Воспитание патриотизма, гражданственности, правового самосознания учащихся
статья

Малахова Олеся Владимировна

Статья для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_grazhdanstvennosti.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма,  гражданственности, правового самосознания учащихся

Малахова О.В.

(г. Прокопьевск, Россия,

МКОУ «Школа-интернат № 32»

 shkolainternat32@rambler.ru )

Лапина Е.В.

(г. Прокопьевск, Россия,

МБОУ «Школа № 25»,

skola_25prk@mail.ru )

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Философский словарь и Википедия говорят, что

Патриотизм и гражданственность – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Таким образом гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения:

- к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества,

- к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами,

- к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания  осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

В своей работе под критериями гражданско-патриотической воспитанности подразумеваем:

- сформированность у школьников систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

- стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, поселка, учреждения;

- активной позиции в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата.

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу гражданско-патриотических ценностей. В связи этим Школа, выполняя социальный заказ общества, особое внимание уделяет именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача Школы.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от Школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в компетентностном подходе гражданско-патриотического воспитания, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.

  1. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Эти способности педагогические коллективы развивают у школьников через поисково-исследовательскую работу: ребята собирают и оформляют в альбомы информацию о бывших учителях и выпускниках школ; изучают историю школ, поселка и города; составляют родословные.

Школьники – прирожденные исследователи. А наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.  Вовлекая ребят в поисково-исследовательскую работу, мы помогаем им овладевать знаниями об историческом прошлом; развивать навыки познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами; помогаем приобщаться к культурным ценностям; воспитываем бережное отношение к историко-культурному наследию.

  1. Компетентность социального выбора и действия – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Эти способности развиваем при проведении уроков Права, Гражданственности, тематических классных часов; через встречи с представителями органов полиции, когда, осознавая ответственность за свои слова, поступки и действия, школьникам приходится делать свой выбор, понимать, что плохо, что хорошо.
  2. Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В развитии этой компетентности нам помогают традиционные встречи с интересными людьми (тружениками тыла, ветеранами труда, детьми блокадного Ленинграда, художниками и поэтами- прокопчанами). Именно привлечение ветеранов к воспитанию молодежи в духе патриотизма помогает достичь понимания, духовного единства поколений. Эти люди собственным примером, всей своей жизнью доказывают, что любовь к Родине - не выдумка. Помогает и тимуровская работа (ученики оказывают помощь бывшим учителям-пенсионерам, ветеранам войны – это уборка и копка огорода, чистка снега, утепление окон, обеспечение овощными наборами, собранными собственными силами,  поздравление с праздниками, организация в школах праздничных концертов и чаепитий).
  3. Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.  Эти способности развиваем через урочную и внеурочную деятельность (изучение прав человека, государственных законов); через экскурсии по знаменательным местам города; через волонтерскую работу (проведение вахт памяти, выпуск и распространение информационных листовок старшеклассниками среди младшего и среднего звена, проведение агитбригад); через просветительскую работу (выпуск стенных газет, школьной газеты); оформляем холлы и учебные кабинеты государственной символикой; оформляем информационные стенды «Уголок права», памятные мемориальные стенды и доски;  размещаем информацию на школьных сайтах; участвуем в городских мероприятиях и конкурсах.

Современному обществу необходимы активные, предприимчивые, творческие, социально мобильные молодые люди, обладающие не только определёнными знаниями, умениями и навыками в различных областях, но и способные принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, привлекая полученные знания, умения и навыки. А гражданско-патриотические принципы формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Важно не упустить момент и вовлечь каждого школьника в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где ученики по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма. Однако социальное пространство для их развития не ограничивается стенами образовательных учреждений. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта. А в современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше, ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Мы понимаем это и, поэтому, на сегодняшний день ставим перед собой задачу в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить  целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.

Интернет-ресурсы

  1. http://mirslovarei.com/content_fil/grazhdanstvennost-7282.html#ixzz2jeavGjQL
  2. http://festival.1september.ru/articles/514134/
  3. http://archives.ru/programs/patriot_2015_p2.shtml
  4. http://tatanovo.68edu.ru/node/209
  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-412649.html
  6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/problemy-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya
  7. http://festival.1september.ru/articles/574102/ 
  8. http://www.ishnk.ru/staffs/educational/patriot_grajd 

Литература

  1. Газета «Земляки» от 10 октября 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Статья "Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».

Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоа...

Воспитание патриотизма и гражданственности

Слова В.Г.Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на  сердце  судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое  кровное  родство,свои кровны...

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Статья "Воспитание чувства гражданственности и патриотизма в курсе изучения географии России".

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Патриотическое воспитание гражданина современной России."...

методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ"

Актуальность исследуемой автором проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития действенной системы патриотического и гражданского воспитания будущих офицеров, особенно в период осознания...

Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся с ОВЗ

Материал предназначен для педагогов коррекционных школ....