Методика использования цифровых образовательных платформ для организации образовательного процесса по математике и физике в условиях цифровизации.
материал

Буцких Татьяна Николаевна
Методика использования цифровых образовательных платформ для организации образовательного процесса по математике и физике в условиях цифровизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_obraz_platformy.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Современный мир невозможно представить себе без компьютеров и информационных систем. Интернет в любом его проявлении присутствует повсеместно в нашей жизни и, наверное, уже сложно представить современного человека, который не пользовался бы его услугами.  Сегодня, мы можем смело заявить: “Интернет проник в образовательный процесс”.

Каждый человек, который сейчас, так или иначе, связан со школой, наблюдает новый этап развития образовательного процесса. Этап  внедрения в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представляющих собой продукт развития современных методов обучения и воспитания на основе оснащения новейшим оборудованием на базе информационных компьютерных технологий, позволяющих расширить возможности педагогических работников, повысив их уровень мастерства и 
компетентности. 

Я расскажу о некоторых основных электронных образовательных ресурсах (ЭОР) применяемых  на уроках математики.

                        «Российская электронная школа»

Это ресурс  представляет собой завершенный курс интерактивных видеоуроков (31 рабочая программа и более 6000 интерактивных видеоуроков) по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, разработанных лучшими учителями России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ.

Интерактивные видеоуроки 2 – 11 классов представляют из себя набор из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный).

Весь контент на портале РЭШ в свободном доступе, задания контрольного модуля доступны после свободной авторизации в одной из трех ролей: ученик, учитель и родитель.

Также на портале РЭШ доступны модули и сервисы образовательной среды. Пользователи после авторизации получают доступ в личные кабинеты, в которых в зависимости от роли представляется возможность использования функций:

- ученик: привязка к учителю, самостоятельное составление расписания, прохождение уроков, добавление уроков в категорию «Избранное», решение заданий контрольного модуля, отображение результатов прохождения заданий в дневнике.

- учитель: привязка учеников, формирование групп учащихся, составление расписания учащимся, прохождение уроков, назначение/оценивание домашнего задания (вопросов в свободном виде, которые также можно использовать для написания учениками работ по выбранной учителем теме), добавление уроков в категорию «Избранное».

- родитель: привязка детей, прохождение уроков, добавление уроков в категорию «Избранное», решение заданий контрольного модуля.

Кроме интерактивных видеоуроков на портале РЭШ представлены материалы других образовательных проектов («Киноуроки в школах России», «Шахматы», видеоэкскурсии и видеолекции Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина), а также собраны ссылки на материалы Минкультуры России: каталоги музеев, театральных постановок, фильмов и концертов.

                             Образовательная платформа LECTA.

LECTA — лидирующая российская цифровая образовательная платформа для образовательных организаций, педагогов и обучающихся. Сочетает в себе возможности использования электронных форм учебников и сервисы, направленные на отработку практических навыков и умений обучающихся, облегчение труда и повышение квалификации педагогов.

Начну с плюсов электронных учебников:

очевидный плюс перехода на ИМЭУ (интерактивный мультимедийный электронный учебник) состоит в том, что электронный учебник легкий по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество книг и учебного материала, которое раньше было необходимо носить с собой;

- большой плюс заключается и в достаточно большой библиотеке литературы, которая может одновременно находиться на одном гаджете, многие книги будут доступны, даже если их нет в наличии в печатном варианте или есть, но находятся на другом конце земного шара;

электронные учебники предлагают различного рода проверку знаний, тесты и контрольные задания могут располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного;

- электронные учебные издания можно снабдить различными аудио материалами;

электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа.

Минусы:

- для открытия нужных текстов требуется очень много времени или его недостаточно, чтобы за одно занятие ознакомиться с разу с несколькими книгами;

-в электронном варианте учебника не получиться сделать пометки на полях, или отметить нужные фрагменты;

-сложно приходиться работать, когда необходимо использовать сразу два или больше количество страниц;

-многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находиться выше, чем задание и процесс переключения от упражнения до материала очень не удобен; 

- устройства, которые были заряжены, могут начать в любой момент перегружаться или вообще разрядиться.

