Доклад "Значение фортепиано в жизни ребенка 2018 г.
учебно-методический материал

Доклад "Значение фортепиано в жизни ребенка 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_znachenie_fortepiano_v_zhizni_rebenka.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г. ПОКАЧИ

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

           

 

Значение   фортепиано в жизни ребенка.

Преподаватель

Немкова М. С.

Покачи  2018

    Интересный, полезный материал, но не для реальной работы. К сожалению, мы учим и неспособных детей, а требования ко всем почти одинаковые в музыкальных школах.

                                                           

    Цель начального обучения – воспитание любви к музыке, а не только обучение ремеслу, к тому же в чуждых для ребёнка формах. У истоков отечественной фортепианной педагогики стояли  Е.Гнесина,  А.Гольденвейзер, А.Артоболевская, С.Майкапар, Л.Баренбойм. Их высказывания разнятся в деталях, но все они единодушны в одном: обучение музыке нужно начинать с МУЗЫКИ. Вспомним слова Г.Нейгауза: «Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живёт полной жизнью музыка раньше, чем он в первый раз прикоснётся к клавише или проведёт смычком по струне».

                                                                       

 1.КАК ОТРАЖАЮТСЯ НАЧАЛЬНЫЕ ФОРТЕПИАННЫЕ УРОКИ В СОЗНАНИИ РЕБЁНКА.

   На протяжении ряда последних десятилетий многие педагоги, обучавшие детей азам фортепианной игры, неоднократно в разных вариантах повторяли одну и ту же мысль: фортепиано и нотная запись должны оставаться на начальном этапе на втором плане и играть подсобную роль, на первом же месте стоит задача ввести ребёнка в мир музыки, пусть и самой простейшей; или по-другому: не музыка должна рассматриваться с позиций инструмента и нотной записи, а инструмент -  в его возможностях передавать музыку, в его значении для музыкального искусства. Не следует превращать инструмент и нотную грамоту в некий фетиш и ради них приносить в жертву музыку. Мы с этим соглашаемся, но поступаем не так.

   Что происходит в сознании ребёнка, когда его учат по старинке? Сначала заставляют вытвердить названия клавиш, нотные обозначения и овладеть простейшими игровыми навыками, а затем – разыгрывать, механически отсчитывая доли, мало что говорящие его уму и сердцу пьески. Описать душевное состояние ребёнка – задача сложная, ведь нет одинаковых детей, и у каждого из них процесс восприятия инструмента и нот, овладения навыками и т.п. складывается несколько по-иному; музыкально одарённый ребёнок может с лёгкостью преодолеть баррикады, нагромождённые педагогом и отделяющие его, ребёнка, от музыки ; менее способный ученик либо окажет сопротивление, замкнётся и станет отлынивать от работы, либо будет равнодушно и формально выполнять полученные задания; ребёнок активный, пусть и не обладающий выдающимися музыкальными способностями, но наделённый яркой фантазией, переосмыслит вся и всё по-своему, но от музыки отстранится ( или в иных случаях спустя некоторое время, быть может, к ней придёт, но окольными путями, вовсе не связанными с полученными в детстве фортепианными уроками).

   В автобиографическом очерке «Мать и дитя» Марина Цветаева описывает первые впечатления от уроков игры на фортепиано: «Ноты мне мешали: мешали глядеть, верней – не глядеть на клавиши, сбивали с напева, сбивали с знанья, сбивали с тайны, как с ног сбивают, так сбивали с рук, мешали рукам знать самим… и я никогда так надёжно не играла, как наизусть.»

   Опять-таки хорошо знакомое явление: ребёнок помогает себе тем, что из множества звеньев сложного процесса одно отбрасывает и – в данном случае – играет, не глядя в ноты, на память. ( А педагог,  не вникая в психологическую  суть  происходящего, требует:  « Смотри в ноты!» « Играй  по  нотам! ») «Но всё- таки для нот было слишком рано…Бесспорно и злотворно – рано. Нотно- клавишный процесс намного сложнее буквенно- голосового ( то есть буквенного текста). Образно говоря: можно не попасть с ноты на клавишу, нельзя не попасть с буквы - на голос. Читая, перевожу на смысл, а играя, перевожу на звук, который, в свою очередь, должен быть на что-то переведён, иначе звук – пуст… ». Да,  «звук пуст», если разбирают отдельные звуки; но звуки осмысленны, выразительны, если ребёнок приучен читать ритмоинтонации.  «Пот льёт, пальцы красные – играю всем телом, всем весоми, главное всем своим отвращением к игре. Смотрю на кисть, которую нужно было держать на одной линии с локтем и первым пальцевым суставом и так неподвижно, чтобы не скатить серебряного рубля…» Такая тренировка происходит и в наше время, сопровождаясь «ритмическим воспитанием» под удары метронома.  «Щёлк метронома…Я его стала ненавидеть и бояться »

    Что же всё-таки вызвало ненависть и отвращение к музыке? Нет, музыку Цветаева- ребёнок любила. « Я только не любила – свою.  Для ребёнка будущего нет, есть только сейчас (которое для него -  всегда). А сейчас были гаммы, и ганоны… Всё лучшее, что можно слышать, я отродясь слышала и каково же мне было слышать своё унылое под щёлк метронома « играние»? И как я могла не чувствовать к нему отвращения?»

   И разве этот психологический этюд не заставит задуматься над работой любого педагога, приступающего к фортепианному обучению ребёнка?

2.ПОЛЮБИТЬ  МУЗЫКУ  И  МУЗИЦИРОВАНИЕ

   Когда начинается учебный год, усаживают в различных городах и сёлах, странах и континентах огромнейшее количество детей и начинают по-разному обучать музыке и фортепианной игре. Как сложатся музыкальные судьбы» этого несметного количества детишек? Здесь скажутся , конечно, многие факторы – социальные, семейные, личные, музыкально- педагогические…  Но общую картину будущего предвидеть не так уж и трудно: в конце концов, в разных вариантах и с теми или иными поправками она повторяется из поколения в поколение.

   Часть начавшихся  обучаться, самая небольшая. Станет музыкантами, и, конечно, не только пианистами. Заранее определить музыкально- профессиональные возможности практически невозможно. Могут быть предпосылки: хороший слух, ритм, внимание, понятливость, моторные данные, быстрота продвижения, но ещё должно быть музыкальное дарование, как особый комплекс творческих качеств человеческой личности.

   Другая часть начавших обучаться, не сделавшись профессионалами, так сроднится с музыкой и с фортепиано, что станет «просвещёнными любителями» и смогут сыграть – пусть и несовершенно, пусть только для себя – музыкальное произведение. Это значит, что они будут участвовать в процессе познания музыкального развития.

   Некоторые дети – будут ли они заниматься недолго и бросят обучение или пройдут длинный путь музыкальной муштры - в результате фортепианных уроков разлюбят, а то и возненавидят музыку, которая их поначалу к себе привлекла. Вина здесь часто лежит на педагоге.Кое-кто из начавших обучаться ограничится лишь тем, что в будущем станет бренчать на фортепиано и в подходящем случае протренькает лёгонький аккомпанемент…

   Так или иначе, но в сфере педагогического воздействия на начальном этапе фортепианного обучения находятся дети, которые в будущем должны разделиться на две группы; на меньшую – это те, кому суждено стать профессионалами ( но, повторяю, не только пианистами, уж конечно, не только пианистами – виртуозами), и большую – те, кто станет « просвещёнными любителями» или просто хорошо разбирающимися в музыке слушателями. Так вести ли обе категории ребятишек одинаково или по-разному в смысле основных принципов работы?

