"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
статья

Крылова Татьяна Робертовна

Выступление на районном МО учителей изобразительного искусства

Учитель: Крылова Татьяна Робертовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_razvitie_tvorcheskih_sposobnostei.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном МО учителей изобразительного искусства

Учитель: Крылова Татьяна Робертовна

ТЕМА:     РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

          Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

           Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования, поскольку они, способности, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни. Готовность современного ученика использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью. Его умение относиться к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным. Стремление избежать очевидных традиционных  решений. Выдвижение нестандартных, неординарных идей. Удовлетворение одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. 

         Образовательная программы нового поколения  содержит разные уровни сложности и позволяет педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребёнком. Она ориентирована на расширение, познавательной активности личности, её саморазвитии в процессе познания окружающего мира. Отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. Новый образовательный стандарт позволяет учителю выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам учащихся. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.    

Задачи моей работы на уроке ИЗО можно сформулировать следующим образом:

          - создание на уроке психологического комфорта.

           -организация  самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока, где выступаю в роли организатора, а не информатора;

-обязательная рефлексия учащихся на уроке;

-высокая степень активности учащихся.

В работе использую комплект учебников под редакцией Б.Неменского, которые, по моему мнению, отвечают всем  требованиям современного образования и наиболее полно раскрывают тот учебный материал, который  необходим для современного школьника, идущего в ногу со временем.

На уроке стараюсь не давать знания в готовом виде, не комментировать и не исправлять ответы учеников. Даю возможность сделать это самим учащимся, предугадываю затруднения учеников и моделирую задания исходя из ситуации на уроке, подбираю комплексные задания, в которых языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

В связи с введением ФГОС ООО стараюсь освоить современные формы  планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, осваиваю составление структурированных  технологических карт уроков, где  описан весь процесс деятельности, как учителя, так и ученика.

 Методика составления технологической карты урока

Этапы урока

Современный урок

Организационный момент

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Ученики, выполняя предложенное учителем задание поискового характера, определяют тему урока.

Целеполагание

Учитель создает проблемную ситуацию, решая которую  учащиеся самостоятельно формулируют, чему должны научиться, определив границы знания и незнания.

Актуализация знаний

Учащиеся актуализируют имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Изучение нового материала

Учитель организовывает погружение в проблему, учащиеся проводят исследование (в группах или индивидуально).

Закрепление нового материала

Учащиеся выполняют задания, формулируют затруднения и осуществляют контроль и коррекцию самостоятельно (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Учитель консультирует.

Подведение итогов урока

Проводится рефлексия.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

           Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества на уроках изобразительного искусства и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная сотворческая деятельность педагога и ученика. В своей практике  сценарий занятий стараюсь выстраивать по логике «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение». Учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме. В работе сочетаю групповую, индивидуальную и коллективную форму организации творческой деятельности. В процесс обучения обязательно включаю элементы эвристической дискуссии. Целостное представление учащихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.

Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «палитра» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух воспитанников, одинаковых по характеру и результатам обучения. В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями, можно для диагностики использовать технологию игрового обучения. Педагогически корректно наблюдаю за творческим развитием своих воспитанников. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций безграничен.

           В практике стараюсь использовать метапредметный подход. Создание метапредметных проблемных ситуаций – спровоцированных  педагогом. Ученик входит в  состояние интеллектуального затруднения, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри и межпредметной интеграции.

Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:

ситуации неопределенности;

ситуации неожиданности;

ситуации конфликта;

ситуации опровержения;

ситуации предположения.

В процессе преподавания постоянно сталкиваюсь с современными взглядами на проблему педагогического творчества, опытом нестандартного подхода к решению профессиональных задач; освоение базовых техник развития креативности; способствование личной самореализации.

     Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)
  • декоративная и конструктивная работа; 
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективноготворчества и индивидуальной работы на уроках; 
  • изучение художественного наследия; 
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

        Уроки  всегда получаются интегрированными.  Прослеживается постоянная связь искусства с такими предметами как:  музыка  (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства);  литература  (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций);  история  (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.); технология (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи). 

          На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

     На уроках я использую следующие художественные техники:

рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж лепка; бумагопластика; роспись самостоятельно выполненных изделий.

     Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике витражи, роспись по дереву, по стеклу и керамике, батик, бумагопластика, моделирование.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии — правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу: Чудо-зверь; сказочные птицы, птицы-фантазии; город будущего (город-фантазия); морское дно; портрет, составленный из изображений геометрических фигур; сочинение по картине; интеллектуально – развивающие игры: «На что это похоже?”, «Заколдованные картинки”, «Волшебные кляксы”, «Помоги художнику”, «Волшебные очки”.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир игрушки», «Деревенские посиделки», «Морское дно», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

На уроках также применяю метод ИКТ.

В старших классах широко использую метод проектов.

Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением. 

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

И хочется закончить своё выступление такими словами: 

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с приобщением к творческой деятельности и художественному восприятию учащимися искусства, как эстетической и культурной составляющей их развития....

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

Мне повезло, что я преподаватель живописи в школе искусств. Твердо верю, что общение с искусством в ДШИ необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удиви...

Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...