Мастер – класс Технология проведения экскурсии на производство
статья

Колычева Тамара Ивановна

Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolycheva_t.i._master_-_klass.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Технология проведения экскурсии на производство

Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие.

 Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия - важное средство осуществления межпредметных связей.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Для успешного проведения экскурсий необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания.
В процессе экскурсии руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, записи. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты,  выпускают презентации.

Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель - выделить группу обучающихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Обучающиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

Мотивация экскурсии

Обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Педагог обязательно должен дать детям задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые дети должны получить ответы в ходе экскурсии.

Функции экскурсий

Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа: связь   теории с практикой.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:

  • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, Так как в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
  • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
  • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
  • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду  относятся производственные экскурсии.   Это экскурсии  связаны с посещением обучающихся на  промышленные предприятия (заводы и фабрики), новостройки и т. д. Они помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют  расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Педагог, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на занятии, а затем организует с обучающимися экскурсию  на предприятие с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

Методика проведения экскурсий

При проведении экскурсий важнейшая задача  состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя:

 а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;

 в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов.

Успех экскурсии определяется ее подготовкой: педагог должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для обучающихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: педагог или сопровождающий от предприятия. Если педагог хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то педагог следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и образовательное учреждение.

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:

  • составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей заявки, цели экскурсии;
  • составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;
  • готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Педагог

  • разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;
  • уточняет цель экскурсии;
  • представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
  • вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.

Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:

экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.

Экскурсовод должен знать:

  • цели и задачи экскурсии;
  • общий уровень подготовки и направленности учащихся;
  • методику показа объектов по маршруту;
  • историю и перспективы развития предприятия;
  • взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
  • общие моменты технологии возделывания культур.
  • Экскурсовод должен отразить:
  • значение той или иной операции в технологическом процессе;
  • важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
  • влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
  • В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
  • В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

Памятка для экскурсовода предприятия:

Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы хозяйства. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей.  При демонстрации техники, оборудования, посевов на сельскохозяйственных угодьях, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии "старое - новое - будущее". Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию "проблема - решение - внедрение".

Предупредить экскурсовода о том, что его рассказ должен быть немногословным, речь ясной.

Возможные ошибки при проведении экскурсии.

  1. Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
  2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
  3. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
  4. Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.

Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:

 -знакомство с кругом профессий на  предприятиях;

- использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;

 -реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;

  -установление связей школы с предприятиями социального партнерства.

Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений на предприятия.

2. Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на посещение структурных подразделений и отделов.

3. Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и вопросов по экскурсии.

4.Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и заданиям.

5. Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие работы.

1.7. Структура методических материалов

Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:

1. Цель экскурсии.

2.  Задачи экскурсии.

3.  Учебная тема.

4.  Вопросы и задания для обязательного выполнения.

5.  Темы творческих проектов.

5. Экскурсия на предприятие ОАО «БелАгросервис»

выбор профессии и социальной адаптации в социуме.

Этапы проведения экскурсии включали в себя следующее:

I. Подготовительная работа к экскурсии:

           Цели:

  • Познакомить учащихся с социально-экономическими условиями промышленного производства, с вопросами технологии, способами организации и планирования, с перспективами развития, с развитием данной отрасли в масштабе области, региона и страны в целом.
  • Знакомство с миром наиболее распространённых профессий и значением труда в жизни человека и общества.
  • Развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам деятельности и социально-профессиональной адаптации через знакомство с предприятием.
  • Воспитание интереса к промышленным объектам нашего района, любви к родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями.

Задачи экскурсии 

Перед экскурсией учащимся предложено решить задачи:

-знакомство с кругом профессий на предприятии;

 -использование метода проектов как средства творческого представления результата;

установление связей школы с  предприятиями социального партнерства.

2. Подготовка к экскурсии: (вступительная беседа с учащимися в кабинете)

  1. Общая информация

Полное наименование

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Белагросервис»

Регион

31

Адрес

Белгородская область, г. Белгород, ул. Дзгоева, д.2

Директор компании

Рязанов Артем Владимирович

  1. Виды деятельности
  • Предоставление прочих видов услуг
  • Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием

3. Продолжительность экскурсии: 1 час

  • Дорога к месту экскурсии (школьным автобусом);
  • Одежда детей по сезону;
  • Повторили правила дорожного движения и правила поведения во время экскурсии:

                а) не разговаривать;

                б) внимательно слушать экскурсовода;

                в) по необходимости задавать вопросы;

                г) быть терпимыми друг к другу.

  • Взять с собой блокнот, ручку, фотоаппарат.                                                                  

Правила ТБ при проведении экскурсии: (в специальном журнале под роспись)

  1. При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
  2. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
  3. Входите в цех только через двери для прохода людей.
  4. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
  5. Пропускайте груз, перемещаемый мостовым краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
  6. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
  7. Не смотрите на пламя сварки.
  8. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
  9. Самостоятельно не нажимайте на кнопки.

10.Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Проведение экскурсии: учащиеся были разделены на 4 группы, каждая группа получила свое задание.

  • Ответить на вопросы:
  • Когда образовалось предприятие и как оно называется?
  • Какую продукцию закупает?
  • Откуда поступают сельхозмашины?
  • Какие  сельхозмашины покупают в нашем районе?
  • Каковы перспективы развития предприятия?
  • Люди, каких профессий работают на предприятии?
  • В какие районы отправляет свою продукцию?
  • Условия, режим и ритм труда, средняя оплата труда, стимулирование          работников:
  • В чем привлекательность профессии, где можно обучится мастерству, каковы перспективы профессионального роста
  • Какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников

4. Итог экскурсии:

  • Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, кем бы вы хотели стать и какую профессию получить по окончанию школы?)        

Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или презентации.

Здесь работает много сотрудников самых разных специальностей, но все они – одна большая команда, в которой каждый – и новый сотрудник, и уже опытный – может реализовать себя, свой потенциал наилучшим образом и достичь в жизни  желаемых целей.

Вывод: Экскурсии расширяют кругозор, повышают знания учащихся, помогают в выборе профессий, адаптироваться в окружающем микромире.

        5. Экскурсия проводилась  педагогом и экскурсоводом предприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Особенности организации и проведение экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.

  Методика проведения экскурсии с глухими и слабослышащими учащимися.                                ...

Методика проведения экскурсий

Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные н...

Сценарий проведения экскурсии "По страницам улиц моего города"

Задачи: 1.      Познакомить учащихся с историей создания улицы Строителей в р.п.Лесогорск.2.      Развивать интерес к истории родного поселка.3....

Материал для проведения экскурсий по школьному краеведческому музею.

"Человек, не знающий прошлого, не видит будущего". В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного производства»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...