Доклад «Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации»
учебно-методический материал

Петрова Ирина Алексеевна

В данной методической разработке содержится рассмотрение такого важного аспекта, как развитие личности учащегося в процессе развития межкультурной коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mezhkulturnoy_kommunikatsii.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации»

Процесс мировой глобализации, приведший к бурному росту международных контактов во всех сферах и областях жизни, обусловил изменения социального заказа общества в области обучения иностранным языкам. Ускоренное развитие международных политических, экономических, культурных связей потребовало от системы образования решения актуальной задачи – развитие личности, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации.

Различия в языках, традициях, нормах, мироощущениях – это одновременно и огромная исключительная ценность любой культуры, и одно из главных препятствий для процесса взаимодействия различных культур. В связи с этим возрастает необходимость обучения детей особенностям культуры на уроках иностранного языка как неотъемлемой части личностно-ориентированного образования, которое нацелено на воспитание человека нового формата – «человека культуры». Актуальным становится комплексный подход обучения иностранному языку, обеспечивающий не только практическое овладение средствами иностранного языка, но и подготавливающий учащихся к культурному, личностному, профессиональному общению с представителями других стран, формирующий в их сознании «картину мира», которая свойственна носителям другого культурного кода, знакомящий их с концептуальной системой иного лингвосоциума.

Повышение эффективности процесса обучения межкультурному взаимодействию, общения с представителями другой культуры обеспечивает интеграция языковой и культурной подготовки учащихся.

Обучение иностранным языкам, опирающееся на принципы интеграции языковой и культурной подготовки, способствует развитию личностных качеств учащихся, позволяющих успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка. К таким качествам относятся открытость, терпимость и готовность к общению на межкультурном уровне. Под открытостью понимается свобода от предрассудков по отношению к людям – носителям другой культуры. С открытостью связана терпимость – способность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к проявлению «чужого» в других культурах. Готовность к межкультурному общению определяется желанием активно общаться с представителями других социокультурных общностей. Наличие данных личностных качеств у учащихся способствует формированию у них способности к эффективной межкультурной коммуникации.

Само понятие «межкультурная коммуникация» достаточно широко распространено в современной методике и определяется адекватным взаимопониманием и взаимодействием участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам.

Межкультурная коммуникация на всех уровнях имеет свои цели, реализация которых обусловливает результативность (или нерезультативность) взаимодействия [4]. Важная роль при этом отводится понятию «межкультурная компетенция».

Межкультурная компетенция подразумевает знание национально-культурной специфики речевого поведения носителей языка, элементов социокультурного контекста, уместных для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка, а именно: обычаев, традиций, особенностей истории и культуры, правил и норм поведения, социальных условностей, страноведческих знаний и др. [2].

По мнению Н.Н. Евдокименко, межкультурная компетенция представляет собой сложное образование, включающее ряд компонентов: знания, умения и отношения.

Компонент «знания» характеризуется информацией о типах культур, их характеристиках, об особенностях взаимоотношений между культурами, о коммуникации, ее видах и функциях, о возможных конфликтах и путях их разрешения, о процессе глобализации, проблемах современного мира (национализме, расизме, терроризме) и т.д.

Компонент «умения» включает умения, которые помогают осуществлять общение между представителями разных культурных сообществ (умения распознавания и интерпретации явлений другой культуры, сравнения культурных событий и фактов своей культуры и других культур, ведения межкультурного диалога, осуществления посредничества в процессе межкультурного контакта, анализа межкультурных ситуаций, определения ситуаций межкультурных конфликтов, предотвращения и разрешения их).

Компонент «отношения» характеризуется открытостью и интересом к феноменам других ментальностей, толерантностью, проявлением эмпатии в отношениях с носителями другой культуры, рефлексией [1].

По утверждению И.М. Кондюриной и П.А. Куноф, межкультурной компетенцией  является способностью, позволяющей личности «выходить за пределы своей культуры и выступать в качестве медиатора культур, не утрачивая при этом собственной культурной идентичности» [4, с. 88]. Развитие межкультурной компетенции, по мнению авторов, происходит не только в интеллектуально познавательной области, но и затрагивает глубинные психические и эмоциональные процессы [4].

Успешность обучения межкультурной коммуникации во многом зависит от методов, форм, средств, материалов, используемых учителем на уроке иностранного языка [3]. Наиболее эффективными в обучении межкультурной коммуникации учащихся является применение игровых технологий, использование аутентичных аудио- и видеоматериалов (а также последующий их анализ и обсуждение), анализ ситуаций (например, почему носитель одного культурного кода ведет себя в определенной ситуации так, а не иначе? и др.), диспута или дискуссии (во время которых учащиеся высказывают свое личное мнение и позицию), мозгового штурма (когда учащиеся генерируют идеи в свободной форме и обмениваются ими), различных творческих заданий, метода саморефлексии (когда изучение учащимися чужой культуры происходит через призму своей, что способствует воспитанию толерантности), метода проектов и др.

Итак, на современном этапе развития ключевая цель обучения иностранному языку заключается в подготовке учащихся к реальной межкультурной коммуникации, приобщение их к культуре, традициям, обычаям страны изучаемого языка, что, в свою очередь, позволит им адекватно взаимодействовать с представителями иной культурной общности. Учитель иностранного языка призван расширять «индивидуальную картину мира» учащихся за счета приобщения их к культуре носителей изучаемого языка, помочь учащимся преодолеть не только языковой, но и культурный барьер, открывая им путь к новым социокультурным знаниям, помогая понимать и усваивать «иной» образ жизни и поведение, в контексте которого функционирует изучаемый иностранный язык.

Список использованных источников

1. Евдокименко Н.Н. Практические аспекты формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка // Альманах современной науки и образования, № 9 (64) 2012. С. 54 – 57.

2. Карбышева К.С., Никонова Е.Д., Кобзева Н.А. Обучение иностранным языкам на базе межкультурного подхода // Молодой ученый, 2015. №11. С. 1350-1352.

3. Кондранова А.М., Куимова М.В. О межкультурном подходе в обучении иностранным языкам // Молодой ученый, 2015. №9. С. 1097 – 1099.

4. Кондюрина И.М., Куноф П.А. Пути к успешной межкультурной коммуникации // Молодой ученый, 2016. №7.5. С. 87 – 89.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2008. 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности.

Материал расскрывает значимость народной культуры для развитии личности ребёнка, раскрывает чувство его национального самосознания. Ракбота над развитием творческих способностей детей в процессе изуче...

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности.

Материал расскрывает значимость народной культуры для развитии личности ребёнка, раскрывает чувство его национального самосознания. Ракбота над развитием творческих способностей детей в процессе изуче...

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности.

О особенностях развития личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности. Особенности психологического и физиологического развития....

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребёнка....

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности.

Влияние изобразительной деятельности на становление личности  ребёнка велико.В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельнос...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыты особенности творческой личности, психологические процессы, влияющие на формирование личности, рассмотрена методика формирования творческой личности при изучении математики....

Развитие личности учащегося в процессе обучения межкультурной коммуникации

В данной методической разработке содержится рассмотрение такого важного аспекта, как развитие личности учащегося в процессе развития межкультурной коммуникации и Учебно-методическая разработка урока п...