Инновационный подход обучения в информатике.
статья

Шелягина Светлана Александровна

 Традиционные методы и технологии обучения предметов сегодня не всегда эффективны. Информатика всегда находилась в выгодном положении в отличие от других предметов, так как использование ИКТ является неотъемлемой частью самого предмета. Но как грамотно использовать данное преимущество решает каждый учитель сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_podhod_obucheniya_v_informatike.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход обучения в информатике.

 Традиционные методы и технологии обучения предметов сегодня не всегда эффективны. Информатика всегда находилась в выгодном положении в отличие от других предметов, так как использование ИКТ является неотъемлемой частью самого предмета. Но как грамотно использовать данное преимущество решает каждый учитель сам.

Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Инновация – нововведение, предназначенное для решения актуальной проблемы, направленное на оптимизацию учебного процесса, повышение качества образования, организацию благоприятных условий усвоения материала.

Формирование и развитие компетенции в сфере работы с информацией на уроках информатики происходит в основном через содержание, т.к. сама дисциплина подразумевает работу с информацией в разных направлениях. Для проведения уроков информатики я использую такие технологии как:

  1. деятельностное обучение – выражается через метод практических работ;
  2. проблемное обучение – выражается через частично-поисковый метод, метод решения проблемных ситуаций;
  3. проектное обучение – используется метод проектов;
  4. игровое обучение – используется метод деловой игры;
  5. дискуссионное обучение – используются методы дискуссия и «мозговой штурм».

На учебных занятиях применяются такие приемы позволяющие формировать и развивать информационную компетенцию:

  • предъявление обучающимся нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • деление излагаемого учителем материала на смысловые моменты;
  • фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение обучающимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • вопросы учителя в ходе изложения материала;
  • включение обучающихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание обучающимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • задание на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • задание на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы и т.д.

Я постоянно использую ресурсы Интернет в своей педагогической деятельности:

  • при подборе материала для создания презентации, при подготовке к уроку;
  • для личного профессионального развития;
  • для повышения мотивации учеников к обучению. Для этого использую ресурсы дистанционного обучения известных образовательных платформ таких как: Uchi.ru; videouroki.net; nsportal и др.

Работу учеников в классе с использованием ресурсов сети Интернет организую следующим образом:

  • фронтально: виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты;
  • индивидуально: поиск, отбор и анализ информации;
  • в группах: выполнение общего учебного проекта.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности обучающихся на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия.

  Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

1) интерактивные технологии, позволяющие:

  • наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослыми;
  • включаться в учебный процесс;
  • создать в группе различные учебные ситуации, для решения которых можно использовать различные варианты, используя при этом индивидуальные возможности каждого обучающегося.

  Данные технологии позволяют учителям самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения. При подборе тем для индивидуальных проектов учитываю интересы учеников и их склонности и увлечения.

   Метод проектов позволяет обучающимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Выполняя проект, они пользуются планом, определяющим критерии проекта.  Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

2) дистанционные технологии

  Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что обучающийся находится вне аудитории, он может получать знания и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение детей. Во время пандемии эти технологии показали свою эффективность и возможность их использования, как дополнительные к основным технологиям.

Остановлюсь на некоторых методах обучения, которые использую на уроках и которые имеют инновационный характер.  

Метод исследования лежит в основе учебного сотрудничества, потому что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. С целью создания таких условий при организации учебного процесса, которые позволяют развивать у учащихся навыки поисковой и исследовательской деятельности и развития у них самостоятельной активности и интереса к предмету, включаю в работу задания, в которых дети пытаются самостоятельно исследовать и анализировать комбинированный текст с элементами описания и повествования. Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что, несомненно, положительно сказывается на эффективности процесса обучения.

Опыт показывает, что на начальном этапе работы, особенно в 5-6-х классах, более эффективны группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

     Групповая деятельность на уроке информатики складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных

обучающихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение обучающихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, добавление и исправление, дополнительная информация учителя и формирование окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении обучающихся.

    При выборе того или иного метода необходимо учитывать возрастные особенности учеников. Педагогические технологии на уроках применяю с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста школьников. В 5-6 классах применим комплекс игровых и развивающих технологий. Так, например, при изучении темы «Формальные и неформальные исполнители», обучающимся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма.

    В 7-8 классах оптимальные результаты достигаются в процессе использования сочетаний технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения: коллективного и группового самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности, уровневой дифференциации.

В старших классах наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения: педагогическая мастерская, метод проектов, проблемное обучение.

  Современные инновационные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход и проектные формы обучения.

Выступление на методическом объединении....

Инновационный подход и проектные формы обучения.

Выступление на методическом объединении....

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Реализации инновационных подходов обучения в образовании на уроках биологии.

В статье представлены результаты работы реализации инновационных подходов на уроках биологии в образовательных организациях. Рассматриваются  формы и методы работы, направленные на овладение педа...

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"...