Организация работы с источниками на уроках истории.
методическая разработка

Шибалова Юлия Александровна
 

История, как и все другие науки, решает свои задачи, то есть воссоздает прошлое человеческого общества во всей своей конкретности и многообразии на основе изучения определенных исторических фактов.

Особенность исторической науки по сравнению с естественными науками, состоит в том, что конкретные события и явления, которые она изучает, не поддаются непосредственному опытному исследованию. Сразу же после появления они становятся достоянием прошлого, а условия их возникновения настолько своеобразны, что искусственно воссоздать их практически невозможно.

Конкретные исторические факты, составляющие основу конкретных научных фактов, которыми оперируют историки, дошли до нас в виде остатков орудий и средств труда людей прошедших эпох, предметов их обихода, архитектурных сооружений и других памятников материальной культуры. Сведения о прошлом человеческого общества донесли былины, песни, предания, пословицы и даже язык народа. Особенно много исторических фактов отразилось в составе письменных памятников в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических и художественных произведений. Все эти формы, в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками.

Традиционно историческими источниками можно считать все продукты жизнедеятельности людей, содержащие в себе факты, которые доносят до нас реальные события жизни в единстве непосредственного отражения и свидетельствуют о закономерном развитии исторического общества.

Каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании.

Нами исторический источник будет рассмотрен как методический способ необходимый для изучения истории, как средство обучения.

Некоторые исследователи в качестве основных источников, которые должны быть использованы в процессе обучения выделяют только письменные источники. Они считают возможным делить письменные источники на виды и группы по содержанию. Однако при попытке осуществить это на практике учителя истории сталкиваются с теми же трудностями, с какими приходится иметь дело историкам во время разделения всех источников по этому принципу на типы. Так, ни один письменный источник не отражает только социально-экономические отношения или историю общественно-политической мысли, как правило, он выражает несколько сторон общественной жизни одновременно.

При решении как методологических так и учебных задач можно использовать следующую классификацию источников:

  • письменные источники;
  • вещественные источники;
  • устные или фольклорные;
  • этнографические;
  • лингвистические.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Перед нами встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Любая деятельность, в том числе и работа с источниками состоит из трех частей:

  • ориентировочно-мотивационной;
  • операционально-исполнительной;
  • рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.

Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить, свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому работа с источниками, как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную.

Историко-познавательная компетентность выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью. Это выражается в раскрытии принадлежности событий к определенному времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами.

Информационная компетентность предполагает овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации. Источниковая база исторического и обществоведческого образования очень разнообразна, но в учебной практике наиболее востребованы письменные источники.

Нами в процессе изучения истории выделены образовательные технологии в работе с источниками, согласно следующей классификации:

  • Технологии воспроизводящего уровня.
  • Технологии преобразующего уровня.
  • Технологии работы с источниками творческо-поискового уровня.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий, явлений; составление простого плана.

Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; сравнение положений источника с другим теоретическим материалом; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:

  • внимательно прочитать источник, следя за развитием главной мысли;
  • составить план изучаемого документа, исходя из его содержания;
  • развернуть каждый пункт плана в виде одного - двух предложений, содержащие основные положения и обосновывающие его факты;
  • проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

Изложение содержания документа в тезисах требует усиленной умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.

Далее преподавателю целесообразно обучить учащихся еще одной форме преобразования текста источника - составлению конспекта. Конспектирование источника - это серьезное интеллектуальное занятие, предложенное по определенному заданию, главными элементами которого, на наш взгляд являются:

После того, как учащиеся качественно усвоили знания, которые они получили и закрепили на воспроизводящем и преобразующим уровне, можно перейти к методикам, характерным для творческо-познавательного уровня.

Технологии творческо-поискового уровня предполагают организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора текста; по итогам исследования документа требует составления сравнительных таблиц. На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной перед учеником задачей.

Составление происходит в форме творческого отчета, сочинения, презентаций проектов. Для управления качеством анализа текста источника мы организуем работу по следующим направлениям:

  • прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;
  • осмысление прочитанного, на основе ранее усвоенной информации;
  • свертывание текста - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
  • трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов.

Технологии творческого уровня не ограничивают работу с источниками только аналитикой. Своеобразие данного уровня заключается в том, что учащиеся обучаются поисковым способам работы с источниками, а также методам элементарной критики источника.

Творческий уровень предполагает совершенно новое использование информации и учитывает то, что ученикам предлагается приобщиться к самой сути деятельности историка - профессионала - к самостоятельному добыванию фактов и складыванию из них внутренне не противоречивого исторического описания.

Работу учащегося на данном уровне можно рассматривать как определенную модель исторического исследования. Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что по сравнению с репродуктивным и преобразующим уровнем, способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций, отличных от авторского учебникового знания. Роль педагога в организации работы таким образом сводится к необходимости вооружить ученика методами и приемами работы с источниками, методами элементарной критики источника.

Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить школьников элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, в рамках данной методики привить им интерес вкус к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. Поэтому каждый раз необходимо обращать внимание учащегося на то, кем был составлен документ, каким годом или числом он датирован, каково было положение страны в данное время (или международное положение), что узнавали люди нового из содержания данного документа.

Учащиеся убеждаются в том, что из исторических документов учащиеся могут узнать о жизни людей в далеком прошлом. Однако, по нашему мнению, учебный материал, содержащийся в учебниках, не дает преподавателю возможности наглядно показать ребятам связь истории с жизнью, изучение старых документов не дает учащимся живого ощущения и осознания связи документов с жизнью.

При изучении близких к современной жизни периодов истории имеется больше возможности дать учащимся почувствовать исторический документ как след деятельности когда - то живых людей. Пути для этого различны.

Они выделяются в работе Вагина. Автор утверждает, что жизнь живших когда - то людей можно почувствовать следующими путями:

  • Во - первых, это ознакомление с внешним видом подлинных документов в музеях, архивах или использование фотокопий и репродукций исторических документов.
  • Во- вторых, более широкое привлечение и на уроке и, особенно во внеклассном чтении в старших классах мемуарной литературы, дневниковых записей, бытовой документации иллюстраций, относящихся к изучаемой эпохе.
  • В-третьих, возможно обращение к разнообразным документам, отражающих жизнь простых людей и выдающихся деятелей при изучении исторических событий нашей страны.
  • В-четвертых, привлечение через учащихся и их родителей документов из семейных архивов.

Существенным моментом является выработка у учащихся отношений к документу как к источнику, отразившему реальные события, происходившие в жизни людей, и понимания того, что исторические события, совершающиеся на наших глазах - есть, по сути, тоже отражение в документах современной эпохи. Именно этим, прежде всего, определяется интерес учащихся к историческому документу как источнику новых знаний о далеком и недавнем прошлом.

Работа с документом дает большие возможности для использования личностно-целевого подхода на уроке. Целевые установки в данном случае направлены на:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов научной деятельности на основе актуализации "окультуривания" их субъективного опыта;
  • оказание помощи учащимся в поиске и приобретении своего индивидуального стиля и опыта, а также темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных способностей и интересов;
  • содействие ученику в формировании я- концепции, развитие творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Таким образом, методика работы с историческим источником важна не только тем, что повышает эффективность уроков истории, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности учащегося.

Литература

  1. Ананьева О. Б. Работа с источником на уроке истории// Советская педагогика. - 1962. -№4. - с12-17.
  2. Бирюков С. А. Работа с архивными документами на уроках истории// Методика - 2002. -№2. - с. 32-39.
  3. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1984.
  4. Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью // Сов. педагогика. 1983. №10. С. 15-27.
  5. Лисова К. И. Использование документов на уроках истории и народоведения/ К. Лисова// Народное образование. - 2001. - №5. - с. 141-149.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии в работе источниками на уроках истории. - М.: Педагогический поиск, 1998.
  7. Чаплыгин Д. В. Теоретические основы и пути активизации личностной позиции школьника в процессе познавательной деятельности (60-е – начало 80-х годов): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1989. 20 с.
  8. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптативной школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - с. 246.
  9.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap2.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя: Шибалова Ю.А

2.Класс: 5

3. Предмет: история

4. Тема урока: «Восстание Спартака».

Цели: создать условия, при которых обучающиеся  смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном  восстании рабов в Древнем мире.

Задачи:

  • Образовательная– способствовать формированию  навыков  получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
  • Развивающая – развивать  интерес к истории, мотивацию к учению;
  • Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;
  • Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013г.,
  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация,
  • отрывки документа Плутарх «Марк Красс»
  • рабочая тетрадь Г.И. Годер «История древнего мира» 5 класс, ч. 2
  • электронное приложение к учебнику «История древнего мира», СД

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической  эпохи.

- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)

-  осуществлять целеполагание

-  планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия  достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

 - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

 -  строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-  владеть смысловым чтением

-  реализовывать исследовательскую деятельность

-  искать  информацию

- структурировать текст,  выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- установливать  причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

 - организовывать  учебное  сотрудничество со сверстниками, определять функции       участников, способы взаимодействия

- участвовать  в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 - осуществлять взаимный  контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь.

В области личностных УУД:

-  осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

-  формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

-  создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

-  ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Тип урока – изучение нового материала

Педагогическая деятельность была построена  на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).

На уроке использовались технологии:исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая,

С целью здоровьесбережения использованы физминутка,  смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание носит творческий характер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности.

Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку.

Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового.

Приветствуют учителя и гостей.

Показывают смайлики настроения.

Личностные УУД:

Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)

2. Актуализация знаний.

Цели:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

-устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

- социальный (работа в группах).

- словесный (беседа);

Проблемное задание.

Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится  в тексте?

«Свобода! Свобода!

Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

Организует работу обучающихся в группах.

А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.

Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету.

Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 2 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа.

Задание 1 группе: источники рабства.

Задание 2 группе:

применение труда рабов.

Задание 3 группе:

Отношение к рабам.

Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

Проблемный вопрос:

подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

Итак, тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».

(Слайд1)

Высказывают свои предположения

(О борьбе рабов за свободу)

Работа в группах.

1 группа:

1. завоевания

2. дети рабов

3. ограбление провинций

2 группа:

1. в с/х: на виллах рабовладельцев

2. прислуга в доме рабовладельца

3. рабы-гладиаторы

3 группа:

1. работа от зари до зари

2. кормили  впроголодь

3. подвергали истязаниям.

4. не заботились о здоровье.

Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям.

Записывают в тетрадь тему урока.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса)

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Логические: установление причинно-следственных связей.

3. Целеполагание.

Цели:

-подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;

 -организовать составление совместного плана действий;

- дедуктивный (от общего к частному).

- познавательный

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

Какова цель нашего урока?

Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Каковы причины восстания?

2. Ход восстания.

3. Итоги восстания.

4. Значение восстания.

(Слайд2)

Задание на урок: «Почему рабы потерпели поражение? А могли ли они одержать победу?

(Слайд 3)

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Высказывают предположения

Регулятивные УУД

- осуществление целеполагания

- планирование путей достижения цели.

4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).

2. Ход восстания:

Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документы ,карты, определите причины восстания, узнаете как оно проходило

 (Слайд 4,5)

Задания для групп:

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий.Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.»

Вопросы:

  1. С чего и где началось восстание рабов?
  2. Цель восставших?
  3. Чем были недовольны гладиаторы?
  4. Кого выбрали своим предводителем?
  5. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.

Ответьте на вопросы:

  1. Какая задача стояла перед Спартаком?
  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?»

Вопросы:

  1. У восставших был план ведения войны с Римом?
  2. По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших.
  3. Было ли единство и согласие между рабами?

Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.

Физминутка

Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок.

 На торгу мы побывали

Много всякого видали!

Разбегаются глаза

И вертится голова.

Я увидеть всё хочу,

Может что-нибудь куплю.

Для начала шёлк помну,

Лисий мех приподниму,

Да немного потрясу.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем ответы 1 группы

Вопросы:

  1. С чего и где началось восстание рабов?
  2. Цель восставших?
  3. Чем были недовольны гладиаторы?

Слайд 6

  1. Кого выбрали своим предводителем?
  2. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие 

Слайд7

Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.

Слайд 8

 Рассказ учителяработа с иллюстрацией. Слайд 9

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.

Слайд 9

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249  (3минуты)

Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

– А теперь слушаем ответы 2 группы:

  1. Какая задача стояла пред Спартаком?
  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско?
  3. Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод:  Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 группы. Слайд10.

Учитель:

 1.У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

2. Походы восставших – работа по карте.

3. Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).

Почему Спартак повернул назад? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Слайд 11.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249.  (3минут)

Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

Слайд12,13

– Удалось Спартаку осуществить свой план? (Работа с учебником, стр. 249-250 п. 4) Читаем вслух. (Нет.)

Римский сенат полностью осознал опасность, вы находитесь на заседании сената, ваше решение? И принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Слайд 14

Римский историк Аппиан о последней битве Спартака (аудиозапись)

Слайд15,16

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). Слайд 17.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249.  (3 минуты)

3.Ораганизует взаимопроверку.

4. Подводит итоги восстания:

Чем закончилось восстание?

Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

Слайд 18,19.

5. Определяет значение восстания:

Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания,  старались смягчить свое отношение к рабам.

Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины и начало восстания восстания.

Причины восстания:

1. недовольство рабов своим положением

2. насильственное обучение военному делу

3. несправедливое отношение хозяина

Работа в группах. Заполнение контурных карт после ответов групп (поэтапно)

Сообщение учащегося

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59  , п. 1-2

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59  , п. 3-4

Слушают аудиозапись

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59  , п. 5-7

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

-  владение смысловым чтением

-  реализация исследовательской деятельности

- поиск информации

- структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- анализ

- выделение  причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:

 Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

- самостоятельный анализ условий  достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельный контроль своего времени

5. Применение нового знания.

Цели:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).

Организует работу с кроссвордом.

Слайд 20, 21

Заполняют кроссворд.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6. Рефлексия

Цели:

- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

- эмоциональные (поощрение,).

Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.

Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок

Слайд 22.

Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке.

Регулятивные УУД:саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

7.  Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.

1.Прочитать параграф 51 и ответить на вопросы после параграфа.

По желанию:

1.Составить рассказ от имени участника восстания.

2.Нарисовать рисунок “Восстание Спартака”.

Слайд 23

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Мастер-класс по теме «Приёмы работы с источниками на уроках истории»

В работе представлен теоритический и практический материал по работе с историческими источниками...

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

«Методические рекомендации работы с источниками на уроках истории»

Экзаменационная работа составляется с учетом постепенного перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС), важнейшей составляющей которого яв...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....