Методическое пособие по родному русскому языку 9 класс.
методическая разработка (9 класс)

Ольга Владимировна Лиманова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение русского языка — стимул и средство изучения отечественной культуры, база изучения других предметов. Учебник является для ученика навигатором в информационном пространстве, задаёт программу действия учителя и учеников. Он даёт возможность организовать совместную деятельность ученика и учителя. Школьники не получают знания в готовом виде, как привычные инструкции к запоминанию, они исследуют факты языка в процессе изучения конкретного раздела. Такой подход позволяет активизировать работу по речевому развитию учащихся. Содержание обучения предмета «Русский родной язык» носит больше практико-ориентированный характер. В процессе творческой деятельности осуществляется коммуникация между участниками образовательного процесса на уроках и вне уроков; учащиеся нацеливаются на поиск совместных решений, аргументацию своей точки зрения, на участие в коллективной работе и оценку её результатов. Язык является одной из форм сущест вования культуры, а культура — в её духовном и материальном аспекте — одним из компонентов языка. Наряду с собственно лингвистическими особенностями языковые единицы закрепляют элементы культурного опыта, и язык нации служит отражением её культуры в целом. Соизучение языка и культуры осуществляется в разделе «Язык и культура», а также при изучении культуроведческих текстов в других разделах учебника. В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Основными критериями отбора таких текстов является насыщенность их культуроведческими сведениями (о традициях, истории, событиях, связанных с национальной и мировой культурой), а также способность текста воспитывать читателя и эмоционально воздействовать 4 на него. Кроме того, работа с культуроведческими текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культуры других народов. На уроках русского языка школьники знакомятся не только с родной национальной культурой, но и с культурными ценностями других народов, что способствует толерантности, уважению к их национальной самобытности; пониманию и осознанию национально-культурных различий между народами и этносами. Таким образом, познание культуры русского народа происходит в диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же время раскрывает то общее, что объединяет культуры разных народов и людей, говорящих на разных языках. На фоне сопоставления культур учащиеся более глубоко осознают своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры, начинают глубже чувствовать особенности и своеобразие своего родного языка, осознанно любить его. На уроках русского родного языка большое внимание уделяется практическому овладению культурой речи в разделе «Культура речи»: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной формах. Основные задачи, связанные с речевым развитием школьников, решаются при изучении раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст». Учащимся предлагаются задания, направленные на формирование умений понимать прочитанное, выделять главное, задания на создание и редактирование текста, написание отзыва, рецензии, аннотации, составления плана, реферата, интерпретации полученной информации в устной и письменной формах. Проводится активная работа по обучению учащихся разным видам информационной и речевой переработки текста в процессе подготовки к написанию сочинения, совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи. Знание языка помогает постичь красоту, богатство, выразительность родной речи, традиций, которые наиболее ярко проявляются в замечательных творениях художественной литературы. Развитие устной и письменной речи школьников происходит в ходе составления письменных ответов на проблемные вопросы, высказываний на заданную тему, со 5 ставление плана и пересказа теоретической информации из учебника. Работа с текстом направлена на обогащение культурно-исторической памяти учащихся, воспитание у школьника активного отношения к действительности, формирование гуманистического мировоззрения. В процессе анализа текста и выполнения творческих заданий формируется способность учащихся отстаивать личностную позицию, связанную с проблематикой предложенных текстов, анализировать и интерпретировать художественный текст, расширять представления школьников о взаимосвязи языка и культуры. Следует отметить, что все задания учебника направлены на формирование и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Обучение русскому родному языку имеет коммуникативную направленность, что предопределяет усиление практической ориентации обучения. Это значит, что любая информация, предъявляемая на уроке учителем или заложенная в учебнике, должна иметь практический выход. Как известно, любые знания усваиваются лучше, если они получены в ходе практической деятельности. В связи с этим основным подходом, заложенным в учебнике русского родного языка, является деятельностный подход. Урок как основная организационная форма обучения выполняет развивающие и воспитательные функции. Практика показывает, что знания, открытые самими учащимися в ходе активных учебных действий, более прочные, чем знания, полученные при пассивном восприятии. Цель данного методического пособия — помочь учителю организовать обучение школьников по учебникам «Русский родной язык. 9 класс» (авторы: Т. М. Воителева, О. Н. Марченко, Л. Г. Смирнова, И. В. Шамшин). Система уроков, представленная в пособиях, разработана с учётом преемственности в подходах к организации процесса обучения русскому родному языку. Темы уроков соответствуют рабочей программе курса. Ведущим видом деятельности на уроках русского родного языка является углублённая исследовательская работа учащихся с языковым материалом. Каждый урок имеет примерно одинаковые структурные компоненты, в соответствии с которыми излагается содержание урока. 6 В зависимости от темы урока определяется цель — предполагаемый результат, к которому должны прийти учащиеся. Целеполагание направлено на коллективное выявление школьниками учебных задач, решение которых подведёт их к планируемому результату. Основой целеполагания является соотношение уже известного учебного материала и нового, который предстоит освоить. Целеполагание можно рассматривать и как мотивацию активной учебной деятельности учащихся. Целью этапа целеполагания является включение учащихся в активную учебную деятельность, используя известные приёмы мотивации. Этап актуализации знаний предусматривает подготовку к восприятию новых знаний на основе опорного повторения изученного материала, проблемной беседы, исследовательской деятельности и др. В процессе актуализации знаний выявляются пробелы в усвоении учебного материала и создаётся проблемная ситуация, при поиске способа решения которой школьники переходят к знакомству с новой темой. Усвоение новых знаний предлагается проводить разными способами: обращением к теоретическому материалу учебника, таблицам и схемам, текстам. Итогом этапа усвоения новых знаний становится знакомство с основными теоретическими понятиями и способами действий по характеристике этих понятий. Закрепление знаний учащихся проводится в ходе коллективной и групповой работы над рецептивными, репродуктивными и продуктивными упражнениями учебника. Выполнение упражнений даёт возможность учителю установить правильность и осознанность усвоения учениками нового материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении изученного. В пособиях имеются методические комментарии, позволяющие определить, на чём учителю следует акцентировать внимание, какие умения и навыки школьников формируются при выполнении того или иного упражнения. На этапе рефлексии проходит восстановление в сознании учащихся способов получения и закрепления нового знания. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что они изучали и как пришли к результату. Немаловажным является вопрос, для чего необходимы сведения, полученные на уро ке. Ответы на эти вопросы позволяют учителю сделать вывод о степени усвоения учебного материала. Заключительные уроки предназначены для презентации индивидуальных учебных проектов учащихся, подготовленных ими в течение учебного года. Целью уроков является представление и обсуждение самостоятельно выполненных учащимися работ. В пособиях представлен примерный план проведения уроков по презентации проектов. Работа над проектом предполагает самостоятельный выбор темы из ряда предложенных в учебнике, определение основной его идеи, выбор структуры в соответствии с поставленной задачей, разработку плана, рациональный отбор материала из научных и научно-популярных источников, словарей, иллюстративных материалов, их оценку, составление собственного текста с использованием изученных материалов с включением ответов на вопросы, заданные слушателями заблаговременно. Уроки, представленные в методическом пособии, ориентированы на развитие умственных способностей школьников, освоение различных видов речевой деятельности на уроке, формирование соответствующих компетенций. В методических пособиях отражены рекомендации по работе с рубриками учебника: «Русь великая», «Знаете ли вы, что…», «Диалог культур», «Русские филологи», — обращение к которым имеет не только познавательное, но и общекультурное значение и позволяет реализовать межпредметные связи. Реализации межпредметных и внутрипредметных связей родного языка, родной литературы и культуры, изобразительного искусства содействуют анализ репродукций картин русских художников и сочинение по картинам. Материал рубрик содержит дополнительную информацию об исторических и культурных реалиях, даёт возможность более глубоко, системно осознать неразрывную связь языка и культуры, рассмотреть язык как способ взаимодействия человека с окружающим миром. В соответствии с программой в каждом классе имеются резервные уроки, которые учитель может использовать по своему усмотрению, опираясь на тематическое планирование. Использование методических пособий при подготовке к урокам позволит учителю реализовать коммуникативно-деятельностный, культурологический, аксиологический и компетентностный подходы к обучению русскому родному языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"

Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе  программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...

Методические пособия для учителей русского языка, работающих в 5 классе

Данные методические пособия помогут в работе с учащимися 5-х классов...

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и учеников 11 классов.

Методические рекомендации к написанию части С ЕГЭ по русскому языку 11 классАлгоритм работы с текстом...

методическое пособие к урокам русского языка в 5-9 классах "Словари - наши помощники"

пособие может быть использовано на уроках и во внеурочной деятельности....

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...