Протоколы методических объединений учителей математики, физики и информатики
опыты и эксперименты

Шапошникова Надежда Ивановна

Выступления с докладами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_no4.docx18.38 КБ
Файл protokol_no3.docx26.44 КБ
Файл protokol_3_2017_1.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Протоколы заседаний городского методического объединения

ПРОТОКОЛ № 4

ЗАСЕДАНИЯ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

от «28»  марта 2016 г.

На заседании присутствовали:   23 человек.

Тема: «Технологии использования ЭОР в практике учителя-предметника».

Повестка дня:

  1. Практика - ориентированный семинар на тему «Технологии использования ЭОР в практике учителя-предметника» (Бардачева Т. Н.)
  2. Реализация системно-деятельностного подхода через урочную и внеурочную работу (Скоробогатова Ю. А.).
  3. Формы распространения опыта педагогов: публикации, участие в конкурсах (Доготер Н. А.).
  4. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2015 №1054 "О  реализации распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2015 №419-рп «О плане мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры на 2015-2018 годы» (Шапошникова Н. И.).

Ход мероприятия:

       Практика - ориентированный семинар по теме: «Технологии использования ЭОР в практике учителя-предметника» провела учитель МАОУ СОШ №1 Бардачева Т. Н. В своем докладе, она отметила, что использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они: позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. ЭОР может использоваться на всех этапах обучения. Что дают ЭОР учителю? Использование ЭОР на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры. Лидирующее программное обеспечение для совместного обучения SMART Notebook позволяет преподавателям создавать увлекательные уроки, использовать большое количество готового контента. Мы рассмотрели конкретные примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках и вместе с Татьяной Николаевной научились составлять самостоятельные работы разной сложности по своему предмету с помощью ЭОР, а именно с помощью программы SMART Notebook.

          Второй вопрос: «Реализация системно-деятельностного подхода через урочную и внеурочную работу» нам осветила педагог МАОУ СОШ №2 Скоробогатова Ю. А. Она отметила, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов. Это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

         По третьему вопросу выступила руководитель ГМО Доготер Н. А., учитель математики МАОУ СОШ №2. Нонна Андреевна ознакомила с формами распространения опыта. Педагогический опыт - это мастерство плюс практика. Встречаются следующие формы распространения педагогического опыта: устная (выступления перед педагогическим коллективом, педагогические консультации, творческие отчеты), практическая (открытые уроки и внеклассные мероприятия, методическая панорама, конкурсы профессионального мастерства, проведение лекционных занятий и мастер – классов, творческая лаборатория, апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств новаторского типа), печатная (фестивали педагогического творчества, издательская деятельность) и наглядная (выставки из опыта работы, стендовые доклады с материалами обобщенного опыта, «Книжки-раскладушки», удобные для использования на педагогических чтениях, конференциях. Картотека приемов педагогической техники).

         Учитель математики МАОУ СОШ №2 Шапошникова Н. И. ознакомила членов ГМО с новым приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.07.2015 №1054 "О  реализации распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2015 №419-рп «О плане мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры на 2015-2018 годы». На основании этого приказа образовательные учреждения должны составить план реализации мероприятий по повышению качества образования.

Постановили:

  1. Учителям  продолжить работу по развитию познавательной активности обучающихся на уроках с применением технологий использования ЭОР.
  2. Реализовать системно-деятельностный подход в образовании через урочную и внеурочную работу. Уделять большее внимание внеклассной работе по предметам.
  3. Организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и создание обучающих авторских презентаций с целью обмена опытом.
  4. Организовать педагогическую копилку передовых идей, открытых уроков, разработку внеклассных тематических вечеров.

Руководитель ГМО

учителей математики, физики и информатики                                     Н. А. Доготер



Предварительный просмотр:

Протоколы заседаний городского методического объединения

ПРОТОКОЛ № 3

ЗАСЕДАНИЯ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

от «13»  января 2016г.

На заседании присутствовали: 21 человека

Тема: «Методики подготовки учащихся к итоговой аттестации».

