Сообщение на тему: «Рефлексивные действия на уроках математики».
статья

Коротченко Ольга Олеговна

коррекционная школа VIII вида доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математическое пособие99.63 КБ
Файл приложение821.44 КБ
Office presentation icon презентация2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа №8 г.Лабинска.

Сообщение на тему:

«Рефлексивные действия на уроках математики».

Подготовила учитель математики: Коротченко Ольга Олеговна.

https://i.pinimg.com/originals/14/98/01/1498010c450b4640cf8feaaed3907eee.jpg                                                 

                                                 2019-2020 уч. год

Доклад на тему: « Рефлексия на уроках математики».

Введение

Особенностью новых государственных стандартов общего среднего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются рефлексивные действия.

Достижение планируемых результатов (в частности, формирование рефлексивных действий) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.

Существенным моментом современного урока становится рефлексия, причем не только рефлексия учителя, но и рефлексия учащихся.

Процедура рефлексии осуществляется по ходу деятельности (взаимодействия) либо после деятельности (взаимодействия).

Рефлексия учебной деятельности складывается главным образом из ее контроля и оценки. Организацию последовательности перехода внешнего контроля во взаимоконтроль и затем в самоконтроль учителю предлагают использовать многие педагогические технологии. Но на основе анализа психолого-педагогических исследований их можно (и нужно) спроецировать на деятельность учащихся.

Освоение деятельности происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности-способы решения задач или рассуждений.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что учащиеся часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению учащихся осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Цель исследования – разработать методику формирования рефлексивных действий при обучении математике учащихся .

Задачи исследования:

1) выявить состояние разработанности проблемы формирования рефлексивных действий при обучении учащихся;

2) выделить основные виды рефлексии, используемые в учебном процессе;

3) определить и систематизировать различные методики формирования рефлексии, используемые на уроках математики ;

4) апробировать теоретические наработки при обучении математике учащихся.

Объект исследования – процесс обучения математике учащихся.

Предмет исследования – методика формирования рефлексивных действий на уроках математики.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ результатов опытно-экспериментальной работы; наблюдение за деятельностью учителя и учащихся, анкетирование.



1 Методы и приемы формирования рефлексивных действий на уроках математики.

Конкретизируем виды рефлексии применительно к урокам математики.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики ». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Соответствие цвета настроению:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Более старшие ребята  могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Эмоциональная:

Письменная: « Продолжи фразу». Ребятам раздаются листы бумаги с фразами, которые необходимо продолжить.

Сегодня на занятиях было интересно, потому что…………..

Я бы хотел похвалить себя за то, что …………………….

На уроке понравилось, мое сердце поет от того, что …………….

4. Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Самооценка активности на каждом этапе урока. Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

  1. Лестница успеха.

Рефлексия деятельности.

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что я делаю?

* зачем я делаю?

* как я делаю?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

2. «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

3. «Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

4. «Мишень». Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1) свою деятельность

2) деятельность учителя

3) деятельность учащихся.

5. «Дерево предсказаний». Правила работы таковы: «ствол дерева» – тема, вид деятельности - «ветви»: утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

6. «Градусник». Используя такой символ можно определить:

- состояние эмоций, новизну материала, урока,

- оригинальность и т.д.

7. «Ступени». С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

8. «Пик взаимопонимания». Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

9. «Звездочки» . На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

10. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

11. «Светофор». Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

12. “ Пятерочка - 1 “ . Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая –то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

13. Пятерочка - 2“ . Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

14. ”Слон”. Ученикам нужно на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

15. «Карта настроения». В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

16. «Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

17. «Плюс – минус – интересно». Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно.

21. «Экспертная комиссия». В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

22. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

23. «Для меня сегодняшний урок…». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

24. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

25. «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

27. «Комплимент». Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения.

2. Прием «Выбор афоризма или пословицы»

3. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению учащихся.

4. «Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

5. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Предлагается детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

6. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

7. «Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

8. Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая началофразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Выделенные и описанные три вида рефлексии наиболее целесообразны на начальном этапе обучения для формирования рефлексивных действий учащихся.


Заключение

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

На уроках, как правило, используется типология, основанная на функциональном назначении рефлексии: диагностика эмоционального состояния и настроения; оценка деятельности на уроке; критический подход к содержанию учебной информации.

При проведении рефлексии  используется целый комплекс приёмов.

Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы. Рефлексия эмоционального состояния и настроения помогает установить эмоциональный контакт с классом или отдельными учениками в начале или конце урока. Рефлексия содержания учебного материала служит выявлению уровня усвоения содержания изученного. Рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.

Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности.

Для создания условий развития рефлексивных действий учащихся учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу их формирования.

Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Учитель не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию, является организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.

Овладение умением рефлексии и самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет учащимся учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.



Предварительный просмотр:

https://fs00.infourok.ru/images/doc/179/204821/img12.jpg

http://900igr.net/up/datas/104355/027.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/273/278593/img3.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0716/00105ac5-795f6c7c/img40.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия на уроках математики. Выполнила: Коротченко О.О.

Слайд 3

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Слайд 4

Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке; рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 5

Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты. Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями. Образовательный эффект рефлексии

Слайд 6

Рефлексия. Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку. Урок был интересен, урок был в определённой степени полезен для меня. Пользы от урока я получил мало и не было интересно.

Слайд 7

Прием рефлексии настроения «Солнышко» Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

Слайд 12

Прием рефлексии «Дерево успеха»

Слайд 13

Прием рефлексии « Наряди ёлочку» Красный шар-урок был актуальным, полезным, интересным. Жёлтый шар – ничего нового я не узнал. Перед новогодними праздниками можно изменить дерево на ёлочку.

Слайд 14

Прием рефлексии «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 1 слово из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке : Раздражение Злость Радость Равнодушие. Удовлетворение Вдохновение Скука. Тревога. Покой. Уверенность Неуверенность. Наслаждение.

Слайд 15

Прием рефлекии”Допиши по выбору одно из неоконченных предложении“ Я научился... Я узнал, что ... Я нашел подтверждение тому, что... Я обнаружил, что.... Я был удивлен тем, что... Мне нравится, что ... Я был разочарован тем, что ... Самым важным для меня было...

Слайд 16

Прием рефлексии « Анкета для самоанализа» Прием рефлексии 1. На уроке я работал активно пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен не доволен 3. Урок для меня показался коротким длинным 4. За урок я не устал устал 5. Мое настроение стало лучше стало хуже 6. Материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7.Домашнее задание мне кажется легким трудным

Слайд 18

Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………

Слайд 19

Прием рефлексии «Комплимент» Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Слайд 20

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 22

цитата … Из всех приключений, уготованных жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя. Ф. Феллини


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных учебных действий на уроке математике в 6 классе по теме «Делимость произведения».

Сценарий урока математики в 6 классе по формированию метапредметных учебных действий....

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потре...

Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной  активности учащихся, побуждают их к старательному учению....

Тема урока: «Порядок выполнения действий». Конспект урока математики 5 класс

Нам урок пора начать.Пришло время вычислять.И на трудные вопросыВы ответ сумейте дать.Будь внимателен, дружокНачинаем мы урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Вс...