ПК 3.4
учебно-методический материал

Петрунина Марина Салаватовна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 6-7 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ЛАПТА»

1.1  Сущность понятия координационные способности.

6

1.2 Особенности развития координационных способностей у школьников 6-7 классов.

9

1.3 Классификация русских народных игр.

11

1.4 Русская народная игра «Лапта» как средство развития координационных способностей у школьников 6-7 классов.

14

Вывод по 1 главе

15

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ЛАПТА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Методика развития координационных способностей у школьников 6-7 классов

18

2.2 Методика обучения игре «Лапта»

21

2.3 Практические аспекты выявления уровня развития  координационных способностей

27

Выводы по 2 главе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели широкое распространение в народном быту. Русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Для большинства игр характерны простота, общедоступность. Это и лапта, и игры с мячом, и кулачный бой, и городки, и ходьба на лыжах, и катание на коньках, санях, и многие другие традиционные забавы.  

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Так же игры развивают практически все физические качества присущие человеку. Вот только проблема в том, что в современности русские народные игры потеряли свою былую славу, сейчас стали популярны заимствованные спортивные  игры, такие как баскетбол, волейбол, футбол, регби и т.д. Однако нет особой разницы в развитии физических качеств что у заимствованных игр, что у русских народных. Русские народные игры даже благотворней влияют на детей так как они помимо физических качеств воспитывают и формируют патриотические качества.

Естественно, что изучением  игр занимались и занимаются многие отросли знаний: история, этнография, антропология, педагогика,  теория и методика физического воспитания и др.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е.  Получение результата, хотя и в рамках определённых способов его достижения, но таких которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Во многих видах спорта развиваются те или иные физические качества такие как быстрота, сила, гибкость , координация , ловкость и выносливость,  так и в русской народной игре «Лапте» развиваются практически все физические качества, какие-то в большей степени, какие-то в меньшей. В нашей курсовой работе мы  рассмотрим развитие координационных способностей посредством «Лапты».

Для начала мы изучим непосредственное понятие координационные способности. Координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Координационные способности проявляемые в различных двигательных действиях, примерно в 80–90% случаев не связаны с показателями физического развития. Показатели длины и массы тела в большей степени влияют на результаты координационных способностей в циклических и ациклических двигательных действиях, акробатических упражнениях, метаниях на дальность и почти не оказывают влияние на координационные способности, относящиеся к метательным движениям с установкой на меткость и спортивно-игровым двигательным действиям.

Обеспечение более высокого уровня развития специальных и общих координационных способностей зависит не от одной функции пусть даже высоко развитой, а от относительно высокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании. В силу механизма компенсации недостаточное развитие одних функций может компенсироваться более мощным проявлением других (например, сенсомоторных). Поэтому об уровне развития координационных возможностей индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций.

Установлено, что наибольшую значимость в структуре координационных способностей имеет совокупное влияние показателей сенсомоторики. Показатели сенсомоторных реакций и общих координационных способностей теснее связаны друг с другом у лиц мужского пола по сравнению с женским. Установлено, что двигательные способности, включая координационные, обусловливаются не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных комбинаций и их свойств.

Для развития координационных способностей используют различные  упражнения. Специальные упражнения  на равновесие и координацию  позволят организму работать слажено при выполнении нескольких двигательных действий.

Примерные упражнения для развития координации с предметом:

  • поворот на 360º затем бросок мяча партнёру- задача бросить мяч в руки партнёру;
  • «восьмёрка» - пронос мяча под коленями  затем бросок мяча партнёру;
  • «цапля» - стоя на одной ноге палка вверх, для усложнения задания, можно закрыть глаза;
  • «ласточка» - равновесие на правой или на левой ноге, руки в стороны , корпус параллельно полу, свободная нога отведена назад;
  • «берёзка» - стойка на лопатках, нужно простоять на лопатках несколько секунд, при этом ноги  в коленях не сгибать.

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсовой  работы.

Цель: теоретически обосновать роль русской народной игры «Лапта» на развитие координационных способностей на уроках физической культуры в 6-7 классах.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры 6-7 классов.

Предмет исследования: методика развития координационных способностей посредством «Лапты».

Задачи исследования:

1. рассмотреть методику развития координационных способностей у детей 6-7 класса;

2. изучить методику  обучения русской народной игре «Лапте»;

3. изучить контрольные тесты, для выявления уровня развития координационных способностей;

Методы исследования:

  • анализ;
  • синтез;
  • поиск и обработка информации;
  • классификация;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 6-7 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ЛАПТА»

1.1 Сущность понятия «координационные способности»

Термин «координация» латинского происхождения и оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, оступившись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.

Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности.

Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»

Координационные способности обусловливают скорость и эффективность освоения жизненно необходимых двигательных навыков, спортивной техники и тем самым способствуют достижению высоких спортивных результатов. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень координационных способностей определяется следующими способностями индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы, в частности на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;

- дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задач;

- предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный момент времени (экстраполяция);

- ориентироваться во времени и пространстве.

