Инновационная деятельность педагога в сфере дополнительного образования
методическая разработка

Михеева Светлана Михайловна

Во все времена взрослое население Земли волновал вопрос, каким будет новое поколение. Исчезали цивилизации, менялся государственный строй, век сменялся веком, наступало утро нового дня. Новые дети пришли в мир. Несколько лет назад люди самых разнообразных национальностей, образовательных цензов, специальностей стали говорить о детях «нового вида», представляющих проблему для родителей и педагогов. Родители и специалисты утверждают, что дети на разных континентах независимо от культурных и языковых барьеров ведут себя совершенно одинаково. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Они намного способнее и более чувствительны, они отрицательно реагируют на старые методы обучения и воспитания. Наши дети нуждаются в новых методах обучения и воспитания. Педагогам необходимо знать и использовать инновационные образовательные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_pedagoga_v_sfere.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность педагога в сфере

дополнительного образования.

Во все времена взрослое население Земли волновал вопрос, каким будет новое поколение. Исчезали цивилизации, менялся государственный строй, век сменялся веком, наступало утро нового дня. Новые дети пришли в мир. Несколько лет назад люди самых разнообразных национальностей, образовательных цензов, специальностей стали говорить о детях «нового вида», представляющих проблему для родителей и педагогов. Родители и специалисты утверждают, что дети на разных континентах независимо от культурных и языковых барьеров ведут себя совершенно одинаково. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Они намного способнее и более чувствительны, они отрицательно реагируют на старые методы обучения и воспитания. Наши дети нуждаются в новых методах обучения и воспитания. Педагогам необходимо знать и использовать инновационные образовательные технологии.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation  впервые появилось в научных исследованиях XIX века в социологии культуры и было непосредственно связано с распространением нововведений и противопоставлялось традиционным формам действия, мышления и поведения. То, что выходило за рамки традиции и обычая, то и являлось инновацией. В середине 80-х термин прочно входит в педагогику. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который вводится в систему традиционного образования.

Современный образовательный процесс характеризуется повышением его вариативности, мобильности, обновлением содержания образования, использованием современных образовательных технологий.

Инновационный подход в образовательном процессе в первую очередь применяется к методам, формам, способам обучения. Интересные и нестандартные формы и методы дают возможность не только повысить качество образования, но и по-настоящему заинтересовать обучающего, помочь ему развить необходимые в будущем компетенции.

Современные реалии требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям, отсюда востребованность таких универсальных компетенций, как умение работать в команде, способность к критическому мышлению, навыки самообразования. Знания можно передать обучающемуся, а компетенции он приобретает лишь в ходе организованного образовательной технологией взаимодействия педагога и ученика.

На наш взгляд, самыми эффективными сегодня являются интерактивные формы обучения, проектные, проблемные технологии, дифференцированное обучение. Все это стимулирует познавательную активность детей. Обучающиеся обретают большую самостоятельность в выборе путей освоения учебного материала.

От педагога дополнительного образования требуется проявление высокого уровня профессионализма, культуры, технологической готовности к формированию творческой личности. Значительную роль в этом играет его инновационная педагогическая деятельность, направленная на организацию творческого взаимодействия с обучающимися в образовательном процессе.

Еще К.Д. Ушинский убедительно доказал, что педагогу недостаточно знать, чему учить, но надо еще знать, как учить. П. Ф. Каптеревым выделяются два вида качеств педагога: его научная подготовка и личный педагогический талант. Им высказано мнение, что истинно хороший педагог «… не может быть рабом ни программ, ни методик, он всегда должен оставаться свободным и самостоятельным  деятелем».

Высшая ступень педагогического творчества - соединение педагогической науки и практики. Умения применять достижения педагогической науки в своей деятельности зависят от уровня научно-познавательной культуры педагога.

Работа педагога дополнительного образования сегодня направлена на освоение новых компонентов дидактической деятельности и выводит его на технологический уровень проектирования учебного процесса; реализация этого проекта делает педагога высокопрофессиональным специалистом, раскрепощает его, выступает альтернативой формальному образованию, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества. Теперь уже педагог становится автором проекта, а это уже новая его функция.