Повестка дня:

  1. Мастер – класс по теме « Использование занимательных задач при подготовке учащихся к олимпиадам» (Гилязова Е.А.).
  2. Анализ школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников. (Василенко Е. Н., Зубарева В. Н., Еловой Г. И.)
  3. Анализ ошибок ГИА – 2015г. по математике: базовый и профильный уровень. (Куликова Н. А.)
  4. Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе. (Доготер Н. А.)
  5. Применение новых технологий на уроках математики (выступление аттестующихся учителей) (Шапошникова Н. И. и Доготер Н. А.).

Ход заседания:

          Мастер – класс по теме « Использование занимательных задач при подготовке учащихся к олимпиадам» продемонстрировала учитель математики МАОУ СОШ №1 Гилязова Е.А. В последние годы, проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад. Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета. Методическая ценность в том, что ребенку при решении занимательных задач, надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывается быстрее, т.к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка. Приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков и т.д. Елена Александровна рассмотрела методические особенности занимательных заданий, составленных с помощью некоторых приемов занимательности: приемы занимательности, связанные с подачей задания; приемы занимательности, связанные со структурой задания; приемы занимательности, связанные с организацией и процессом решения задания. Затем Елена Александровна предложила всем вместе решить несколько занимательных задач, которые применяет при подготовке учащихся к олимпиадам.

С анализом школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников поделились: по математике - Василенко Е. Н., учитель математики МАОУ СОШ №4, по физике - Зубарева В. Н., учитель физики МАОУ СОШ №4, а по информатике - Еловой Г. И., учитель информатики МАОУ СОШ №4.

В своем докладе они представили свою систему работы по подготовке к олимпиадам. Подготовка к олимпиадам - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности. Основными подходами, которые использует  педагог при подготовке олимпийцев, являются:

• решение как можно большего числа олимпиадных заданий;

• подробное дополнительное изучение тем школьного курса;

• изучение различных методов решения задач;

• комбинированные способы.

Анализ школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физике представила Зубарева Вера Николаевна. В своем докладе она ознакомила нас с результатами учащихся. Отметила,  какие задания вызвали затруднения у участников, и выделила темы,  которые педагогам физики необходимо отработать с участниками олимпиад при подготовке.

Эту тему продолжил учитель информатики Еловой Григорий Иванович. Олимпиадные задания и тесты для проверки решений были разработаны региональной предметно-методической комиссией по информатике. Проверка решений осуществлялась в автоматическом режиме. Олимпиадные задачи предполагали написание программ на языках Pascal, Basic, С/C++. Уровень заданий, приближен к Всероссийскому уровню олимпиады. Задания нацелены на выявление одаренных детей в области программирования. Результаты школьного и муниципального туров Всероссийской олимпиады показывают, что в большинстве школ города нет системы подготовки обучающихся к участию в олимпиаде по информатике, не уделяется достаточно вниманию поиску и поддержке талантливых и одаренных детей. Вопрос организации работы с одаренными детьми поднимался неоднократно на заседаниях городского методического объединения учителей информатики. Участие школьников в олимпиаде носит спонтанный характер, ведущей остается самостоятельная подготовка учащихся к состязаниям. Таким образом, нельзя говорить о наличии развитой системы подготовки школьников в масштабах города. Олимпиада по информатике – олимпиада по программированию, которое требует от учащихся знаний математических основ информатики. Изучить этот раздел в рамках школьного курса информатики не представляется возможным.

Анализ школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике представила Василенко Елена Николаевна. 16 ноября 2015 года в г. Покачи проводился муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников ХМАО-Югра по математике. В городской олимпиаде приняли участие 52 ученика. Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике позволил сделать следующие выводы: участники олимпиады  нашего города показали невысокий уровень выполнения работы. Большинство ребят испытывали трудности в самостоятельном применении знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, неумение строить алгоритм решения поставленной задачи. Не до конца развиты некоторые виды памяти (например, оперативная и долгосрочная), от уровня развитости которых во многом зависит успешность выполнения заданий, в частности при решении геометрических задач. У учащихся не в полной мере сформированы и развиты обще учебные умения и навыки (анализ, синтез, обобщение и т.д.) При решении геометрических задач для участников было сложно сделать анализ данных и геометрические построения, вследствие чего был осложнен поиск идеи решения задачи.                                     Елена Николаевна из  существующих проблем,  при  подготовке учащихся к олимпиаде, выделила отсутствие серьезных курсов по подготовке учителей, занимающихся олимпиадным движением. Практика показывает, что во многих городах подготовкой олимпийцев высокого уровня занимаются не школьные учителя, а преподаватели высшей школы.

