Реализация ФГОС на уроках литературы в 5 классе
методическая разработка (5 класс)

Кадышман Марина Леонидовна

Реализация ФГОС на уроках литературы в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация ФГОС на уроках литературы в 5 классе. Кадышман Марина Леонидовна учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4» Г. Подольск Московской области 09 января 2016г.

Слайд 2

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Слайд 3

Современный урок литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Слайд 4

Требования, предъявляемые к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС: учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя планирование обратной связи урок должен быть добрым в центре внимания урока — дети времясбережение и здоровьесбережение вывод делают сами учащиеся минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

Слайд 5

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию литературы. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Слайд 6

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Слайд 7

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Слайд 8

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Слайд 9

Методы обучения, используемые на уроках литературы. Метод исследования Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной. В данном случае мы берем художественное произведение. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учителю остаётся лишь помогать детям увеличивать объём и качество такого результата..

Слайд 10

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования. Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Слайд 11

Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Слайд 12

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения на уроке. Изучать, учитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование (вопросы анкеты предлагаются за несколько дней до начала изучения произведения), иллюстрирование произведения, составление вопросов к произведению. Каждому обучающемуся выдается текст из произведения, предлагается его прочитать, маркируя текст. Работа с текстом

Слайд 13

Инсерт ( чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.

Слайд 14

Работа с текстом В ходе анализа художественного произведения, анализа действий литературного героя и оценки его поступкам предлагается обучающимся схема «Линия времени»: 5) Я подумал, я понял (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его личное восприятие) 4) Автор сказал (какую оценку герою, его поступкам дает автор) 3) Герой сделал 2) Герой подумал (познание произведения через мысли героя, обучающийся узнает, что представляет собой герой) 1) Герой пришел (раскрытие сюжета, что происходит в рассказе).

Слайд 15

Хорошим примером для заполнение данной таблицы является произведение Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Герой пришел. Знакомство с Жилиным. Сборы его к матери. Герой подумал. Его мысли: увижу старую мать и «если невеста хороша – и жениться можно». (Обучающийся делает вывод, что Жилин беспокоится о матери: «И в самом деле, плоха уж старуха стала; может и не придется увидать». Герой сделал. Трудные испытания довелось Жилину перенести, но он их преодолел, т.к. на воле была старая мать. Автор сказал (какую оценку герою, его поступкам дает автор). Я подумал, я понял (вывод, высказывание точки зрения обучающегося, его личное восприятие). Работа со схемой «Линия времени» позволяет формировать умение самостоятельно учиться, добывать знания, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде Работа с текстом

Слайд 16

Одним из эффективных способов достижения главной цели характеристики литературного героя является применение на уроках карты «Зеркало героя», на примере рассказа И.С.Тургенева «Муму»: Качества литературного героя, события, связанные с действием героя (поэтапно) . Жизнь в деревне Переселение Герасима в город. Жизнь при барыне в городе. Спасение щенка. Недовольство барыни собакой Муму Работа с текстом

Слайд 17

При анализе в классе обучающийся включается в беседу, проводит аналогию между героем и собой, школьники определяют отрицательный этот герой или положительный, тем самым получается полная сравнительная характеристика, в ходе решения которой ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. Ученик учится отстаивать собственное мнение, вести грамотную дискуссию, приобретать коммуникативные, регулятивные навыки. А учитель достигает своей цели - произведение прочитано и проанализировано. В процессе такой работы формируется личность ребенка через постижение своего образа мысли, образа жизни, образа мира, образа своего поведения, образа своего «я». Работа с текстом

Слайд 18

Сущность использования данного приема заключается в возможности реализации УУД и личностного результата у обучающихся и готовности ученика как социального исследователя, организатора, участника коммуникаций, субъекта принятия способа решений.

Слайд 19

Работа с текстом На этапе закрепления изученного обучающимся предлагается заполнение таблицы «Знаю, умею». ( - ) Я знаю (+) ( - ) Я умею (+) С помощью данной таблицы учитель предлагает обучающимся дать оценку своим знаниям, и выявляет, какие вопросы по теме усвоены ещё недостаточно и над чем ещё предстоит работать.

Слайд 20

Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Слайд 21

Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне Герасим

Слайд 22

Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Слайд 23

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС на уроках информатики. 6 класс. Тема "Отношения объектов"

Презентация для сопровождения объяснения новой темы.  файлможно скачать http://yadi.sk/d/VbBaFigq9pupy...

Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"

В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...