Формирование экологической культуры на уроках географии и внеурочной деятельности через проектно- исследовательскую деятельность.
статья

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры на уроках географии и внеурочной деятельности через проектно- исследовательскую деятельность.

Цель образования в соответствии с новыми подходами- развитие личности. Развитие в самом широком смысле определяется как закономерное изменение, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природой. Сформировать экологическую культуру возможно через образовательный и воспитательный процесс..

Актуальность опыта. 

В современном, сложном, полном противоречивых тенденций мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они угрожают самим основам цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам - важнейшая мера преодоления экологической опасности.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.

Новизна проекта 

Новые задачи образования гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем. Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии. Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, решения проблем, делать необходимые обобщения).

Основная цель  работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализацииформирование интереса к исследовательской деятельности

Задачи: 

Способствовать развитию самостоятельности и творчества в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов;

Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему;

Обучить применению информационно-коммуникационных технологий для презентации собственных исследований;

Формировать национальное самосознание через привитие патриотических чувств, любви к своему родному краю;

Развивать критическое и творческое мышление;

Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных и социально-экономических закономерностей и решению геоэкологических проблем.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников, а также изучение реального состояния экологического воспитания в школах позволяют выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения: 

- между общественной потребностью в формировании экологической культуры и недостаточной разработанностью условий и путей ее формирования;

- между объективным наличием воспитательного потенциала в общеобразовательных школах, способствующего позитивному решению проблемы формирования экологической культуры школьников и отсутствием научно разработанных путей реализации этого потенциала;

- между потребностью в изменении путей формирования экологической культуры и готовностью педагогов к их использованию в своей работе.

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природой. Развитие экологической культуры школьников является необходимым критерием общего уровня воспитанности человека.

Если создать условия для развития экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и содействовать формированию исследовательской культуры учащихся, то можно получить положительную динамику ее роста и положительную мотивацию учащихся к предметам географии, биологии и экологии. Поставленную цель помогает решить включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

В процессе проектно-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Таким образом, ведущей педагогической идеей моего опыта является использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности для формирования экологической культуры обучающихся.

С 2016 года я начала заниматься проектно - исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю на уроках, но и во внеурочных занятиях, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учитываю индивидуальные возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся: мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение; умений видеть противоречия; умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторят путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно она характерна для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как индикаторы одарённости. Учебно-исследовательская деятельность это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

В ходе проектно-исследовательской деятельности педагог и обучающийся проходят совместный путь, результатом которого является либо реферат, либо полноценное ученическое исследование, либо научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Последний результат это наивысшая ступень развития творческой активности и творческого мышления.

Проектно-исследовательская деятельность лежит в основе лично-ориентированного образования. Это позволяет строить учебный процесс, учитывая самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника - обучаемого. На уроках используем информационные, исследовательские и творческие проекты

В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Разработчики проектов участвуют во всех видах учебной деятельности: собирают и обрабатывают данные, анализируют их, предлагают пути решения выявленных проблем (исследовательский и практико-ориентированный блок), проявляют творческую фантазию при создании иллюстративных материалов и игрового моделирования.

Результатом деятельности учащихся является создание отчетов в форме компьютерных презентаций, плакатов, опорных схем. 

Работа по формированию гармонично развитой, творческой и здоровой личности продолжается во внеурочной деятельности, которая позволяет раскрыть возможности и способности каждого ученика, создает условия для развития его неповторимой индивидуальности. Во внеурочной деятельности выделяются следующие основные направления работы: 

-создание условий для формирования экологической культуры и здорового образа жизни учащихся;

-создание условий для развития исследовательских компетенций обучающихся, работа с одарёнными детьми;

-социально-полезная практика экологической направленности, в том числе, апробация в практической деятельности приобретённых учащимися умений и навыков.

Мною применяются следующие формы внеурочной деятельности по географии, биологии и экологии:

-школьные предметные недели - это форма организации внеурочной деятельности, позволяющая в течение этого периода вести активную работу эколого-географо-биологической направленности на уровне всей школы (с 5 по 9 классы). Это не только организация и проведение конкурсов, викторин, праздников, экскурсий,  выставка рисунков и плакатов, организация мастер-классов и круглых столов.  Традиционно эколого-географо-биологическая неделя проходит весной и завершается экологическими субботниками: 

-экологические и природоохранные акции, праздники, конференции и месячники - это коллективная системная деятельность (школьников, учителей, родителей), направленная на развитие активной жизненной позиции, гражданского долга и экологической ответственности за настоящее и будущее человечества и окружающей среды, базирующаяся на экологических знаниях. Акция всегда заканчивается каким-либо действием: посадка деревьев (акция «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»), изготовление и закрепление скворечников и кормушек, кормление и учёт зимующих птиц (акция «День птиц», «Покормите птиц зимой»), распространением листовок (акция «Первоцвет»). Исследовательская работа очень помогает детям глубже узнать географию и биологию родного края, правильно выбрать профессию, быть образованнее, благороднее и добрее.

Главное внимание на занятиях уделяется изучению важнейших методов научного познания, методик обработки экспериментальных данных. В организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно выделить семь этапов: мотивация учебно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, обсуждение результатов исследования, оформление результатов работы и представление их на научно-практической конференции.

Результативность опыта

В процессе работы подтвердилась актуальность темы исследования. Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля»

Мои учащиеся являются активными участниками и победителями научно-практических конференций и конкурсов различного уровня: школьного, районного и регионального.

Результаты диагностики осуществленного проекта позволяют заключить, что организация и проведение исследовательской деятельности по географии:

  • Формирует функциональную и научную компетентность в исследуемой области;
  • Прививает познавательный интерес к географии;
  • Обучает школьников методам исследовательской деятельности;
  • Обеспечивает взаимопомощь и сотрудничество в процессе обучения;
  • Способствует развитию творческой активности через проектную деятельность;
  • Формирует самостоятельность мышления;
  • Осуществляет личностно-ориентированный подход;
  • Дает возможность самореализации каждому школьнику, вне зависимости от интеллектуальных способностей;
  • Направляет профессиональное самоопределение учащихся;
  • Имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время

Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочное время...

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Методический материал «Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности»

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах жив...

Формирование экологической культуры на уроках географии

Формирование экологической культуры на уроках географии...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....