Анализ ошибок допущенных учениками на ГИА – 2015г. по математике: базовый и профильный уровень представила учитель математики и информатики МАОУ СОШ №2 Куликова Наталья Александровна. Подготовка к государственно итоговой аттестации за курс основного общего и среднего общего образования со стороны учителей проводилась на достаточно хорошем уровне, были созданы все условия для подготовки учащихся к ГИА. Проводились дополнительные бесплатные занятия по всем экзаменационным предметам на каникулах. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике за 2015 год позволил выявить вопросы, над которыми учителя работали, наметить точки мониторинга в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, избежать типичных ошибок. Он показал, что учащиеся получили знания и умения по предметам школьной программы. Это подтвердили результаты ОГЭ. До итоговой аттестации были допущены все ученики школы. По математике уровень успешности низкий (на 2 % выше, чем в прошлом году). Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по математике выпускниками основной школы показывает, что 100 % учащихся овладели базовым содержанием курса математики. Причины низких результатов: низкая учебная мотивация и низкий уровень усвоения базовых знаний и умений в; низкие навыки самостоятельной и самообразовательной работы выпускников; не все выпускники осознавали важность ежедневной подготовки к сдаче экзаменов.

До итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 100% обучающихся 11-х классов.  Все выпускники сдавали обязательный экзамен и математике в форме ЕГЭ базовый уровень, необходимый для получения аттестата о среднем общем образовании. В 2015-2016 учебном году отмечаются невысокие показатели по математике (профильный уровень) – средний балл 40 при минимальном 27. Десять выпускников не преодолели минимальный порог по математике. Наблюдается снижение среднего балла по математике на 0,3 балла по сравнению с прошлым годом. Как и в предыдущие годы, участники экзамена в целом показали невысокие результаты по математике. Причины низкого результата по математике:  формальное усвоение теоретических основ содержания математики, незначительное отклонение от стандартной ситуации вызывает затруднение у многих выпускников;  недостаточное владение общеучебными умениями; слабо сформированные вычислительные навыки; низкие навыки самостоятельной и самообразовательной работы выпускников.

По четвертому вопросу с темой «Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе» выступила руководитель ГМО Доготер Н. А.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен. Организацию подготовки к проведению экзаменов я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год.

I  этап.  Организационный (август – октябрь).

II  этап.  Информационный (ноябрь-январь).

III  этап.  Практический (октябрь – май).

IV этап.  Психологическая подготовка к ЕГЭ.

V этап.  Аналитический (июнь-август).

          По пятому вопросу выступили учителя математики МАОУ СОШ № 2 Шапошникова Н. И. и Доготер Н. А. Они представили свои аттестационные отчеты с применением новых технологий на уроках математики.

Постановили:

1. Учителям  школ продолжить работу по развитию познавательной активности обучающихся на уроках.

2. Активизировать работу спецкурсов, факультативных и индивидуальных занятий, профильных курсов  для создания условий выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития.

        3. Способствовать формированию положительных мотивационных установок у обучающихся и их родителей к ЕГЭ. В тематическом планировании по предметам на основании КИМов выделить и усиленно отрабатывать темы, которые включены в задания ЕГЭ и ОГЭ.

        4. Принять к сведению методику организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе.

        5. Применять новые технологии на уроках в средней и старшей школе.

Руководитель ГМО учителей математики

физики и информатики                                                                    Н. А. Доготер



Предварительный просмотр:

Протоколы заседаний городского методического объединения

ПРОТОКОЛ № 3

ЗАСЕДАНИЯ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

от «29» марта 2017 г.