В зависимости от специфики двигательной задачи координационные способности могут проявляться в форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др.

Наиболее интенсивный естественный прирост координационных способностей происходит между 4-5 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на координацию, то уже к 7--10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью.

1.2 Особенности развития координационных способностей у школьников

6-7 классов

Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях).

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

        Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

       Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.

   Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

     Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений; бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт. Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий.

    Наибольшее распространение в практике развития координационных способностей получили следующие методические приёмы:

  • выполнение движений из необычных исходных положений;
  • изменение скорости или темпа движений;
  • зеркальное выполнение движений (например, метание левой рукой);
  • изменение способов выполнения упражнения;
  • усложнение упражнения дополнительными движениями;
  • изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;
  • изменение характера противодействия партнёров при выполнении парных или групповых упражнений и др.

     Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей ,положительно сказываются на овладении новыми двигательными навыками. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений.

     Как доказано наукой и практикой, обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга человека имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа .

      Результатом тренировки является и рост пластичности нервной системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

       С целью изучения влияния занятий различными видами физических упражнений на координацию движений было проведено обследование с помощью контрольных тестов детей, регулярно занимающихся в спортивных школах разного профиля (акробатики, плавания, фигурного катания на коньках). Результаты обследования показали, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, фигурным катанием или акробатикой, уровень развития координации движений примерно одинаков.

         Если на первых этапах занятий обучение движениям играет положительную роль в развитии координации, то в дальнейшем при повторении одних и тех же действий обогащение новыми и разнообразными навыками отсутствует. Вместе с тем известно, что только по мере такого обогащения расширяется база для возникновения новых координационных отношений, повышается пластичность нервной системы, улучшаются общие координационные возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что для развития координации

движения могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют , для занимающихся определенную координационную трудность.

1.3 Классификация русских народных игр

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие.  Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-Лебеди», «Коршун и Цыплята»?).  Вероятно они созданы народом, так же, как и песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку их называют - народными.

Целый ряд детских игр основан на соединении песен с движениями. Это игры хоровые.  

1. По возрасту (для детей младшего возраста, среднего и старшего дошкольного возраста)

2. Народные игры имеют правила. Различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т.  д.). Некоторые из них можно проводить как в тёплое так и в холодное время года.

3. По образному содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

4. Особую группу оставляют игры-хороводы - это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в другой мир, становитесь царевичем или царевной, серым зайкой или злым волком.

5. По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Русские народные игры:

1) Городки.  Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века.

Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города». Главная задача— затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

2) «Пекарь». На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок.

Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам.

Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется — тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой.

Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

3) Лапта. Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант

американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они

являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия

христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в

Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на

раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком.

Цель игры – ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя

пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки.

Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное врем

1.4 Русская  народная игра «Лапта» как средство развития координационных способностей у школьников 6-7 классов

 «Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру…» .  ( Александр Куприн)

«Лапта» -  русская народная командная игра. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 человек. «Лапта» относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных действий. Известно, что общим признаком, находящим своё выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряжённость соревновательной борьбы. «Лапта» в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведённых перебежек, за которые команде начисляют 2 очка. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении помогает набрать как можно больше очков. В защите же набрать очки можно за пойманные с лёта мячи. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность в «Лапте» спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй и т.д в защите- подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.

Во время игры в Лапту» у спортсмена развиваются практически все физические качества. В курсовой работе мы рассмотрим развитие координационных способностей посредством «Лапты».  играющему в «Лапту» приходится много бегать, ловить мяч, передавать пас, бросать мяч в движущуюся цель, бить битой по мячу, ведь для того, чтобы попасть в цель необходимо развивать координацию.

Для развития координации, спортсмены выполняют следующие упражнения:

1) броски мяча в парах, периодически увеличивая расстояние между партнёрами, сначала правой затем левой рукой.

2) броски мяча  с отскоком об стену с начала правой затем левой рукой.

3) тренер стоит в центре, спортсмены бегут во круг него скачала в одну сторону, потом в другую,  тренер бросает мяч в любую сторону, задача спортсменов поймать мяч и бросить обратно тренеру.

4) в центре зала на пол кладётся баскетбольный мяч, спортсмены находятся на расстоянии 5-7 метров, их задача попасть теннисными мячами в баскетбольный.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы изучили сущность понятия координационные способности. Во втором параграфе мы изучили особенности развития координационных способностей у школьников 6-7 классов. В третьем параграфе мы рассмотрели классификацию русских народных игр. И в четвёртом параграфе мы выбрали русскую народную игру «Лапту» как средство развития  координационных способностей у школьников 6-7 классов.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ 6-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ «ЛАПТА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Методика развития координационных способностей у школьников 6-7 классов

Для игровой деятельности наиболее характерно последовательное выполнение многих приемов, в самых разнообразных комбинациях, с быстрой сменой одних другими. Поэтому важно также сочетание высокой скорости передвижения с быстротой и точностью выполнения передач (бросков), осаливания и т.д. Усложняется это тем, что меняются разные по характеру и структуре приемы, которые невозможно предусмотреть заранее. Совершенствуются эти умения при помощи специфических средств. Одним из таких средств являются рекомендуемые упражнения в быстроте реакции и передвижений с одновременным выполнением нескольких технических правил, сменяющих друг друга, а также специальные игры.