   Но педагог не оракул, предсказывающий жизненный путь, а следовательно, все должны пройти быстрее или медленнее один и тот же путь, основанный на определённых принципах. О каких принципах идёт речь? А вот о каких: всех без исключения надо так обучать. Чтобы они могли и хотели стать музицирующими любителями, ибо и будущий профессионал. Чтобы быть подлинным профессионалом, должен любить музыку и музицирование. Уже на самых первых ступенях обучения педагоги забывают об этом важнейшем положении и, работая с детьми, проявившими какие-то музыкальные способности, сразу же обращаются к «специализации».Вот рассуждения педагога- ремесленника: « Пусть хорошо сыграет разучиваемую пьесу, об остальном и думать не хочу!» Продолжим диалог:

   - А игра в четыре руки, а обширный репертуар, а подбирание, а импровизация, а чтение нот?

   -Но ведь это отнимет время от «основного» - разучивания пьес к экзамену или концерту!

    -А общее музыкальное воспитание и просвещение?

Остаётся лишь сделать вывод: так педагог музыки превращается в учителя ( одной лишь) игры на фортепиано.  

                                                           

 3.ПОЛЮБИТЬ ФОРТЕПИАНО! ПОЛЮБИТЬ ФОРТЕПИАННЫЙ  ЗВУК!

   Начнём с «пения» на фортепиано. Почему, собственно  говоря, только «петь», а не «говорить», воспроизводя речевые обороты, речитативы, интонации вопроса, восклицания, повествования и даже – скандирования. Иногда надо почувствовать  истинную речевую скандирующую, подчёркнутую выразительность  детской песни- говорка, а не требовать все «лиги» и «вилочки».

   И ещё одна особенность и сложность фортепианного обучения. Для того чтобы выразительно интонировать, нужно с помощью педагога научиться слышать фортепианный звук, естественно затихающий и исчезающий, вслушиваться в «жизнь» звука от его возникновения до полного исчезновения, ведь сколько здесь. Особенно внутри звуковой линии оттенков. Ребёнок полюбит фортепианный тон и если познает его слухом, а не только двигательным приёмом, полюбит и простейшие артикуляционные возможности этого звука.

4.ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени; а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не всех, но лишь очень немногих. Если у детей нет достаточной способности, а вы их тянете, вы им причиняете только вред. Обычно педагоги занимаются одинаково со всеми, стараясь прививать специфически пианистические навыки тем, кому важнее было бы получение более элементарных навыков, развитие слуховых и общемузыкальных  данных. Необходимо предостеречь от того, чтобы не слишком обременяли профессиональными навыками тех детей, которые музыкантами – профессионалами никогда не будут.

   Обучая ребёнка нотной грамоте желательно после того, как он усвоит постановку рук и местонахождение нот на инструменте. Нотам нужно учить постепенно, по мере обогащения музыкального кругозора.

   Музыкальный слух необходимо развивать. На фортепиано ученики подчас играют механически, ничего не слыша. Нужно заставлять их больше петь, поощряя их участие в хоровых коллективах.

   Излишняя напряжённость рук, которую мы часто наблюдаем у начинающих играть на фортепиано – это наша вина и ошибка. Почему это происходит? Во – первых, это от того, что детей мы заставляем играть на клавиатуре раньше, чем они с ней хорошо освоились. Далее, игра на белых клавишах неестественна для маленькой руки ребёнка.

   Никто никогда не будет напряжённо играть, если ему создать естественные условия. Он не будет напрягаться при положении руки горсточкой. Начинать надо играть самое простое и при этом вырабатывать привычки. Если вы увидите, что у ребенка напряжены руки, дайте ему более лёгкий репертуар.                                          

      Также не следует требовать от ребёнка полного звука. От этого гнутся пальцы и появляется напряжение.