На заседании присутствовало: 23 человека

Тема: «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования».

Повестка дня:

  1. Приемы, используемые при подготовке к олимпиадам. Анализ школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады. (Зубарева В. Н., Доготер Н. А., Еловой Г. И.).
  2. Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Обзор материалов по ЕГЭ и ОГЭ, размещенных на сайте ФИПИ. (Шапошникова Н. И.).
  3. Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе. ( Еловой Г. И.)
  4. Анализ заданий КИМ по основным содержательным линиям ЕГЭ и ОГЭ. (Зубарев В. Н.)
  5. Изучение нововведений МО РФ по проведению итоговой аттестации. (Терехина М. А.)

Ход заседания:

        По первому вопросу повестки дня выступила  Зубарева В. Н., учитель физики МАОУ СОШ №4. Она ознакомила членов ГМО с приемами, используемые при подготовке к олимпиадам по физике. А так же сделала анализ школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады по физике. Еловой Г. И., учитель информатики МАОУ СОШ №4, рассказал о приемах, используемые при подготовке к олимпиадам по информатике и сделал анализ муниципального этапа всероссийской олимпиады. 

       Доготер Н. А., учитель математики МАОУ СОШ №2, поделилась своими приемами при подготовке учащихся к олимпиадам по математике. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике прошел «14» ноября 2016г (сравнение с 16.11.2015г.). К участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике были допущены 34 (52) участника. Из них учащихся 7 класса – 8 (10), 8 класса – 7(11), 9 класса – 7(13), 10 класса – 4(9), 11 класса – 8(9).  Максимально возможное количество баллов по предмету 35  баллов во всех классах. По итогам выполнения заданий в соответствии с балльным рейтингом  жюри признало победителями 2-х участников и призерами 10 участников.

Параллель

Кол-во участников

Кол-во победителей

Количество призеров

% качества участия

7-е классы

8/10

1/1

2/3

38/40%

8-е классы

7/11

1/-

2/3

43/27%

9-е классы

7/13

- /-

3/3

43/23%

10-е классы

4/9

-/1

2/-

50/11%

11-е классы

8/9

-/-

1/1

13/11%

Итого 

34/52 

2/2 

10/10 

35/23% 

       Со своим опытом подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ поделилась с членами ГМО Шапошникова Н. И., учитель математики МАОУ СОШ №2.  Обзор материалов по ЕГЭ и ОГЭ, размещенных на сайте ФИПИ, Надежда Ивановна провела в своей презентации.

       По третьему вопросу на тему «Методика организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе» выступил учитель информатики МАОУ СОШ №4 Еловой Г. И.  Григорий Иванович, подробно рассказал в своей презентации, каким образом он организует работу с учащимися по подготовки к государственной итоговой аттестации и как бразом ведет учет тех знаний, которые  дети освоили.

      Анализ заданий КИМ по основным содержательным линиям ЕГЭ и ОГЭ сделал в своем докладе Зубарев В. Н., учитель физики МАОУ СОШ №4. Виктор Николаевич рассказал об изменениях в КИМ-ах.

      С докладом по теме «Изучение нововведений МО РФ по проведению итоговой аттестации» выступила Терехина М. А., учитель математики МАОУ СОШ №2. Марина Алексеевна познакомила со следующими приказами 2017 года:

      1. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 6 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45805);

     2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 5 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45804);

     3. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2017 г. № 4 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2017 году" (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2017, рег. № 45803).

Постановили:

  1. Приняли к сведению приемы, используемые при подготовке к олимпиадам и с анализом школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады.
  2. Ознакомились с опытом подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ и обзором материалов по ЕГЭ и ОГЭ, размещенных на сайте ФИПИ.
  3. Учителям изучить методики организации подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся в основной школе.
  4. Приняли к сведению анализ заданий КИМ по основным содержательным линиям ЕГЭ и ОГЭ.
  5. Продолжить изучения нововведений МО РФ по проведению итоговой аттестации.

Руководитель ГМО учителей математики

физики и информатики                                                                     Н. А. Доготер