 Важной особенностью игр является то, что смена приемов и действий в них происходит в зависимости от изменения ситуаций, то есть с одновременной, возможно более быстрой ориентировкой и решением тактических задач

Координация имеет значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями. Координация определяется как способность овладевать новыми движениями - с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность с условиями изменяющейся обстановки - с другой

Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия  (В.И. Лях).

Методы воспитания координационных способностей:

1) Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

2) Способность поддерживать статическое и динамическое равновесие.

3) Способность выполнять двигательное действие без излишних мышечных напряжений.

Факторы:

  • способность человека к точному анализу движений;
  • деятельность анализаторов;
  • сложного двигательного задания;
  • уровень развития других физических способностей;
  • общая подготовленность занимающихся.

Возрастные особенности 6-7 классов, а именно 11-14 лет. В этом возрасте увеличивается точность дифференцированных мышечных усилий, улучшается способность к восприятию заданного темпа движений .Так как дети в этом возрасте обладают высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций. Что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счёт пространственных, временных и динамических параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя площадь опоры или увеличивая её подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.

В процессе тренировки вырабатывается специализированное восприятие, получившее наименование: «чувство дистанции», «чувство времени», «чувство мяча». Точность движений развивается посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом увеличении их координационной сложности, их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений рук, ног и туловища при выполнении ОРУ без предметов, ходьба и бег, на заданное время, упражнения на точность ощущения пространственных параметров, дальность прыжка с места и разбега.

Для детей среднего школьного возраста наиболее рационально использовать следующие методики:

  • изменение скорости или темпа движений (на разных отрезках, несколько раз в течение одного упражнения (развивает чувство времени))
  • «зеркальное» выполнение упражнений (усложняет выполнение упражнения (достаточно сильно), развивает координацию)
  • усложнение условий выполнения упражнений (например, с закрытыми глазами, стоя на бревне (гимнастической скамейке), развивает координацию)

Дети среднего школьного возраста могут выполнять упражнения третьей и четвертой групп по классификации П.Ф. Лесгафта. Упражнения третьей группы - это упражнения способствующие изучению пространственных соотношений, и упражнения в распределении работы во времени. Упражнения третьей группы должны научить школьника соизмерять свои движения в пространстве с движениями других учащихся или преподавателя. Самыми простыми примерами таких упражнений является метание в цель, прыжок на заданную длину, бег с заданным темпом и т.п. Упражнения четвертой группы представляют собой упражнения третьей группы в различной, быстро меняющейся, обстановке. Главным образом это игры (для детей старшего школьного возраста П.Ф. Лесгафт отводил на них до трети урока), а так же походы и т. п.

Общие установки при занятиях на координацию должны исходить из следующих положений:

1)  Заниматься необходимо в хорошем психологическом состоянии .

2)  Нагрузка не должна вызывать значительного утомления.

3) В структуре отдельного занятия, упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части урока в конце подготовительной.

4) Интервалы между повторениями отдельными упражнениями  должны быть достаточными для восстановления  работоспособности.

5) Воспитание различных видов координационных способностей  должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

В итоге работы над параграфом мы выяснили, что координация имеет значение во всех видах спорта, но особую важность приобретает в тех, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями.

2.2  Методика обучения игре «Лапта»

Во многих видах спорта развиваются те или иные физические качества такие как быстрота, сила, гибкость , координация , ловкость и выносливость,  так и в русской народной игре «Лапте» развиваются практически все физические качества, какие-то в большей степени, какие-то в меньшей. В нашей курсовой работе мы  рассмотрим методику обучения русской народной игре «Лапте».

Основные правила игры в «Лапту»

Русская лапта – двухсторонняя командная игра с мячом и битой. Играют две команды по 10 человек. Игроки одной из них выбивают битой-лаптой (длиной 60-110 см) мяч (диаметром 6 -7 см, весом 50-70 г) как можно дальше и во время его полета бегут через поле игры и обратно. Игроки другой стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. Игра проводится на площадке длиной 40-55 м и шириной 25-40 м. Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, диаметром 5 см. Диаметр ее рукоятки не менее 3 см, длина – не менее 30 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей установленным размерам. Одна команда считается бьющей, другая – водящей. После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. (см. рис.2.1) Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, дает команде 2 очка. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле. Выигрывает команда, набравшая больше очков за 60 минут игры, разделенной на две половины. Таким образом, цель одной команды – совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

Поле для «Лапты»

Рисунок 2.1 –  поле для игры в русскую народную игру «Лапта»

Амплуа игроков:

  1. подающий;
  2. левый ближний защитник;
  3. правый ближний защитник;
  4. левый дальний защитник;
  5. правый дальний защитник;
  6. центровой.         ( см. рис. 2.2)

Подающий должен обладать – игровым чутьем, уметь вовремя сделать передачу партнеру, хорошо видеть поле, уметь перемещаться в нужное место. Постоянно подсказывать партнерам, куда будет следовать удар, руководить действиями защитников, уметь хорошо подкидывать мяч.