   Если мы хотим, чтобы учащиеся ясно слышали исполняемое, правильно и выразительно фразировали мелодию,- необходимо как можно раньше приучать их к связной игре, игре  LEGATO.                                        

   Можно играть гаммы так, что это принесёт пользу, а можно и так играть, что от этого будет только вред. Никогда исполнение не должно быть механическим. Даже исполнение гамм и упражнений должно быть в той или иной степени художественным, надо следить за их звучанием.

   Репертуар нужно подбирать в зависимости от пути, по которому продвигается ваш ученик. Не увлекайтесь трудностями, это изнашивает души.

   При обсуждении  и оценке выступлений детей, необходимо учитывать возраст, уровень развития ученика, не забывать об особенностях и незрелости детского восприятия. У ребёнка всё просто, наивно, без конфликтов, это нужно помнить. С возрастом придёт и осознание конфликтов, но появится и неуравновешенность повзрослевшей психики, отсюда и срывы, грязь, напряжения. Педагоги начинают искать причину всех зол в плохом показе учителя, в неправильной постановке рук, приёмах игры. Однако причина гораздо глубже: она коренится в расстройстве координации между замыслом, представлением и средствами воплощения. Чем раньше будет установлено равновесие сознавшего себя «я», может быть восстановлена гармония и простота исполнения.

   Подлинным недостатком надо считать всё то, что противоречит природе нашего искусства, что будет мешать дальнейшему росту ученика. Это диспропорция между музыкальным и техническим развитием. На  начальном этапе развития встречается отставание в технике, то есть отсутствие средств  для выражения накопленного музыкального опыта. Нередко встречающийся недостаток – напряжения внутренние и внешние. С возрастом изживаются относительные недостатки - вялость исполнения, неустойчивость ритма и темпа, «корявость» пианистических движений. Надо научить  ребёнка не бояться временных неудач! Правильное чередование трудного и лёгкого материала поможет этому. Ведь на доступном материале ребёнок может проявить себя в полной мере, а стремление. Преодоление, силу воли и другие необходимые музыканту качества мы  должны воспитывать на более сложном материале.                                                                                                                                                                               На своих уроках мы должны  обнаружить, что ученик хочет и что тормозит его работу и исполнение, а иначе каждый урок мы занимаемся одним и тем же. Нужно помнить, что ребёнок не может запомнить сразу много указаний.

На уроке необходимо чередовать моменты напряжения с моментами разгрузки внимания, оживить их шуткой и остротой. Не кроется ли в нас самих причина того, что мы тысячу раз повторяем одно и тоже , а ученик не усваивает? В учащемся нужно будить художественные способности, указывать пути и средства для достижения цели.

ВЫВОД

   Ребёнок приходит к нам на первые занятия с интересом, желанием, настроением. Мы обязаны хранить этот бесценный дар. Воспитывая в детях любовь к музыке, творчеству. Воспитание усвоения инструментальных навыков не должно идти в ущерб самого музыкального воспитания ребёнка. Преподаватель в своей повседневной работе никогда не должен терять из поля зрения наиважнейший из дидактических принципов: инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а привлекательной гранью жизни.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баренбойм Л.А.  За полвека. Л.,1989.

Цветаева марина.  Соч. в 2 т.М.,1980.Т.2

Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2.М.,1967.:

(Александр Гольденвейзер   Из бесед о музыкальном воспитании детей;

Самарий  Савшинский   Детская фортепианная педагогика )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"

Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"...

Физическая культура в различные периоды жизни ребенка

Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2В КЛАССЕ «ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления родителями пользы и вреда телевизора в жизни младшего школьника.ЗАДАЧИ: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором;пока...

Доклад на тему: "Роль музыки в жизни ребенка"

Доклад для педагогов о музыкальной деятельности....

Беседа с родителями на тему: "Роль отцовского воспитания в жизни ребенка".

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом и не признается, хочется, чтобы у...

Отчет по программе Школа жизни 2017-2018

Воспитательские задачи, определенные на начяло учебного года, Явилась целесообраздным, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства...