Доклад «Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания»
учебно-методический материал

Васильева Наталья Евгеньевна

Выступление на методическом объединении классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vasileva_n.e.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное общеобразовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"Вышневолоцкая школа-интернат №2"

Доклад

выступления на методическом объединении на тему:

«Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания»

   

Учитель высшей категории:

 Васильева Наталья Евгеньевна

Вышний  Волочёк

май 2022 год.

Психологические познавательные процессы, обеспечивающие формирование патриотизма

Каждый педагог должен понимать, что воспитание гражданина, патриота -  это процесс, в основе которого лежат индивидуальные психологические особенности личности. На основании этих особенностей у обучающихся складываются различные представления о жизни, окружающем мире, событиях, включая и представления о Родине.

Процесс   воспитания в образовательном учреждении   с давних пор является организованным и целенаправленным воздействием на личность и поведение ученика. В педагогической психологии процесс воспитания рассматривается в аспекте воздействия на чувства. Межличностные отношения, освоение социальных ценностей и установок, норм и правил поведения – все затрагивает чувствительную сферу.

Формирование патриотизма у обучающихся основывается на преобладании индивидуальных либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к Отечеству. Становление и развитие патриотизма, формируется на уровне конкретного образного мышления. Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала у школьников, можно полагать, что патриотизм - это итог сформированного социального чувства и способа эмоционально-нравственного отражения действительности.  Эти способы отражения могут быть представлены в виде развитых чувств, образов, восприятий, представлений, воображений, в виде идеалов. Главная роль принадлежит чувствам. Рассуждая о роли чувств человека, А.Н. Радищев   в своих произведениях спрашивал: «Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия?»    Великую роль чувствам отводил и великий русский физиолог И.П. Павлов.  Нужно понимать какое большое значение имеют такие чувства, как ощущения и восприятия, эмоции и переживания, насколько они необходимы для существования человека и каким источником воспитания они являются. Педагог в своей деятельности должен основываться на знании того, как можно использовать психологические   особенности личности для формирования патриотизма. Психологические факторы необходимо учитывать при планировании и построении учебного и воспитательного процесса в школе.

Рассмотрим психологические факторы, влияющие на формирование патриотизма.

Ощущение и восприятие. Ощущение - это психофизический процесс отражения прямого действия предметов или явлений на органы чувств. В результате данного воздействия возникает определенное переживание силы и места воздействия, качества действующего на анализаторы явления. Ощущение окружающего мира позволяет человеку развивать индивидуальное познание этого мира. Восприятие является более высоким уровнем чувственного познания. В восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее.

Основываясь на ощущениях и восприятиях обучающихся, мы  должны формировать положительные чувства ко всему родному, красивому, ко всему тому, что окружает человека. В процессе   патриотического и нравственного воспитания, опираясь на чувства и эмоции, можно прививать любовь к Родине, к сакральным событиям в истории страны, к героям, к памяти своих предков. При этом нужно помнить, что   чувства должны носить действенный характер, а не оставаться переживанием.

            Наблюдение и любознательность. Ребенок, получая информацию об окружающей среде, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Чаще всего это происходит бессистемно в лучшем случае, но бывает, что у детей формируется и негативное отношение к окружающему миру.

Мы  должны  научить обучающихся  адекватной наблюдательности, чтобы воспринимать всё окружающее таким, каким оно есть.   Свою деятельность мы должны направлять на развитие любознательности и культуры восприятия, а, значит, и формировать нормальное чувственное развитие и здоровую любознательность.

Представления. Представления - это субъективные образы раннее воспринимавшихся образов ощущений и восприятий.  Задача учителя сформировать правильные представления об окружающем мире в историко-патриотическом направлении. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на нравственности учащегося, на его духовном и патриотическом развитии.   

Для эффективного сформирования у обучающихся представления по вопросам патриотизма, необходимо чтобы каждый учитель в полной мере осознавал тот конкретный материал, который следует использовать при решении этой проблемы.

Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей обучающихся. В начальной школе формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Вполне естественно, что чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения и развивается их патриотическое сознание.

Память. Память - это способность человека получать, сохранять, восстанавливать и воспроизводить прежние впечатления. Большое значение имеет формирование у учащихся исторической памяти. Историческая память - это память о наших предках, их подвигах, героизме, о любви и нравственности, о традициях поколений русского народа. Педагог может использовать в воспитательном процессе   события, запечатлённые разными поколениями и формировать так называемую «живую память».

Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

Психолого-педагогические компоненты

             мотивационный                                                 интеллектуальный

                              эмоциональный                 волевой

Мотивационный компонент патриотизма.

 Мотивация – это побуждение к действию.

Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.

Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

В настоящее время это понятие учёными понимается по-разному. Кто-то придерживается мнения, что мотивацией является совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие определяют мотивацию как совокупность мотивов.

Педагог должен понимать, какой мотив должен лежать в основе патриотического воспитания. К главным мотивам можно отнести интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и идеалы ученика. К важным факторам мотивации относят достижения. Это потребность в достижении высоких результатов.

Мотивация самореализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Мотивационный компонент патриотизма педагог формирует  в ходе образовательного процесса, придерживаясь принципов:

- систематичности и последовательности,

- сознательности, активности обучающегося,

- уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью,

- опоры на положительные качества обучающегося,

- включения в деятельность.

Методы формирования мотивов могут быть достаточно разнообразными, но, если речь идет о воспитании патриотизма, то и методы должны быть патриотического содержания.

К основным методам будут относиться убеждение, внушение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Необходимо создавать ситуации, в которых учащиеся осознают свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской патриотической деятельности учеников для общества и, прежде всего, создавать такие ситуации, в которых бы обучающиеся  переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей.

В предметно-практической деятельности  учащихся определяются основные доминанты патриотизма. Харламов И.Ф. рассматривает доминанты  патриотизма как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

По существу, всякая деятельность, направленная на реализацию мотивов и смыслов блага России, является патриотической.

Интеллектуальный компонент патриотизма.

Интеллектуальный компонент патриотизма также называют когнитивным компонентом.  В основе его лежит уровень знаний ученика. Этот уровень знаний позволяет осуществить углубленное осмысление патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности.

Показателями развития патриотического знания учащихся являются знания о патриотизме и требованиях к гражданину, знание гражданских прав и обязанностей, умения соотнести знания с адекватной им системой ценностей, самооценка и видение путей самосовершенствования своих патриотических качеств.

С целью формирования патриотических знаний деятельность в современной школе направлена на решение следующих задач:

  1. Изучение и знание Конституции Российской Федерации, законов, норм общественной и коллективной жизни.
  2. Изучение условий для реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
  3. Знание основных символов государства (герб, флаг, гимна Российской Федерации), другой российской символики и исторических святынь Отечества.
  4. Умение исполнять Гимн Российской Федерации.
  5. Изучение социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
  6. Изучение культурного и исторического прошлого России, народных традиций.
  7. Изучение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем своей страны.

Интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности, которые организованы педагогами в рамках образовательного процесса. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем общеобразовательным предметам и во внеклассной работе. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

 Исследовательская работа способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служению целям совершенствования учебно-воспитательного процесса, осознанию учащихся конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания дает положительный результат в деле патриотического воспитания.

В зависимости от возраста учащегося, можно использовать разные формы и методы обучения и воспитания. К ним относятся выразительное чтение,  беседа, эмоциональный рассказ.

            Приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биография, работа с документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память.

Коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры формируют опыт поведения, регулируют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Разработка мультимедийных проектов, презентаций развивают коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия.

Интерактивные игры, посвященные наиболее важным историческим событиям в жизни России, могут быть самостоятельным мероприятием, или фрагментом урока, или использоваться как обобщающий урок.

В последнее время в школах используется музейная педагогика. Термин «музейная педагогика» появился еще в 1934 году, но сегодня практически все школьные музеи работают в этом направлении.

Педагогические задачи школьного музея по формированию патриотизма заключаются в реализации познавательной функции, развитии и формировании грамотности и мышления у учащихся. Это может осуществляться через музейный экспонат.  Музейный экспонат служит предметом или содержанием для различных видов коммуникаций.  Тип коммуникации может носить как монологический, так и диалогический характер. Приобретению патриотических знаний способствуют музейные экспозиции соответствующей тематики.

             Особого внимания заслуживают такие формы работы как групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. Для этой цели используются тест-практикум, практикум по решению познавательных задач патриотической направленности. Не менее важна также индивидуальная практическая работа. Она содействует развитию абстрактно-логического мышления, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, позволяют осмыслить уже известное.

            Данные формы и методы дифференцируются с учетом возрастных особенностей учащихся, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Интеллектуальный компонент патриотизма в школе реализуется через

его функции:

Мировоззренческая функция. Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир и на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения.

Методологическая функция. Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.

Коммуникативная функция. Патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.

Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.

Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков.

Эмоциональный компонент патриотизма.

Эмоции - высшие переживания человека.  Мы говорим о чувствах, которые имеют социальную окраску. Это чувство патриотизма, чувство долга перед Отечеством, чувство коллективизма, интернационализма, чувство чести. «Мы должны воспитывать у человека чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своей Родины, и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед Родиной».  А.С Макаренко.

Эмоциональный компонент воспитания и образования состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщена яркими примерами проявления патриотизма, ее необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Под влиянием эмоциональных чувств развивается пафосный патриотизм, который характеризуется, например, трудовым подъемом, энтузиазмом.

Эмоциональный компонент патриотизма позволяет формировать патриотические настроения, чувства. Он способствует формированию высоконравственных качеств, таких как гуманизм, альтруизм, героизм, отвага, мужество, умение постоять за свою Родину, свой народ.

            Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Волевой компонент патриотизма.

Словарь Даля определяет, что «воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются параметры, которые могут характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего - в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Для формирования волевой сферы учащегося педагог может использовать несколько этапов: возникновение побуждения и предварительная постановка цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения и окончательный выбор цели, исполнение и достижение результатов.

Волевой компонент патриотизма включает в себя такие качества как целеустремленность и инициативу. Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Инициативность - это способность человека к самостоятельным волевым проявлениям. Инициативность выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей. Это качество отличается большой сложностью. Волевой компонент – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма. Волевой компонент патриотического воспитания тесно связан с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота с сильными волевыми качествами.

Сегодня этой цели может способствовать система патриотического воспитания, которая включает в себя следующие направления:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- нравственное воспитание;

- историко-краеведческое воспитание;

- спортивное - досуговое воспитание;

- здоровьесберегающее воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание.

К мероприятиям, направленным на патриотическое воспитание, в рамках этих направлений можно отнести:

- выставки;

- проведение конкурсов;

- КТД;

- фестивали творчества;

- посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;

- благоустройство памятников истории;

- беседы и классные часы;

- оборонно-спортивные игры;

- районные и областные тематические конкурсы, олимпиады.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. Ядром патриотического воспитания выступает гражданское образование и воспитание.

Система работы по патриотическому воспитанию   обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду. С первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Психолого-педагогические основы профилактики экстремизма и развития толерантности в школе"

Ресурс представляет собой разработку выступления для педагогов на заседаниях ШМО, педсоветах по проблеме толерантности...

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся»

Вашему вниманию предлагаю свою разработку на тему: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в средней школе, их адаптационный период, проблемы с учителями и родителями. В этом докладе я постара...

Доклад: "Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося"

Информационно-педагогическая помощь классному руководителю.В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия , направленные на укрепление и повышение авторитета родите...

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"...