Доклад "Роль школы и семьи в воспитании младших школьников с ОВЗ"
учебно-методический материал

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Каждый ребенок, собенно ребенок с ОВЗ, нуждается в родительской любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:




« Роль школы и семьи в воспитании младших школьников с ОВЗ"

Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://urok.1sept.ru/articles/677007/img1.jpg

Каждый ребёнок, особенно ребёнок с ОВЗ, нуждается в родительской любви. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей и ребёнка в процессе коррекции. Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закреплённая законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании» 29 декабря 2012 года №273 Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся).

Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время домашним занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией и педагогам и т.д.

В соответствии с Уставом школы-интерната «участниками учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов являются обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие сотрудники Бюджетного учреждения».

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.


За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения.
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих обучающихся заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил.
Работа с детьми с нарушением интеллекта требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Воспитателям надо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ему в оптимальном для него режиме. Систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы.
Мы стремимся учить детей доброте, умению осознать свои поступки, различию меж тем «что такое хорошо и что такое плохо», умению вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки. Конечно, у нас возникает много вопросов в ходе работы: как преодолеть лень воспитанника? Как заставить слушаться? Как бороться с грубостью детей? Как воспитывать чувство ответственности, уважения к окружающим? Как приучить к аккуратности, подтянутости, собранности? Как сделать, чтобы воспитанники выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными к людям, хорошими товарищами?
В нашем распоряжении множество средств воспитания. Хотелось бы обратить внимание на такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, организация жизни и деятельности детей, создание воспитывающей ситуации, одобрение и осуждение. Пути применения их разнообразны. Мы часто недооцениваем, какой силой обладает слово, то суровое и холодное, то поощрительное, ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое. Мы стараемся продуманно относиться к каждому разговору с детьми, так как значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон, время проведения, место, специально организованна беседа или использование подходящего случаем, как бы, между прочим. Все эти беседы проводятся длятого, чтобы заставить детей задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей.
Часто дети не следуют правилам культуры поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример взрослого. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами.   Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы, взрослые, должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.
Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание усилия будут успешными.
Если между родителями и педагогами достигнуто единство требований в отношении к детям, их поступкам, поведению, то тогда наша работа принесёт положительные результаты.
Семейное воспитание - воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами), направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, передачу опыта семейной жизни и т.д.
Семейное воспитание дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью
"Ваше собственное поведение самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!" Именно так просто, но очень четко писал великий советский педагог А.С. Макаренко - в своей книге "Книга для родителей" о воспитании детей [31].
Иными словами – ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; средства воспитательного воздействия (от наказания до поощрений) и т.д.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего это следует делать ради детей.
Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей жизни, становятся образцом для подражания.
Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.
Одно из важнейших условий семейного воспитания – это авторитет родителей. Авторитет держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Нам педагогам, также необходимо поддерживать авторитет родителей, бабушек, дедушек, используя для этого любые подходящие ситуации.
К сожалению дети младшего школьного возраста подражают нередко и дурному: так как жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости. Но одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес родителей к их жизни.
В воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни, своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения родителями педагогическими знаниями и умениями.
Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. За исключением крайних случаев, граничащих с патологией (алкоголизм родителей, распад семьи), главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.
Систематически интересуйтесь школьными делами своего ребёнка, радуйтесь его успехам, не огорчайтесь его временным неудачам. Терпеливо и заинтересованно выслушайте рассказы дочери или сына. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность ребёнка. Возвращаясь из школы домой, он должен быть уверен, что здесь его встретят с любовью и радостью. Чувствуя вашу поддержку и заинтересованность, он не будет падать духом из -за неудач, потому что рядом с ним всегда любимые им и любящие его мудрые люди – папа и мама, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищённости делает его счастливым.
В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.
Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.
Родители должны быть доброжелательными. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности
Дружба родителей и детей -- это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь -- постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески.
Следует отметить, что только совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа -- семья -- ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеждённого, честного человека.
Если требования, предъявляемые к ребенку в школе и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Школа должна превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Необходимо укреплять авторитет педагога в семье и родителей в школе.
Соблюдение единства достигается, если цели и задачи хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в школе. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Перед педагогическим коллективом школы стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
В этих целях мы используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование, памятки, посещение квартир.
Школа — что-то скорректирует, но мы ведь лепим из того, что уже замешано. Помните об этом всегда, уважаемые родители!   Завершить наш разговор я хочу стихами:
                 Душу детскую щадите,
                 Пуще глаза берегите!
                    Развивая детский разум,
                  Не влезайте в дебри сразу,
                  Детства дни не торопите,
                  Детству солнце подарите!
                    Дайте детству удержаться,
                   Дайте верой надышаться,
                   Дайте в рост ему подняться,
                   Дайте детству состояться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида

Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...

« Социально-трудовое образование и воспитание младших школьников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.»

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

Роль семьи в экологическом воспитании младшего школьника

Семья оказывает первостепенное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей эт...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Роль семьи в воспитании младшего школьника...