 Вывод: Lecta позволяет просто и удобно работать с интерактивным и мультимедийным контентом школьникам 1-11 классов и педагогам.

                                   Интернет  - ресурс Учи.ру.

С ним я решила познакомить пятиклашек еще года два  назад, главным аргументом при выборе данного ЭОР стала возможность в игровой и увлекательной форме осваивать такой серьезный предмет как математика.

Учи.ру — интерактивное пространство, позволяющее получать дополнительные задания в игровой форме по школьным предметам.

Знакомство с сайтом началось с регистрации всех учеников класса, каждый из них получил свой логин пароль. На уроке классу было предложено поработать в данной системе, всем сразу пришлись по душе красочное оформление  и интересные задания сервиса.

У детей появилась мотивация, они уже самостоятельно, без моего напоминания, стали работать в данной системе. Результат не заставил себя долго ждать, качество знаний детей выросло, пусть не значительно, но динамика была положительной.

С использованием Учи.ру, решается еще одна актуальная проблема ,школьники часто пропускают уроки, по причине болезни и потом бывает достаточно тяжело догнать своих одноклассников по заданной учебной программе. Проблема легко решается с помощью Учи.ру

Прошло уже два года с момента знакомства класса с данной ЭОР, и мне приятно осознавать, что старания были не напрасны, дети по - прежнему работают на платформе Учи.ру, принимают участие во всех олимпиадах, которые проводятся  регулярно и бесплатно, регистрируют родителей, чтобы поделиться с ними своими успехами. Учи.ру позволяет осуществлять дистанционное обучение детей в различных социокультурных условиях, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).

Главная особенность проекта Uchi.ru в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.

                               образовательный онлайн-ресурс ЯКЛАСС.

ЯКласс - это информационный интернет портал для школьников, учителей и родителей. Месяц после регистрации, пользоваться сайтом можно бесплатно.

Занимаясь на портале ЯКласс, ребенок видит сам каждый шаг своего достижения. Самостоятельно снимает комплекс, что никто его ошибки не увидит, и не будет смеяться. Посредством проекта школьники получают множество решений одного и того же задания.

Дети с удовольствием занимаются и даже пытаются забегать вперед. В этом помогает им раздел «Теория» в ЯКласс.

Хочется рассказать о самой приятной функции данного сервиса. Там есть функция размещения домашнего задания в Дневнике.ру и его автоматическая проверка с выставлением оценок. Для педагога, у которого каждый день по 6 уроков,  ЯКласс станет той самой палочкой – выручалочкой, которая решит многие проблемы. Следует также отметить, что многие задания на ЯКлассе составлены в стиле и формате ОГЭ, ВПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля.

Единственным минусом платформы ЯКласс является, то что многие полезные функции для учеников и учителей являются платными.

Главным элементом мотивации учащихся в системе ЯКласс являются ТОПы. Разные группы учащихся сильны в разных предметах и темах. Выбрав тот предмет в котором они ориентируются лучше других, они начинают решать задания как орешки, только чтобы быть первыми. Обгоняя друг-друга и обсуждая, кто, на сколько баллов отстаёт. Но потом такие темы заканчиваются, и приходится выполнять задания, с которыми туго, при этом заполняя пробелы в знаниях.

В этом году учащиеся 4 – 6 классов приняли участие в онлайн-олимпиаде по математике  на платформе ЯКласс.

«ЯКласс» предоставляет настоящее дистанционное образование с красочной теорией, тренировочными и проверочными заданиями.

Использование данного ресурса происходит на многих

этапах работы:

 Изучение теоретического материала с отработкой наиболее

значимых понятий темы

 Самостоятельная работа (индивидуально, с выбором «своих»

заданий или подсказанных преподавателем)

 Проверочная работа (назначенная преподавателем)

 Выполнение домашнего задания (индивидуально, с выбором

«своих» заданий)

 Индивидуальная работа вне класса (переменка)

Работа с данным ресурсом осуществляется на ноутбуках

обучающихся. В случае отсутствия ноутбука проверочные работы

могут быть распечатаны, остальная работа выполняется в парах.

                                                 Яндекс. Учебник» 

— это сервис с заданиями с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Задания составлены на основе примерных программ и соответствуют ФГОС начального и основного общего образования.

Здесь собраны традиционные задачи, теперь они даются на онлайн-сервисе, и система проверяет их автоматически. Учитель, придя домой, смотрит, как ученики справились с домашней работой и на что именно стоит обратить внимание на следующем уроке. А ребенок не только сразу видит, правильно ли он решил задачу, но и может поработать со своими ошибками, потренироваться на других примерах.

Проверка домашних работ, составление планов, подбор упражнений для контрольных и проверочных, создание новых заданий на дом — эти типичные задачи, возникающие при подготовке к уроку. Всё это можно сделать в «Яндекс.Учебнике» примерно за 15 минут. Этому способствует автоматическая проверка и аналитические инструменты: преподаватель может в режиме реального времени следить за тем, как дети выполняют на сервисе задания по русскому языку и математике, и делать выводы, кому нужно помочь, а кому нужно дать больше самостоятельности в освоении материала.

Ученики могут работать  онлайн с «Учебником» в школе и дома, видеть свои успехи, а учитель отслеживать  динамику развития каждого ученика. На платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для преподавателя. Задания не только школьной программы, но есть и работы повышенной сложности. Разработанные методистами задания подобраны так, что из них можно составить множество вариантов работ, которые соответствуют программе младших классов. На подготовку к занятиям у учителей уходит в среднем 15-20 минут, а ученик на выполнение домашнего задания тратит от 5 до 10 минут. А также Яндекс.Учебник открыл для учеников бесплатную онлайн-олимпиаду «Я люблю математику».

Преимуществами пользования программой для учителей являются:

- Единый доступ к заданиям из разных учебников и рабочих тетрадей;

- Удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ;

- Аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика;

- Экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий;

- Автоматизированная проверка домашних работ.

Преимуществами пользования программой для учеников являются:

- Интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям;

- Домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени;

- Результат можно увидеть сразу после решения;

- Легко наверстать учебную программу, если пропустил занятие.

Учитель располагает большой базой интерактивных задач и упражнений, которые он может раздать учащимся. Рутинная работа учителя сведена до минимума. Достаточно выбрать необходимые задания, определить время его выполнения и раздать ученикам.

Первое знакомство моих учащихся с сервисом Яндекс.Учебник состоялось в феврале 2020года, когда учащиеся принимали участие в олимпиаде «Я люблю математику», организованной онлайн -платформой. Всем стало понятно, что сервис прост в применении и не требует от учеников регистрации — я сама подключила детей и отправила им данные для входа.

Таким образом, до перехода на дистанционное обучение мои пятиклассники уже были знакомы с Яндекс.Учебником, поэтому именно этот сервис стал приоритетным для меня в выборе платформы ДО.

Кроме подборки заданий, Яндекс.Учебник позволяет организовать видеоурок. В отличие от других сервисов видеосвязи, трансляции в Учебнике созданы с учетом школьных реалий: в интерфейсе программы учитель видит раздел с классами и списком своих учеников, может запланировать видеотрансляции и составить расписание уроков. Трансляция идёт только в одну сторону ― от учителя к детям. Это освобождает от необходимости моделировать дискуссию и позволяет избежать ситуаций, когда несколько учеников пытаются говорить одновременно или отвлекаются на камеру. Поскольку обучающиеся не имеют возможности слышать и видеть друг друга, ответы они дают без учета мнения и результата другого. Это позволяет учителю сразу отследить тех, кто ошибся или не понял тот или иной материал. Обучающиеся оценивают ответы одноклассников в чате, проверят свои результаты. Востребованной является функция «Показать экран ученикам», нажав на эту кнопку, учитель показывает экран своего компьютера. Воспользоваться этим можно как при объяснении нового материала, так и при отработке учебных навыков: выделение цветом или изменением величины основных моментов, показ презентации или образца записи в тетради.

