV класс — прыжки из задней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
V класс — прыжки с винтами. Объединяет прыжки I — TV классов, имеющие дополнительное винтовое вращение (т.е. вращение вокруг продольной оси тела с одновременным вращением вокруг поперечной оси);
VI класс — объединяет все прыжки, выполняемые со стойки на руках. Прыжки этого класса исполняются только с вышки. Стойку на руках спортсмены могут принимать стоя спиной или грудью к воде. В VI класс входят также прыжки с винтами, если они исполняются со стойки на руках.

При вращении тело в воздухе может находиться в следующих положениях:

Терминология спортивных прыжков

Система понятий, используемая для обозначения названий прыжков, образует терминологию. Терминология может быть образной, цифровой и описательной.

Согласно правилам соревнований, утвержденным FINA, каждый прыжок имеет свой номер и коэффициент трудности, которые указаны в специальных таблицах. В настоящее время в официальные таблицы занесено 199 названий прыжков. С учетом положений, в которых исполняются прыжки, в таблицах насчитывается 593 прыжка, коэффициент трудности которых находится в пределах от 1,1 до 3,8.

Образная терминология широко используется в повседневной практической деятельности прыгунов в воду. Например, полуоборот в положении группировки называется «козел», в положении согнувшись — «щука», а в положении прогнувшись — «ласточка».

Описательная терминология последовательно слагается из указаний: исходного положения — с предлогом «из» или «со»; числа оборотов — например, пол-оборота, два с половиной оборота и т.п.; направления вращения вокруг поперечной оси (вперед или назад); если прыжок выполняется «лётом», то это указывается при описании; положения тела в полете — прогнувшись, согнувшись, в группировке; числа винтов — с предлогом «с».

Номера прыжков. Номер прыжка — это шифр, по которому можно определить исходное положение, направление вращения, количество выполняемых полуоборотов и полувинтов, а также положение, в котором исполняется данный прыжок. Прыжки в воду I — IV и VI классов (без винтового вращения) имеют трехзначный номер, а прыжки V и VI классов (с винтами) имеют четырехзначный номер. Номера прыжков записываются арабскими цифрами.

   Первая цифра указывает класс прыжка и может быть от 1 до 6.

   Вторая цифра в прыжках I — IV классов может быть 0 (если вращение создается сразу же после отталкивания) или 1, если прыжок выполняется «лётом», т. е. до начала принятия положения, в котором выполняется прыжок, спортсмен должен совершить поворот тела в воздухе на 180° в положении прогнувшись. В прыжках V класса вторая цифра указывает класс, в котором происходят винтовые вращения, а в прыжках VI класса — направление вращения тела (по аналогии с прыжками I —IV классов). Например, если со стойки на руках (спиной к воде) спортсмен выполняет вращение вперед, то вторая цифра будет 1; если из этого положения спортсмен выполняет вращение назад (головой к вышке), то 3 (направление вращения сходно с прыжками III класса). Если же со стойки на руках (грудью к воде) спортсмен выполняет вращение назад, сходное с вращением тела в прыжках II класса, то вторая цифра будет 2.

   Третья цифра всегда обозначает количество полуоборотов (1 — переворот тела на 180° вокруг поперечной оси, 2 — переворот на 360°, т.е. сальто).

   Четвертая цифра обозначает количество полувинтов (1 — поворот тела на 180° вокруг продольной оси). Например, прыжок с номером 5233 должен быть объявлен следующим образом: из задней стойки, полтора оборота назад, с полутора винтами; или прыжок 614 В — со стойки на руках два оборота вперед согнувшись.

В зависимости от исходного положения и направления вращения тела вокруг поперечной и продольной осей в полете спортивные прыжки в воду подразделяются на классы:
I класс — прыжки из передней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
II класс — прыжки из задней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;
III класс — прыжки из передней стойки с вращением тела назад вокруг поперечной оси;

IV класс — прыжки из задней стойки с вращением тела вперед вокруг поперечной оси;
V класс — прыжки с винтами. Объединяет прыжки I — TV классов, имеющие дополнительное винтовое вращение (т.е. вращение вокруг продольной оси тела с одновременным вращением вокруг поперечной оси);
VI класс — объединяет все прыжки, выполняемые со стойки на руках. Прыжки этого класса исполняются только с вышки. Стойку на руках спортсмены могут принимать стоя спиной или грудью к воде. В VI класс входят также прыжки с винтами, если они исполняются со стойки на руках.

При вращении тело в воздухе может находиться в следующих положениях:

Терминология спортивных прыжков

Система понятий, используемая для обозначения названий прыжков, образует терминологию. Терминология может быть образной, цифровой и описательной.

Согласно правилам соревнований, утвержденным FINA, каждый прыжок имеет свой номер и коэффициент трудности, которые указаны в специальных таблицах. В настоящее время в официальные таблицы занесено 199 названий прыжков. С учетом положений, в которых исполняются прыжки, в таблицах насчитывается 593 прыжка, коэффициент трудности которых находится в пределах от 1,1 до 3,8.

Образная терминология широко используется в повседневной практической деятельности прыгунов в воду. Например, полуоборот в положении группировки называется «козел», в положении согнувшись — «щука», а в положении прогнувшись — «ласточка».

Описательная терминология последовательно слагается из указаний: исходного положения — с предлогом «из» или «со»; числа оборотов — например, пол-оборота, два с половиной оборота и т.п.; направления вращения вокруг поперечной оси (вперед или назад); если прыжок выполняется «лётом», то это указывается при описании; положения тела в полете — прогнувшись, согнувшись, в группировке; числа винтов — с предлогом «с».

Номера прыжков. Номер прыжка — это шифр, по которому можно определить исходное положение, направление вращения, количество выполняемых полуоборотов и полувинтов, а также положение, в котором исполняется данный прыжок. Прыжки в воду I — IV и VI классов (без винтового вращения) имеют трехзначный номер, а прыжки V и VI классов (с винтами) имеют четырехзначный номер. Номера прыжков записываются арабскими цифрами.

   Первая цифра указывает класс прыжка и может быть от 1 до 6.

   Вторая цифра в прыжках I — IV классов может быть 0 (если вращение создается сразу же после отталкивания) или 1, если прыжок выполняется «лётом», т. е. до начала принятия положения, в котором выполняется прыжок, спортсмен должен совершить поворот тела в воздухе на 180° в положении прогнувшись. В прыжках V класса вторая цифра указывает класс, в котором происходят винтовые вращения, а в прыжках VI класса — направление вращения тела (по аналогии с прыжками I —IV классов). Например, если со стойки на руках (спиной к воде) спортсмен выполняет вращение вперед, то вторая цифра будет 1; если из этого положения спортсмен выполняет вращение назад (головой к вышке), то 3 (направление вращения сходно с прыжками III класса). Если же со стойки на руках (грудью к воде) спортсмен выполняет вращение назад, сходное с вращением тела в прыжках II класса, то вторая цифра будет 2.

   Третья цифра всегда обозначает количество полуоборотов (1 — переворот тела на 180° вокруг поперечной оси, 2 — переворот на 360°, т.е. сальто).

   Четвертая цифра обозначает количество полувинтов (1 — поворот тела на 180° вокруг продольной оси). Например, прыжок с номером 5233 должен быть объявлен следующим образом: из задней стойки, полтора оборота назад, с полутора винтами; или прыжок 614 В — со стойки на руках два оборота вперед согнувшись.