Мои инновации в обучении и образовании
методическая разработка

Виноградова Наталья Владиславовна

Мои инновации в обучении и образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

22.03.2021 г. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования «Мои инновации в обучении и образовании (из опыта работы педагогов)»

 «Применение  инновационных  технологий на занятиях в детском хореографическом коллективе» (из опыта работы педагога дополнительного образования Виноградовой Н.В.)

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Инновационные технологии в дополнительном образовании позволяют:

-  более полно раскрыть возможности педагога и способности учащихся;

- сделать образовательный процесс более творческим, развивающим инициативу учащихся и направленным на саморазвитие и самообразование личности, более гуманным и личностно-ориентированным.

Основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Соответственно необходимо стремиться оперативно изучать, разрабатывать и рационально внедрять новые технологии, методики, приемы и формы обучения творчеству, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных задач.

Главная задача, которую я ставлю перед собой в хореографическом коллективе «Ромашка» – воспитание человека культуры, с развитым чувством красоты, правильной танцевальной осанкой, воспитание трудолюбия и уверенности в своих силах.

Сегодня я расскажу о технологиях, используемых в работе с учащимися. Они относятся к инновационным, так как зарекомендовали себя эффективностью и результативностью.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированный подход – способ организации обучения, в процессе которого я учитываю  личные возможности  учащихся и создаю необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

В центре образовательного процесса -  учащийся, поэтому цель и принцип проведения каждого занятия я соизмеряю с интересами, возможностями своих воспитанников, а иногда и  психологическими проблемами, которые стараюсь уважительно корректировать.

Каждое занятие начинается с эмоционального настроя. Я всегда пытаюсь создать творческую, рабочую атмосферу, вести занятие так, чтобы у детей развился интерес к данному занятию и хореографии в целом.  

Обучение танцу - это рутинный  трудоёмкий процесс для ребёнка, поэтому иногда приходится одновременно быть и педагогом, и воспитателем, и родителем. Для меня очень важно дать понять детям, что мы трудимся с ними над одним общим делом, у нас одни цели, желания и перспективы.

Данный подход позволяет почувствовать каждому ребёнку свою значимость и необходимость, что положительным образом сказывается на их заинтересованности к занятиям, результативности и сохранности контингента.

При постановке  хореографического номера я всегда учитываю творческую индивидуальность учащегося: важно, чтобы характер и образ героя был схож с темпераментом ребёнка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, понимать, что он танцует.

 Работая с солистом, я выстраиваю определённый порядок следования одного движения за другим с учётом профессиональных и физических данных конкретного ребёнка, продуманно чередую и распределяю нагрузку.

 Технология обучения в сотрудничестве

Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Даная технология  на занятиях хореографией является эффективной методикой, основана на содружестве, сотворчестве участников педагогического процесса.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе.  Расскажу, как происходит данная работа в хореографическом коллективе «Ромашка».

Каждая постановочная работа начинается с обсуждения того, что предстоит танцевать, какие эмоции необходимо передать зрителю, каков характер героя, какие образы и костюмы необходимы. Далее начинается отработка элементов танца. Учащиеся делятся на группы, малые группы, пары, трио в зависимости от потребности отработки необходимого материала.  

Чтобы дети смогли стать более раскрепощёнными, не стеснялись в выражениях своих эмоций, мыслей и действий использую танцевальную импровизацию. Она помогает раскрыть творческую натуру ребёнка, развивает образное мышление, фантазию, актёрские данные. Основную роль здесь играют душевное настроение и вдохновение. Учащиеся  обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации: одним импровизация даётся легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники увлеклись ощущением сиюминутности процесса творчества. Успех импровизации зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому данные задания даю во второй половине занятия.

Приведу несколько примеров импровизации.

      Упражнение «Зеркало». Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них – ведущий, другой – ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель – достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведёт, а кто следует. Ведущий должен сосредоточить своё внимание на том, чтобы двигаться чётко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого – чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут учащиеся меняются ролями и повторяют упражнение.

     Упражнение «Энергичная парочка».  Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении: держась правыми руками, положив руки друг другу на плечи или на талию, взявшись двумя руками, лицом или спиной друг к другу. Затем можно меняться в парах и менять задание. При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Цель: стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания.

 Данная технология  основана на принципах:  мы все взаимозависимы, есть личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы, мы - участники совместной учебно-познавательной деятельности в группе, мы даём общую оценку работы группы. То есть, мы  совместно вырабатываем цели, содержание занятия, анализируем и оцениваем свою работу, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. 

Кроме того, использование данной технологии позволяет мне воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, умение радоваться за достижения своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. А это, в свою очередь, способствует сплочению творческого коллектива.

Игровые технологии  

В работе с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста я применяю игровые технологии.  Дети раскрываются: проявляется самостоятельность, решительность, сообразительность. Они получают признание сверстников, глубже ощущают окружающий мир, значение слов, проявляют все свои лучшие качества.  Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игра помогает многим детям преодолеть излишнюю скромность, стеснительность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придаёт им уверенность в себе. В этом возрасте дети очень любят фантазировать и с удовольствием вовлекаются во все игры. Их действия под музыку свободны, легки, непосредственны и они без особого труда используют танцевальную импровизацию.   6слайд вкл.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - одна из приоритетных и осознанных задач каждого педагога, что находит отражение в образовательных программах объединения.

Данный подход позволяет отобрать методики, которые исключают перегрузку нервной системы, физической нагрузки и ускоряют творческое развитие личности.

Главным условием здоровьесберегающих технологий является чёткая организация занятий, дисциплина, основанная на точном соблюдении объяснений и рекомендаций педагога, которые сочетаются с предоставлением детям самостоятельности в действиях при выполнении заданий.

В хореографическом коллективе «Ромашка» всё начинается  с соблюдения правил посещения занятий, дисциплины, требования придерживаться формы для занятий, прически, всё это благоприятно сказывается на здоровье учащихся. Бесспорно, что не все дети обладают отличными физическими данными, не у всех есть определённые способности: выворотность, гибкость, хорошее чувство ритма, поэтому для педагога важно быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению к учащимся независимо от их способностей, поведения или характера.

Занятия я выстраиваю, придерживаясь следующих основных здоровьесберегающих правил:

Дыхательная гимнастика

Работая с детьми, я столкнулась с проблемой неправильного дыхания. Когда ребёнок задерживает дыхание, в организм не поступает кислород, клетки и ткани питаются недостаточно, а значит, не хватает сил на сам танец, с каждой секундой двигаться становится всё сложнее. В свои занятия я включила дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения помогут освоить правильное дыхание, и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.

Подводя итоги выступления, хочу отметить, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему. Она направлена на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, образовательные потребности учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновации в обучении иностранных языков"

В презентации кратко описаны способы успешного изучения иностранного языка...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Педагогичекие традиции и инновации-залог совершенствования системы образования

Статья на тему: "Педагогические традиции и инновации - залог совершенствования системы образования"...

«Педагогические инновации в обучении английскому языку в рамках ФГОС».

laquo;Педагогические инновации в обучении английскому языку в рамках ФГОС»....

Традиции и инновации в системе дополнительного образования

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...