ПК 4.3.
учебно-методический материал

Светлакова Екатерина Александровна

Фрагменты уроков с использованием образовательных технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Дата: 12.10.20                                                                                                         

Школа № 137                                                                                     

Класс 6                                                                                                   

Студентка ЧПК №1                                                                                  

40 группы Светлакова Екатерина

Тема урока музыки: «Уноси мое сердце в звенящую даль»

Цель: Расширение и углубление знаний о творчестве русского композитора С.В. Рахманинова, через анализ романсов «Сирень», «Островок».

Планируемые результаты:

Метапредметные: Приобретение умений строить речевые высказывания о музыке в устной форме; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Формирование представлений о роле музыке в жизни человека, общего представления о музыкальной картине мир; умения определять характер и настроение музыки; умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям, через изучения романсов С.В. Рахманинова; разучивание песни «Осенний блюз».

Личностные: Воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведений; расширение музыкального кругозора школьников, посредством знакомства с романсом «Сирень» и «Островок».

Тип урока: закрепление и «открытие» нового знания

Методы и приемы: Собственный показ, беседа, слуховой метод, наглядный метод, наглядно-слуховой метод, игровой метод, словестный метод. Собственный показ, беседа, слуховой метод, наглядный метод, наглядно-слуховой метод, игровой метод, словестный метод.

Материалы, оборудование: муз.центр, ноутбук, проектор, флешка, ноты, учебники, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

  1. «Островок», сл. К. Бальмонта, муз. С. Рахманинова
  2. «Сирень», сл. Е. Бекетовой, муз. С. Рахманинова
  3. «Осенний блюз», сл. А. Бочковской, муз. А. Ермолова

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

5. Рефлексия

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Личностное (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Екатерина Александровна.

- Мы начинаем урок музыки.                                                    Садитесь.                                                                                          - Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. На примере музыки композитора мы продолжим знакомство с музыкальными образами русского романса.

- Кто будет правильно отвечать на уроке, получит оценку.

-Дети приветствуют учителя, садятся за парты.

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

 - Давайте вспомним, что такое романс? - (вокальное произведение для голоса в сопровождение инструмента, чаще всего гитары и фортепиано, написанного на стихи).

-  С каким романсом вы познакомились на прошлом уроке?

- Автор стихотворения?

-Ребята, как вы считаете можно передать свои чувства на музыкальном языке?

- Правильно!

- Назовите знакомых вам композиторов, которые работали в этом жанре?

- Сейчас поговорим о великом композиторе - Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), композитор, пианист и дирижёр (запишите).                                                                                        Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянской семье.                                                   В начале XX в. — время, в которое жил и творил Сергей Рахманинов, было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.                                                                                                    С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно... как в жизни.                                                        Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой:

Чудный день! - Пройдут века -

Также будут в вечном строе

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

|Ф. Тютчев|

Великая заслуга С. Рахманинова в его напевнейшей мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.                       Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «Сирень». Кружевное плетение звуков фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая интонация вырастает в распевную мелодию.        Романсы Рахманинова «Сирень» (это любимый цветок композитора), «Островок» создают ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.

- Запишите в тетради название романсов.

- Теперь послушайте романс С.В. Рахманинова «Сирень»                                                        

- Опишите общий характер музыки?

- Какой темп?

- Какая сирень представляется именно вам? И почему?

- А сейчас прослушайте, другой романс «Островок» С.В. Рахманинова.                                                                                            И скажите чем они похожи и различны?

- Обратите внимание какой романс, светлый или грустный?

- Какой голос пел романс «Сирень» и «Островок»?

- Данные романсы вызывают какое настроение? И почему?

- Молодцы!

- Ответы детей


- «Я помню чудное мгновение»
- А.С. Пушкин

- Через темп, мелодию, интонацию



-
 Глинка, Варламов, Мусоргский

- Записывают

- Слушают, анализируют
- Напевный, медленный, грустный
- Медленный

- Ответы детей




- Напевный, грустный, различны в темпе

- Сопрано

- Весеннее, спокойное, светлое.

 15 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2021                   

Школа: «Миасская средняя

общеобразовательная школа №1»

Класс: 7 «в»                                                                                                            

Студентки ЧПК №1                                                                                              

40 группы Светлаковой Екатерины

Тема урока: «Симфоническая музыка. Гайдн. С тремоло литавр»

Цель: Подробное знакомство с симфоническим музыкальным произведением «Симфония №103» И. Гайдна.

Планируемые результаты:

Метопредметные: Углубить знания о музыкальных симфонических произведений и их авторов.

Предметные: Развивать универсальные способности учащихся.

Личностные: Формирование нравственно – эстетические ценностей учащихся (знакомство с классическими музыкальными произведениями), развитие вокально-хоровых навыков.

Тип урока: «открытие» нового знания

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, метод сравнения, метод размышления о музыке.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар:

  1. Й. Гайдн «Симфония № 103»
  2. «Наполним музыкой сердца» сл. и муз. Ю. Визбора.

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

Хронометраж

1.

Организационный момент

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Екатерина Александровна, и я хочу узнать у вас, на прошлом уроке с каким новым понятием вы познакомились?

- Молодцы!

-Какие виды симфонических оркестров бывают?

- Дети заходят в класс и садятся на места.

- Симфония-музыкальное произведение для оркестра

-Симфонический
-Струнный
-Духовой
-Джазовый
-Эстрадный
-Оркестр народных инструментов

3 мин.