С положительной стороны стоит отметить и организацию чата при видеоуроке. Еще до «звонка» дети обозначают свое присутствие на уроке, делятся пожеланиями на урок, рассказывают о затруднениях при выполнении домашнего задания. В течение урока в чате обучающиеся учатся кратко формулировать ответы и задавать вопросы, выполнять запись решения и необходимые пояснения. Конечно, учитель должен направлять эти действия, давать рекомендации по записи, учитывать, возможность опечаток при внесении текста с клавиатуры, поощрять правильные и точные ответы. Для более эффективной работы делаю заготовки решения заданий в формате текстового документа, чтобы своевременно копировать информацию для внесения в чат.

Сейчас, когда за плечами десятки видеоуроков, часы общения в чатах, сотни проверенных фотографий из школьных тетрадей понимаешь, что сервисы, подобные Яндекс.Учебнику, дают учителю новые возможности — автоматизацию рутинной работы, быстрый доступ к данным, наглядное представление информации и удобство работы с ней. Но не более. Учитель оперирует полученными данными, делает ежедневный выбор, сам решает, какими инструментами воспользоваться, когда и как их применить. Компьютер не учит, учит учитель.


 Для подготовки к ГИА использую ресурс Веб-портала Сдам ГИА и Решу ОГЭ. (в котором применяются многие элементы технологии дистанционного обучения. Открытая образовательная платформа этого сайта предоставляет возможность: он- и офф- лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке педагогов-кураторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки. Комплексная система оценивания достижений учащихся базируется на принципе учета их  индивидуальных способностей и приоритетов и создает ситуацию успешности для учащихся.

. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.

Зарегистрировавшись на данном портале, учитель получает доступ в  личный кабинет. Где доступны следующие сервисы:

  • Учитель может составить варианты для проверки знаний учащихся, используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталога или добавив собственные задания. Регулируемые настройки: показывать или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок.
  • Система запоминает работы и результаты учащихся: список созданных работ и статистика.
  • Проверка заданий  первой части осуществляется компьютером, решения заданий части С учащиеся смогут загрузить в систему, а учитель сможет просмотреть, оценить и прокомментировать их. Результаты проверки появятся в статистике учителя и в статистике учащихся автоматически.
  • Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу.
  • Можно заранее создать группы (классы) учащихся и распределить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. В любой момент можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит очередную работу, он вновь появится в списках.
  • Сводные результаты по группам (классам) система автоматически заносит в классный журнал.
  • Можно создать собственный курс в разделе «школа». Вы сможете писать учащимся и получать от них ответы, размещать методические материалы, сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщите учащимся его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически получать уведомления о каждом сообщении, оставленном учителем на странице курсе.

У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого обучаемого.  Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у самого «слабого» ученика.

При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки.

Кроме этого, накануне урока, проверяя дистанционно выполненное задание, я могу не только оценить работу каждого ученика, что очень важно, но и проанализировать общую ситуацию с усвоением материала в данном классе и при необходимости внести корректировки в план урока. Это позволяет более эффективно контролировать процесс обучения.

Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что цифровая школа - это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски (которых, к сожалению у нас нет), проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Использование цифрового онлайн-ресурса ЯКласс в образовательном процессе.

    Качественная работа обучающихся на уроке и качественная подготовка домашнего задания – залог успеха учебного процесса. Я использую в работе ресурс  yaklass совсем недав...

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.)

Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру"...

Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Из опыта использования Электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, в частности цифровой образовательной среды МЭО....

Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на заседании форсайт-центра по теме "Использование цифровой образовательной платформы МЭО в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС"...

«Использование интерактивных уроков РЭШ и других образовательных платформ на уроках математики в 5 классе (по обновленным ФГОС ООО)»

laquo;Использование интерактивных уроков РЭШ и других  образовательных платформ на уроках математики в 5 классе  (по обновленным ФГОС ООО)»- обзор интерактивных ресурсов для обучения ...