Левый ближний защитник должен обладать искусством вратаря. Практика показывает, что большинство ударов направляется в левую ближнюю зону. Защитник должен уметь ориентироваться в сложной ситуации. Иметь хорошую реакцию, быстро бегать, уметь сделать точную передачу.

Правый ближний защитник должен уметь быстро бегать, делать точную передачу, своевременно перемещаться в нужное место, обладать хорошей реакцией и цепкостью кистей.

Левый дальний защитник постоянно следит за игровой ситуацией, вовремя подстраховывает партнеров, должен уметь точно осаливать, при этом убегая за линию дома или кона, хорошо перемещаться по площадке, контролировать действия соперников. Внимательно смотреть за линией кона и вовремя подсказывать подающему о заступе линии соперником. Уметь ловить «свечи».

Правый дальний защитник должен обладать хорошей ориентацией на поле, точной передачей, своевременно перемещаться в нужное место, точно осаливать соперника, не давая ему никаких шансов, уметь ловить высоко летящие мячи, не давая им опуститься на землю.

 Центральный защитник должен уметь в защите все, от него многое зависит в игре. Он должен обладать вратарским искусством, ловить труднейшие мячи, хорошей реакцией, быстрым бегом, точной передачей. Уметь перемещаться по площадке в зависимости от удара соперника, ловить высоко летящие мячи. Этот игрок является связующим между вторым и третьим, первым, четвертым и пятым игроками.

Расстановка игроков на поле.

Рисунок 2.2 – Расстановка игроков в «Лапту» на поле.

Техника игры  и методика обучения.

Техника игры – совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы.  Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное освоение приемов игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности. Техника – специальные индивидуальные приемы (элементы) игрока, с помощью которых он ведет игру. Техника – основа тактики, а тактика предполагает сочетание технических приемов. Степень развития техники определяет темпы роста мастерства игроков и их успехи в соревнованиях. Поэтому нужно уделять серьезное внимание изучению техники. Но хорошая техника еще не делает игры, а потому технику нужно сочетать с тактикой. Тактика – это командные действия, направленные на достижение победы, исходя из возможностей игроков своей команды и команды противника. Требования, предъявляемые тактикой, могут стимулировать развитие техники. Поэтому тренировки, направленные на совершенствование техники, должны основываться на требованиях практики и проводиться в соответствии с требованиями тактики. Несмотря на то, что техника является основой тактики, тренировки технического плана не могут заменить тренировки тактической направленности. Необходимы специальные занятия по тактике, чтобы научиться лучше применять технические приемы в игре. При обучении тактике важно непрерывно укреплять и повышать уровень техники.  

Понятие «техника» произошло от греческого слова «техне», что в дословном переводе означает искусность – искусство. А слово «техникос» - владеющий искусством. В теории и методике спорта под техникой принято понимать способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью. В русской лапте под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, эффективно выполняемых для успешного ведения игровой и соревновательной деятельности с целью достижения выигрыша, победы. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях игрок в лапту должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре.  Технические приемы – это средство ведения игры. От того, насколько полно владеет игрок в лапту всем многообразием этих средств, как умело и эффективно он применяет в рамках правил для решения конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой – неотъемлемая часть всесторонней подготовки  и гармоничного развития игроков в лапту.

 К критериям технического мастерства игроков в лапту можно отнести следующие количественно-качественные показатели: 1. Объем и разносторонность, т.е общее количество используемых в русской лапте технических приемов и их сочетание (как в защите, так и в нападении). 2. Эффективность, характеризующую рациональным и безошибочным применением технических приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач. 3. Надежность определяемого постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью эффективности. Каждый технический прием представляет собой систему движений, т.е. нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами. В русской лапте, как и во многих спортивных играх, можно выделить следующие фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частичными двигательными задачами.  В подготовительной фазе действия направлены на создание наилучших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. В основной фазе действия направлены на реализацию смысловой задачи технического приема – взаимодействие игрока с мячом посредством биты, удары в нападении и рук в защите (ловля, передача, осаливание). В заключительной фазе технический прием завершается и игрок переходит к новым действиям. Например, нападающий после удара производит перебежку, защитник – после ловли – передачу мяча и т.д.  

Каждая фаза содержит несколько элементов – суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить определенный элемент в начале двигательного действия. Техника у игроков в лапту имеет индивидуальный характер, на который влияют две особенности: телосложение и функциональная возможность. К особенностям формы и строения тела относится рост, длина и пропорции звеньев тела.