2.

 Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

- Сегодня мы познакомимся еще с композиторами, которые сочиняли симфонии и внесли большой вклад в развитие симфонической музыки.

 Начнем с венского классика - Иозефа Гайдна (показан портрет)

Считается, что за весь творческий путь композитор написал около 150 симфоний, но лишь 104 из них дошли до нашего времени. Предпоследняя 103-я симфония является не только образцом музыкального стиля, но и одной из вершин творчества композитора.

В 1794 году Гайдн отправится на гастроли в Лондон во второй раз. Там зимой он приступит к сочинению «6 Лондонских симфоний», в числе которых была и 103-я симфония «С тремоло литавр».

Впервые произведения прозвучали со сцены Королевского Лондонского театра «Covent Garden». Дирижером был назначен Джованни Баттиста Виотти. Выступление стало по-настоящему грандиозным событием. На слайде можете увидеть театр.

На следующий день после премьеры ежедневная газета «Утренние хроники» напишет более чем положительный отзыв на произведение:

«Господин, Йозеф Гайдн продемонстрировал нам еще одну новую симфонию. Плодотворный Гайдн как всегда сумел создать гениальные и невероятно легкие, как воздух, гармонии. Вступление заставило нас слушать музыку, затаив дыхание…»
-Как вы думаете, а почему симфония имеет такое название «С тремоло литавр?»
Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожащий).

- Литавры, что это?

Мы послушаем с Вами сейчас 1 часть симфонии Гайдна (их 5 частей), и вы ответите мне на вопрос, в чем заключается особенность вступления?
-Какие инструменты его исполняют?
- Пока вы слушаете, записывайте в тетрадь, что услышали.
(2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные)

Что напоминают звуки литавр?
Какие образы рисует музыка?
Какой характер вступления?

- За правильные ответы поставлю хорошую оценку!

- Молодцы!

 

- Симфония имеет название «С тремоло литавр», так как передает особенности оркестровки.

- Ударный инструмент

- Напоминающее отдалённые раскаты грома, сосредоточенный характер.

- Й. Гайдн «Симфония № 103»

18 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.20.

Школа: № 89                                                                                            

                           

Класс: 2                                                                                                

                         

Студентка: 30 группы

                           

Светлаковой Екатерины                                                            

                                                                Тема урока музыки: Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.
Цель:
формирование представления о театре и опере через оперу «Волк и семеро козлят», песню «Спор Маши и Вити».
Планируемые результаты:
Метапредметные:
овладение способностью понимать и сохранять цели, продуктивное сотрудничество, умение осуществлять познавательную, практическую деятельность.
Предметные: овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке, умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений, умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к ней.
Личностные: проявление желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока, развитие слуха, интонации в голосе, внимания, развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения к ним.
Тип занятия: расширение и закрепление изученного материала
Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод музыкальных обобщений, метод сравнения.
Оборудование:  муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, (раздаточный материал).
Музыкальный репертуар:
     1. Песня «Спор Маши и Вити», муз. Г. Гладкова, сл. В.Лугового.
    2. Песня из оперы «Волк и семеро козлят», М. Коваля.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока
  5. Рефлексия.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД (конкретно)

1

Организационный момент                   (1 минута)

 

                   (1 слайд)                                                                              - Здравствуйте, ребята, меня зовут, Екатерина Александровна. Сегодня я буду вести у вас урок.                                                                                      Ребята, а о чём вы говорили на прошлом уроке?  
- А пока я проверю ваше домашнее задание
- На слайде следующие домашнее задание.                                    
-Поднимайте руку, самые активные в конце урока получат оценки.

                                                         Дети заходят в класс и садятся на места.


(узнать, понять что прошли, проверить домашнее задание, поставить оценки)

                                                                                   Л (проявление эмоциональной отзывчивости);                                                            П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).                                                          М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

2

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.                                                     (5 минут)

                       (2слайд)  
Мы сегодня отправимся с вами… а это вы узнаете посмотрев видео
Слушаем внимательно, о чём поётся и т.д.
«Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»                                                             
- Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?
-А вы как считаете, есть чудеса?  
Хорошо. Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Но не простая сказка, а… волшебная!
                     (3 слайд)
Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
О чем мы сегодня будем говорить?
Но как мы в неё попадём?
Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, за правильные ответы вы будете получать наклейки ( у меня  руках клубок, но не простой, а волшебный и на ком он остановиться тот и отвечает)
                    ( 4 слайд)
Артисты там работают
А зрители им хлопают
Спектакль в цирке - на арене,
В театре кукол где? - На...

                      (5 слайд)
Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет...

                    (6 слайд)
Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно…

                     (7 слайд)
Если смотрим представленье,
Если мы – интеллигенты,
В знак восторга, восхищенья –
Хлоп да хлоп – ...

                     (8 слайд)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии —…

-Молодцы, вы ответили всё правильно, но кто догадался, о чём же мы будем говорить на уроке?
-Да , это театр.
 мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку. Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить  какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке.
В путь!
Театр -  это удивительный мир сказок, удивительных приключений и приключений, мир добрых и злых волшебников.

                                           


- Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете
- Да

-Сказка будет впереди

- О сказках

- сцена

- премьера

-режиссёр

-аплодисменты

-актёр

-театр

                                                                                        Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока, выполнять творческие задания в тетради)

М (Учиться сравнивать звучание инструментов)