Задача педагога – уметь выделить оптимальную модель, включающую методы обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. При этом проявляется индивидуальный стиль инновационной деятельности, который, может быть сформирован только в условиях творчески обогащенной среды и вариативности поведения всех участников. Важно, чтобы педагог мог выбирать те приемы и способы педагогической деятельности, которые бы максимально способствовали развитию его индивидуальности. Содержание инновационной деятельности сложно и многоаспектно. Целью инновационной деятельности являются не столько сами умения, сколько деятельностная готовность к овладению ими, восприимчивость к педагогическим инновациям, процесс принятия решения о введении новаций.

В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой были выделены основные составляющие операционного компонента инновационной деятельности:

- личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;

- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения об использовании нового;

- формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;

- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности; обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшеств;

- создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;

- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;

- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности; оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.

Содержание инновационной деятельности сложно и многогранно, целью ее являются в большей степени не сами умения, сколько готовность к действиям, к овладению ими, восприимчивость к инновациям, процесс принятия решения о внедрении инноваций.

Готовность к инновационно-педагогической деятельности характеризуется следующими умениями решать дидактические задачи:

- аналитико-рефлексивные – умение находить новое для своей деятельности в имеющимся опыте; умение определять целесообразность нововведения, учитывать оптимальность условий и эффективность применения; умение определять уровень личной готовности к внедрению инновации;

- проектировочно-прогностические  - умение методически разрабатывать новую идею (описывать содержание, структуру, этапы, технологию; умение прогнозировать и предвосхищать результаты; умение составлять программу нововведения;

- организационно-деятельностные – умение внедрять дидактическое новшество, реализовывать современные инновационные технологии, методы, приемы обучения, умения импровизировать в процессе обучения;

- диагностико-гностические  - умения анализировать успешность применения нового; умения выявлять недочеты как в самом новшестве, так и в организации его внедрения; умения обобщать, систематизировать опыт своей инновационной деятельности;

- коррекционно-регулирующие – умения осуществлять последующую доработку новшества, вносить изменения в инновационную дидактическую систему; умение нейтрализовать или компенсировать возможные негативные эффекты, побочные результаты.

 

 Степень готовности педагога к осуществлению обучения и воспитания обучающихся в условиях развивающегося образовательного учреждения можно определить через уровни проявления показателей, их качественных признаков-умений решать дидактические задачи инновационно-педагогической деятельности.

Результаты исследований готовности практикующих педагогов к инновационно-педагогической  деятельности  показывают необходимость повышения их стремления к обновлению своей личной дидактической системы.

Развитие, обновление технологии обучающей деятельности педагога дополнительного образования происходит на основе уже сложившегося опыта обучения. Инновации в виде «вкраплений» вплетаются в систему работы педагога, в большей или меньшей степени преобразуя ее, выступая условием развития.

Системный характер инноваций определяется личностными качествами  обучающегося и условиями дидактического процесса. Включение в объективно-инновационную деятельность заставляет педагога значительно перестраивать свою работу, именно субъективные качества педагога выступают побуждающими мотивами к преобразующим, инновационным действиям.

Развитие готовности к инновационно-педагогической деятельности происходит в процессе создания своей технологии, разработки новых элементов – «техник», закрепленных положительным опытом приемов и складывающихся в личную дидактическую систему.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования педагога дополнительного образования.  Инновационные технологии в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения, положительно влияют на качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития обучающихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет перейти на новую качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки обучающихся позволяют выполнить цели программы в более полном объеме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому все педагоги должны находиться в постоянном поиске новых форм, методов работы с обучающимися.

Подготовила:

педагог-организатор

С.М. Михеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

Статья адресована методистам и педагогам дополнительного образования. В статье даны рекомендации по организации инновационной деятельности педагога....

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса....

Технология инновационный деятельности педагога дополнительного образования

Выступление на заседании секции педагогов дополнительного образования....

Инновационная деятельность педагога в сфере дополнительного образования.

Внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования педагога дополнительного образования.  Инновационные технологии в сфере дополнительного образования определяют сущность формировани...

Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

Методические рекомендации для составления аналитических отчетов методистам УДОД...

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность...