Роль чтения в сохранении духовного и физического здоровья человека
статья

Мостовенко Вера Николаевна

Мы прекрасно знаем, что чтение- это не просто складывание букв. Чтение  -это психический процесс. построенный на восприятии, понимании, сопереживании читаемого.Существуют уровни культуры чтения. 1 уровень-увлекает интересный сюжет, 2-познание нового, 3-наслаждение художественными достоинствами книги. Но с огромным сожалением приходится признать, что сегодня чтение перестает быть человекообразующим и культурообразующим ресурсом. Что кроется за этим? У молодежи сегодня обнаруживаются проблемы в области вербального обучения, меняется мышление . Ученики не воспринимают большие тексты, не улавливают и не удерживают главного. Пренебрежение к чтению ведет к разрушению ядра национальной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в сохранении духовного и физического здоровья человека.

        (Выступление на муниципальной конференции учителей литературы и русского языка)

                                                                Люди перестают мыслить,                                                                         когда перестают читать.

                                                                                (Д.Дидро).

Мы прекрасно знаем, что чтение- это не просто складывание букв. Чтение  -это психический процесс. построенный на восприятии, понимании, сопереживании читаемого.Существуют уровни культуры чтения. 1 уровень-увлекает интересный сюжет, 2-познание нового, 3-наслаждение художественными достоинствами книги. Но с огромным сожалением приходится признать, что сегодня чтение перестает быть человекообразующим и культурообразующим ресурсом. Что кроется за этим? У молодежи сегодня обнаруживаются проблемы в области вербального обучения, меняется мышление . Ученики не воспринимают большие тексты, не улавливают и не удерживают главного. Пренебрежение к чтению ведет к разрушению ядра национальной культуры. Мы до сих пор соотносим реальных людей с образами Коробочки, Онегина, Обломова. Нельзя растить новое поколение без литературы. Мы так можем в скором времени не узнать себя. Мы усыпили себя мыслью, что мы читающая страна и забыли, что чтение не естественная потребность есть, пить, апроцесс, который требует взращивания, совершенствования. Мы и детей сегодня учим писать мини-сочинения рассуждения по шаблону, порой на примитивных текстах, как смс, не охватывая все произведение. на уроках литературы мы не успеваем наслаждаться художественным произведением. Сегодня такие жанры литературы, как детективы, фэнтези,  гламур,  мистика, готика лидируют. Маринина, Донцова выигрывают перед Достоевским , Толстым. Книга, литература проигрывают перед удобством, отдыхом. Кто сегодня сможет услышать серьезно описателя? Культурная жизнь вытесняется. Кино вытесняет литературу.

 Тема  выступления заставляет меня вернуться к проблеме свяи чтения и здоровья ребенка и вообще человека. Неврологи утверждают, что чтение сохраняет и спасает здоровье, что именно уроки чтения являются здоровьесберегающими предметами. Чтение художественной литературы не есть только информация. Это узнавание нового в жизни, в общении людей, эстетические переживания. Мы работаем больше в режиме информации, а это то же самое, что СМС, скайп... Это усеченные формы работы мозга, ограничение его функций . При чтении всего художественного произведения задействованы все отделы коры головного мозга, нет очагов торможения .В этом и заключается терапевтическое значение чтения, развитие эмоционального восприятия, логики, памяти , мышления. Вдумчивое чтение предупреждает развитие страшной болезни АЛЬЦГЕЙМЕРА (слабоумие), которая помолодела. Установлено, что читающие живут дольше, люди образованные стареют медленнее. Это доказано исследованиями при помощи МРТ. Чтение помогает повысить самооценку, , развивает образное воображение, креативность, умение сопоставить прочитанное с реальной действительностью, пробуждает способность к сопереживанию. Хорошая книга нормализует давление, придает сил в трудные моменты жизни. К сожалению, ученые уже сегодня отмечают у 50% студентов отсутствие умения погружаться в длинное повествование, концентрировать мысль на главном, следить за сюжетом, за действующими лицами.

    Как сделать чтение привлекательным? Как сохранить " духовное здоровье"- здоровье нашего разума?

   Навык чтения вырабатывается с детства. Мозг особенно восприимчив в 10-12 лет. Важно не упустить это время. через интересное чтение ребенок быстрее постигает истины жизни, развивается духовно . Прежде всего надо закрепить навык чтения, сократить количеств барьеров , мешающих чтению.

К таким препятствиям относятся телефоны, интернет, планшеты, компьютерные игры , телевизор, бесконечные домашние задания, на которые у детей уходит помимо школы более 10 часов в неделю. Для развития образного мышления, представления надо больше читать вслух. Это развивает речь, тренирует голосовой аппарат, обогащает словарный запас. Текст запоминается лучше, так как участвует слуховая память.

     К формированию читательской культуры надо привлекать семью. Проблема семейного чтения стоит остро. Причиной того, что дети не читают дома бывает безразличие родителей, их низкий социальный и культурный уровень. Необходимо подсказать родителям, что "плохое" чтение затрудняет выделение главной мысли, осложняет понимание слов,  задерживает развитие навыка пересказа прочитанного. Родители должны читать с ребенком перед сном, вместе ходить в магазин и библиотеку. У педагогов приемов работы с книгой больше. Это и выразительное чтение, и театрализация, и сюжетные игры. Благотворно воздействуют на развитие чтения :

        -ритмодекламация;

        -музыкотерапия;

        -вокалотерапия;

        -книготерапия - лечение книгой невротических состояний, заболеваний;

        -слушание радиоспектаклей;

        -чтение с настроением.

Важно, чтобы чтение стало неотъемлемой частью семейного времяпрепровождения, совместной радостью при встрече с новой книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных ...

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

  СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...

"Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенка"

В презентации представлен материал для публичного выступления перед родителями учащихся среднего и старшего звена школы....

Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенк

В презентации представлен материал для публичного выступления перед родителями учащихся среднего и старшего звена школы...