Главные вкладки

    Виртуальная обучающая среда Moodle. Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий
    статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Покивайлова Елена Захаровна

    Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя его содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т.д. Обучающий курс является основным средством, используемым при дистанционном обучении. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Виртуальная обучающая среда Moodle

    Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий

    Освоение программы в заочной форме происходит посредством дистанционного обучения. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, разрабатываемый с учетом требований законодательства. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). ЦОР содержат:

    а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;

    б) систему открытого планирования всех тем и разделов занятия;

    в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;

    г) интерактивные тесты.

    Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создает обучающий курс на основе программы, наполняя его содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т.д. Обучающий курс является основным средством, используемым при дистанционном обучении. Работая с ним, учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления учащимся знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. Дистанционный курс также включает в себя правила, определяющие, как учащийся переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.

    Структура дистанционного курса:

    - инструктивный (организационный) блок (презентация курса, особенности организации его изучения, входной контроль);

    - информационный блок (учебная программа; учебная информация, разбитая на модули; руководство по изучению модуля; глоссарий; хрестоматия материалов по тематике курса и др.);

    - блок разноуровневых практических заданий;

    - коммуникативный (коммуникационный) блок (педагогическое общение участников обучения в онлайн и оффлайн режимах);

    - контрольный блок (проверка хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала, промежуточные и итоговые тесты и др.);

    - рефлексивный блок (самооценка хода и результатов освоения курса).

    Инструменты Moodle

    • Электронные лекции с техникой “обратной связи”;
    • Задания в тестовой форме 10 типов + дополнительные типы;
    • Традиционные задания 4 типов;
    • Средства обратной связи (чат, форум);
    • Инструменты совместной работы –WIKI;
    • Глоссарий;
    • Простые веб-страницы.

    Moodle позволяет

    • Встраивать мультимедийные интерактивные производные;
    • Добавлять аудио и видео содержимое;
    • Использовать сервисы: youtube.com; rutube.ru; slideshare.net; vimeo.com.

    Дополнительные возможности

    • Массовая рассылка уведомлений;
    • Виртуальные классные комнаты или видеоконференции;
    • Видео и аудио чаты;
    • Средства проектного обучения;
    • Электронный портфолио.

    Роль учащегося:

    Учащиеся с помощью компьютера подключаются к образовательному порталу ОО, регистрируются и получают пароль доступа к курсам.

    Учащиеся могут задавать свои вопросы на форуме курса и в реальном времени могут получать консультации от преподавателей.

    После изучения тем электронного курса учащиеся сдают электронный тест.

    Роль преподавателя:

    Подготавливает и выкладывает на сервер (если создаются проблемы с сайтом, то связь с учащимися осуществляется через электронную почту и социальные контакты) задания, лекции, тесты и иные вспомогательные материалы.

    Контролирует деятельность каждого учащегося в течение процесса обучения.

    Проводит мониторинг успеваемости учащихся.

    Отвечает на вопросы в форумах и чатах.

    Элементы MOODLE:

    1. Календарь.Этот элемент предоставляет возможность контролировать текущее состояние мероприятий учебного процесса, при этом каждый участник может дополнять календарь важными событиями.
    2. Wiki. Элемент, который позволяет создавать документ несколькими участниками в окне браузера, совместную работу по корректировке содержимого. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
    3. Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов исследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения.
    4. Глоссарий. Этот элемент позволяет создать основной словарь понятий, используемых при работе с системой дистанционного обучения в целом, а также словарь основных терминов каждой лекции внутри предмета.
    5. Задания позволяют преподавателю определить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
    6. Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса.
    7. Тесты. Это один из видов работы, который ориентирован на самопроверку. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов, которые могут быть в закрытой форме, с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть использованы в дальнейшем в любом курсе.
    8. Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. На каждой странице урока отображается его порядковый номер, название урока и название курса, единицей которого он является. Вверху и внизу отображается количество страниц урока. Выделением обозначается та часть урока, которая в данный момент активна (на которой сейчас находится пользователь). Сбоку находится навигационная панель на ресурсы, которые имеют отношение к теме урока. В левой части страницы находится собственно содержание урока. Вопросы внутри теоретического материала урока формулируются с целью определения понимания и возможности применения материала. Иллюстрации (фотографии, схемы, графики, карты и проч.) практически во всех случаях должны быть связаны с заданиями и вопросами.
    9. Опрос. Возможно использовать в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
    10. Форум. Этот элемент может быть, как общий для всех учащихся на главной страниц, так и частным.
    11. Электронная почта.
    12. Обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса).
    13. Чат.
    14. Обмен личными сообщениями.

    После того, как учащиеся изучат все предложенные материалы, они переходят к выполнению оценочного теста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

    Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

    Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

    В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

    Методы и приёмы работы на занятиях курсов "Мир растений" и "Мир животных".

    В статье приведены основные методы и приемы работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....

    Использование обучающей среды Moodle в учебно-воспитательном процессе школы

    В презентации представлены особенности образовательной платформы Moodle и возможности её использования....

    Интересные формы, методы и приемы, используемые на занятиях.

    Занятия в кружке проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий. Очень важен вы...

    Методические рекомендации «Создание курсов дистанционного обучения средствами виртуальной обучающей среды «Moodle»

    Методические рекомендации «Создание курсов дистанционного обучения  средствами виртуальной обучающей среды «Moodle»...