Сила, ловкость, быстрота и другие качества, характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на двигательную структуру. В процессе соревновательной деятельности игроку в лапту необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку (например, в какую зону произвести удар или каким способом выполнить удар), создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно технической обстановке (точно поймать мяч и сделать нацеленную передачу партнеру, для осаливания соперника). Поэтому техника тесно связана с тактикой, зависит и влияет на ее развитие.  

Подытожим тем, что «Лапта» очень сложная игра, в ней очень много правил и техника игры не менее сложнее, однако это не мешает быть ей очень интересной и развивающей физические качества,  в которую могут играть как дети так и взрослые всех возрастов.

 2.3 Контрольные тесты  для измерения развития координационных  способностей.

В дальнейшей дипломной работе мы будем измерять уровень развития координационных способностей при помощи контрольных тестов и нормативов, поэтому мы рассмотрим эти тесты в нашей курсовой работе.

Тесты для оценки координационных способностей.

1) Челночный бег (4 x 9 м)  в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает 4 раза по 9  м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 9 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге.

Критерий оценивания результатов по данному тесту.

Мальчики:

«5» - 8,6 с

«4» - 9,5 с

«3» - 9,9 с

Девочки:

«5» - 10,3

«4» - 10,7

«3» - 11,5

2) Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы (ведущей, а затем не ведущей рукой), сидя лицом по направлению метания.

Результат - расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча.

Общие указания и замечания. Испытуемый должен бросать мяч под углом около 45°. Для метания каждой рукой предоставляется по три попытки. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (S1) рукой и не ведущей (S2) рукой. Дальность метания для ведущей и не ведущей руки определяется отдельно.

S1 и S2  характеризуются абсолютные показатели КС в баллистических движениях с установкой «на силу».

Критерий оценивания:

Мальчики:

«5 отлично» - 28 м

«4 хорошо» - 25 м

«3 удовлетворительно» - 23 м

Девочки:

«5 отлично» - 25 м

«4 хорошо» - 23 м

«3 удовлетворительно» - 20 м

3) Метание теннисного мяча на точность попадания.

Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2x2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

Процедура тестирования. Из исходного положения - сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 3 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

Результат - точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 3 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень.

Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой.

«5 отлично» - 3 из 3

«4 хорошо» -2 из 3

«3 удовлетворительно» - 1 из 3

Мы подобрали наиболее подходящие  контрольные тесты для измерения координации, которые очень хорошо подходят под тему курсовой работы о «Лапте», ведь в этой игре спортсменам приходится периодически менять направление при беге, как в челночном беги или бросать мяч в противника как  в тесте метания на точность попадания в цель и на дальность.

Выводы по 2 главе

В ходе работы над второй главой мы рассмотрели методику развития координационных способностей у 6-7 классов и поняли, что дети в этом возрасте обладают высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций..

Так же мы изучили методику обучения игре «Лапте» и поняли, что эта игра интересна тем, что в неё могут как дети так и взрослые, а так же, что посредством этой игры у спортсмена развиваются практически все физические качества присущие человека, а в большей степени координация. Мы рассмотрели все амплуа игроков и поняли, что каждый игрок важен в команде. Так же мы изучили историю развития «Лапты» и технику игры.

В конце нашей работы мы подобрали контрольные тесты  и нормативы для измерения координации которые мы планируем провести в нашей дипломной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время русская лапта получила свое развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах  Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийские традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах. На сегодняшний день «Мастер спорта России» выполнили более 100 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране. Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ. Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека (быстроту, силу, координационные способности), вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т.д.  По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми. Таким образом, в нашей стране интерес к национальным видам спорта и спортивным играм в последнее время заметно возрождается. Старинная русская забава – лапта – тоже довольно быстро восстанавливает былую популярность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1.  «Лапта»  как средство развития координационных способностей. [Электронный ресурс].  URL: https://pandia.ru/text/78/356/535.php. (Дата обращения 19.11.2019)
  2. Всероссийская федерация лапты [Электронный ресурс]. URL: http://www.lapta.ru/.  ( Дата обращения 23.04.2019).
  3.  Гусев,  Л. Г. Русская Лапта [Текст] : / Л. Г. Гусев, Р. М. Валиахметов, А. Ю. Костарев. – Москва: Советский спорт, 2004 – 80 с
  4.  Жукунов, Е.В. Физическая культура в школе [Текст] / Е.В. Жукунов// Школьная пресса – 2017 - №1 -  61 с.  (Дата обращения 15.11.2019).
  5. Игры народов СССР [Текст] / Былеева Л. В. Григорьева В. М. - Москва: Физкультура и спорт, 1985 - 269 с.
  6.  Координационные способности. [Электронный ресурс].URL: https://mirznanii.com/a/132347/koordinatsionnye-sposobnosti/.  (Дата обращения 25.11.2019) .
  7.  Курамшин, Ю. Д. Теория и методика физической культуры [Текст] / Под ред. Ю. Д. Курамшина.- Москва: 2000 – 50 с.  (Дата обращения 20.12.2019).
  8.  Методика обучения игре «Лапта». [Электронный ресурс].  URL: http://sch163.acentr.gov.spb.ru/download/lapta.pdf.
  9.  Нормативы метания теннисного мяча: [Электронный ресурс].  URL: https://runetmir.com/sportnorm/normativy-metaniya-tennisnogo-myacha.  (Дата обращения 03.12.2019).
  10.  Нормативы челночного бега 4х9 в школе:  [Электронный ресурс].  URL: http://frs24.ru/st/chelnochnyj-beg-normativ-shkolniki/. (Дата обращения 02.12.2019) .
  11.  Общая характеристика физических качеств: [ Электронныйресурс ]. URL: https://studfiles.net/preview/5943934/page:14/. ( Дата обращения27.04.2019).
  12.  Правила игры «Пекарь»: [Электронный ресурс]. URL:https://market.yandex.ru/search?text. ( Дата обращения 18 5 2019).
  13.  Правила игры в «Городки: [Электронный ресурс]. URL:https://igraikin.ru/sportivnye-igry/pravila-igry-v-gorodki-klassika-russkogo-sporta.html.  (Дата обращения 03.05.2019).
  14.  Правила игры в «Лапту»: [Электронный ресурс]. URL: https://frbi-ross.ru/pravila-igry-v-laptu/.  ( Дата обращения 04.04. 2019).
  15.  Развитие координационных способностей у школьников среднего возраста:  [Электронный ресурс].  URL: http://dodiplom.ru/ready/103739. (Дата обращения  07.11.2019).
  16.  Русская народная игры как средство развития физических качеств: [Электронный ресурс]. URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/13/russkaya-narodnaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya..  (Дата обращения 4.04.2019).
  17.  Русские народные игры: [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-sportivnye-igry. (Дата обращения 02.11.2019)
  18.  Тесты и нормативы для измерения координации. [Электронный ресурс].  URL: https://vuzlit.ru/385284/testy_normativy_otsenki_koordinatsionnyh_sposobnostey. (Дата обращения 03.12.2019)
  19.  Шмаков, С. А. Игры учащихся -феномен культуры. [ Текст ] / И. С.Шмаков — Москва: Новая школа, 1994 — 204с.
  20.  Якуб, С. К. Вспомним забытые игры [Текст] : Науч.- худож. Лит. /С. К. Якуб, Л. И. Ионова. - Москва: Дет. Лит., 1998 - 159 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта

Слайд 2

Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни .

Слайд 3

Основу составляют пять видов легкой атлетики Х одьба; Бег; Прыжки; Метания; Многоборья.

Слайд 4

Ходьба- циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин . Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег . Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Слайд 5

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга . Классическими видами многоборья являются: у мужчин — десятиборье, у женщин — семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

Слайд 6

Виды соревнований в лёгкой атлетике Личные соревнования (индивидуальные); Командные; Личнокомандные .

Слайд 7

Личные соревнования- победитель и очередность занятых мест определяются сравнением личных результатов . Командный характер носят соревнования в эстафетах . Личноко­мандными соревнованиями являются матчевые встречи, кубковые соревнования и т.д.



Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

1.1  Общая характеристика физических качеств

6

1.2  Сенситивные периоды развития физических качеств

9

1.3  Классификация русских народных игр

11

1.4  Развитие физических качеств посредством русских народных игр

14

Вывод по 1 главе

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

18

ВВЕДЕНИЕ

Введение

Актуальность проблемы исследования. Современный российский спорт берет свое начало в спортивных играх и физических упражнениях, которые имели широкое распространение в народном быту. Русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Для большинства игр характерны простота, общедоступность. Это и лапта, и игры с мячом, и кулачный бой, и городки, и ходьба на лыжах, и катание на коньках, санях, и многие другие традиционные забавы.  

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением  игр занимались и занимаются многие отросли знаний: история, этнография, антропология, педагогика,  теория и методика физического воспитания и др.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е.  Получение результата, хотя и в рамках определённых способов его достижения, но таких которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счёте способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическом у и умственному.  Народная игра является той разновидностью игрового фольклора преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.   Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных

фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Всё это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом игра- одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное  овладение основами движений и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Если в историческом плене игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия то в настоящие время такое действие не всегда осознаётся играющими.  Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой но всё же определённый жизненный опыт. Вместе с этим происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с обстоятельственным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д.  Именно поэтому состязательный характер в играх способствовал тому, что определённая часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный инвентарь).

Среди русских народных игр можно выбрать подходящие для самых разных условий: начиная от дворов, лужаек, водоёмов до спортзалов и школьных коридоров; от массовых праздников и гуляний до уроков физкультуры, занятий кружков, секций, групп продлённого дня и т. д.

В нашей исследовательской работе будут рассмотрены такие русские народные игры как лапта, городки и «Пекарь».

Народные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

Практическая значимость данной картотеки заключается в том, что она создает условия возрождения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.

В настоящее время русские народные игры очень редко применяются на уроках физической культуры.

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема реферата.

Цель: Теоретически обосновать роль русских народных игр в развитии физических качеств.

Задачи:

  • изучить понятия русских народных игр;
  • ознакомиться с видами русских народных игр;
  • раскрыть особенности развития физических качеств по средством русских народных игр.

Методы:

  • поиск и отбор источников информации;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация;
  • систематизация;
  • обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

1.1. Общая характеристика физических качеств

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы

может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Понятия всех физических качеств мы рассмотрим в параграфе 1.3 Сенситивные периоды развития физических качеств.

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина - «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин - «психомоторные качества».

Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы (скоростные, силовые качества и т.д.). Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые - в 25-30 лет).

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык - это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Сознательное и автоматизированное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.

1.2. Сенситивные периоды развития физических качеств

Физические качество — это врожденные, морфофункциональные  качества благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

1) Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются

  Гибкость — изворотливость, способность приспособляться к обстоятельствам, успешно разрешать разнообразные частые затруднения.  Наиболее благоприятное время для развития гибкости с  4 до 15 лет.

2)Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Ловкость — способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справляться с любой возникшей двигательной задачей правильно. Наиболее благоприятное время для развития ловкости с 6 до 14 лет.

3)Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

 Быстрота — монотонно возрастающая функция скорости, которая стремится к бесконечности, когда скорость стремится к скорости света. Наиболее благоприятное время для развития быстроты с 9 до 14 лет.

4)Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70-80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9-13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12-13 лет, а в метаниях – в 13-14 и 16-17 лет.

Скоростно-силовые качества — это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кротчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Наиболее благоприятное время для развития скоростно-силовых качеств с 11 до 14 лет.

5) Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%)

 Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Наиболее благоприятное время для развития силы  с  14 до 17 лет.

6) У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7-8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.

 Выносливость — способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения эффективности. Наиболее благоприятное время для развития выносливости с 15 до 20 лет.

1.3.Классификация народных игр

Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие.  Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми. В детском быту есть свои традиции. Одна из них — это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-Лебеди», «Коршун и Цыплята»?).  Вероятно они созданы народом, так же, как и песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку их называют — народными.

Целый ряд детских игр основан на соединении песен с движениями. Это игры хоровые.  

1. По возрасту (для детей младшего возраста, среднего и старшего дошкольного возраста)

2. Народные игры имеют правила. Различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т.  д.). Некоторые из них можно проводить как в тёплое так и в холодное время года.

3. По образному содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

4. Особую группу оставляют игры-хороводы — это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в другой мир, становитесь царевичем или царевной, серым зайкой или злым волком.

5.По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Примеры русских народных игр:

1)  Лапта. Наверняка все знают, что лапта – это русский вариант американского бейсбола или английского крикета. Хотя, может быть, это они являются версией лапты. Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии. Инвентарь для игры в лапту — деревянные биты и войлочные мячи — были найдены на раскопках Великого Новгорода, датируемых XIV веком. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель Александр Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

2) Городки.  Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей. Смысл этой игры в том, чтобы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – «городков») за черту игрового поля – «города». Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

3) «Пекарь» .На асфальте рисуют маленький круг и ставят в него консервную банку. От банки отмеряют шаги и чертят несколько линий. Каждый игрок находит себе довольно длинную палку. Выбирается «пекарь».

«Пекарь», тоже с палкой, караулит банку. А игроки должны по очереди своими палками выбить банку из круга. Начинают все с «валета», потом переходят на «даму» и так далее. Если палка в банку не попала, то остается лежать там, куда упала. Бросает следующий игрок.

Предположим, он тоже не попал, его палка тоже остается лежать. Когда, наконец, кто-то банку все-таки сбивает, то «пекарь» должен как можно скорее поставить ее на место. А все бросаются к своим палкам.

Как только банка установлена, «пекарь» палкой начинает отгонять игроков от их палок. До кого он дотронется — тот выходит из игры. Кто подобрал свою палку, переходит на следующую линию. Если «пекарь» увлекся погоней, то тот, кто уже поднял свою палку, может опять запулить банку подальше. Тогда «пекарь» прекращает преследование и бежит за банкой.

Когда все палки подобраны, игра продолжается. Один раз спрятаться от «пекаря» можно за своей чертой.

1.4. Развитие физических качеств посредством русских народных игр

Внедрение русских народных игр в занятия физкультурой позволяет разнообразить процесс физического воспитания. Педагогическая ценность игр состоит в том, что они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли; развивают нравственные чувства; физически укрепляют ребёнка; создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Русские народные игры ценны не только тем, что способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшают физическое развитие, физическую подготовленность детей, но и помогают формировать интонационно-выразительную речь, развивают слухоречевую память, внимание, расширяют словарный запас, способствуют раскрытию творческих способностей детей, что важно в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как мелкой, так и общей моторики.

Русские народные игры с успехом можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и во время прогулок.

В практике физического воспитания недостаточно используются русские народные игры с целью развития физических качеств, а так же двигательной активности ребёнка.  Учёные считают, что русская народная игра способствует развитию у ребёнка умственных способностей, нравственных чувств, создаёт богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер. Практика показала, что использование русских народных игр  приносит детям чувство радости, дарит яркие мгновения общения со сверстниками, но на ряду с этими детьми в непринуждённой форме совершают двигательные действия. Совершенствование основных видов движений и закрепление двигательных умений и навыков, используя русские народные игры не только на уроках, но и в спортивных праздниках, физкультурно-оздоровительных досугах, тематических праздниках, позволяет детям в лёгкой игровой форме раскрыть свой потенциал.

Все физические качества явно проявляются в русских народных играх так как сама игра представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, где мотивом лежит  не её результат, а сам процесс игры. В народной игре же есть определённый сюжет, по которому понятно, из скольких частей состоит игра, сколько нужно выполнять двигательных действий. Некоторые игры отличаются максимальной активностью, где необходимо много бегать , тем самым развивается такое качество как  выносливость и быстрота. Так же в некоторых играх очень нужна ловкость и внимание. В каких-то играх  явно проявляется  сила и скорость. Во всех русских народных играх идёт видимое проявление всех физических качеств.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы рассмотрели основные характеристики физических качеств. Во втором параграфе нами были изучены сенситивные периоды развития физических качеств . В третьем параграфе нами были  разобраны виды русских народных игр и их классификация. А в четвёртом параграфе мы изучили непосредственное развитие физических качеств по средством русских народных игр.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе исследовательской работы нами была рассмотрена такая тема как «Русские народные игры как средство развития физических качеств».  Все цели и задачи, поставленные в исследовательской работе были достигнуты. Так же мы разобрались в необходимости русской народной игры на  уроках физической культуры. На наш взгляд русская народная игра играет важную роль в развитии ребёнка, так как она помогает развиваться как физически так и творчески, так же народная игра помогает поддержанию патриотического духа ребёнка. Так как  русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние характера, ума и воли, развивают нравственные чувств, физически укрепляют ребёнка, создают определённый настрой, интерес к народному творчеству.

В этих играх отражается любовь народа к веселью ,движениям, удальству, Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» . Шутки и юмор характерны для этих игр.

Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении  трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

На 3 курсе в курсовой работе мы планируем рассмотреть методику развития физических качеств по средством русских народных игр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всероссийская федерация лапты [ Электронный ресурс ]. URL: http://www.lapta.ru/ ( Дата обращения 23.04.2019).
  2. Игры народов СССР [ Текст ] / Былеева Л. В. Григорьева В. М. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 269 с.
  3. Общая характеристика физических качеств: [ Электронный ресурс ]. URL: https://studfiles.net/preview/5943934/page:14/. ( Дата обращения  27.04.2019).
  4. Правила игры «Пекарь»: [ Электронный ресурс ]. URL: https://market.yandex.ru/search?text. ( Дата обращения 18. 05. 2019).
  5. Правила игры в городки: [ Электронный ресурс ]. URL: https://igraikin.ru/sportivnye-igry/pravila-igry-v-gorodki-klassika-russkogo-sporta.html. (Дата обращения 03.05.2019).
  6. Правила игры в лапту: [ Электронный ресурс ]. URL: https://frbi-ross.ru/pravila-igry-v-laptu/  ( Дата обращения  04.04. 2019).
  7. Русская народная игры как средство развития физических качеств: [ Электронный ресурс ]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/13/russkaya-narodnaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya ( Дата обращения 4.04.2019).
  8. Русские народные игры: [ Электронный ресурс ]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-sportivnye-igry. ( Дата обращения 22.02.2019).
  9. Сенситивные периоды развития физических качеств:  [ Электронный ресурс ]. URL: https://infourok.ru/sensitivnie-periodi-razvitiya-fizicheskih-kachestv-3591434.html. ( Дата обращения 12.05.2019).
  10. Сенситивные периоды развития физических качеств: [ Электронный ресурс ]. URL:  https://studopedia.ru/4_148990_sensitivnie-periodi-vozrast-razvitiya-fizicheskih-kachestv.html.  ( Дата обращения 18.04.2019).
  11. Физические качества: [ Электронный ресурс ]. URL: https://studopedia.su/6_1625_fizicheskie-kachestva.html. ( Дата обращения 19.05.2019).
  12. Цитаты о лапте: [ Электронный ресурс ]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лапта. ( Дата обращения 15.05.2019).
  13. Шмаков, С. А.  Игры учащихся -феномен культуры. [ Текст ] / И. С. Шмаков — Москва: Новая школа, 1994 — 204с.
  14. Якуб, С. К. Вспомним забытые игры [ Текст ] : Науч.- худож. Лит. / С. К. Якуб, Л. И. Ионова. - Москва: Дет. Лит., 1998. - 159 с.