"Современные технологии развития речи дошкольников"
консультация
Данная консультация предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Интеллектуальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 484.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ.
Тема: «Метод интеллектуальных карт в деятельности ДОУ»
Составила: воспитатель – Т.С. Дымова.
Данная консультация предназначена для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Интеллектуальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса в ДОУ.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена.
2. Познакомить с технологией построения и использования карт.
3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе , через практическую составляющую.
В поиске новых форм и методов речевого развития дошкольников, я обратила внимание на методику составления интеллектуальных карт.
Это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому, называются «Карты ума» , «Ментальные карты», «Карты знаний», «Мыслительные карты» , «Карты головы» . Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном.
А мир в дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются не только творческие, но и речевые способности детей , а так же активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность – обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность – хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект – карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект – карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Суть карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта , лексической темы или задумки. Технология интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Особенности построения метальных карт.
Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Для создания карты используются белые листы бумаги . Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.
4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.
5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. Длина линии должна равняться длине слова.
7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче
8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.
Темами работ могут стать «Профессии», «Транспорт», «О природе родного края», «О лете» и др.
Практическая составляющая
Говорить об интеллектуальных картах можно долго, однако лучше, если Вы попробуете составить ее самостоятельно. Прошу разделиться на несколько групп.
Я предлагаю несколько вариантов составления карт:
1. составление кары по теме «Животные Севера», пользуясь картинками.
2. составить карту по понятию «дождь», использую только действия понятия ( идет, льет..) и к каждому действию подобрать подходящие другие понятия (идет-человек, поезд..).
3. составление интеллектуальной карты по теме «Мой любимый литературный герой».
4. составление карты по лексической теме: «Зима», используя картинки подсказки.
Интеллектуальная карта – это по сути, отражение мыслей детей. Их рисунки, поделки, какие-то картинки — все, что они изучают на протяжении проекта. Таким образом дети видят взаимосвязи между предметами: это пшеница, из ее зерен производится мука, а из муки можно сделать хлеб или, например, макароны. В процессе создания карт развивается речь. А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний дошкольников; повышению уровня качества этих знаний; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Памятка по построению интеллектуальных карт
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово или вопрос.
• Писать надо разборчиво.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников" (консультация для педагогов)
Применение психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078691-1541507435.jpg)
"Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитие речи дошкольников"
Конспект...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/17/picture-1043906-1529260859.jpg)
Инновационные технологии лого-стол EDV и умная пчелка в развитие речи дошкольников с ОВЗ.
Инновационные технологии лого-стол EDV и умная пчелка в развитие речи дошкольников с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-501859-1420559522.jpg)
"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"
quot;Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-353992-1481258998.jpg)
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-353992-1481258998.jpg)
Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...