Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
материал

Вдовенко Нина Васильевна

        В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
      Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:

– сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

– сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации,  гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_na_urokah_v_matematiki.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях

уголовно-исполнительеой системы»

ГКОУ «СОШ при УУИС»

Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.

( Выступление на МО УПКР ТСП г.Кемерово ФКУ ИК-22)

Зам.директора поУВР ТСП Вдовенко Н.В.

г.Кемерово

 «Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память

о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

                                                                                                        Д.С.Лихачев.

        В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
     Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:

– сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

– сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации,  гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

      В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. Однако анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, истории, географии) и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области.         Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ученика. Содержание школьных учебников (теоретический и зпрактический материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении предмету учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.

        Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что ученики охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в учениках патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

      Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

       Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:

Математика

Русский яык

География

Животный мир

Растительный мир

История

Литературное чтение

Фольклор.

     Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

-формирование знаний об истории, культуре, и традициях своего народа

-ценностного отношения к себе, другим и миру;

-активной жизненной позиции.

       Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:

-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

-работать в команде и самостоятельно;

-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами.

           В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Инновации в школе тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут «произрастать»  на почве традиций, как общероссийского масштаба, так и традиций того или иного края, района, села. Если мы это будем помнить, будем помнить свою историю, будем помнить наши традиции, будем с уважением относиться к великим мыслителям русской культуры, тогда и инновации в школе разовьют эти традиции, придадут им новое качество, достойное нашей истории, нашей культуры.

         Есть две возможности в повседневной работе учителя:

-ведение уроков по учебнику;

-проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая прикладную сущность предмета  и дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.

Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.

      Реализация национально-регионального компонента обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.

        Цель работы методического обьединения:организация работы по региональному компоненту

  1. Выступление педагогов о своей работе.
  2. Корректировка и утверждение КТП по внесению РК в планирование уроков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов

Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются два важных аспект конкурентоспособности учащегося: (1) как системное качество единства процесса обучения и воспитания характеризующее личность как саморазвивающуюся систему и (2) как и...

Методическая разработка по теме «Проблемы развития мотивации в системе современного школьного образования»

Рассматриваются проблемы развития мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода....

Универсальные учебные действия в современном школьном образовании

Статья об универсальных учебных действиях на уроках физической культуры...

Методические основы в содержании современного биологического образования

В материалах рассматриваются основы современного биологического образования в школе. Дается обоснование мировоззренческому подходу  к содержанию предмета....

Статья "НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья посвящена одной из важных проблем современной системы школьного образования. Она отражает содержание, особенности национального компонента учебно-воспитательной работы в школе. Дана краткая хар...